Права и обязанности детей: вопросы и ответы. Классификация детских вопросов требования к ответам на них

Классификация детских вопросов требования к ответам на них

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 60

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Права и обязанности детей

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­ зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­ циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­ люция 1386 ( XIV ) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18- летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления ( приме­чание редакционной комиссии).

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

· с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

· в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

· при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

· с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

· на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

· на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

· на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

· на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

· на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

· на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

· на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

· на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

· жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

· на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

· на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

· на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума .

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

· в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних;

· в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством .

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Права учащихся: вопрос – ответ

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?
Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?
Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника. Данная мера необходима для информирования родителей.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?
Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?
Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачёт), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать образовательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока?
Учитель не имеет права отпустить ребёнка в туалет без личного сопровождения, так как, в случае травмы ребёнка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам). Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако если у ребёнка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Имеет ли право учитель не впустить меня в класс, если я опоздал?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у Вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание.

Имеет ли право учитель выгнать меня с урока?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

Когда я имею право покидать пределы территории школы?
По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несёт ответственность за безопасность ребёнка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?
Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?
Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?
Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 45). Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещения которых не предусмотрено школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Всё, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподаётся бесплатно.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.

Для кого в школе звонок: для учеников или учителей?
Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять своё место.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

Вопросы детей как показатель их познавательной активности. Классификация детских вопросов. Ответы взрослых на них

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предмет­ная «исследовательская» деятельность, свойственная ребен­ку раннего возраста, развивает и закрепляет познаватель­ное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимает­ся на новую качественную ступень. Любознательность и познавательные интересы представ­ляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Любознательностьхарактери­зуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность. Любознатель­ному ребенку хочется познавать, а что именно — не столь важно. Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.Таким обра­зом, познавательный интерес отличаетсяот любознатель­ности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.

Основа познавательного интереса — актив­ная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельнос­ти. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для раз­вития такой деятельности.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интере­сов. Однако исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубин­штейна выявили различные мотивы детских вопросов.

Ав­торы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим пере­живаниям, установить с ними контакт. Такие вопросы возни­кают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они тре­буют особенно чуткого отношения взрослых: важно по­нять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пережива­ния, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познава­тельный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стре­мятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разно­образный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предмета­ми и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.

Содержание детских воп­росов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей.

С течением времени вопросы меняются по форме.

Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и ка­чества.Они задают вопросы типа где? кто? что? какой?

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окру­жающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отно­шений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них ана­логии, общего и различного. Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему?

Для детей 5-6 лет типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. — Шпаргалка по дошкольной педагогике

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно — не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности).

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова).

Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.

Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха — придают уверенность в своих сипах.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь модели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т.п. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Однако исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов.

Авторы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Например, 4-летний Сагаа спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка.

Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, например, такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Куда звезды уходят с неба днем?», «Что главнее для человека — мозг или сердце?», «Почему ночью на кебе то луна, то месяц?»

Содержание детских вопросов разнообразно.

По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.п. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы. Так, за последние пять лет российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, церковью, обрядами.

С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой? Например, 3-летний Саша спрашивает: «Это что? Это книга новая? Моя книга?»

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Так, мальчик 4,5 лет спрашивает: «Почему сажают одно зернышко, а вырастает целый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?»

Для детей 5-6 лет типичны цепи вопросов о каком-либо предмете или явлении: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может начаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?».

Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5.5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы.

По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность.

В свое время А. М. Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопросы ребенка?

— Помните, что ребенок задаст вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним.

Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

— На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование — краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.

— Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н.Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.

— Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.

Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.

— Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Педагогический проект
«Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов — рассуждений на вопросы»

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы –

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

«Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов — рассуждений на вопросы»

«Мир детского сознания — недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему- то хочется вернуться в него? Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками- детьми …»

Тип проекта: педагогический.

Основной руководитель проекта – воспитатель группы детей дошкольного возраста Н.Г.Шавшукова, она является организатором детской познавательно – речевой деятельности и источником создания проблемных ситуаций.

Родители активные участники в реализации проекта. Их интерес к познанию и открытию своих детей вовремя рассуждений, способствует более глубокому проникновению в мир детских ощущений, восприятий, что влияет на формирование теплых взаимоотношений в семье.

Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

Целевая группа: дети дошкольного возраста.

Масштаб проекта: работа по проекту начиналась в младшей группе и заканчивалась в подготовительной к школе группе.

Основания для разработки. Проблема. Актуальность.

Альберт Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться чудесам новой для них жизни» Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребенка, его активности.

Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?

В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность — через активность.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Мы рассматриваем активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления.

Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:

— психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В.Вилькеев);

— готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А. Половникова);

— умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова);

— проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова);

— личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

Как одну из форм проявления познавательной активности многие авторы считают вопрос. С.Л. Рубинштейн (1958), Н.А. Менчинская (1957), В.А. Сухомлинский (1965), А. И. Сорокина (1975), Н.С. Денисенкова (1991) характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Различные аспекты психологического функционала вопросов детей, их возрастной динамики представлены в работах Н.Б. Бабич (1984), Д.Б. Годовиковой (1985), Е.О. Смирновой (1992), Н.Б. Шумаковой (1990) и других.

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной (1945). Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира.В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

Работая над изучением детских вопросов, Н.А. Менчинская (1957) пришла к выводу, что наличие у детей вопросов свидетельствуют о том, что у них накапливаются знания об окружающей действительности. По мере обогащения опыта меняется и характер детских вопросов. Детские вопросы говорят окружающим о том, как все глубже и глубже ребенок познает мир. Исследователь отмечает, что переход от поверхностного интереса «Что такое?» к вопросам «Откуда?», «Почему?», несомненно, свидетельствует о развитии мысли ребенка.

А.М.Матюшкин (1982) выявил, что у старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления.

Во многих работах обсуждаются требования к поведению взрослых, когда они дают ответы на вопросы детей:

— уважение взрослого к познавательным интересам ребенка;

— учет психологических и индивидуальных особенностей детей, учет доступности для ребенка знаний;

— грамотность ответа взрослого, который помогает увидеть не только внешние признаки, но и внутренние связи предметов и явлений;

— побуждение детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности (Н.Г. Морозова, А.Г. Рузская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и другие).

Очевидно, что поиск ответов на различные вопросы так же способствует развитию познавательной активности ребенка. Поставленный вопрос взрослым, сверстником побуждает дошкольника искать ответ, используя различные источники информации — книгу, СМИ, опытно- экспериментальную деятельность, наблюдение, общение и др. Отвечая на вопросы, ребенок так же приобретает умение слушать, слышать собеседника, учится отстаивать свое мнение, свою точку зрения.

1. С одной стороны, у детей дошкольного возраста имеется высокий потенциал для развития познавательной активности, с другой — ребенок часто испытывает затруднения в построении речевых высказываний и рассуждений

2. С одной стороны, доступность и широта информации, с другой стороны отсутствие у ребенка при поиске ответов на вопросы умений добывать и работать с информацией.

Цель: развитие познавательной активности ребенка через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.

Для детей
Образовательные — Расширить кругозор ребенка.

— Формировать умение ребенка задавать вопросы.

— Учить детей отвечать на вопрос, рассуждая, высказывая собственную точку зрения.

-Учить добывать информацию через различные источники.

Развивающие

— Развивать у детей предпосылки диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости)

— Развивать психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

— Развивать связную речь.

Воспитательные

— Воспитывать у детей интерес к процессу познания.

— Воспитывать самостоятельность и активность ребенка.

— Развивать коммуникативную культуру дошкольников.

Для педагога — Провести теоретический анализ роли вопросов на развития познавательной активности ребёнка.

— Собрать банк вопросов.

— Изучить особенности детских ответов на вопросы.

— Создать речевую и поисковую среду.

— Освоить проектную технологию.

— Обеспечить тесный контакт с родителями по решению задач проекта.

Для родителей — Содействовать в отборе информации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

— Поддерживать в ребенке пытливость, любознательность через ознакомление с разными способами получения информации.

Стратегия и механизмы реализации

1 этап. Аналитический. Сбор информации

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети второй младшей группы
  1. Диагностика.
  • Создание картотеки вопросов.
  • Индивидуальные собеседования.
  • Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд.
Дети средней группы
  1. Повседневное наблюдение.
  2. Использование вопросов при рассматривании предметов, картин.
  3. Использование вопросов в процессе наблюдения за природой.
  4. Игры «Цепочка вопросов», «Да-нет», «Придумай свой вопрос».
  5. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Почемучка»)
  6. Создание картотеки игр по развитию познавательной активности.
  7. Оформление тетради «Веселые рассуждалки.
  8. Активизация детей к рассуждениям.

    6.Тематические встречи:

    «Волшебный мир книги»

    «Наши интересы и увлечения»

    «Телевидение в жизни семьи и ребенка».

Дети старшего дошкольного возраста
  1. Интеллектуальные разминки.
  2. Сотрудничество с библиотекой им. Е.Трутневой.
  3. Детское экспериментирование (поиск ответов).
  4. Чтение художественной литературы, беседы после прочтения.
  5. Знакомство с разными источниками получения информации: книга, Интернет, СМИ, человек

    (взрослый и сверстник),

    1. Игры «Цепочка вопросов», «Да — нет», «Придумай свой вопрос», «Что было бы если».
    2. Игры – рассуждалки.
    3. «Придумай загадку».
    4. Пятиминутки «Что тебя удивило», «Знаете ли вы», «Что самое, самое…»
    5. «Интервью» на тему.
    6. Конкурс «Внимание вопрос!»: самый забавный, самый интересный, самый короткий или длинный.
    7. Конкурс: «Самый наблюдательный»
    8. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Эрудит»)
Педагог
  1. Оценка результатов диагностики.
  2. Пополнение картотеки игр по развитию познавательной активности.
  3. Обогащение картотеки вопросов.
  4. Оформление тетради «Ребенок открывает мир».
  5. Подбор дидактических игр.
  6. Пополнение и систематизация и художественной и научной литературы для детей.
  7. Оформление детских опытов и экспериментов.
  8. Создание видеотеки об окружающем мире «Удивительное рядом!»
  9. Подбор мультфильмов о познании мира.
  10. Разработка сценариев мероприятий с родителями.
Родители
  1. Консультации по развитию познавательной активности.
  2. Дни открытых дверей.
  3. Оформление газет и коллажей («Все обо всем», «Сюрпризы природы», «Самый, самый»).
  4. Участие в совместных интеллектуальных играх:

    «Что? Где? Когда?», «Веселая Почемучка», «Викторина, викторина».

    1. Тематические вечера.
    2. Поиск родителями интересных вопросов для детей.
    3. Изучение и обсуждение ответов детей.
    4. Видеозапись и презентация родителям вопросов и ответов детей.

3 этап. Итоговый. Анализ результатов

Дети — подготовительной группы (выпускники)
  1. Заключительная диагностика уровня познавательной активности ребенка.
  2. Праздник эрудитов.
  3. Анализ и оценка результатов диагностики уровня познавательной активности ребенка.
  4. Анализ детских вопросов и ответов (Приложение № 1.)
  5. Обобщение педагогического опыта.
  6. Трансляция педагогического опыта: отрытые просмотры на методических объединениях педагогов района, города, на мастер – классах, конференциях (Приложение № 2)
  7. Аттестация.
  8. Обсуждение результатов реализации педагогического проекта.
  9. Участие в празднике эрудитов.
    Дети Критерии
    1. Повышение уровня познавательной активности детей: — увеличение количества вопросов;

    — многообразие вопросов (из разных областей)

    — заинтересованное отношение к результату деятельности);

    — самостоятельная организация детьми экспериментирования.

    2.Обогащение способов познания: — умение работать с книгами;

    — находить информацию в Интернете (совместно с родителями);

    — умение задавать вопросы взрослому и сверстнику.

    3.Широкий кругозор: — знание из различных областей в соответствии с реализуемой программой;

    — увеличение количества ответов;

    — победы в конкурсах и викторинах.

    4.Повышение уровня развития связной речи: — грамотная монологическая речь

    5.Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми: — умение обсуждать вопросы и ответы со взрослым и сверстниками;

    — умение сообща добывать информацию;

    — уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

    6.Повышение уровня развития психических процессов:

    — память;

    Продукт деятельности
    Педагог — банк вопросов и детских ответов;

    — личностно — деловой контакт с родителями.

    Родители — обогащение способов совместного познания окружающего мира;

    — банк вопросов от родителей;

    — увеличение количества вопросов родителей по воспитанию ребенка;

    — повышение активности родителей — (участие в проектах, тематических вечерах, интеллектуальных играх).

    1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.

    2. Актуальные проблемы дошкольного образования. Тезисы докладов Первой региональной Уральской научно-практ. конф. — Пермь, 1994.

    3. Баженова О.В., Баз Л.Л. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 1. с. 97- 109.

    4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение,1968.

    5. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М.: Просвещение, 1977.

    6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.

    7. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.

    8. Винокурова Н. Подумаем вместе. — М., 1998.

    9. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. — М., 2005.

    10. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80 – 89.

    11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? — М., 1994.

    12. 3апорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. — В сб.: «Вопросы психологии детей дошкольного возраста». — М., АПН РСФСР, 1948.

    13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.- М., 2005.

    14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. — М., 2006.

    15. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.

    16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярослав,1996.

    17. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.5 — 17.

    18. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

    19. Образовательная система «Школа 2100». — М.,2008.

    20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль, 1996.

    21. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. — М., 2010.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Природа, животный мир
    Зачем слону хобот

    Почему листья опадают осенью

    Почему осы и комары кусают и жалят людей

    Почему у птиц не видно ушей

    Может ли жучок съесть целую березу

    Почему кошкам не нужна вода, чтобы мыться

    Почему жираф такой высокий

    Почему у свиньи нос пятачком

    Почему филин охотится ночью

    Почему коровы не могут жить без человека

    Почему люди не имеют такой шерсти на теле, как у животных

    Зачем кошке усы

    Для чего верблюду горбы

    Для чего цветут цветы

    Почему муха не может прыгать

    Почему собаки очень любят грызть кости

    Почему в Африке очень жарко

    Почему у зайца длинные уши

    Почему черепаха передвигается медленно

    Почему бананы бывают желтого цвета

    Почему кошка бегает за мышкой

    Почему собака виляет хвостом

    Чем отличается морковь от огурца

    Отчего у гуся лапы красные

    Почему откусанное яблоко темнеет

    Почему ель всегда зеленая

    Почему идет снег

    Зачем рыбе жабры

    Почему у кенгуру передние лапы короче задних

    Почему паук не прилипает к паутинке

    Почему уши у кузнечика на ногах

    Почему кошка мяукает

    Зачем носорогу рог

    Почему собака бывает кусачей

    Взаимоотношения людей
    За что принц полюбил Золушку

    Зачем люди фотографируются

    Как спасти Колобка

    Зачем люди здороваются

    Почему у Мальвины голубые волосы

    Зачем дети ходят в детский сад

    Почему мужчины дарят женщинам цветы

    Для чего мы ставим елку

    Зачем люди читают газеты

    Почему люди иногда врут

    Что такое сюрприз

    Почему говорят: «Ползет, как черепаха»

    Предметный мир
    Для чего нужен телефон

    Для чего нужна одежда

    Почему у светофора три цвета, а не больше

    Кто такой домовой и где он живет

    Почему самолет летает, а крыльями не машет

    Экспериментирование
    Отчего прокисает молоко

    Почему брошенная в воду спичка плавает, а иголочка утонула

    Почему ночью темно

    Почему солнце горячее

    Почему на море бывают волны

    Чем отличается молоко от воды

    Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой

    Почему конфеты сладкие

    Почему лед скользкий

    Почему в холодильнике холодно

    Почему рыба плавает и не тонет

    Почему вода легче проходит через песок, чем сквозь глину

    Почему солнышко встает

    Почему цветы вянут

    Гигиена и здоровье
    Зачем люди парятся в бане

    Почему человек не может жить без воды и без пищи

    Почему нельзя долго смотреть телевизор

    Почему человек мигает

    Зачем человеку волосы на голове

    Зачем проветривают комнату

    Мир искусства
    Как делают мультики

    Почему в опере все поют

    Воображение
    На что похож жираф

    Где ложится ветер спать

    Что такое страх

    Почему лисичка – сестричка

    Что можно увидеть с зарытыми глазами

    Любит ли Дед Мороз чупа-чупсы

    Что на свете вкуснее всего

    Какая книжка самая интересная

    Землетрясения бывают, а моретрясения

    Умеет ли ветер работать

    На что похожа луна

    Что было бы, если все было стеклянным

    Вопросы, придуманные родителями:

    • Почему медведь зимой спит?
    • Для чего стрелки на часах?
    • Почему заяц меняет шубу?
    • Почему человек спит?
    • Почему весной распускаются листья?
    • Для чего люди ходят на работу?
    • Почему утка плавает?
    • Почему лягушка квакает?
    • Что у белки на обед?
    • Что такое Новый год?
    • Почему идет снег?
    • Почему зебра полосатая?
    • Почему снег белый?
    • Зачем нужно чистить зубы?
    • Почему крапива жжется?
    • Для чего людям нужен паспорт?
    • Зачем люди занимаются спортом?
    • На что похожа половинка яблока?
    • Кто такие микробы?
    • Для чего у слона хобот?
    • Почему ежик колючий?
    • Что такое счастье?
    • Для чего детям нужны родители?
    • Какого цвета вода?
    • Почему дует ветер?
    • Почему ночью темно?
    • Почему птицы поют?
    • Почему днем звезд не видно?
    • Зачем зверям хвост?
    • Почему у рыб нет лапок?
    • Почему дети растут, а взрослые нет?
    • Почему мы не можем дышать в воде?
    • Почему мы не можем ходить по потолку и по стенам?
    • Почему море соленое?
    • Куда летит дым?
    • Почему дерево нельзя переставить на другое место?
    • Почему ракушка шуршит?
    • Почему деньги кончаются?
    • Кто такой эгоист?
    • Зачем сделали корку на хлебе?
    • Волчьи ягоды волк посадил?
    • Как яичко может стать цыпленком?
    • Зачем петуху шпоры?
    • Почему у нас не растут бананы?
    • Зачем водолазу акваланг?
    • Почему кетчуп красный?
    • Зачем вызывают скорую помощь?
    • Почему бабушкам нужно уступать место в трамвае?
    • Почему люди кричат «Ура!»
    • Что такое секрет?
    • Почему сосульки висят на крыше?
    • Почему клоуны всегда веселые?
    • Для чего чучело в огороде?
    • Что такое ложь?
    • Почему в пустыне нет воды?
    • Почему говорят тихий час?
    • Почему говорят «Душа болит»?
    • Почему говорят: «Поспешишь, людей насмешишь?»
    • Куда уходит детство?
    • Куда летят перелетные птицы?
    • Почему нельзя играть со спичками?
    • Почему, когда кипит вода, идет пар?
    • Почему подсолнух назвали подсолнухом?
    • Почему люди прячутся от дождя?
    • Почему в зоопарке нельзя дразнить обезьян?
    • Почему, когда люди чистят лук, плачут?
    • Почему когда порежешь палец, идет кровь?