Сайт для воспитателей детских садов. Дидактическое пособие домик букв и звуков

Июн 5, 2019 Законы

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

«Домики для звуков»
Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы

Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству.

Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.

Правила игры:

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.

Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ»

Домик – слово. Первое окошко – место в котором живёт первый звук (буква) слова. Последнее окошко – место в котором живёт последний звук (буква) слова. Среднее окно – место в котором живёт звук (буква) располагающийся(щаяся) в середине слова.

Зелёный кружок – мягкий согласный звук.

Весёлый колокольчик с язычком – звонкий согласный звук. Карточка с колокольчиком располагается выше карточки с кружком.

Грустный колокольчик с перечёркнутым язычком – глухой согласный звук. Карточка с колокольчиком располагается выше карточки с кружком.

КРАСНЫЙ КРУЖОК – ГЛАСНЫЙ ЗВУК

ИГРА «В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ СЛОВО» – слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16,

ИГРА «ПОСЕЛИ ЗВУК В ДОМИК» ИГРА «ГДЕ ЖИВЁТ ЗВУК [.] ?» ИСПОЛЬЗУЕМ ФИШКИ СЛЕДУЮЩЕГО СЛАЙДА.

ФИШКИ НЕОБХОДИМО ВЫРЕЗАТЬ, ЗАЛАМИНИРОВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ.

При работе с данным пособием можно использовать карточки с буквами зелёного, синего, красного цветов и картинки – символы.

ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ»

«Звуковые домики» — многофункциональное пособие по обучению грамоте. Рекомендую коллегам распечатать презентацию и заламинировать все домики, а фишки сначала вырезать, а уже затем заламинировать, чтобы пособие служило многие годы.

  • ИГРА «В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ СЛОВО»
    – слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
  • ИГРА «ПОСЕЛИ ЗВУК В ДОМИК»
  • ИГРА «ГДЕ ЖИВЁТ ЗВУК [.] ?» — слайд №17.
  • Домик – слово.
    Первое окошко – место в котором живёт первый звук (буква) слова.
    Последнее окошко – место в котором живёт последний звук (буква) слова.
    Среднее окно – место в котором живёт звук (буква) располагающийся(щаяся) в середине слова.

    Синий кружок – твёрдый согласный звук.

    Весёлый колокольчик с язычком – звонкий согласный звук.

    Грустный колокольчик с перечёркнутым язычком – глухой согласный звук.

    При работе с данным пособием можно использовать карточки с буквами
    зелёного, синего, красного цветов и картинки – символы.

    Пособие Домик
    учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

    «Домик букв и звуков»- большой помощник на занятиях,

    вызывающий интерес у детей и

    повышающий мотивацию к учебе.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Дидактическое пособие 1.25 МБ
    Методическое указание 54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Дидактическое пособие по обучению грамоте «Домик букв и звуков» Учитель-логопед Имашева Айгуль Жумабековна НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

    К.Д. Ушинский отмечал, что « сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова » .

    ЗАДАЧИ: Закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Формировать лексико-грамматический строй. Развивать познавательные процессы. Развивать мелкую моторику.

    Работа с гласными и согласными звуками Знакомство с буквами

    Звукослоговой анализ, определение места звука в слове Работа со слоговыми схемами Формирование лексико-граматического строя

    Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души. Анатолий Александрович Гин

    Предварительный просмотр:

    Для повышения результативности коррекционно- образовательной работы с детьми, имеющими нарушение речи мною было изготовленно дидактическое пособие, способствующее развитию звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой моторики, а также ВПФ.

    Пособие представляет собой плоский красочный домик, изготовленный из листа фанеры, с цветной крышей, прозрачными кармашками в виде окон и балконов. В нижней части дома находятся деревянные крючки и вдиваемые на них деревянные цветные шарики, которые хранятся в специальном кармашке. К домику также прикреплены 3 горловые части пластиковых бутылок на которые закручиваются крышки красного, зеленого и синего цвета. Для работы с пособием используются предметные картинки на каждый изучаемый звук, карточки-символы звонких-глухих, твердых-мягких согласных звуков, карточки с буквами.

    Цветовая палитра «Волшебного домика» представлена тремя основными цветами, используемыми при выполнении звукового анализа- красным, синим и зеленым.

    Символы гласных звуков выполненые красным цветом на синей крыше являются зрительной опорой при изучении гласных звуков, а также используютя при выполнении анализа звукосочетаний типа Ау, Ао, Ауи и в сочетении с согласными звуками типа: Ап, Па и т.д.

    Кармашек в виде окна служит для предметных картинок, карточек с буквами. Карман в виде удлиненного балкона используется для составления слов из букв, схем слогового состава слова, а также при дифференциации звуков.

    Деревянные крючки с цветными шариками красного, синего и зеленого цвета позволяют в игровой форме выполнить достаточно сложные задания по звуковому анализу: уметь определять линейную последовательность звуков в слове; осознавать или подсчитывать количество звуков в слове, видеть наличие гласных и согласных звуков в слове.

    Умению определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу способствуют цветные закручивающиеся крышки от пластиковых бутылок, которые одновременно развивают мелкую моторику дошкольников.

    «Волшебный домик»- многофункциональное пособие для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, которое может быть использованно при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Данное пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

    «Домик букв и звуков»

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Четко произносить все звуки, слышать каждый отдельный звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения в школе.

    Подготовка к обучению грамоте (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза)- процесс достаточно сложный для детей с нарушениями речи, требующий достаточной концентрации внимания и заинтересованности. Большую помощь в работе оказывает дидактическое пособие «Домик букв и звуков».

    Цель. Повышение результативности коррекционно- образовательной работы с детьми на этапе подготовки к обучению грамоте.

    Активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей на этапе подготовки к обучению грамоте.

  • Закрепить понятия звук и буква.
  • Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать лексико-грамматический строй.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Развивать мелкую моторику.
  • По первому направлению коррекционной работы — совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

    1 . при закреплении понятия «гласные звуки»:

    -упражнение в пропевании звуков. Логопед показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;

    -выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;

    -игра «Разберем картинки». Логопед выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;

    — анализ сочетаний гласных звуков.

    Сказка о звуке И

    Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ».

    Игра «Прочитай». Логопед показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;

    — «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Логопед дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.

    — «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

    -подбор слов на гласные звуки.

    2. при работе над согласными звуками :

    -выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

    -характеристики звуков гласный-согласный, мягкие-твердые, звонкие-глухие,

    — дифференциация звуков игра «Разложи по полочкам». Логопед выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;

    — игра «Составь слово». Предлагаем детям карточки типа: с обака- о блако- м ак

    Знакомство с буквами

    3. при закреплении понятий «слог», «слово»,

    — Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;

    -Определения количества слогов в слове.

    -Работа со схемами Логопед просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;

    Упражнение «Придумай слово» к схеме (схемы односложных, двусложных).

    4. полный звукокослоговой анализ односложных и двусложных слов

    -схемы слоговые, звуковые

    Анализ со стечением согласных

    5. Формирование ЛГНР

    6. Составление предложений

    Озеро, медведь, карандаш

    7.Формирование познавательных процессов

    Что лишнее? Что изменилось?

    Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

    Ход игры: логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

    2. Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа. а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

    б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

    Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

    так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

    • способность слышать есть данный звук в слове или нет;

    • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

    • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

    • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

    • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

    • осознание или подсчет количества звуков в слове.

    Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

    1. выяснение порядка следования фонем в слове;

    2. установление различительной функции фонем;

    3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

    Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

    4. Роль фонематических процессов в развитии речи

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

    Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

    Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

    Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

    По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

    Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

    Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели: формировть умение определять наличие заданного звука в слове, расположение звука в слове в разных позициях, закреплять представление о соотношении звука и его символа (буквы).Данное пособие можн.

    презентация, фото «Домик признаков».

    Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д.

    Данное дидактическое пособие в занимательной форме познакомит ребёнка с органами артикуляции, устройством ротовой полости, где живёт Веселый язычок.Пособие-тренажёр поможет ребёнку быстрее запомнить и.

    Слоги с буквами К, П, Т, М, Н по программе средней группы для детей с ТНР.

    Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.

    Звуковой домик | Отдел образования администрации города Рассказово

    Участник выставки

    Воспитатель:
    Медведева Таисия Ивановна

    Дидактическое пособие
    «Звуковой домик»

    Дидактическое пособие «Звуковой домик»

    Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

    Цель:

    Задачи:

  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от
  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по
  • Описание пособия

    Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

    К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

    гласный звук – красная фишка – карточка;

    согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

  • красный цвет — обозначение
    гласных звуков (рис. 1а),
  • зеленый цвет — обозначение
    мягких согласных звуков (рис. 2а),
  • — желтый цвет — дополнительное
    обозначение звонкости (рис. 2а),

  • красный цвет букв, соответству­
    ющих гласным звукам,
  • зеленого цвета буквы Й, Ч, Щ
    (всегда мягкие звуки),

Овладение письменной речью пред­ставляет собой установление новых связей между словом, слышимым (про­износимым) и словом, видимым (запи­сываемым). В процессе письма ребе­нок должен проделать ряд операций:

  • определить последовательность
    звуков в слова,
  • уточнить звуки и превратить слы­
    шимые в речевые (фонемы),
  • — перевести фонему в графему,
    т. е. в рисунок буквы с учетом про­
    странственного расположения всех ее
    элементов.

    Нас окружают самые разнообраз­ные звуки: свист ветра, шелест листвы, гул машин, пение птиц, шум дождя… С самого раннего утра, проснувшись, мы слышим звон будильника, шум воды в кране и т. д. Но из множества звуков, окружающих нас, мы, как правило, вы­деляем человеческую речь.

    Гласные звуки легко и свободно вы­рываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя:

    Обычно эту сказку я зачитываю на групповом занятии. Для закрепления понятия «гласные звуки» раздаю детям кружочки красного цвета, символизи­рующие гласные звуки А, Э, О, У, Ы, И, и кружки, раскрашенные пополам в зе­леный и красный цвета, символизиру­ющие гласные звуки Я, Е, Ё, Ю, которые начинают свою песню с легкой улыбки.

    Детям можно предложить следую­щие варианты упражнений:

  • логопед поет по очереди глас­
    ные, ребенок показывает соответст­
    вующий кружок;
  • Дети слушают приведенные ниже сти­хи и повторяют их вслед за педагогом.

  • Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.
  • Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать пре­граду в виде губ, зубов, языка, то по­лучаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести со­гласный звук, рот нужно прикрыть. По­этому слышится шум. Но «шумят» со­гласные по-разному. Согласные бы­вают звонкие и глухие, твердые и мяг­кие. Нельзя, например, громко про­кричать звуки Ф, П, X, Ш, так как для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими.

    звонких согласных чувствуется вибра­ция голосовых связок. При произнесе­нии глухих согласных связки «молчат».

    Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в куч­ку, хотели поговорить, и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули:

    Шшш – шуршит опавший лист,

    Жжж — жуки в саду жужжат,

    жужжат, звенят, мычат, долбят и ноют. С этой же стороны на крыше ДОМА подве­шен колокол. Шторки на окнах — синие с желтой серединкой (символом звонко­сти согласного звука).

    На каждом этаже, на одной площад­ке живут два звука-соседа. Слева-звонкий, справа — глухой. Они имеют одну артикуляцию, но различаются от­сутствием или наличием голоса.

    Приемы работы с пособием анало­гичны тем, что предложены в преды­дущем разделе.

    Использование пособия «ДОМ» для изучения букв

    Чудо-ДОМ — хо­роший помощник и при изучении букв, соответствующих согласным звукам (рис. 26).

    Затем можно усложнить задачу и предложить посчитать не только коли­чество этажей в доме, но и количество «квартир» в двух подъездах, количест­во «квартир» на одном этаже, на двух этажах, на трех этажах…

    Предлагаю несколько типов задач:

      Использование пособия «ДОМ» для закрепления правильного употребле­ния предлогов и развития пространственной ориентации

      Мы знаем, что дети с речевой пато­логией плохо ориентируются в про­странстве и с трудом усваивают поня­тия: «справа», «слева», «направо», «на­лево». Предложите детям назвать все буквы, которые поселились в правой (или левой) половине ДОМА. Можно спросить ребенка, звонкие или глухие согласные живут в этой части ДОМА, и как он это определил: какие из соглас­ных могут быть только твердыми, ка­кие — только мягкими, какие могут быть и твердыми, и мягкими.

      Итак, пособие «ДОМ» помогает уточнить понятия «звук» и «буква»; способствует развитию образного мышления, пространственной ориен­тации; содействует освоению поряд­кового счета и счетных операций сло­жения и вычитания.

      В дальнейшем данное пособие можно использовать для дифферен­циации графем, имеющих оптиче­ское сходство, а также для различе­ния тех букв, которые дети путают по кинетическому сходству. Открывая необходимое количество шторок, вы можете детально рассмотреть с ре­бятами рисунок одной или несколь­ких букв, их заглавное, строчное или печатное изображение, если заранее приготовите разные варианты рисун­ков 16 и 26.

      М., Владос, 1995.

      Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

      Вариант 1.

      Вариант 2.

      Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.

      Кузнецова Елена Александровна,

      Дидактическая настольная игра «Найди картинку»

      Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.

      Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.

      – Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т.д.

      индеец, овощи, орден, улитка, автобус, этажерка;

      апельсин, эскимосы, автомобиль, утка, обруч, игрушки.

      Карточки с буквами:

      Игра «Домики с гласными звуками»

      У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого. Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.

      Звук А

      Звук У

      Играйте с удовольствием.

      Веселые липучки Дома для букв с буквами

      Развивающее дидактическое пособие ковролиновый конструктор Дома для букв с буквами – это отличная возможность научить своего ребёнка в интересной игровой форме различать гласные и согласные, запомнить буквы. Фигурки легко при помощи липучек прикрепляются в домиках. Игра уже давно успешно используется в детских садах.

      проклейка и разрисовка – ручная работа;

      реалистичные легко узнаваемые элементы.

      2 дерева, 3 элемента травы, облако 3 штуки.

      Как играть?

      Поселите буквы в правильные домики: гласные и согласные. Можно делать это по очереди, можно устроить среди детей соревнование, раздать каждому по домику – кто быстрее наполнит свой. Или взрослый показывает букву – кто первый правильно отгадает, тот её и забирает. Можно также спрашивать про согласные: глухой-звонкий, про гласные: один звук или два.

      Буквы ходят в гости

      Начинаем учиться читать. Приведите гласную букву в гости к согласным, пусть она споет песню в паре с каждым из них. Потом наоборот какая-то согласная идет к гласным в домик. Предложите ребёнку самостоятельно выбирать букву, чтобы повысить интерес к занятию.

      Игра для весёлого запоминания названий букв. Берём несколько букв и выпускаем их гулять играть на травке. Проговариваем названия всех. Дальше прикрепим облако, символизирующее начало дождя. И теперь начинаем звать буквы в домик по имени: «Буква А, беги домой, дождь начинается». Ребёнок будет помогать буквам. Меняйтесь местами.

      Рассказываем историю, добавляя в неё слова, выложенные из букв. Это может быть как известная сказка, так и придуманный сюжет. Например, снесла курочка ЯИЧКО. Слово яичко должен дополнить и выложить ребёнок.

      Пособие ‘Домик буквы’

      Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

      Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.

      2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

      Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

      3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.

      Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).

      4) Звуковой анализ слова.

      В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.

      Дети, умеющие читать и писать, могут опустить в окошко карточку с написанным словом. Детей, нетвердо усвоивших образ буквы, можно попросить нарисовать и подарить букве ее портрет.

      В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».

      Тема: «Звук и буква А».

      1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе.
      2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука.
      3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А».
      4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик.
      5. Динамическая пауза.
      6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?»
      7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?»
      8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам.
      9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки.
      10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.

      Домики для букв [DOC IMAGE]

      Приложение к пособиям Шорыгиной Т.А. и Нефедовой К. — М.: Гном и Д, 2007. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
      Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей.
      Грибы (15 страниц).
      Деревья (28 страниц).
      Детёныши диких животных (15 страниц).
      Детёныши домашних животных (16 страниц).
      Домашние животные (31 страница).
      Злаки (16 страниц)….

      Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…

      изменен 22.04.2020 00:15

      Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
      Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка…

      Домик для гласных звуков картинки – ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ»

      МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
      Дидактическое пособие «Звуковой домик»

      Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

    1. Обучать звуковому анализу слов;
    2. Устанавливать последовательность звуков в слове;

      друга по произношению;

    3. Привить навык обозначения звуков условными значками;
    4. Развивать связную речь, обогащать словарь.

      На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

      На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

      согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

      Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

      Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

      Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.

      Версия для печати:
      МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик» – Медведева Таисия Ивановна – Дидактическое пособие «Звуковой домик»

      Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не

      Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не люди, а звуки и буквы. При изготовлении пособия об­ратите внимание на то, что рисунки 1а и 16, 2а и 26 — парные. Они должны точно накладываться один на другой так, чтобы из-за отодвинутой во время занятий шторки показывалась буква, соответствующая данному звуку. Шторки можно делать вставными или наклеивать, как ставенки окошек. Ок­раска шторок:

      – — синий цвет — обозначение твер­дых согласных звуков (рис. 2а),

      Условные обозначения, применяе­мые при написании букв (рис. 16 и 26), взяты из карты Буквограда:

    5. синего цвета буквы Ж, Ш, Ц (все­
      гда твердые звуки),
    6. синего цвета с зеленой точкой
      рядом — все остальные буквы (соот-

      ветствующие им звуки имеют твердый и мягкий варианты).

      Буквы Ь и Ъ черного цвета.

      «ДОМ» для усвоения

      И ДЛЯ БУКВ, ИХ ОБОЗНАЧАЮЩИХ

      Кажется, что говорить очень легко.

      В действительности это не так. В на­шем организме над произнесением звука трудятся легкие, дыхательное горло, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит человек.

      Аааа; Оооо; Уууу; Ээээ; Ыыыы; Аа-Уу; Оо-Аа; Уу-Оо; Уу-Аа.

      На рис. 1а представлена схема ар­тикуляции гласных звуков. Пока мы видим лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласно­го. Все окошечки закрыты шторками. За красными кружочками-шторками спрятаны гласные первого ряда, живу­щие в левой половине ДОМА на улице Певцов. За красно-зелеными шторка­ми притаились гласные второго ряда. Это обитатели правой части ДОМА, выходящей на улицу Улыбчивых пев­цов. Ребенок одновременно воспри­нимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Точно так же мы слышим голос человека, спря­тавшегося за занавеской, но его са­мого не видим. Логопед (учитель или воспитатель), передвигая указку по окошкам, пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляции.

      Схема артикуляции гласных звуко!

      СКАЗКА О ЗВУКАХ

    7. логопед показывает артикуляцию
      гласного звука на таблице «ДОМА» —
      ребенок показывает на шторку и назы­
      вает гласный звук, который соответст­
      вует данной артикуляционной схеме.
    8. ^

    А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3, а также Л, М, Н, Р — звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении

    Зачем-то позвали кошку:

    Тут придутся кстати стихи В. Бере­стова:

    Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,

    Ррр моторы тарахтят. Рассмотрим рис. 2а. В левой полови­не ДОМА живут громкие звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. Эта звуки барабанят, рычат, гогочут, воют,

    В правой половине ДОМА посели­лись пыхтелки, сопелки, шипелки, фырчалки, хохоталки, топотушки, цеп-лялки, кашлюны, чудилки и щипалки. Жильцы этой части ДОМА — безголо­сые. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах — синего или зеленого цвета.

    После того, как ребята освоили по­нятие «звук», им можно предложить прослушать сказку о том, как звуки стали не только слышимыми, но и ви­димыми.

    Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, 4io зато любили петь.

    После прослушивания сказки мож­но предложить детям открыть окошеч­ки в ДОМе (рис. 1а). Вместе с педаго­гом они еще раз проговаривают (или пропевают) все гласные звуки. Затем рассматривают буквы (рис. 16). Лого­пед обращает внимание ребят на то, что у всех букв яркие, красные платья, но выглядят они по-разному. У каждой есть свое имя, такое же, как и у звука.

    Ребенок, даже не уме­ющий считать, обычно знает, на каком этаже живет он сам и его друзья. По­этому при изучении той или иной бук­вы можно приступить к порядковому счету. Например: «В доме 5 этажей. На первом этаже живут Ы и И, на вто­ром — У и Ю, на третьем — О и Ё, на четвертом — Э и Е, на пятом — А и Я». Если при этом буквам присвоить име­на: А — Аня, Я — Яна, Э — Эля, Е — Елена, О — Оля, У — Уля, Ю —Юля, И — Ира(или предложить придумать на­звания животных, птиц…), то освое­ние счета превратится в интересную игру.

  • Девочка Эля живет на четвертом
    этаже. Ее подружка Уля живет на вто­
    ром этаже. На сколько этажей выше
    Ули живет Эля? На сколько этажей ни­
    же Эли живет Уля?
  • На сколько этажей должен спус­
    титься Яша, который живет на пятом
    этаже, к своему другу Юре, живущему
    на втором этаже?
  • На какой этаж попадет девочка
    Оля, если она спустится на один этаж?
    Поднимется на один этаж?
  • С помощью данного пособия можно отработать понятия «выше»,«ниже». Например: «Какая буква живет выше: буква А или буква Э? Какая из этих букв живет ниже?»

    Точно так же можно познакомить де­тей с предлогами ПОД, НАД. Напри­мер: «Буква О живет над буквой У, бук­ва Э — под буквой А». Рекомендуется

    рассмотреть все возможные варианты.

  • В. В. Волина. Веселая грам­
    матика.— М., Знание, 1995.
  • И. Г. Выгодская. Игровые си­
    туации для профилактики дисгра-
    фии и дислексии. — М., Школа здо­
    ровья, 1996, № 1.
  • И. Н. Садовникова. Нарушения
    письменной речи и их преодоление
    у младших школьников.
  • «Домики для звуков». Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы

    Вариант 3

    Дидактические игры для детей

    Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)

    Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).

    А-нанас – первый звук А, О-слик – первый звук О, …

      астры, экскаватор, обруч, утюг, окунь, индюк;

    ананас, утята, ослик, избушка, облако, экскаватор;

    Звук О

    Звук И

    Звук Э

    Домики с буквами

    Ковролиновый конструктор – реализм и качество:

    материал очень плотный и качественный, не рвётся, не мнется, не теряет форму;

В набор входят:

надписи Гласные, Согласные;

Правильно или неправильно

Игра в учителя. Выкладываем слова со смешными и понятными ребёнку ошибками: вместо СУП – СИП, пусть пробует исправить.

Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.

По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.

изменен 15.11.2016 00:12

изменен 23.03.2017 01:44

Представлены 200 ярких рисованных предметных картинок на разные лексические темы, которые могут быть использованы при подготовке к занятиям на разных этапах работы, при создании презентаций, интерактивных игр, тренажеров (фон прозрачный).

изменен 29.12.2010 09:43

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. “Нарушение звукопроизношения у детей”. Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ…

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов.
Постановка звуков.
Заднеязычные.
Постановка звука «Х» при замене на «Т».
Постановка звука «К» от «Т».
Постановка звука «К» на вдохе.
Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию.
Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ».
Постановка звука «Х» от…

дата добавления неизвестна

изменен 18.10.2010 19:11

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *