Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений. Когда требуется экспертиза промышленной безопасности

Июл 16, 2019 Законы

Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений

Вопрос:

О периодичности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений на опасном производственном объекте. Регулируется ли нормативно-технической документацией или федеральными нормами и правилами периодичность проведений экспертизы промышленной безопасности зданий, и какой максимальный срок эксплуатации до следующей экспертизы, может назначить эксперт при проведении экспертизы промышленной безопасности здания или сооружения.

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон №116-ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

  • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
  • Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

    Иные основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах, периодичность проведения таких экспертиз, нормативными правовыми документами не определены.

    В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании признаков независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    Вопрос:

    Федеральными нормами и правилами для зданий и сооружений не определен объем экспертизы промышленной безопасности и сферы требований (требования пожарной безопасности требования технических регламентов и т.д.) на соответствие которым проверяются здания и сооружения

  • определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
  • обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.
  • Пунктом 13 Правил установлено, что экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    Объем проводимых мероприятий в ходе обследования зданий и сооружений в рамках экспертизы промышленной безопасности регламентирован п.21.4 Правил и включает следующие мероприятия:

  • а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
  • б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
  • в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
  • г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
  • д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
  • е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
  • ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
  • з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
  • и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
  • Вопрос от 23.03.2020:

    До 01.01.2014 нормативный срок эксплуатации зданий и сооружений определялся по требованиям ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».
    1. Распространяются ли требования ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до 01.01.2014 года, по требованиям указания в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений при условии, что они были спроектированы в соответствии требованиям ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» и нормативный срок эксплуатации зданий и сооружений не истек?
    2. Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, в случае если в проектную документацию эксплуатируемого здания внести изменение и указать срок его эксплуатации?

    Ответ: 1. Действия ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 распространяются на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до 01.01.2014, согласно пункта 7 ФНП, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения. В случае если в проектной документации при определении срока служба дана ссылка на ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований», то срок службы рассчитывается в соответствии с вышеуказанным ГОСТом.

    2. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено внесение изменений в проектную документацию эксплуатируемого здания, из этого следует, что в случае отсутствия проектной документации срока службы здания и сооружения, необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности.
    В случае, если организации необходимо указать срок службы в проектной документации на введённые в эксплуатацию здания и сооружения, для этого рекомендуется проведение реконструкции ОПО, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, при которой будет разработана проектная документация с указанием срока службы зданий и сооружений.

    Вопрос от 25.06.2020:

    В каких случаях и с какой периодичностью проводится экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением?

    Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением.

    В соответствии с пунктом 410 ФНП ОРПД здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности:

  • а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • б) в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • в) после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • г) по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • д) при возникновении сверхнормативных деформаций здания, или сооружения.
  • Разделы сайта, связанные с этой новостью:

    Последовательность событий и новостей по этой теме

    Экспертиза промышленной безопасности

    Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п .1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности».

    Одной из услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», является проведение такой промышленной экспертизы:

  • Проведение экспертизы занимает время от 45 рабочих дней.
  • Регистрация заключения экспертизы – до 8 дней.
  • Цена рассчитывается индивидуально по запросу.
  • Работать в этом направлении нам дают право аккредитация и лицензия, выданная Ростехнадзором. Также наша организация, осуществляя экспертизу промышленной безопасности, действует согласно приказу означенного органа No 538 от 14 ноября 2013 года. В данном документе прописаны нормы, применимые к процедуре проверки, а также требования к специалистам-экспертам.

    Видео о проведении ЭПБ ГК «СЕКРОНС»

    Наша компания обладает лицензией Ростехнадзора, аттестованной испытательной лабораторией и штатными экспертами, аттестованными в соответствии с требованиями промышленной безопасности.

    Свидетельство об аккредитации в системе соответствия ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

    Вы можете задать нам вопрос или отправить заявку на проведение ЭПБ

    Объективная информация о промышленной безопасности

    Воспользовавшись нашими услугами, вы можете рассчитывать на то, что экспертиза промышленной безопасности будет произведена на высоком качественном уровне и в полном соответствии с действующим законодательством. По окончании процедуры Вы получите заключение, в которому будет представлена исключительно достоверная информация о конкретном объекте, а также объективные выводы о состоянии промышленной безопасности.

    Все документы и данные, которые будут переданы специалистам ГК «СЕРКОНС» подпадают под действие соглашения о конфиденциальности.

    Проведение экспертизы в полном соответствии с законодательством

    ГК «СЕРКОНС» имеет в своем распоряжении всю необходимую разрешительную документацию на проведение экспертизы промышленной безопасности на любых упомянутых выше объектах. К ней относятся:

  • соответствующая лицензия, выданная Ростехнадзором;
  • разрешительные документы от ФСБ на выполнение работ, для которых используются сведения, отнесенные к государственной тайне;
  • документы, подтверждающие прохождение аттестаций лабораториями разрушающего и неразрушающего контроля;
  • разрешения на проведение работ на предприятиях, задействованных в атомной промышленности;
  • договор страхования ответственности перед третьими лицами за нанесение ущерба некачественным проведением работ, связанных с обеспечением безопасности капитального строительства;
  • сертификаты соответствия стандартам системы управления охраной труда и менеджмента качества.
  • Для того чтобы удостовериться в высоком качестве услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», вы можете изучить многочисленные отзывы клиентов, сотрудничавших с нами в сфере оформления сертификатов и другой документации. Если Вас интересует более подробная статья о проведении экспертизы (переходите по ссылке). Мы также имеем многолетний опыт в проведении экспертизы промышленной безопасности на следующих объектах:

  • угольной, сланцевой и торфяной промышленности;
  • грузоподъемных механизмов (ГПМ);
  • горнорудной и нерудной промышленности;
  • нефтегазодобывающего комплекса;
  • химической и нефтехимической промышленности;
  • нефтепродуктообеспечения;
  • объектах систем водоподготовки;
  • газоснабжения;
  • тепло- и электроэнергетики;
  • металлургической промышленности;
  • растительного сырья и масложировой промышленности.
  • — подтвердим соответствие правилам и нормам установленным Ростехнадзором для объектов. Подробнее в разделе » Экспертиза безопасности документации «.

    — определим соответствие зданий, сооружений и прочих строительных конструкций, расположенных на опасном производственном объекте (ОПО) и предназначенных для осуществления различных технологических процессов действующим нормативам и правилам. Подробнее в разделе » ЭПБ зданий и сооружений «

    — документ, разрабатываемый в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности. Подробнее в разделе » Декларация промышленной безопасности «

    Экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта

    Необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта регламентируется требованиями ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта регламентируется требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

    При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

    — оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
    — оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
    — оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
    — оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
    — оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

    Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

    1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
    2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

    Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

    Опубликовано: 4.03.2016 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

    По основному закону в области промышленной безопасности – ФЗ №116 – экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ, – ред.) обязательна для всех опасных производственных объектов (ОПО, – ред.) вне зависимости от класса опасности, к которому относится объект. Играет роль не класс опасности, а этапы жизненного цикла продукции. К примеру, согласно статье №7 закона, ЭПБ подлежат технические устройства, которые используются на ОПО после истечения срока годности. Остальные случаи, когда требуется экспертиза можно найти там же – в Статье №7. Кроме того, присутствует оговорка, что особые случаи на отдельные виды объектов могут устанавливаться техническими регламентами. ЭПБ в законе посвящена также специальная статья №13. На практике, чтобы удостовериться, что в вашем случае не нужна или нужна ЭПБ, необходимо согласовать вопрос с уполномоченным в России органом по промышленной безопасности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, – ред.). Разными могут быть объекты проведения экспертизы – она проводится не только на технические устройства. Есть ЭПБ обоснования безопасности опасных производственных объектов, декларации промышленной безопасности, проектной документации, зданий и сооружений.

    Кто проводит экспертизу? Право на это получают аттестованные Ростехнадзором (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, – ред.) эксперты. Они представляют специализированные экспертные организации, которые, в свою очередь, должны получить лицензию от Ростехнадзора для работы на законных основаниях. Что касается самой процедуры экспертизы, то она регулируется ФНиПами (Федеральными нормами и правилами, – ред.) «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» для всех отраслей и уточняются отраслевыми нормативными документами для отдельных видов деятельности. В качестве примера возьмем документ «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». Именно здесь детализируется: нужно ли при проведении ЭПБ на соответствующих предприятиях рассматривать имеющиеся сертификаты, акты расследования аварий и нарушений технологических процессов. В едином для всех отраслей документе не найти таких специфических деталей. Львиная доля его содержания отведена под требования к экспертам, которые проводят ЭПБ, экспертным организациям, имеющим право предлагать услуги в этой области, да еще правильному оформлению документа об успешном прохождении ЭПБ – Заключения. Кстати, в главе «Годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» за 2014 год сказано, что с 2014 года Ростехнадзор больше не занимается рассмотрением и утверждением заключений ЭПБ. Вместо этого действует процедура ведения этим госорганом реестра заключений. Интересный факт: по данным Отчета на конец 2014 года в реестре зарегистрировано 329 537 заключений, из них 277 659 оформлены на опасные производственные объекты.

    Если говорить об общей ситуации с экспертизами по промбезопасности в России, то нельзя не сказать о наличии серьезных проблем, которые должны учитывать руководители предприятий, принимающие судьбоносные для своих организаций решения в этой сфере. Во-первых, ЭПБ и полноценная подготовка к ней – дорогое удовольствие, и менеджмент многих компаний решает не проходить процедуру, несмотря на законодательное требование. Подобная линия смертельно опасна как для работников на заводах и цехах, так и для самих руководителей. Да, да. Опыт последних крупных техногенных катастроф показывает, что руководство после них несет тяжелую ответственность за непринятие положенных мер по предотвращению аварий. Достаточно вспомнить отставки, тюремные сроки и преследования по закону руководящей верхушки шахты Распадская (погиб 91 человек, 100 пострадали, – ред.) и Саяно-Шушенской ГЭС (75 человек погибли, – ред.). Искушают прижимистых российских бизнесменов и эксперты, которые имеют полное право по закону осуществлять свою деятельность, но выдают фиктивные документы, не проводя полноценную проверку. Чем руководствуются эти специалисты – большой вопрос, учитывая, что они сами несут личную ответственность по закону за трагические инциденты после псевдоэкспертиз. С другой стороны, на любой товар найдется купец и недобросовестные предприниматели находят недобросовестных экспертов. Они не понимают, что полноценная и качественная экспертиза залог их собственной безопасности. Не говоря о том, что безопасность персонала промышленных предприятий должна заботить любого порядочного человека.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    В каких случаях требуется экспертиза промышленной безопасности?

    Для чего нужна экспертиза промышленной безопасности?

    Одним из механизмов для достижения основных целей государственной политики в области промышленной безопасности, в частности предупреждения аварий и инцидентов на промышленных объектах и реализации конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, является экспертиза промышленной безопасности.

    Когда необходима экспертиза промышленной безопасности?

    Обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности установлена Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ФЗ-116), в соответствии с требованиями которого все организации, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности обязаны «обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств (ТУ), применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств…» (статья 9 ФЗ-116).

    Кроме того, экспертизе промышленной безопасность подлежат:

    • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
    • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта;
    • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
    • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него.
    • Уточним, в каких случаях проводится экспертиза промышленной безопасности по разным объектам экспертизы, указанным в статье 13 ФЗ-116.

      1. Документация на консервацию, ликвидацию ОПО, декларация промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО и изменения к нему во всех случаях подлежат экспертизе промышленной безопасности до начала использования;

      2. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности:

    • до начала применения;
    • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого ТУ, установленных его производителем;
    • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы ТУ, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
    • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого ТУ, либо восстановительного ремонта после аварии и инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое ТУ.
    • 3. Здание и сооружение на опасном производственном объекте подлежит экспертизе промышленной безопасности:

    • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
    • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
    • НО! Не подлежит экспертизе промышленной безопасности:

      1. Документация на техническое перевооружение, а также декларация промышленной безопасности, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
      2. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, для которого форма оценки соответствия обязательным требованиям установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

      Объекты, подлежащие экспертизе промышленной безопасности

      Опубликовано: 25.06.2014 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

      Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ, – ред.) подлежат: технические устройства (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, – ред.); здания и сооружения, применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию опасных производственных объектов (ОПО, – ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент Таможенного союза имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

      Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

      Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

      Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, — ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о сертификации или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует проведения ЭПБ после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в резервуар ЭПБ не потребуется.

      В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь производимых технических устройств будут подлежать только обязательной сертификации или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, сертификаты на материалы, – ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки придется проводить ЭПБ, так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

      Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, – ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы ПБ в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», – ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

      И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, приборы ультразвукового контроля, нивелиры, теодолиты, – ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – заключения. Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.

      Кстати, об опасности аварии. По ФЗ № 116 опасные производственные объекты разделяют на четыре класса опасности, в зависимости от количества опасных веществ на них. Большое количество ОПО по классификации попадают в IV класс опасности. Плановые проверки проводятся только для объектов I, II и III класса опасности.

      Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

      Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

      Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

      ГАРАНТ:

      См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

      Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 марта 2013 г.

      1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

      документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

      документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

      технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

      здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

      декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

      обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

      Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

      См. Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 682

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 3 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

      См. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 6 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

      Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

      Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности см. ст. 217.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

      7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

      8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

      организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

      обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

      обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

      определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

      соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

      обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

      обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

      Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

      10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

      Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза промышленной безопасности дымовых труб

      Вопрос от 23.11.2020:

      Нормативно-правовыми актами в области промышленной безопасности не установлены отдельные требования к дымовым трубам металлургических предприятий, требования к внесению дымовых труб в сведения, характеризующие ОПО, их регистрации в Государственном Реестре ОПО, требования к проведению экспертизы промышленной безопасности дымовых труб, а также порядок регистрации заключений ЭПБ дымовых труб в органах Ростехнадзора.

      Какие дымовые трубы металлургических предприятий подлежат внесению в сведения, характеризующие ОПО, при регистрации в Государственном Реестре ОПО и по каким признакам опасности? Каким дымовым трубам необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности?

      Ответ: В соответствии с «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

      Из этого следует, что дымовые трубы относятся к сооружениям на ОПО.

      В соответствии с Приложением № 4 к «Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 494», в сведения, характеризующие ОПО, включаются сооружения, входящих в состав ОПО. Признак опасности для дымовых труб определяется технологическим агрегатом (техническим устройством, применяемым на ОПО) от которого осуществляется отвод технологических газов с помощью дымовых труб.

      В соответствии с п. 7 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

      Согласно п.126 Федеральных норм и правил промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утв. приказом Ростехнадзора № 656 от 30.11.2013г., зарег. в Минюсте России 15.05.2014г., рег. №32271, эксплуатация конструкций производственных зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий и контроль их состояния, должны отвечать требованиям соответствующих действующих норм в области промышленной безопасности. Такими действующими нормами в области промышленной безопасности является «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.

      Таким образом, дымовые трубы на опасных производственных объектах металлургической промышленности (код отраслевой принадлежности – 13) подлежат экспертизе промышленной безопасности.

      Вопрос от 30.08.2017:

      Необходимо ли проводить экспертизу промышленной безопасности дымовых труб котельных? Если да, то каким нормативным документом необходимо пользоваться при проведении экспертизы для определения порядка обследования и требований к объекту экспертизы?

      Ответ: В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

      Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

      Требования промышленной безопасности согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

      В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.

      Пунктом 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Федеральным законом № 384-ФЗ, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.

      Таким образом, в целях поддержания надлежащего технического состояния зданий и сооружений до проведения реконструкции или капитального ремонта рекомендуем при определении сроков, объемов работ, критериев работоспособности и т.п. руководствоваться в части, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона № 384-ФЗ.

      Вопрос от 09.10.2016:

      Необходимо ли проводить экспертизу промышленной безопасности дымовых труб котельных? Если необходимо, то какими нормативными документами пользоваться при проведении экспертизы для определения порядка обследования и требований к объекту экспертизы?

      Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Правового управления Ростехнадзора.

      «Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб. ПБ 03-445-02», утверждённые постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56, признаны утратившими силу в связи с принятием приказа Ростехнадзора от 01.07.2014 № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России».

      Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований к дымовым трубам, требований о проведении их экспертизы промышленной безопасности, а также их регистрации в Ростехнадзоре.

      Вопрос от 27.05.2016:

      Согласно пункту 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» зарегистрированных в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.:
      Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе.

      Согласно пункту 2.1.16 Межгосударственного стандарта. Надежность строительных конструкций и оснований. ГОСТ 27751-2014:
      Строительным сооружением является: результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.

      Прошу разъяснить: являются ли дымовые и вентиляционные трубы сооружениями относящиеся к опасным производственным объектам и необходимо ли им проводить экспертизу промышленной безопасности? Или достаточно проводить техническое обследование с периодичностью 5-10 лет согласно ГОСТ 31937-2011.

      Ответ. По существу обращения о проведении экспертиз промышленной безопасности и дымовых и вентиляционных промышленных труб сообщаем следующее.

      Ранее Ростехнадзор письмом от 02.02.2015 «О нормативных актах,регулирующих безопасную эксплуатацию дымовых труб», разъяснил следующее:

      «В соответствии с требованиями п.1 ст. 13 Федерального закона от21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности (далее — Экспертиза) подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте (далее — Здания и сооружения), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

      Обследование технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций осуществляется в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 N1984-CT».

      Кроме этого, согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов». Тем самым, дымовые и вентиляционные промышленные трубы, предназначенные для осуществления технологического процесса, являются сооружениями на опасном производственном объекте.

      Дополнительно сообщаем, что согласно п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, «Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

    • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
    • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
    • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
    • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
    • при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

    Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям».

    Вопрос от 10.02.2015:

    Ростехнадзором получено обращение со следующим вопросом: В связи с тем, что ПБ 03-445-02 утратили силу, какими нормативными актами руководствоваться для обеспечения безопасной эксплуатации дымовых труб?

    Ответ: На данный вопрос ответили специалисты Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

    В соответствии с требованиями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности (далее – Экспертиза) подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте (далее – Здания и сооружения), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

    Обследование технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций осуществляется в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст.

    Наш комментарий:

    Экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

    Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

    Из этого кстати следует, что в заключении ЭПБ должны быть обязательно указаны федеральные нормы и правила, на соответствие которым проводится ЭПБ.

    Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

    В настоящее время, все управления Ростехнадзора не принимают для внесения в реестр заключения ЭПБ дымовых труб, а некоторые управления требуют проведения ЭПБ дымовых труб в составе экспертизы здания котельной (в одном заключении).

    Для обеспечения дальнейшей эксплуатации дымовой трубы мы проводим обследование с выдачей технического отчета. Обращайтесь!

    Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
    Шатило Валерий Викторович
    Телефон: +7 (910) 181-9760
    E-mail:

    (перемещение по новостям, связанным друг с другом)

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *