Приложение 1. Экология водоемов требования

Приложение 1. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 28.02.2020 г. N 74

Требования
к содержанию программы производственного экологического контроля

1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать разделы:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел «Общие положения» должен содержать:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта 1 ;

1 Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291; 2017, N 31, ст. 4829; 2020 N 1, ст. 47, ст. 87).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект 2 , в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

2 В соответствии с порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г., регистрационный N 14603), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений» (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), приказом Минприроды России от 19 марта 2013 г. N 92 «О внесении изменения в Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2013 г. N 28590).

6. Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов 1 ;

1 Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов 2 ;

2 Государственный реестр объектов размещения отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 г. следует читать как «541»

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов 3 .

3 В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

7. Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:

подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»;

подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»;

подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

9.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений 1 ;

1 Для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; 2014, N 30, ст. 4220; 2015, N 1, ст. 11, N 29, ст. 4359).

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия.

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 26 июня 2009 г. N 169 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561), приказом Минприроды России от 8 августа 2014 г. N 356 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27026), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 5 июля 2016 г. N 384 «О внесении изменений в приказ Минприроды России от 07.12.2012 N 425 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений» (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2016 г., регистрационный N 43050) и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512) 1 ;

1 Для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов.

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами 2 .

2 Учет в области обращении с отходами ведется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в соответствии Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2011 г., регистрационный N 22050), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 25 июня .2014 г. N 284 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721» (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный N 33658).

Требования к сбросу сточных вод должны стимулировать к улучшению чистоты водоемов

В конференц-зале спортивного комплекса «Уфа-Арена» прошел круглый стол на тему «Сброс сточных вод и загрязняющих веществ. Экологические аспекты» . Мероприятие было организовано Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан в рамках симпозиума «Инновационные технологии для модернизации водохозяйственного комплекса».

Как отметил, открывая заседание, вице-президент ТПП РБ Михаил Качкаев, накопилось немало проблем, которые нужно обсуждать и решать сообща.

— В процессе водопользования выявляется несоответствие действующих НДС (норм допустимых сбросов) фактической водохозяйственной ситуации. Установленные требования являются экономически и экологически необоснованными, вследствие чего их невозможно соблюдать. Требования к установленным нормативам допустимого сброса для предприятий должны быть пересмотрены, — считает Михаил Качкаев.
Свое мнение он обосновывает так: водопользователь, сбрасывающий сточные воды, финансово не заинтересован в дальнейшем снижении концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых водах, поскольку затраты на модернизацию очистных сооружений не предусматривают снижения налогового бремени. В результате деньги, которые могли бы использоваться для улучшения состояния водоема, предприятие-загрязнитель платит за разработку тома ПДС, получение лицензии, отчисляет регулярные налоговые платежи, штрафы за нарушение водного законодательства.

Как было отмечено на круглом столе, основными причинами необъективности получаемых результатов являются серьезные методические недостатки данных документов, принятых без учета изменившихся экономических и правовых реалий и современных подходов в этой сфере. Для получения объективных значений вреда, причиненного водным объектам, необходимо внести корректировки в республиканские нормативные акты и постановления в части применяемого алгоритма расчета величины ущерба и устранить имеющиеся противоречия и недостатки. Например, новые нормы ДК (допустимых концентраций) по сравнению с действовавшими нормами занижены до уровня концентраций воды рыбохозяйственных или питьевых водоемов.

Участники круглого стола предложили указать в качестве приоритета обязанность нарушителя природоохранных требований осуществлять мероприятия, направленные на восстановление окружающей среды. Только при невозможности их выполнения следует взыскивать денежную компенсацию для проведения необходимых мер по защите водных объектов в месте нанесения вреда.

Как сообщили в пресс-службе ТПП РБ, по итогам круглого стола его участники решили сформировать орггруппу, которая подготовит резолюцию с учетом прозвучавших предложений. В нее войдут представители природоохранных структур, проектных организаций, промышленных предприятий.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Основные требования к охране вод

Важным элементом управления водными ресурсами становятся установление и предъявление государственными и муниципальными органами в соответствии с экологическим и другим законодательством РФ природоохранных требований к использованию вод. Граждане и юридические лица, согласно водному законодательству РФ, обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции – Росводресурсы, Минприроды России, Роспотребнадзор, на иных юридических и физических лиц с учетом разграничения их компетенции, прав и обязанностей. На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов. Субъекты РФ организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной вод.

Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод и имеющие конкретное смысловое наполнение. К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ. Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет существенно уменьшать загрязнение водных объектов. Важно, чтобы установление и предъявление названных требований к физическим и юридическим лицам, в том числе к проведению водоохранных мероприятий, соответствовало федеральному закону, которым только, согласно ч. 3 ст. 1 ГК, и могут ограничиваться гражданские, имущественные права юридических и физических лиц; это допустимо в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Там же обеспечение жизни и здоровья людей, охрана природы и культурных ценностей названо как основание ограничения федеральным законом свободного перемещения товаров и услуг.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производится в соответствии с ВК, экологическими требованиями, установленными в ФЗ об охране окружающей среды и об экологической экспертизе. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую среду, что особенно важно при реализации курса на интенсификацию производства, инновационную политику, выполнение государственного плана 2020.

Определение мест строительства хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производится в соответствии с ЗК, ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Их месторасположение согласуется с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти, органами в области охраны окружающей среды, другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и с согласия, в ряде случаев, органов местного самоуправления. В необходимых случаях при размещении хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, решение о месте их расположения принимается по результатам обсуждения или референдума.

При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО), проектировании хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, надо учитывать уровень научно-технического прогресса, предельнодопустимые нагрузки на водные объекты; должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов. Эти важные природоохранные требования страдают, в большинстве случаев, неопределенностью, отсутствием четких и категорических правовых характеристик и показателей, что затрудняет их конкретное внедрение, публичную проверку и справедливое установление и применение правовых положительных и отрицательных санкций.

Ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещен ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля над загрязнением, без завершения запроектированных работ по охране природы.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов нельзя:

  • – осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • – производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • – осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.
  • В интересах размежевания сфер действия отраслей российского права необходимо разграничить понятия «воды» и «вода» для окончательного размежевания действия различных отраслей российского права. Воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах, в естественном состоянии, в окружающей среде – отношения по поводу них регулируются водным, природоресурсным, экологическим правом. Вода – химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии – отношения по поводу изъятой из окружающей среды воды регулируются гражданским правом. Особенности охраны вод находятся в зависимости от целей водопользования [1] .

    В России выросли штрафы за загрязнение рек и озер

    2 июня в России отмечается Международный день очистки водоемов

    Максимальный штраф за нарушение правил водопользования до недавнего времени составлял 50 тысяч рублей. Однако это не останавливало предприятия, которые сбрасывали в воду промышленные отходы, загрязняя в том числе источники питьевой воды. С конца апреля штрафы выросли в несколько раз, и теперь максимальное наказание для юрлиц составит 300 тысяч рублей.

    В воду сбрасывают 11 миллионов тонн вредных веществ

    По данным Росприроднадзора, ежегодно в поверхностные водные объекты поступает более 11 миллионов тонн загрязняющих веществ. В 2016-2017 годах к административной ответственности было привлечено четыре тысячи загрязняющих предприятий, которые выплатили в казну 353 миллиона рублей. Но им проще и дешевле было отделаться штрафом, чем устанавливать современные очистные сооружения.

    Загрязняющие вещества сбрасывают и в те водоемы, откуда в наши дома поступает вода. В государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» отмечается, что 15 процентов источников централизованного водоснабжения все еще не соответствуют нормам. Население 47 регионов вынуждено пить воду, не отвечающую требованиям качества и безопасности. Наиболее опасны в этом плане такие регионы: Бурятия, Тульская, Костромская, Курганская области, Карачаево-Черкесия.

    И хотя главными источниками загрязнения являются старые водопроводные трубы, чистота источников водозабора тоже играет важную роль. Даже рядом с Байкалом, крупнейшим хранилищем пресной воды, в небольшие поселения нередко попадает непригодная для питья жидкость.

    Петербургские депутаты предлагают передать охрану подводных памятников регионам

    На качество питьевой воды, подаваемой людям, влияют антропотехногенные факторы. Например, сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе залповые и аварийные сбросы. Организации, которые работают в коммунальной сфере, в области здравоохранения и общепита, выбрасывают сточные воды с большим содержанием опасных органических веществ и бактерий. Предприятия сельского хозяйства, расположенные недалеко от рек и озер, загрязняют их пестицидами, азотом, фосфором. А с объектов тяжелой промышленности, на которых не установлены очистные сооружения, в воду попадают соли тяжелых металлов — ртути, хрома, свинца; химические соединения, нефтепродукты.

    Из-за этого люди подвергаются риску заражения опасными инфекциями и возникновения хронических заболеваний. Из-за нефтепродуктов во многих водоемах России запрещено не только брать воду для питья, но и купаться в ней.

    Питьевая вода в регионах станет чище

    Минприроды проводит работу по очистке промышленных стоков. Глава ведомства Дмитрий Кобылкин в ходе «правительственного часа» в Госдуме заявил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким.

    «От промышленных центров объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки, составляет около 30 процентов», — сказал Дмитрий Кобылкин. С 2012 года реализовано 64 инвестпроекта по очистке сточных вод на сумму свыше 58 миллиардов рублей, что привело к сокращению сброса загрязненных вод предприятиями. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, подчеркнул министр.

    На поддержку государственных программ по повышению качества водоснабжения субъектам Федерации предоставляют субсидии из федерального бюджета. Это делается в рамках федерального проекта «Чистая вода», рассчитанного на 2020-2024 годы.

    На первом этапе для получения субсидии регионы должны оценить состояние объектов водоснабжения и водоподготовки на соответствие критериям качества. Затем нужно утвердить программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и направить в Минстрой заявки на получение субсидий. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максима Егорова, оценкой эффективности использования субсидии будет количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

    Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно. Многие из них дали эффект, но федеральное финансирование принесет более масштабные результаты. На то, чтобы перевооружить систему централизованного водоснабжения в городах и провести водопровод в села, субъектам выделят из бюджета 147 миллиардов рублей.

    «Но все благие намерения таковыми и останутся, если не прописать четкие критерии оценки этой и других программ «Экологии», — уверен Николаев. По его мнению, нужно контролировать не то, сколько денег выделили на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

    Штрафы вырастут в несколько раз

    Парламентарии надеются, что повысить экологическую ответственность предприятий помогут санкции за загрязнение водоемов. Так, 26 апреля вступил в силу закон, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.

    Документ разработан Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Депутат Заксобрания Надежда Тихонова, представляя его на пленарном заседании, напомнила, что сейчас максимальный штраф за загрязнение водоемов — 50 тысяч рублей. При этом штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юридических лиц составляют от 180 тысяч до 250 тысяч рублей, а за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. «Мы хотим сократить этот разброс», — заявила она.

    Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устраняют диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

    За вредные выбросы в атмосферу с нарушением установленных требований организации платят штраф до 250 тысяч рублей, а за загрязнение водных ресурсов —

    в среднем 20-50 тысяч. Теперь за нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое может повлечь загрязнение или другие вредные явления, должностные лица заплатят штраф 20-30 тысяч, а юрлица — 80-100 тысяч рублей. Раньше штраф за это составлял соответственно 1-2 тысячи и 10-20 тысяч.

    За незаконную добычу песка, гравия, глины или торфа с организаций возьмут штраф от 100 до 120 тысяч рублей вместо прежних 20-30 тысяч рублей, а с чиновников — 30-40 тысяч вместо 2-3 тысяч рублей.

    Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение, обойдется должностным лицам в 50-80 тысяч руб­лей (было 3-4 тысячи рублей), а юрлицам — в 150-300 тысяч (было 30-40 тысяч).

    Максимальный штраф за нарушение правил водопользования составит для предприятий 120 тысяч. За загрязнение особо охраняемых водных объектов, мест туризма, спорта и массового отдыха, ледников или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, — штраф до 300 тысяч рублей. Наказание последует за сброс отходов производства и потребления, сброс и захоронение вредных веществ. Раньше штраф за это был до 50 тысяч. Штрафы повысились также за нарушение правил водопользования при рыболовстве, добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве и эксплуатации на воде и вблизи нее нефтепроводов и иных сооружений; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. При этом санкции для граждан остались на прежнем уровне и не превышают 2,5 тысячи рублей.

    Чистота воды зависит от многих факторов

    Качество воды в реках и озерах зависит не только от непосредственного загрязнения водоемов. На воду влияет состояние воздуха и почвы. Огромный вред наносят несанкцио­нированные свалки, с которыми борются в рамках нацпроекта «Экология».

    На Байкале и Нижней Волге планируют ликвидировать свалки, построить новые сооружения, чтобы защитить воды от вредных стоков, очистить берега. В рамках мусорной реформы сократят количество мусорных полигонов, которые приводят к загрязнению грунтовых вод. К 2024 году 60 процентов отходов будут обрабатывать, а не захоранивать на полигонах.

    Стоит учитывать, что на качество воды влияет и состояние воздуха, так как вредные вещества, которые попадают в атмосферу, затем выпадают в виде дождей. На рассмотрении Госдумы находится разработанный Правительством законопроект о повышении штрафов для предприятий, исказивших данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и не направивших эту информацию в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    У бесплатной рыбалки появятся правила

    Предлагается с 1 июля 2020 года установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований по оснащению стацио­нарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов в атмосферу.

    В январе 2020 года вступил в силу закон о создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, который установил, что такие системы установят на наиболее опасных промышленных объектах. Предприятия должны предоставить в уполномоченный орган программы оснащения системой контроля, чтобы получить комплексное экологическое разрешение. В течение четырех лет со дня получения разрешения они должны внедрить в производство системы отслеживания вредных выбросов. Информацию о показателях загрязнения будут передавать в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оператором которого является Рос­природнадзор.

    За невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ вводят штраф для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный реестр предусматривается штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч. Если же такие данные были искажены, должностным лицам придется заплатить от 15 до 30 тысяч, а юрлицам — от 100 до 200 тысяч рублей.

    При этом предусматривается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести такую же административную ответственность, как юрлица.

    Экология водоемов требования

    Статья 55. Основные требования к охране водных объектов

    1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

    2. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

    1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

    2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

    4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

    5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

    6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

    7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

    Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения

    1. Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

    2. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

    Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения

    1. Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

    2. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.

    Статья 59. Охрана подземных водных объектов

    1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

    2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

    3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством.

    4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

    5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    2. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

    3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.

    4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается.

    5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

    6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
    (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
  • производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

7. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии

1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов.

2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

4. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
(часть 4 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами

В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
  • 5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

    6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

    8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

    9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

    10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

    11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

    12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

    13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

    14. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    15. В границах водоохранных зон запрещаются:

    • использование сточных вод для удобрения почв;
    • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
      (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
    • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
    • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
    • 16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
      (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

      17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

    • распашка земель;
    • размещение отвалов размываемых грунтов;
    • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
    • 18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

      Статья 66. Особо охраняемые водные объекты

      1. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

      2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

      Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

      1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

      2. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

      3. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

      4. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
      (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *