Предметные требования по обж. Предметные требования по обж

Предметные требования по обж

читать авторефераты

по подготовке и повышению квалификации учителя ОБЖ

Совместно с онлайн-школой «Фоксфорд» с сентября мы запускаем

курс повышения квалификации для учителей

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020»

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа.

Бесплатное вводное занятие курса «Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» « Образование в области безопасности человека: эволюция от каменного до ядерного века »

состоится 15 августа в 14:00 (МСК)

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing

Запись и подробности о бесплатном открытом занятии по ОБЖ https://foxford.ru/events/1471

ФГОС общего образования (ОБЖ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от «17» декабря 2010 г. № 1897

(выдержки)

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

11.8. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:

Основы безопасности жизнедеятельности:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

приказом Министерства образования и науки

от 17 мая 2012 г. № 413

5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

9.5. Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Изучение учебных предметов «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесооборазного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;

умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать:

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Основы безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО

Результаты учебного предмета по освоению основной образовательной программы основного общего образования распределены по модулям без привязки к годам обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет последовательность модулей, разделов и количество часов на них, проводит промежуточную аттестацию результатов по каждому разделу.

Как принять участие в обсуждении:

  1. Ознакомьтесь с текстом Документа.
  2. Опишите ваши предложения по доработке Документа.
  3. Прокомментируйте и оцените предложения ваших коллег.

    О документе

    Фильтр предложений

    Террор.

    Необходимо знать: 1) действия при обнаружении подозрительного предмета, похожего на самодельное взрывное устройство; 2) действия при угрозе теракта по телефону; 3) действия при захвате в заложники. И знать основные термины.

    Уровни террористической опасности.

    Прошу не забыть про уровни террористической опасности «синий», «желтый», «красный».

    Сделать отдельным модулем РСЧС.

    РСЧС – это сокращенное название «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Необходимо знать, что такое режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. Можно добавить структуру РСЧС для наглядности.

    Недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

    Мы можем продуктивно спорить над каждой формулировкой каждого из разделов. Сокрушаться о недостаточном количестве часов и отсутствии актуальных тем. Но наши самые смелые инициативы разобьются о суровую правду жизни, когда речь зайдет о материально-техническом обеспечении курса. «Владение навыками» или «сформированность умений» будут складываться из просмотров фильмов (например, по строевой подготовке или спасению утопающих на водах)? Выполним практическое задание по оказанию первой помощи из разряда «вставь в текст пропущенные слова»? О чем мы можем рассуждать, если с учебниками такие проблемы возникают? Вспомним новый загадочный ФПУ. Школе успевать бы новые комплекты учебников покупать.

    Реализация «Требований к предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает наличие и использование качественных учебно-методических пособий и материально-технического оснащения курса. А для большинства российских школ это представляет серьезное затруднение, преодолеть которое не получится по причине отсутствия денежных средств.

    К сожалению, дать продуманную и осуществимую рекомендацию для разрешения этой проблемы я не могу.

    Мероприятия гражданской обороны.

    Необходимо добавить в программу подготовки информацию об основных мероприятиях гражданской обороны, таких как первоочередные мероприятия первой очереди, первоочередные мероприятия второй очереди, первоочередные мероприятия третьей очереди. И расписать всё по порядку. Включить основные понятия: штаб го, начальник го, начальник штаба го, члены штаба го, звенья го, пункты го, эвакуационная комиссия и т.д.

    Пожарную безопасность сделать отдельным модулем.

    Обязательно, все без исключения должны знать: порядок действия при пожаре, отличать углекислотный огнетушитель от порошкового знать особенности использования средств первичного пожаротушения и требований техники безопасности при их использовании. Знать что такое пожарный гидрант, пожарный кран, пожарный рукав и как они выглядят, и для каких целях и кем применяются. Должна быть практическая отработка применения огнетушителей, дети не должны боятся взять в руки огнетушитель. Необходимо знать и уметь как пользоваться ГДЗК( самоспасатель) и знать для чего он нужен и в каких случаях применяется. В местах с массовым пребыванием ( более 50 чел.) необходимо уточнить где находятся запасные эвакуационные пути, посмотрев на план эвакуации.

    Раздел по ОБЖ не соответствует Концепции и должен быть переработан

    Предложенный к обсуждению проект ФГОС противоречит требованиям Концепции преподавания предмета ОБЖ (далее – Концепция), которая была утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 декабря 2020 г. и четко определила направления развития предмета. Разработчики ФГОС обязаны не только учитывать положения Концепции, но и брать их за основу.

    Положение проекта о том, что «Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», приведет к результату, который мы наблюдаем и в настоящее время, — удалению предмета ОБЖ, как самостоятельного, из учебного процесса и распределению его часов между «предпочтительными» дисциплинами. Это ПРЯМО противоречит утвержденной Концепции.

    Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса по ОБЖ

    Просмотр содержимого документа
    «Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса по ОБЖ »

    Требования образовательных стандартов второго поколения и планирование учебного процесса с позиции этих требований

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произошло в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году

    Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего, является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью.

    Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

    В результате изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание курса ОБЖ, деятельностный подход должен обеспечить им решение значимых жизненных задач, признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

    Деятельностный подход учащихся к изучению курса ОБЖ даст им возможность:

    1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

    2. Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

    3. Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само — и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.

    4. Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания.

    5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

    Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.

    Принятие новых стандартов по ОБЖ предполагает обновление как содержания курса ОБЖ, так и поиск новых методик обучения, воспитания и развития у учащихся ответственного отношения к личной, национальной и глобальной безопасности.

    Рассмотрим требования к результатам освоения основной образовательной программы более подробно и проведем их сравнительный анализ в аспекте обучения безопасности жизнедеятельности.

    В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:

    — выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО) [7];

    — выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО) [8];

    — осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).

    Стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые должны отражать (выбраны требования, связанные с направлением «безопасность»):

    — формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (НОО);

    — формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО);

    — готовность к служению Отечеству, его защите; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь (СПОО).

    Рассмотрим детальнее предметные результаты освоения курса ОБЖ, которые с учётом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

    А) Первая ступень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение ОБЖ. Заявлено, что на уровне НОО вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ распространенных программ (напр., программа А. А. Плешакова) показывает, что темы, связанные с безопасностью человека изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало. С учетом сказанного, предполагаем, что установленные во ФГОС НОО требования по формированию установки, навыков, правил, а также системы знаний об основах безопасного образа жизни в современной начальной школе не достижимы, и, в большинстве случаев, реализуются формально.. В нашем случае – недостаточное внимание вопросам безопасности в начальной школе становится препятствием для формирования полноценной культуры безопасности у учащихся в старшем звене.

    Б) Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) претерпели сильные изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом (2004 г.). Для проведения анализа требований образовательных стандартов разных поколений к результатам освоения программы курса ОБЖ, имеющиеся в стандартах требования были сгруппированы и систематизированы; повторяющиеся в тексте требования (дубли) были удалены.

    Основу первого ГОС составляют знания и умения. В основе ФГОС второго поколения лежат воспитание и развитие личности учащихся. Следует положительно оценить появление в новом стандарте такой крупной категории как «понимание», которая является более высокой степенью в сравнении со «знанием».

    Рассмотрим некоторые отличия более детально . Если ранее ученик должен был уметь действовать при возникновении теракта, то теперь этого будет недостаточно. Новый ФГОС требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, сформировать последнее намного сложнее.

    Сравнение отдельных требований образовательных стандартов к результатам освоения программы курса ОБЖ

    ФГОС ООО (2010 г.)

    использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта

    формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции

    знать о здоровом образе жизни;

    развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

    воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

    формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью

    формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

    В новом ФГОС детально не прописаны конкретные виды ЧС, которые надлежит изучать, что позволяет педагогу не только учитывать в рабочей программе региональные особенности, но и сконцентрироваться на воспитательных задачах курса ОБЖ.

    Отдельно хочется отметить такое ключевое требование, как «умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации», необходимость введения которого была обоснована уже давно. По существу, все получаемые на уроках ОБЖ знания нужны для того, чтобы принять оптимальное для данной ситуации решение. Выходя на метапредметный уровень, владение технологией принятия решений открывает перед подростком возможности осознанного управления своими желаниями и мыслями, что в итоге приводит к самостоятельному разумному управлению своей жизнью.

    В) Основу современных требований к результатам освоения основной образовательной программы курса ОБЖ на третьей ступени обучения (10-11 классы) составляют, как и раньше, знания и умения, однако и здесь произошли некоторые позитивные изменения.

    Достаточно конкретно прописанные категории «знание» и «умение» были дополнены «навыками» и «сформированностью». Введение новой категории «навыки» потребует не только коррекции распределения учебного времени в программе ОБЖ, но и детальной проработки всех элементов цепочки «знания – умения – навыки» с описанием этапов формирования «действий, доведенных до автоматизма». Чтобы учитель смог утверждать о «сформированности» того или иного представления, следует дополнительно разработать четкие критерии достижения результатов.

    Выводы. Рассматривая предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения, можно сделать ряд выводов.

    Разработчикам ФГОС второго поколения (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось создать и предложить педагогам документ, предъявляющий более высокие требования, чем ранее. Новые требования позволяют вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, более высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают высокие требования к организации педагогического процесса и уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности.

    Таким образом, ФГОС ОО второго поколения указывает на развитие воспитательного потенциала учебного предмета ОБЖ, который должен отражаться в соответствующих установках, убеждениях, ценностях, личностной позиции выпускников. Главная цель обновленного курса ОБЖ – «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства». Для преодоления затруднений, возможных при реализации ФГОС ОО, необходима система научных психолого-педагогических исследований, а также требуется серьезная и кропотливая работа в области повышения квалификации учителей безопасности жизнедеятельности.

    Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса (ФГОС)
    рабочая программа по обж (8 класс) на тему

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова

    Скачать:

    Вложение Размер
    poyasnitelnaya_zapisk_8_klass.docx 51.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2014 г.

    В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.

    Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

    Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности:

  4. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера.
  5. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
  6. Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
  7. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач , как:

формирование у учащихся современного уровня культкрыбезопасности жизнедеятельности;

формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению.

Общая характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Курс предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
  • Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
  • Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
  • Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

    Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Основы безопасности личности, общества и государства.

    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

    Основы комплексной безопасности

    Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

    Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

    Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует первый вариант планирования из примерной программы (преподавание предмета ведётся в 7-9 классах).

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
    • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
    • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
    • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
    • Формирование установки на здоровый образ жизни;
    • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
    • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
    • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
    • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
    • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
    • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
    • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
    • Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

      Курс ОБЖ для 8 класса включает следующие разделы:

      1 модуль : «Основы безопасности общества и государства(23 часов)

      Раздел1: Основы комплексной безопасности (16 часов)

      Раздел2: Защита населения РФ от ЧС . (7 часов)

      2 модуль: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)

      Раздел 3: Основы здорового образа жизни (8 часа)

      Раздел 4: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4часа)

      ИТОГО: 1 час в неделю, всего 35 часов

      Основы безопасности личности, общества и государства

      Тема 1. Пожарная безопасность

      Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

      Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

      Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

      Тема 2 . Безопасность на дорогах

      Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

      Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

      Велосипедист — водитель транспортного средства

      Тема 3 . Безопасность на водоемах

      Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

      Безопасный отдых на водоемах

      Оказание помощи терпящим бедствие на воде

      Тема 4. Экология и безопасность

      Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

      Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

      Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

      Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

      Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

      Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

      Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

      Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

      РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

      Тема6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

      Обеспечение радиационной безопасности населения

      Обеспечение химической защиты населения

      Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

      Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

      Тема7 . Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

      Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

      Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

      Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

      Основы здорового образа жизни

      Тема8 . Здоровый образ жизни и его составляющие

      Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

      Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

      Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

      Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

      Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

      Вредные привычки и их влияние на здоровье

      Профилактика вредных привычек

      Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

      Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

      Тема 6 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

      Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

      Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

      Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие

      Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.

      Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

      Планируемые результаты изучения предмета

      «Основы безопасности жизнедеятельности»

      Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

      В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен знать/понимать :

      — основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

      — правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

      — способы безопасного поведения в природной среде;

      — действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

      — оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;

      — вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;

      — действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

      использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      — обеспечения личной безопасности;

      — соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;

      — проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;

      — обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

      Календарно – тематическое планирование уроков ОБЖ

      Классы 8а, 8б, 8в

      Учитель Щербакова С.Н.

      Всего 35 часов; в неделю 1 час.

      Учебник: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности.8 кл.-М:« Просвещение» , 2015.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2014 г.

      Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

      Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

      Предметные: анализировать причины ЧС; выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения ЧС, оказания помощи; характеризовать основные мероприятия при ЧС; составлять планы своего поведения при ЧС.

      Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

      Познавательные: умение различать виды ЧС, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать ЧС; объяснять причины возникновения ЧС, моделировать выполнение правил безопасного поведения при ЧС.

      Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

      Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия

      Планируемые результаты курса ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.

        Гавриил Мельгунов 3 лет назад Просмотров:

        2 Планируемые результаты курса ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. Выпускник научится: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

        3 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях;

        4 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

        5 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи;

        6 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

        7 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

        8 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

        9 7 КЛАСС Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (27 ч) Основы комплексной безопасности (15 ч) Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического происхождения. Природные явления метеорологического происхождения. Природные явления биологического происхождения. Основные причины их возникновения. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Разница между опасной и чрезвычайной ситуациями. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч) Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Землетрясение и причины его возникновения. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. Сейсмически опасные районы на Земле. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Рекомендации специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Вулканы, извержение вулканов. Типы вулканов. Где встречаются вулканы. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) Ураганы и бури, причины их возникновения, последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения. Последствия ураганов и бурь. Определение силы ветра у поверхности Земли. Смерчи.Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения. Шкала разрушений, вызываемых смерчем. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (4 ч) Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.

        10 Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения. Сели, снежные лавины и их характеристика. Характеристика селя, снежной лавины, причины их возникновения. Опасность селевых потоков и снежных лавин для жизнедеятельности человека. Возможные последствия селя и снежных лавин. Цунами и их характеристика. Характеристика цунами и причины его возникновения. Оценка интенсивности цунами по результатам воздействия на побережье. Последствия цунами. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч) Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии. Определение понятий «Эпизоотия» и «эпифитотия». Инфекционные болезни животных и пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания растений, пути передачи инфекций. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч) Защита населения от последствий землетрясений. Прогноз землетрясений. Организация защиты населения от последствий землетрясений. Обучение и оповещение населения. Организация аварийно-спасательных работ. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Опасные явления, возникающие во время извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Оползни и обвалы, причины их возникновения. Последствия оползня и обвалов. Защита населения от последствий оползней и обвалов. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч) Защита населения от последствий ураганов и бурь. Опасность ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Организация защиты населения от ураганов и бурь. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время ураганов и бурь. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч) Защита населения от последствий наводнений. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

        11 Защита населения от последствий селевых потоков. Общие мероприятия по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению в селеопасных районах. Защита населения от цунами. Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время и после цунами. Защита населения от природных пожаров (1 ч) Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре в лесу. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч) Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России. Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремистской деятельности. Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч) Основы здорового образа жизни (3 ч) Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) Первая помощь при неотложных состояниях 4 ч)

        12 Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь и ее назначение. Общий порядок в оказании первой помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь». Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание первой помощи при незначительных ранах. Оказание первой помощи при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи». Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины. Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.

        13 8класс. Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) Основы комплексной безопасности (15 ч) Пожарная безопасность (3 ч) Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Безопасность на дорогах (3 ч) Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах. Велосипедист водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения. Велосипедист водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста. Безопасность на водоемах (2 ч) Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них. Экология и безопасность (2 ч) Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате

        14 жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч). Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов. Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению

        15 безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения. Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) Основы здорового образа жизни (8 ч) Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Репродуктивное здоровье составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние

        16 на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!» Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок. Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *