СанПиН для школ с изменениями на 2020 год. Требования к составлению расписания для начальной школы

СанПиН для школ с изменениями на 2020 год

СанПиН для школ с изменениями — нормы СанПиН

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
  • Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

    Требования к организации учебного процесса

    Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

    Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

    СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

    Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
  • Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

    В начале 2020 года были внесены изменения в СанПин для школы

    Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
  • Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.
  • Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
  • Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

    Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

    Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.

    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

    Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

    Таблица 1

    Шкала трудности предметов для 1-4 классов

    Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
    Математика 8
    Русский (национальный, иностранный язык) 7
    Природоведение, информатика 6
    Русская (национальная) литература 5
    История (4 классов) 4
    Рисование и музыка 3
    Труд 2
    Физическая культура 1

    Таблица 2

    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

    Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
    5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
    Химия 13 10 12
    Геометрия 12 10 8
    Физика 8 9 13
    Алгебра 10 9 7
    Экономика 11
    Черчение 5 4
    Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
    Биология 10 8 7 7 7
    Математика 10 13
    Иностранный язык 9 11 10 8 9
    Русский язык 8 12 11 7 6
    Краеведение 7 9 5 5
    Природоведение 7 8
    География 7 6 6 5
    Граждановедение 6 9 9 5
    История 5 8 6 8 10
    Ритмика 4 4
    Труд 4 3 2 1 4
    Литература 4 6 4 4 7
    ИЗО 3 3 1 3
    Физическая культура 3 4 2 2 2
    Экология 3 3 3 6 1
    Музыка 2 1 1 1
    Информатика 4 10 4 7 7
    ОБЖ 1 2 3 3 3

    Таблица 3

    Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

    Расписание уроков

    Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

    Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

    При составлении расписания уроков должны учитываться следующие факторы:

    • работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;
    • степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.
    • Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.

      Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).

      При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х классов)
      Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить, правильно ли составлено расписание уроков какого-либо класса.

      При выполнении всех рекомендаций можно добиться оптимального распределения нагрузки.

      Расписание составлено правильно, если:

    • в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
    • наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
    • в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
    • уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
    • основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
    • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
    • Расписание составлено неправильно, если:

    • наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
    • “трудные” уроки сдвоены;
    • “трудные” уроки стоят в расписании подряд;
    • “трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
    • количество домашних подготовок равно количеству уроков.
    • Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:

    • нулевые уроки;
    • перемены продолжительностью 5 мин;
    • сдвоенные уроки в 1–5-х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
    • группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
    • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
    • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.
    • Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

    • распределение учебной нагрузки по дням недели;
    • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
    • чередование предметов разных видов деятельности;
    • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
    • Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка.

      Рекомендации по распределению уроков:

    • Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
    • Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.
    • Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.
    • В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
    • В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз.
    • В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).
    • В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.
    • Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) – последними.
    • Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
    • При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активно­двигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.
    • Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
    • Не разрешается проводить нулевые уроки!
    • Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания.
    • Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение домашних заданий.
    • 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ.

        Диана Голубь 3 лет назад Просмотров:

        2 В образовательном учреждении связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе «учитель + ученик» является расписание занятий — один из основных организационных документов, определяющий работу ОУ. Цель расписания уроков: -создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся; -создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей; -организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ. 1.1 Расписание составляется на основе федерального базисного учебного плана, разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный компонент не менее 10 %; компонент ОУ не менее 10 %. 1.2 Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования. 1.3 Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания. (Приложение 1). 1.4 При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, социальный заказ родителей, интересы учителей, интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса. 1.5 При составлении расписания учитывается дневная и недельная кривая изменения работоспособности учащихся (Приложение 2). 1.6 Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования (Приложение 3): -неравномерность распределения учебной нагрузки в течение недели; -один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки, исключая понедельник и субботу; -один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели (в субботу).

        3 1.7 Перерывы между уроками (занятиями) и длительность занятий (уроков) устанавливается в соответствии с гигиеническими требованиями. 1.8 Если работа школы организована более чем в одну смену, то выпускные (9-е и 11-е) классы занимаются только в первую смену, при этом уроки 1-й и 2-й смен максимально сближаются; 2. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ВСЕЙ ШКОЛЫ. 2.1 Формируемое расписание создается на одну учебную неделю. Далее полученное расписание используется необходимый период времени в работе всей школы (четверть, полугодие); 2.2 Длительность учебной недели составляет 5 учебных дней для 5-7 классов, 6 учебных дней для 8 11 классов. 2.3 Работа школы организована в две смены. 2.4 Временной единицей (моментом времени) при составлении расписания является урок. 2.5 Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий; 2.6 Факультативные занятия проводятся после обязательных; 2.7 Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков; 3. БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 3.1 Ни один класс в одно и тоже время не может находится более чем на одном уроке, с одним учителем, в одном кабинете; 3.2 Ни один учитель в одно и тоже время не может проводить какой-либо урок более чем у одного класса, в одном кабинете. В исключительных случаях для обучения по некоторым предметам классы могут объединяться в потоки, при этом один учитель проводит урок (занятие) для всего потока, в одном помещении (аудитории). 3.3 Ни в одном учебном помещении (учебной аудитории, кабинете) не может проводиться более одного урока для одного класса с одним учителем. 3.4 Все ученики (учащиеся, обучаемые) делятся в зависимости от года обучения на параллели. Параллели делятся на классы. Классы могут делиться на группы. 3.5 Для обучения по некоторым предметам классы могут делится на группы, при этом в каждой группе урок (занятие), в разных кабинетах, проводит один (свой) учитель; 3.6 Для некоторых классов может быть предусмотрен день для обучения в другом месте (в учебно-производственном комбинате — в УПК). 3.7 У классов в расписании не может быть пустых (не занятых полезными действиями) уроков, стоящих в расписании между какими-либо занятиями (уроками) этих классов. 3.8 У классов в течение дня может быть заранее запланированный общий или скользящий (для каждого класса свой, т.е. определенный в индивидуальное время) перерыв в обучении.

        4 4. Общие требования Для классов. 4.1 У каждого класса не может быть в какой-либо день двух одинаковых уроков, не считая сдвоенных (специально заданных, отмеченных, выделенных); 4.2 Занятия у классов по любому предмету должны проходить в специально оборудованных для проведения этого предмета учебных помещениях или местах (кабинетах, мастерских, залах, площадках и т.п.). Для учителей. 4.3 У каждого учителя, являющегося штатным работником школы, для которой создается расписание, в неделю должен быть хотя бы один свободный (выходной) день, не считая воскресенья. Методический день не является дополнительным выходным днем. 4.4 Учитель для проведения урока в закрепленном за ним учебном помещении имеет приоритет по сравнению с другими учителями. 4.5 В расписании учителей количество «окон» должно быть минимальным; 4.6 Рабочая неделя учителя (совокупность рабочих дней в неделе) должна быть равномерно загружена проводимыми уроками; 4.7 Нельзя составлять расписание, по которому в какой-либо день учитель должен провести только один урок (занятие). 4.8 Учителям с небольшой учебной нагрузкой может быть предоставлено более одного свободного (выходного) дня в неделю. 4.9 Для учителей, работающих (преподающих) по совместительству в школе, для которой создается расписание занятий, рабочие (учебные) дни могут быть жестко назначены (указаны), при составлении расписания занятий этой школы; РАСПИСАНИЕ СОСТАВЛЕНО ПРАВИЛЬНО, ЕСЛИ: в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей); наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8 11 х классов на вторник, среду и четверг; для 1 7 х классов на вторник и четверг (среда несколько облегченный день); в течение учебного дня чередуются уроки трудные и облегченные, исключение составляют классы профильной направленности, имеющие специальный график занятий в соответствии с профилем; основные предметы для младших школьников проводятся на 2 3 х уроках, а для среднего и старшего возраста на 2 4 х уроках; названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые. РАСПИСАНИЕ СОСТАВЛЕНО НЕПРАВИЛЬНО, ЕСЛИ: наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели; трудные уроки сдвоены; трудные уроки стоят в расписании подряд; трудные уроки в расписании на первом или последнем уроке; количество домашних подготовок равно количеству уроков.

        5 Для оптимального распределения нагрузки не допускаются: перемены продолжительностью 5 мин; сдвоенные уроки в 1 5 х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу; группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки; рассогласование в расписании первой и второй половины дня; несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы. Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать: распределение учебной нагрузки по дням недели; распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно; чередование предметов разных видов деятельности; соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

        6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса В соответствии со ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам: гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки: Класс Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При шестидневной При пятидневной неделе неделе Класс Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При При шестидневной пятидневной неделе неделе часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки; продолжительность урока не должна превышать 45 минут; учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов; в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену; в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек; в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике; расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий; факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков; между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут; в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся; для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения; сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9- х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;

        7 в х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам; для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день; при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения предметы естественно-математического и гуманитарного циклов; расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся; расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

        8 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Учёт работоспособности и её динамики в процессе учебной деятельности Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели Работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели Классы Благоприятные дни Неблагоприятные дни 1-4 Вторник, среда (небольшое Понедельник, пятница, суббота снижение), четверг 5 Понедельник, вторник Среда, четверг, пятница, суббота 6 Вторник, четверг, пятница Понедельник, среда (небольшое снижение), суббота 7-8 Вторник (небольшое снижение), Понедельник, пятница среда, четверг, суббота 9-11 Среда, четверг, пятница Понедельник, вторник, суббота Предметы по степени «трудности» («трудность» довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы: 1 группа русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия, физика, иностранный язык; 2 группа природоведение, биология, география, астрономия; 3 группа литература, история, экономическая культура, черчение; 4 группа технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ. «Трудными» предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.

        9 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Оценочная шкала расписания учебных занятий В качестве гигиенической оценки расписания учебных занятий можно использовать ранговую шкалу трудности: Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов Общеобразовательные предметы Кол-во баллов (ранг трудности) Алгебра Биология География Геометрия Граждановедение ИЗО Иностранный язык Информатика История Литература Математика Музыка МХК 5 5 ОБЖ Природоведение 7 8 Ритмика 4 Русский язык Труд Физика Физическая культура Химия Черчение 5 4 Экология Экономика 11 Этикет 7 5 В перечень включены и факультативные курсы.

        10 Шкала трудности учебных предметов для учащихся классов Предмет Кол-во баллов Предмет Кол-во баллов Физика 12 Информатика 6 Экономика Геометрия, химия 11 История 5 Обществознание МХК Алгебра 10 Астрономия 4 Русский язык 9 География 3 Экология Литература, иностранный яз. 8 ОБЖ 2 Биология 7 Физическая культура 1 На утомляемость учащихся влияют и следующее «семейство» факторов: объем информации; степень новизны изучаемого материала; мастерство учителя; методическая структура урока; психологический климат класса и взаимоотношения с учителем; интерес к предмету; материально-техническое оснащение урока. На степень утомляемости влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков (# рост работоспособности от начала к концу урока, $ падение работоспособности к концу урока): Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня Классы Продуктивные уроки Непродуктивные уроки 1-2 1, 2, , 2, , 2, 3, 5 4, 6 8 1, 2, 3, 5 4, 6 9 1, 2, 3, 5 4, , 2, 3, 5, 6 4 Основные этапы работы над составлением расписания уроков 1 этап (подготовительный, аналитический): анкетирование учителей по вопросам нагрузки на новый учебный год (февраль, март); анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации учебновоспитательного процесса (январь — март); сбор необходимых документов и материалов. Методика составления расписания уроков и оптимальная организация учебновоспитательного процесса должны находить свое отражение в диагностике выстраивания работы ОУ, в учете пожеланий всех участников образовательного процесса. Этому способствует анкетирование учащихся, родителей, педагогических работников.

        11 Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической части составления расписания уроков. Перечень материалов, необходимых для составления расписания: учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими инстанциями; сведения о количестве классов и наполняемости классов (согласно ОШ); сведения о делении классов на подгруппы, паспорт класса; сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными кабинетами; сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление за учителями; распределение классов и параллелей по сменам с учетом возможностей размещения классов по учебным кабинетам; расписание звонков; информация от директора ОУ об обязательных методических днях администрации, об организации преподавательской деятельности администрации; анкеты учителей с пожеланиями по организации их деятельности, сдваивании уроков; сведения об обязательных днях для организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11-х классов на основании договоров ОУ с ВУЗами, ССУЗами; сведения о совместителях; сводная информация по нагрузке учителей. 2 этап (практический): заготовки форм необходимых таблиц: таблицы детского и взрослого расписаний, занятость кабинетов, одновременное заполнение таблиц детского и взрослого расписаний и их постоянная корректировка во время заполнения, выверка учебной нагрузки по учителям и по классам, расстановка кабинетов и заполнение таблицы занятости кабинетов; 3 этап (оценочный): проверка рационального использования сил педагогов, ограничение количества «окон» до минимума; проверка обязательных методических дней учителей и администрации, количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков); гигиеническая оценка расписания; 4 этап (информационный): сообщение расписания всем участникам образовательного процесса; получение и переработка информации по корректировке расписания уроков; регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков; Замена уроков Ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом: нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на семинарах, конкурсах и т.д. проведения областных, городских, внутришкольных мероприятий, конкурсов, семинаров.

        12 Замена уроков качественна, если она: рациональна, своевременна, доступна и учителям, и обучающимся. Перечень, необходимых материалов: расписание звонков; расписание уроков по учителям; расписание уроков по сменам и параллелям; таблица занятости учебных кабинетов и спортивных залов; таблица свободных учебных кабинетов; график замены; стенд по организации режима работы для размещения оперативной информации; список учителей, отсутствующих в данный учебный день.

        Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.
        план-конспект занятия

        Конспект занятия содержит гигиенические требования к режиму образовательного процесса, а также требования к составлению расписания уроков в начальной школе. Текст конспекта содержит материал из СанПиНа 2.4.2.2821-10 для школ. Тип занятия — занятие изучения нового учебного материала.

        Скачать:

        Вложение Размер
        gigienicheskie_trebovaniya_k_sostavleniyu_raspisaniya.docx 41.74 КБ

        Предварительный просмотр:

        Дисциплина «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

        Группа: НО-16, НО-2-16

        Преподаватель: Велиева Залина Сейрановна

        Тема занятия: Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.

      • знакомство с новым понятием СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ;
      • формирование новых знаний о «гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса»;
      • организация деятельности студентов, направленная на изучение особенностей составления расписания уроков в начальной школе.
      • способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при постановке задач новой темы;
      • развитие умений творческого подхода к решению практических задач, данных во время занятия;
      • развитие абстрактного и логического мышления.
      • создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;
      • обеспечение условий для воспитания положительного интереса к дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»;
      • обеспечение творческой активности при выполнении заданий, содержащих проблемные ситуации.
      • ПК 1.5 Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

        ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

        ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

        ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

        ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

        ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

        ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

        Вид занятия: лекция – беседа

        Тип занятия теоретического обучения: занятие изучения нового учебного материала

        Форма организации занятия: фронтальная.

        Методы обучения: вербальные и визуальные; эвристический и репродуктивный.

        методическое: методическая разработка занятия

        материально-техническое: СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ; расписание уроков 1 класса.

        Продолжительность лекции: 2 академических часа

      • Организационный момент (4 мин)
      • Актуализация опорных знаний (10 мин)
      • Изучение нового материала (45 мин)
      • Закрепление изученного материала (20 мин)
      • Рефлексия (5 мин)
      • Подведение итогов занятия (3 мин)
      • Оценивание (1 мин.)
      • Домашнее задание (2 мин)
      • Приветствие студентов. Проверка присутствующих, готовности к занятию.

        1. Знакомство с СанПиНом 2.4.2.2821-10 для школ.

        2. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

        3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.

        4. Составление расписания уроков в начальной школе.

        2. Актуализация опорных знаний

        Повторение с учащимися пройденного материала.

        Что такое портфолио студента? Из каких блоков он состоит? Каковы цели, задачи и функции портфолио? Перечислите требования к профессиональным и личностным качествам учителя начальных классов. Анализ должностной инструкции учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения.

        1. Изучение нового материала
        2. Использование метода ассоциаций.

          Ассоциативная цепочка: класс – уроки – дети – дневник – домашние задания – гигиена – расписание уроков. Тема занятия: Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.

          Знакомство с СанПиНом 2.4.2.2821-10 для школ.

          Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

          Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

          При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.

          Основная образовательная программа

          Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице:

          Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*

          Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
          (в академических часах)**

          при 6-ти дневной неделе, не более

          при 5-ти дневной неделе, не более

          Независимо от продолжительности учебной недели, не более

          Примечание:
          * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
          ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

          Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

          Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

          Общий объём нагрузки в течение дня

          Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

        3. для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
        4. для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
        5. для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков ;
        6. для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков .
        7. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

          Работа с компьютером

          Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

        8. для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут ;
        9. для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут ;
        10. для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут ;
        11. для учащихся 7-11 классов — 35 минут .
        12. Работа с интерактивной доской

          Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:

          Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

        13. 1 -2 классах составляет не более 25 минут ;
        14. в 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
        15. в 1-4 классах не должна превышать 5 минут ;
        16. в 5-11 классах — 10 минут . С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения .
        17. Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.

          В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

        18. учебные занятия проводятся только в первую смену;
        19. 5-дневная учебная неделя;
        20. организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
        21. проведение не более 4-х уроков в день;
        22. продолжительность уроков — не более 35 минут;
        23. организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
        24. использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
        25. организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
        26. обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
        27. дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
        28. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

        29. в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
        30. со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
        31. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

          В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

          Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

          В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

          Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

          Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4-м — до 2 ч, в 5-6-м — до 2,5 ч, в 7-8-м — до 3 ч, в 9-11-м — до 4 ч.

          Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

          Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

          Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

          В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

          В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

          Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

          Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

          Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

          При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

          Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.

          В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

          Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

          Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.

          Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

          Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

          Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

          Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

          В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

          При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры).

          В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

          Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков — в 5 — 11 классах.

          Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

          Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.

          После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления.

          Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

          При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

          Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

          В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

          Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

          Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

          Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

          Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

          Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большом количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели.

          Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

          При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

          Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни — расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

          Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

          Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

          Основные требования к расписанию уроков

          — Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.

          — Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.

          — Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.

          — Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

          Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

          При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) СРЕДУ.

          Как составлять расписание. Коллеги, вы всегда довольны, составленным расписанием в ваших школах?

          В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
          В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
          Расписание должно соответствовать учебному плану.
          Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
          С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
          Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
          Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
          Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
          Какие есть общие требования к расписанию
          Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
          • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
          • проведение нулевых уроков не допускается;
          • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
          • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
          • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
          • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
          • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
          • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
          • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
          • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
          Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
          1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
          2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
          3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
          При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
          • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
          • учебный план профильных классов;
          • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
          • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
          • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
          Что учесть при составлении расписания в начальной школе
          В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
          • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
          • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
          Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
          Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
          Занятия по плану внеурочной деятельности:
          1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
          2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
          Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
          Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
          Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
          Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
          • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
          • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
          • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
          Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81.
          В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
          Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
          Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
          В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
          • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
          • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
          Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
          Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
          Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
          Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
          В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
          В каких случаях возможные сдвоенные уроки
          Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
          • оптимизация нагрузки на обучающихся;
          • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
          • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
          Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
          В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
          Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
          Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
          Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
          Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
          Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

          Смотрите так же:  Действительный и страдательный залог в английском языке (Active and Passive Voice). Как перевести предложения из действительного в страдательный залог

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *