Россиян могут вынудить отказаться от личных подсобных хозяйств. Подсобное хозяйство что это и налог

Россиян могут вынудить отказаться от личных подсобных хозяйств

Власти готовят новое налоговое ужесточение – теперь для сельских жителей

Кролики и куры, оказывается, приносят гражданам неучтенный супердоход. Фото РИА Новости

Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства. За 10 лет в стране почти вдвое сократилась численность крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), которые нужно регистрировать, зато ЛПХ стало немного больше. Авторы проекта предлагают дать регионам право пополнять местные бюджеты за счет крестьян – если те после новаций останутся.

Депутаты-единороссы предлагают оригинальный способ простимулировать развитие малого бизнеса на селе. Фактически речь идет о том, чтобы приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности и внедрить для сельских жителей новый налог. На рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект поправок в Налоговый кодекс.

В пояснительной записке сообщается: «Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Законотворцы уточняют: цель – «налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (ПСН)».

Чтобы продавать свой урожай, почти всем сельским жителям, похоже, придется оформиться как индивидуальный предприниматель. Фото PhotoXPress.ru

При этом авторы напоминают, что «в Послании президента России Федеральному собранию от 1 марта 2020 года отмечена важность поддержки начинающих предпринимателей и создания условий для роста доходов жителей сельских территорий». В пояснительной записке перечисляются положительные эффекты от новации.

Во-первых, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях», – считают авторы документа. По их версии, предлагаемые новации «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

По действующему законодательству ЛПХ – «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Такое хозяйство ведется «в целях удовлетворения личных потребностей». Между тем «реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью». Эти принципы, похоже, теперь не нравятся властям, ищущим способ пополнить бюджет. Ведь и сама идея такого налогообложения появилась не вчера, она уже витала в коридорах Минфина.

В пояснительной записке к проекту единороссов уточняется, что, «как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, существует довольно многочисленная группа ЛПХ, ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя».

Росстат в ходе недавней сельхозпереписи действительно выявил любопытную тенденцию. С одной стороны, за 10 лет – с 2006 по 2016 год – в стране почти вдвое (с 253 тыс. до 136,7 тыс.) сократилась численность КФХ, деятельность которых по сравнению с ЛПХ более зарегулирована: фермерское хозяйство уже по закону осуществляет именно предпринимательскую деятельность. С другой стороны, судя по итоговым данным сельхозпереписи, численность «личных подсобных и других хозяйств граждан» за те же 10 лет выросла примерно на 3% – с 22,8 млн до 23,5 млн.

Некоторые опрошенные «НГ» эксперты поддержали авторов законопроекта. «Принятие данных поправок существенно поможет многочисленной группе личных подсобных хозяйств вести легальный бизнес и минимизировать уплату налогов», – ожидает руководитель практики налогового права службы «Амулекс» Анатолий Нагиев. Он замечает, что документ не отменяет льготу для физических лиц, предполагающую освобождение от уплаты подоходного налога при продаже выращенной в ЛПХ продукции животноводства и растениеводства.

Но поводы для опасений все же есть, считают другие эксперты. Как ранее поясняла в своих публикациях директор центра агропродовольственной политики Академии при президенте (РАНХиГС) Наталья Шагайда, даже сейчас, по официальной статистике, хозяйства населения совокупно остаются «главными производителями картофеля, овощей, мяса крупного рогатого скота, овец, меда и шерсти, и только недавно они уступили первое место в производстве молока».

Как замечает эксперт, этот сектор буферный: «В плохой экономической ситуации сельхозорганизации менее устойчивы, чем эти хозяйства населения. Именно поэтому в тяжелые 90-е годы их роль возросла, так как семьи продолжали производить продукцию, несмотря ни на что». И фискальный удар по ним крайне опасен.

По Налоговому кодексу, доходы от реализации продукции личных подсобных хозяйств освобождены от налогов, если выполняется ряд условий по площади участка и наемному труду, напоминает Шагайда. «Уже давно делались попытки ограничить производство в личных подсобных хозяйствах. Этому есть объяснение: в отдельных случаях отдельные лица ведут постоянную предпринимательскую деятельность, причем их хозяйства превышают хозяйства типичного ЛПХ. Но это отдельные, а не все. Абсолютному большинству производство продукции нужно для себя», – обращает внимание эксперт.

«В своем хозяйстве люди производят преимущественно продукцию для своих нужд. Товарность продукции невелика. В селе нет работы, для людей это занятость, даже когда дохода мало, но они сокращают таким образом расходы на питание, – описывает ситуацию исследователь. – И даже сельские жители формируют свой рацион питания в большей степени за счет покупных продуктов, исключая картофель и овощи». Шагайда опасается, что после принятия подобной инициативы «люди забросят и те огороды, что имеют».

Уже можно найти примерные экспертные оценки, согласно которым обсуждаемая новация обяжет владельцев ЛПХ ежегодно тратить почти 50 тыс. руб., уплачивая налоги и осуществляя иные, связанные с предпринимательской деятельностью платежи.

Близкие к разработке проекта источники уверили «НГ», что эта инициатива вовсе не предполагает введения обязательного налогообложения всех ЛПХ. Речь идет об упрощении процедур для тех, кто сам захочет зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Однако на данном этапе, пока еще нет окончательной версии документа, в это верят не все. Сейчас эксперты опасаются именно поголовного налогообложения.

Некоторые депутаты ГД, ознакомившиеся с этим предложением, тоже указывают на риски. «Вопрос в том, насколько рьяно будут местные власти исполнять этот закон, если он будет принят. Будут ли они выявлять ЛПХ, принуждать их переходить на патентную систему. Предположу, что всех, кого можно было заставить зарегистрироваться как индивидуальное предпринимательство и кто действительно зарабатывает деньги, они уже заставили», – говорит депутат Михаил Щапов. Он предупреждает: «Есть серьезные опасения, что закон будет применяться ко всем, кто не сможет доказать, что не занимается предпринимательской деятельностью: например, к пенсионерам, которые выращивают пару десятков кур на приусадебных участках».

Конечно, бывает, что ЛПХ действительно используется, например, для разведения на продажу скота и это становится полноценным бизнесом, но тогда проблему стоит решать за счет не нового налогового ужесточения, а принятия в каждом населенном пункте специальных правил землепользования и, наоборот, упрощения налогообложения, доступа к земле и субсидиям, считает Наталья Шагайда. То есть эксперты считают более перспективным метод кнута и пряника без поголовной налоговой повинности. Иначе не исключено, что развивать бизнес на селе, как и само село, будет уже некому.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Налог на личные подсобные хозяйства: что не так с новым законом?

В Интернете бродит много фейков, но возможный налог на личные подсобные хозяйства, к сожалению, к ним не относится. Новый закон вызвал множество споров: одни его поддерживают, а другие критикуют. А всё потому, что проблема кроется в его формулировках. Что не так с новым законом?

О чём речь?

Законопроект под номером 483530-7 “О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” появился в сети ещё летом, и все надеялись, что его всё же скорректируют или отложат в долгий ящик, однако он успешно прошёл первое чтение в Госдуме 11 октября.

Подробнее о законе можно прочитать в статье Личные подсобные хозяйства хотят перевести на патент.
Если вкратце, то суть изменений сводится к тому, что растениеводство и животноводство хотят включить в перечень видов предпринимательской деятельности, для занятия которыми можно оформлять патент.

Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Не ясно как трактовать

Казалось бы, в этом нет ничего страшного, и это даже хорошо, если предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, смогут выбрать удобную для себя систему налогообложения. И это главный аргумент тех, кто данный закон одобряет.

Но, как говорится, дьявол кроется в деталях, а в случае данного закона в пояснительной записке. В ней говорится о том, что направлен данный закон напрямую владельцам личных подсобных хозяйств, ведущим предпринимательскую деятельность без регистрации.

Существует многочисленная группа личных подсобных хозяйств, ведущих по сути предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя.

С одной стороны, логично. Но с другой стороны, тех, кто пасет стада под видом ЛПХ единицы по сравнению с теми, кто держит одну корову или выращивает огурцы в теплице и сводит концы с концами. Однако в данном случае и первые, и вторые попадают под одну и ту же гребенку.

ЛПХ – это не бизнес. Или нет?

Деятельность ЛПХ никогда не считалась коммерческой, даже в случае продажи продукции собственного производства. Это чётко сказано в ФЗ № 112 от 7 июля 2003 года “О личном подсобном хозяйстве”.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ предпринимательской деятельностью.

Правда, для ЛПХ есть и ограничения, установленные в Налоговом кодексе. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:

1. общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ;
2. ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
3. налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.

В то же время, сама же налоговая служба пишет о том, что даже если все требования соблюдены, в ряде случаев деятельность ЛПХ будет считаться коммерческой:

В ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской.

При этом никаких однозначных критериев или параметров сделок или объемов продажи попросту нет. Всё решается в каждом конкретном случае на усмотрение налоговиков или других проверяющих инстанций. Поэтому есть риск того, что новый закон даст полное право местным чиновникам спрашивать с деревенских на рынке документы, штрафовать за их отсутствие, когда они будут торговать своей продукцией, к примеру, на сезонных рынках. Это не прописано в законе, однако это его возможные последствия. Всё зависит о того, насколько рьяно региональные власти будут реализовывать этот закон на местах.

Такие противоречивые цели

Интересно и то, что закон сам себе противоречит с точки зрения целей, которые он преследует. С одной стороны авторы хотят стимулировать и развивать малый бизнес, но с другой – собирать больше налогов. Так и не ясно, что же всё-таки в приоритете – одно или другое.

В законопроекте сказано:

Целью законопроекта является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (ПСН).

А далее по тексту уточняется:

На местном уровне положительный эффект от принятия предлагаемых изменений ожидается в виде укрепления доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса.

Получается как в старом анекдоте – чтобы корова меньше ела и давала больше молока, её нужно меньше кормить и больше доить.

Стоит очень осторожно подходить к принятию этого законопроекта. И продумать все возможные положительные и отрицательные последствия.

Налог на Личные подсобные хозяйства. Почему это так плохо

В Октябре этого года, Госдумой РФ, в первом чтении приняли проект изменений в налоговом кодексе. Проще говоря этот проект можно назвать проектом закона о налоге на ЛПХ.

Итак, чем чревато принятие этого налогового закона?

Официальной целью законопроекта называют необходимость обязать все подсобные хозяйства, занимающиеся производством и продажей своей продукции, приобретать патент и платить налоги.

Сам закон при этом не обязывает всех владельцев ЛПХ платить налог в обязательном порядке, однако, исходя из пояснительной записки, платить патент придется всем владельцам ЛПХ. То-есть любой человек, продающий то что выращивает сам, обязан будет не просто зарегистрироваться как предприниматель, но и выбрать для себя патентную систему налогообложения.

Вносить страховые взносы в пенсионный фонд и ФОМС. Сообщается, что подавляющее число голосов было от одной партии, и сомнений что закон пройдет 2 и третье чтение тоже мало. По закону, ЛПХ будут приравнены к предпринимательству.

Примерно представим, в какие расходы для граждан это выльется.

Патент стоит около 20 тысяч рублей в год. Необходимо будет зарегистрироваться как ИП, это ещё 6% с доходов, так же, для регистрации появляется необходимость покупка и использования онлайн-ККТ, а так же оплачивать интернет, получается около 50 тысяч рублей. Планируется, что это затронет около 18 миллионов ЛПХ. Госдума приравняла дачников к бизнесменам. Думаю, что, для большинства из них, это окажется непосильной ношей.

За 10 лет в стране количество фермерских хозяйств уменьшилось в 2 раза, похоже, что на очереди ЛПХ.

Позиционируется же все это как повышение привлекательности патентного налогообложения для деятельности в селах. Аргументы при этом довольно простые. Упрощенное налогообложение, право выбирать на какой период покупать патент, в зависимости от сезонности деятельности.

Сбор этих налогов правительство перекладывает на региональные власти, планируется, что эти деньги обеспечат приток средств в региональный бюджет, и простимулируют экономический рост сельского хозяйства.

Налог на огород! Нужно ли получать патент на подсобное хозяйство

В этом году очень много новостей про налоги. Одна из них недавно всколыхнула всех, кто более-менее успешно выращивает что-либо на своем приусадебном участке. «Госдума решила обложить налогом все огороды!» — такие слухи нынче ходят в интернете. На самом деле, это не так. Речь идет о борьбе с незаконным предпринимательством, но депутаты, как обычно, перестарались.

Коротко

!Государству очень нужны новые источники налоговых поступлений. Поэтому налогами обложат самозанятых, и поэтому собираются обложить налогом продукцию, реализуемую личными подсобными хозяйствами. Выращивание овощей для личных нужд никто налогом не облагать не собирается.

!Группа депутатов (все от одной партии) предложила поправки в Налоговый кодекс. Действующий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, предлагается дополнить видами деятельности: животноводство и растениеводство. Суть в том, чтобы обложить налогом тех владельцев личных подсобных хозяйств, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность — т.е. «деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

! Предложенные поправки противоречат закону «О личном подсобном хозяйстве», в котором ясно написано, что реализация продукции, произведенной в таком хозяйстве, не является предпринимательской деятельностью. Налоговый кодекс не может вносить изменений в другие законы, а значит, принятые поправки не распространяются на личные подсобные хозяйства.

! Законопроект прошел все согласования, и ни одна из инстанций не завернула его, указав на противоречие. Это значит, что в ближайшее время Минсельхозу и ФНС придется давать обширные объяснения по поводу того, каким именно ЛПХ нужно регистрироваться как ИП и получать патент.

Подробнее

Два года назад Дмитрий Медведев предложил ограничить количество коров, которое население может держать для собственных нужд. Инициатива не имела никакого продолжения, кроме шуток в интернете, но он пытался решить ту же самую проблему, которую теперь решают внесением поправок в налоговый кодекс.

Нужно признать, некоторые жители нашей страны очень неплохо зарабатывают на личных подсобных хозяйствах. Когда об этом заходит речь у многих перед глазами возникает образ милой бабушки продающей яблочки и лук на улице Кирова. Они, конечно, зарабатывают немного (хотя рентабельность у такого бизнеса очень хорошая), но в некоторых регионах нашей страны есть личные подсобные хозяйства, в которых содержатся стада каких-нибудь овец по 200 голов, или картофельные поля по 30-40 гектар. Владельцы таких хозяйств извлекают немалую прибыль и не платят никаких налогов. Это сильно беспокоит государство, которому в условиях кризиса (или «новой экономической реальности», кому как удобнее) очень нужны новые источники налоговых поступлений.

По идее, поправки направлены как раз против таких вот скрытых предпринимателей. В пояснительной записке к законопроекту так и сказано, но получается, что под одну гребенку попадают и те, кто в промышленных масштабах выращивает для «личных целей» рапс и тех, кто продает соседям излишки куриных яиц.

И что? Всем придется регистрироваться как ИП?

В перспективе, если человек получает постоянный доход от ЛПХ, ему придется зарегистрироваться как ИП на патенте, но, пожалуй, случится это не скоро. Во-первых, закон еще не принят окончательно, еще возможны перемены. Во-вторых, поправки должны быть внесены в региональные перечни видов деятельности, которые могут осуществляться с применением патентной системы. В-третьих, неясно как именно налоговые органы будут выявлять подпольных миллионеров среди владельцев ЛПХ.

Может, просто установить ограничение на размер ЛПХ? У кого участки большие, те пусть и платят.

Формально оно уже есть, но на самом деле — нет. До 2011 года при превышении максимального размера земельного участка ЛПХ нужно было регистрировать либо фермерское хозяйство, либо ИП. Однако в 2011 году данная норма была удалена. Теперь пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» изложен в такой редакции: «Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз».

На практике ЛПХ могут быть и в 10 раз больше установленных законом размеров, потому что никакого наказания за превышение границ участка в законодательстве не предусмотрено. Есть вероятность, что скоро это исправят.

Что за патентная система?

Никаких НДФЛ, НДС, торгового сбора и налога на имущество. Почти никакой бухгалтерии, а до 1 июня 2020 можно даже кассу не ставить.

При патентной системе налогообложения предприниматель платит только один налог, и его размер четко прописан в патенте, который он получил от налоговой службы.

Есть документ (в каждом субъекте РФ он свой), в котором перечислены виды деятельности и указан потенциально возможный годовой доход для каждого из этих видов деятельности.

6% от потенциального дохода и будет стоимостью патента.

Пример расчета стоимости патента на год:

где ПД — потенциально возможный к получению доход, 6% — ставка налога, СП — стоимость патента для ИП.

В Калужском законе № 328-ОЗ от 25.10.2012 «О патентной системе налогообложения» указано, что на зарядке газовых баллончиков для сифонов (там правда есть такой вид деятельности) потенциально можно поднять 100 000 рублей в год. Тогда:

100 000руб. * 6% = 6000руб. Такую сумму заряжающий должен будет отдать налоговым органам по итогам календарного года. При этом реальный доход ИП никого не интересует до тех пор, пока он не начнет зарабатывать больше 60 миллионов в год.

Патент можно брать не на весь год, а например, на сельхоз сезон. Например, с мая:

(ПД / 12 месяцев * количество месяцев срока, на который выдан патент) * 6% = СП (100 000 руб. / 12 * 8) * 6% = 4000 руб.

Какой потенциально возможный доход будет установлен для животноводства и растениеводства, пока неизвестно.

Так обложат мою дачу налогом или нет?

Обязательно обложат. Но пока не до конца понятно, каким, когда и как. Есть ощущение, что депутаты, предложившие поправки, просто не очень удачно попытались вписаться в общий тренд ужесточения налогового контроля над населением. Мы все начнем платить больше налогов, так что подписывайтесь на ДопОфис, чтобы узнать, как платить меньше налогов.

В сельскую местность вернется «продразверстка»

Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс, по которым владельцев личных подсобных хозяйств будут облагать налогом. В сельской местности отношение к этому налогу однозначное: страх, паника и апатия. Корреспондент Радио Азатлык побеседовал с фермерами и предпринимателями в Татарстане.

Согласно поправкам, каждый владелец подсобного хозяйства будет обязан зарегистрироваться как предприниматель и платить налог с продажи своей продукции. Не только налог, но и отчисления в Фонд социального страхования, ОМС и пенсионный фонд — всего более 32 тысяч рублей в год независимо от доходов. Кроме того, на обслуживание онлайн-кассы необходимо 50 тысяч рублей и еще около 10-15 тысяч рублей в год составят расходы за интернет. (Сейчас в деревнях работает всего один интернет-оператор — «Таттелеком». Цена за интернет у него выше городских тарифов в 2-3 раза). Предпринимателю нужно будет открыть специальный счет. То есть каждый платеж будет на виду у налоговой службы. Во всяком случае, так пытаются сделать. ?Скоро в каждом доме будет один свой бухгалтер или одному из членов семьи придется обучиться этому мастерству.

«СКАЗАТЬ-ТО СТРАШНО»

Ильнар Ахметзянов из Алькеевского района Татарстана продает продукцию из своего личного подсобного хозяйства в казанском агропромпарке. Из-за того, что большинство людей расплачивается картами, то ему пришлось открыть специальный счет и купить терминал.

— Если введут этот налог, то будут развиваться только фермерства крупного рогатого скота и картофельные фермы. А мелкие производители совсем исчезнут. Они же не станут держать одну корову и платить с нее в пенсионный фонд и налог. А еще я слышал, что нельзя будет сажать картошку. Хотят как в Америке. Чтобы на картофельных полях посадили газон. Итак уже в последнее время народ особо картошку не садит. Садят только для себя, на маленьких участках. И оно может исчезнуть, — считает Ильнар.

Торговцы агропромпарка отец и сын Масхудовы отказались назвать свои имена и из какого они района. Объясняют это тем, что и без этого очень много проверок, а если узнают, что дали интервью, совсем не дадут покоя.

— Сегодня иметь мелкое поголовье скота совсем невыгодно. При продаже одного теленка имеешь одни расходы. Например, держать для себя одну-две коровы совсем затратно. Если не верите, попробуйте посчитать. Например, деревенский житель держит одну корову. С нее по утрам можно собрать 10 литров молока, вечером — тоже 10. Эти 20 литров одна семья выпить не сможет. Половину от этого он может отправить сборщику молока. Сегодня в деревнях собирают молоко по 10 рублей за литр. То есть, за 10 литров получают 100 рублей. А корова в день потребляет ли только 100 рублей? Деревенские жители держат скот только по привычке. Чтобы иметь собственные молоко и масло и чтобы не пришлось их покупать. Исходя из экономии, никто бы не держал. В нашей деревне три года назад на пастбище выходило 180-200 коров, сегодня всего 60-70. Независимо от того, введут новый налог или нет, деревни в любом случае умирают, поголовье скота убывает. Народ потихоньку на дачах даже отказывается сажать картофель-капусту. Все это гораздо дешевле можно купить на осенних ярмарках. А если введут новый налог в обязательном порядке, деревенский житель совсем переберется в город. Ай, все равно деревни умрут, там не оставили возможности жить», заключает глава семейства.

Когда-то Тайшибаевы продавали продукцию с отметкой ЛПХ, сейчас же они стали фермерами. Они приехали из Пестречинского района.

— Сейчас мы государству платим около ста тысяч рублей. Сюда входят выплаты в пенсионный фонд, страхование, налог на землю и на доходы. Если посчитать расходы на справки от ветеринаров, воду, топливо и другие мелкие расходы, то работа фермером выходит совсем неприбыльной. Личные подсобные хозяйства даже половину от того, что мы выплачиваем государству, не смогут отдавать. Люди сбегут из деревень, — рассказывает Ольга Тайшибаева.

Остальные торговцы агропромпарка и вовсе отказались дать комментарий.

— Изведут проверками, и без этого тяжелую работу сведут на нет, — так извинялись торговцы, у каждого из которых есть что рассказать, но в силу очевидных причин они пожелали не говорить.

Один мужчина, отказавшись назвать свое имя, эти налоги сравнил с «продразверсткой».

— Во времена военного коммунизма с деревенских жителей собирали мясо, яйца, муку. Сейчас с каждого дома будут собирать налог. У деревенского жителя не будет денег. Это все превратится в грабеж жителей судебными приставами, — сказал мужчина, не назвавший своего имени.

«ПРИВЕДЕТ К ПРОТЕСТАМ»

По мнению Раиля Рашитова из Тюлячинского района, где он содержит пасеку, эти налоговые нововведения могут привести к массовому социальному протесту.

— Если внесли в Госдуму, значит уже закон примут, я считаю. Недавно по телеканалу «Новый век» показывали, как Минниханову показывали личные подворья, значит очень крепко взялись за это дело. Я, как держатель пасеки, смотрю на это все отрицательно. Наши доходы и так не очень высокие. Только и стараешься в эти сложные времена не заработать тяжелое заболевание. Из моих знакомых — кто на стройке работает, кто торт печет и продает, кто фотографирует. Если бы на основной работе платили бы достойную зарплату, никто бы так не изворачивался. Я считаю, что люди не будут регистрировать свой бизнес. Правительство своими штрафами уничтожит их как предпринимателей. Все это породит большие социальные протесты. Я пока буду заниматься своим делом, если уж очень прижмут, пасеку урежу, думаю, — сказал Раиль.

?Назыйм Гумаров из Апастовского района также не видит ничего хорошего в налоговой реформе.

— Деревня сейчас итак стоит на одной ноге, и даже эту сломанную ногу пытаются доломать. У нас молоко собирают по 11 рублей за литр, я каждый день об этом переживаю.Считаю, что государство обмануло народ. Люди думали, что будут продавать молоко и на это смогут жить. У меня в сарае сейчас более 10 голов скота стоит. Но вырученных с молока денег не хватает даже на содержание самого скота. Ладно еще в нашем районе за паевые земли дают солому, сено, корм. Если этот налог введут, коров и вовсе зарезать придется, — говорит Гумаров.

СНАЧАЛА НАДО ПОМОЧЬ

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров выразил удивление и заявил, что деревня не готова к таким переменам.

— В деревнях итак не осталось молодого населения, а если этот налог введут, люди насовсем переберутся в город. Мы недавно только побывали в Балтасях, Арском районе. Там молодых нет, они не остаются в деревне. Я о разговорах ввести этот налог слышал еще давно, когда ездил в Москву, однако, не придал этому особого значения, не думал, что сделают так. Потому что наши деревни не готовы к таким налогам. Сначала надо создать благоприятные условия в сельском хозяйстве, протянуть руку помощи, показать пользу жизни в деревнях. Но сейчас ведь жизнь там бесполезна. Нет цены на продукцию деревенского хозяйства. Если сельский житель увидит прибыльность в жизни и работе на селе, он будет очень стараться. А введением новых налогов настроение не поднять. А если будут условия, владелец личного подсобного хозяйства перейдет в фермеры. После этого поддержать субсидиями, первые пять лет поддерживать и только после этого вводить новый налог. Несмотря на то, что в Татарстане, по сравнению с другими регионами, положение в сельском хозяйстве лучше, несмотря на работу многих программ по развитию с/х, к этим налогам наша деревня еще не готова, — говорит Байтемиров.

ЛИЧНЫЕ ПОДВОРЬЯ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев заявил, что «нужно отделять мух от котлет». «Личные подворья тоже бывают разными. Например, один имеет пять тысяч коров, а считается держателем личного подворья. Такое есть, например, в Ставрополе, Дагестане. Может ли держатель тысячи коров считаться держателем личного подворья? Он сам уже как одна большая ферма. Если человек держит около десяти коров, его и трогать то не надо. Работает на двух гектарах земли — его и трогать не стоит. А если ты держишь тысячи коров, значит ты ими не только семью свою кормишь. Себя можно прокормить и двумя — тремя коровами. А остальное — это уже коммерция, бизнес. Считаю, что люди сами должны выйти из личных подворий и зарегистрироваться как предприниматели. На деревни нужно смотреть как на экономические зоны. Там не нужно вводить налоги, а наоборот, убрать некоторые из них. Мы настроение сельских жителей портить не должны. Мы же даем какие-то льготы, возможности, преимущества людям, приехавшим из-за рубежа. Если человек начал работать на селе, его и вовсе надо освободить от налога на 5 лет. Наш президент Рустам Минниханов работает в этом направлении, и мы сами выступим с этими предложениями. Скоро закончатся каникулы, — заявил Хадеев.

На вопрос, не уничтожит ли деревни новый налог, Хадиев ответил:

— Если мы хотим сохранить регионы, то нам нужны села. В ХХ веке в России изчезло 150 тысяч деревень. Из них только 1200 в Татарстане. У некоторых из них остались только имена, земель нет. На сегодня в Татарстане три тысячи деревни. Хорошо это или плохо, но деревни стареют. Все стройки, работы на шахтах, войны ХХ века — во всем участвовали в основном люди из села. В нашей республике работает много программ по сохранению деревень. В Госсовете, в министерстве сельского хозяйства, в министерстве экономики многое делается для сохранения села, личного подворья, семейных ферм, — заявил депутат.

По сообщениям Федеральной пограничной службы, за февраль-март 2020 года импорт продукции в Россию вырос на 20,7% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Импорт фруктов вырос на 31,5%, овощей — на 31,1%, рыбы — на 17,7%, напитков — на 13,6%, растительного масла — на 7,4%, сахара — на 2,4%.

Издание «Сибирь.Реалии» знакомит читателей с историей личных хозяйств в своем регионе. Фермер Наташа Хорошая из Иркутска присвоила одному из своих курятников название партии власти после того, как фракция «Единая Россия» внесла на рассмотрение Госдумы поправки в Налоговый кодекс.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

ЛПХ: какие налоги нужно платить?

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее — Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства — это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода — главные признаки предпринимательской деятельности.

Условия освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, — насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.
  • Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

    Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

Пример 1. Гражданин производит органические удобрения

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Пример 2. Наличие личного подсобного хозяйства подтверждено справкой животноводческого общества

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Пример 3. От ведения личного подсобного хозяйства гражданин получает доход в большом размере

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Пример 4. Гражданин получил субсидию из бюджета

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

Пример 5. Гражданин занимается пчеловодством

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.

Юрлицам, владеющим участками для ведения ЛПХ, земельный налог придется платить по обычной ставке

Wavebreakmedia / Depositphotos.com

Минфин России выпустил письмо, разъясняющее порядок применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества (письмо Минфина России от 6 июня 2020 г. № 03-05-04-02/41500 1 ).

По общему правилу для вышеуказанных участков установлена пониженная предельная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3% кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса). При этом, по сложившейся судебной практике, для применения такой ставки необходимо учитывать не только категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, но и целевой характер использования таких земель (определение ВАС РФ от 19 февраля 2014 г. № ВАС-1310/14).

Законодательством установлено, что подсобное хозяйство ведется гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для таких целей (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). Такое же правило действует и в отношении участков для садоводства и огородничества (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ).

А значит, пониженные ставки применяются некоммерческими организациями и физлицами, непосредственно использующими земельные участки в личных, а не в коммерческих целях (определение ВС РФ от 18 мая 2015 г. № 305-КГ14-9101). Если же организации используют их не по прямому назначению (например для перепродажи), то в этом случае применяются обычные ставки, устанавливаемые муниципальными органами и не превышающие 1,5% кадастровой стоимости. Такой позиции придерживаются и суды (решение ВАС РФ от 11 марта 2013 г. № ВАС-17640/12, определение ВС РФ от 20 июня 2020 г. № 301-КГ18-7425).

В НК РФ уже внесены соответствующие изменения, но вступят в силу они только в 2020 году (Федеральный закон от 15 апреля 2020 г. № 63-ФЗ). До тех же пор налоговое ведомство рекомендует в этом вопросе руководствоваться сложившейся судебной практикой.

1 С текстом письма Минфина России от 6 июня 2020 г. № 03-05-04-02/41500 можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *