Следователь, руководитель следственного органа как участники уголовного процесса. Руководитель следственного органа его назначение и полномочия в уголовном судопроизводстве

Авг 11, 2019 Законы

Следователь, руководитель следственного органа как участники уголовного процесса

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

1) возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

2) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

3) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий и др. Следователь в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);

2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

7) продлевать срок предварительного расследования;

8) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

9) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

Руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа определяется уголовно-процессуальным законом как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, либо его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Следовательно, под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение тех правоохранительных органов, где они созданы, а также их заместители. Независимо от того, в каком ведомстве действует следственное подразделение и на каком уровне, все руководители наделены одинаковыми полномочиями, закрепленными в ст. 39 УПК РФ. Руководитель следственного органа выполняет функцию процессуального контроля за предварительным следствием, которая и определяет круг его полномочий.

Первую группу процессуального контроля руководителя следственного органа образуют полномочия, связанные с поручением производства предварительного следствия и передачей уголовного дела от одного следователя другому.

Вторую группу полномочий руководителя следственного органа образуют полномочия по проверке качества проведения проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела, а также качества проводимого расследования по делу, выявлению и устранению недостатков, допущенных в ходе расследования.

Третья группа полномочий руководителя следственного органа касается непосредственно процессуального руководства и контроля за расследованием с целью недопущения нарушений уголовно-процессуального закона, прав и законных интересов личности.

Полномочия руководителя следственного органа, в частности, представлены в ст. 39 УПК РФ.

Статья 39. Руководитель следственного органа

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

СТ 39 УПК РФ

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса

1. Руководитель следственного органа осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию уголовного преследования, выступая при этом в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Реализуя функцию уголовного преследования, он обладает теми же полномочиями, что и следователь на досудебной части уголовного судопроизводства. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.) Но при этом в рамках реализации функции уголовного преследования основная задача полномочий руководителя следственного органа связана с осуществлением ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью следователя. Речь в данном случае идет о процессуальном контроле за принимаемыми процессуальными решениями и совершаемыми процессуальными действиями следователем при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Для этого он наделен рядом полномочий по проверке материалов уголовных дел, поручению ведения предварительного следствия одному либо нескольким следователям, по даче указаний, обязательных для исполнения следователем, и др.

2. К основным полномочиям руководителя следственного органа, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит следующие:

1) дача поручений о производстве предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Речь в данном случае идет о принятии процессуального решения руководителем следственного органа в зависимости от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления и т.д. Создание следственной группы для производства предварительного следствия по данному уголовному делу. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственного органа должен вынести постановление о создании следственной группы с перечислением всех следователей, а также с указанием, кто из следователей назначается руководителем следственной группы. Руководитель следственного органа вправе и изменять состав следственной группы. (Более подробно см. комментарий к ст. 163 УПК РФ.) Кроме того, руководитель следственного органа в зависимости от профессиональной подготовки следователя, его опыта, от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления поручает производство предварительного следствия конкретному следователю;

2) изъятие уголовного дела у следователя и передача его другому следователю. Основания изъятия уголовного дела у следователя могут быть всевозможные. Но в первую очередь они связаны с положениями УПК РФ. К таким основаниям относятся случаи, когда: уголовное дело подследственно другому следственному органу, в силу того что предварительное следствие должно производиться на территории юрисдикции другого следственного органа (ст. 152 УПК РФ), предварительное следствие должно производиться другим следователем в силу подследственности другим следственным органом (статья 151 УПК РФ), и т.д. При этом данное процессуальное решение и действие руководителем следственного органа должно быть обосновано. Свое процессуальное решение руководитель следственного органа оформляет в форме постановления. Руководитель следственного органа в соответствии с ч. 6 ст. 152 УПК РФ должен письменно уведомить прокурора о принятом процессуальном решении и совершенном процессуальном действии. Кроме того, данное процессуальное решение и действие следователем в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи может быть обжаловано руководителю вышестоящего следственного органа;

3) принятие уголовного дела к своему производству. В этом случае в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи руководитель следственного органа обладает всеми полномочиями следователя, которые предусмотрены ст. 38 УПК РФ;

4) проверка материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела. Данное полномочие по осуществлению процессуального контроля руководителем следственного органа заключается в самостоятельной проверке материалов уголовного дела посредством рассмотрения соответствующих постановлений, которые находятся в контрольном производстве в следственном органе. При этом руководитель следственного органа при проверке материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела должен сделать отметку в соответствующей карточке процессуального контроля ;
———————————
См. в системе ГВСУ СК РФ: Инструкция об организации и осуществлении процессуального контроля в военных следственных органах Следственного комитета РФ, утвержденную Приказом заместителя Председателя СК — руководителя Главного военного следственного управления от 12 августа 2010 г. N 130.

5) отмена незаконного или необоснованного постановления следователя. Речь идет о том, что если постановление вынесено следователем незаконно или одновременно и необоснованно, то руководитель следственного органа обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое постановление руководитель следственного органа выносит в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и ч. 6 ст. 148 УПК РФ об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и других случаях;

Смотрите так же:  Мировой суд октябрьского района г киров. Мировой суд октябрьского района г киров

6) отмена по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконных или необоснованных постановлений руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Нередко в производстве у следственного органа имеются уголовные дела, по которым уже осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность другими следователями, руководителями следственного органа либо дознавателями. В дальнейшем такие уголовные дела были переданы в соответствии с УПК РФ руководителю соответствующего следственного органа и находятся в производстве у следователя следственного органа либо у самого руководителя следственного органа. При этом в ходе дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по данному уголовному делу следователь либо сам руководитель следственного органа, выявив обстоятельства, свидетельствующие о том, что уже имеющиеся в уголовном деле постановления следователя, руководителя следственного органа либо дознавателя незаконны или одновременно необоснованны, руководитель следственного органа принимает процессуальное решение в форме постановления об отмене уже вынесенных постановлений;

7) в качестве особых полномочий по осуществлению процессуального контроля руководитель следственного органа вправе давать следователю указания по вопросам о направлении расследования. Реализация данного полномочия по осуществлению процессуального контроля в части направления расследования заключается в совместной со следователем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в зависимости от этого выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела. Речь идет о начальном и дальнейшем этапе расследования по уголовному делу, а также, в зависимости от оснований принятия процессуального решения, о приостановлении либо прекращении уголовного дела; о производстве отдельных следственных действий; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом все вышеназванные полномочия руководителя следственного органа в случае их реализации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и приостанавливают их исполнение;

8) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;

9) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Речь идет о реализации таких следственных и иных процессуальных действий, которые должны в соответствии со ст. 165 УПК РФ производиться на основании судебного решения;

10) разрешение отводов, заявленных следователю, а также его самоотводы. В соответствии со ст. ст. 61 и 67 УПК РФ разрешать заявленные отводы следователю имеет право только руководитель следственного органа;

11) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения требований УПК РФ. За какие нарушения руководитель следственного органа имеет право отстранить следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, действующий УПК не предусматривает. Как правило, речь идет о фальсификации доказательств, фальсификации процессуальных документов, которые связаны с пометкой процессуальных документов задним числом, запоздалым собиранием подписей и т.п. Кроме того, к таким нарушениям могут быть отнесены и прекращение уголовного дела и уголовного преследования, возвращение дела для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения, и т.д. Отстранение следователя от дальнейшего производства предварительного расследования возможно не только в случае допущения им нарушений требований УПК РФ, но и при нарушении им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, которые так или иначе применяются при производстве предварительного расследования по уголовному делу. За данные нарушения следователь может нести не только дисциплинарную, но и уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 299 — 304, 312 УК РФ;

12) отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ. Речь идет о том, что если процессуальные решения и действия руководителя следственного органа, которые он реализовал при осуществлении процессуального контроля в форме соответствующих постановлений, признаны вышестоящим руководителем следственного органа незаконными и, соответственно, необоснованными, то данное постановление отменяется посредством вынесения постановления;

13) продление срока предварительного расследования. Так, в соответствии со ст. 162 УПК РФ продление срока предварительного следствия свыше 2 месяцев осуществляется только на основании процессуального решения, которое принимает руководитель следственного органа;

14) утверждение постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу. Речь идет о процессуальном решении следователя, которое он принимает при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 24 — 281 УПК РФ. Прекращение уголовного дела осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 212, 213 УПК РФ;

15) утверждение постановления следователя об осуществлении государственной защиты лиц, перечисленных в ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Порядок принятия мер государственной защиты осуществляется на основании постановления следователя, которое выносится в соответствии с ч. 3 ст. 11 и ч. 9 ст. 166 УПК РФ. При этом руководителю следственного органа в системе Следственного комитета РФ необходимо руководствоваться указанием Следственного комитета от 26 декабря 2008 г. N 6/206 «О порядке применения следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства», а также рекомендациями, изложенными в информационном письме Следственного комитета от 24 декабря 2009 г. N 226-28538-09 «О положительном опыте государственной защиты участников уголовного судопроизводства»;

16) дача согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. Содержание данных полномочий руководителя следственного органа связано с несогласием с прокурором о принятом им процессуальном решении, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 221 УПК РФ.) При этом само обжалование процессуального решения прокурора в соответствии с ч. 5 ст. 221 УПК РФ приостанавливает его исполнение;

17) возвращение уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Принятие такого процессуального решения руководителем следственного органа, как правило, связано с необходимостью изменить объем обвинения, изменить квалификацию действий обвиняемого , пересоставления обвинительного заключения, устранения иных недостатков, которые были выявлены по данному уголовному делу. Данное процессуальное решение оформляется в форме постановления, о котором уведомляется обвиняемый, его защитник, потерпевшие. Кроме того, им должно быть разъяснено их право на обжалование и порядок обжалования данного постановления. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ руководитель следственного органа продлевает срок предварительного следствия на один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК РФ;
———————————
В некоторых случаях, когда производство по уголовному делу осуществляется следователем в форме дознания, то и подозреваемого.

18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. К таким полномочиям относится полномочие продлевать по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144), и т.д.

3. Некоторые полномочия руководителя следственного органа не связаны с осуществлением уголовного преследования при производстве по уголовному делу и осуществлением процессуального контроля. Руководитель следственного органа, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу, выполняет функции по административно-процессуальному руководству предварительного расследования. В связи с этим он организует и контролирует обязательное участие следователей, а в необходимых случаях и сам участвует в судебных заседаниях, когда необходимо судебное решение при производстве по уголовному делу. Кроме того, руководитель следственного органа должен организовать производство самого предварительного расследования. При этом руководитель следственного органа в соответствии с имеющимися полномочиями, предусмотренными УПК РФ, лично рассматривает сообщения о преступлении; участвует в проверке сообщения о преступлении; лично допрашивает подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайств, связанных с избранием, продлением, отменой или изменением меры пресечения, а также при возбуждении перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, и т.д.

4. Ряд полномочий руководителя следственного органа в системе Следственного комитета РФ конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» .
———————————
.

5. Одновременно руководитель следственного органа может осуществлять функцию уголовного преследования, в связи с этим он вправе принимать уголовные дела к своему производству, производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.)

Руководитель следственного органа.

При осуществлении первой группы полномочий руководитель следственного органа согласно ч. 1 ст. 39 УПК РФ вправе: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголов-

72 Глава 5. Участники уголовного судопроизводства

ное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ; 8) продлевать срок предварительного расследования; 9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; 10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора о возвращении следователю уголовного дела с обвинительным заключением; 11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Смотрите так же:  Есть ли срок давности при причинении вреда здоровью или жизни. Тяжкий вред здоровью срок давности

Также в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа наделен полномочиями по ходатайству следователя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении. При необходимости продления документальных проверок или ревизий срок проверки руководителем следственного органа может быть продлен до 30 суток.

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. По общему правилу, установленному в ч. 3 ст. 39 УПК РФ, такие указания следователь может, не приостанавливая их исполнения, обжаловать руководителю вышестоящего следственного органа. Однако ряд указаний следователь может обжаловать и без их исполнения. К ним относятся указания: об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю; о привлечении лица в

§ 3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения 73

качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об изменении объема обвинения; об избрании меры пресечения; о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении.

Вторую группу составляют полномочия руководителя следственного органа по осуществлению уголовного преследования. Он вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ) или руководителя следственной группы (ст. 163 УПК РФ).

Руководитель следственного органа — новый участник уголовного судопроизводства, пришедший на смену начальнику следственного отдела (введен Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ). Введение фигуры руководителя следственного органа обусловлено идеями разделения функций производства предварительного расследования и надзора за процессуальной деятельностью, осуществляемой прокуратурой, а также создания единого следственного органа в Российской Федерации.

В качестве руководителя следственного органа в уголовном судопроизводстве выступают Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти) (ч. 5 ст. 39 УПК).

Руководитель следственного органа осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя. Для этого он наделен рядом полномочий:

  • 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • 2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • 3) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
  • 4) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • 5) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • 6) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  • 7) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • 8) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном законом;
  • 9) продлевать срок предварительного расследования;
  • 10) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • 11) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование вышестоящему прокурору решения о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • 12) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • 13) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
  • Фактически руководитель следственного органа наделен рядом полномочий, которые ранее реализовывались прокурором по отношению к следователю.

    Одновременно руководитель следственного органа может осуществлять функцию уголовного преследования, в связи с этим он вправе возбудить уголовное дело, принимать уголовные дела к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

    Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, однако они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Исключения составляют случаи, когда руководитель следственного органа, рассматривая требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования, дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований.

    Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    Статья 39. Руководитель следственного органа

    Статья 39. Руководитель следственного органа

    1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

    11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

    3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

    Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 39. Руководитель следственного органа

    заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 49 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» подготовку к рассмотрению дела о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 38, частей первой и второй статьи 39, подпункта «а» пункта 1 части второй статьи 82, частей первой и второй статьи 119, части первой статьи 120, статей 121, 122 и 208 УПК Российской Федерации в порядке статьи 47.1 данного Федерального конституционного закона,

    Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не допущено. Полномочия руководителя следственного органа или лица, исполняющего обязанности такого руководителя, составить обвинительное заключение, предусмотрены положениями частей 1 и 2 ст. 39 УПК РФ. В таких случаях, по смыслу части 6 ст. 220 УПК РФ, согласия руководителя следственного органа на направление уголовного дела прокурору не требуется.

    С. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации пункт 1.18 Приказа в части, не допускающей возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в предусмотренном статьей 124 УПК РФ порядке, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его непосредственными подчиненными. Административный истец ссылался на то, что оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 1, пунктам 2 и 7 части 1, частям 2 и 5 статьи 39, частям 1 и 2 статьи 124 УПК РФ и изменяет установленный федеральным законом порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа.

    С.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 1.18 Приказа не действующим в той части, в которой его положения не допускают возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в порядке, предусмотренном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его подчиненными. Свое требование административный истец мотивировал тем, что оспариваемое нормативное положение противоречит части первой статьи 1, пунктам 2 и 7 части первой, частям второй и пятой статьи 39, частям первой и второй статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и изменяет установленный федеральным законом порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа. По мнению административного истца, отсутствие у Председателя СК России полномочий по разрешению жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа в том случае, когда они не находятся в его непосредственном подчинении, нарушает конституционные гарантии государственной защиты его прав и свобод.

    Согласно статье 21 УПК Российской Федерации уголовное преследование от имени государства осуществляют прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания или дознаватель (часть первая); руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 данного Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего (часть третья). На реализацию целей уголовного преследования и направлены полномочия руководителя следственного органа, включая право возбуждать уголовное дело и производить по нему предварительное следствие, проверять материалы проверки сообщения о преступлении, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела (части первая и вторая статьи 39, статьи 140 и 146 — 148 УПК Российской Федерации).

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Морозов, уголовное дело в отношении которого было прекращено по истечении 4 лет 4 месяцев и 18 дней со дня его возбуждения, просит признать не соответствующим статьям 15 (части 1 и 4), 17, 18, 21 (часть 1), 45 (часть 2), 46, 53, 55 (часть 3), 118 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт 2 части первой статьи 39 УПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 6 и 6.1 данного Кодекса, определяющими назначение уголовного судопроизводства и осуществление его в разумный срок, поскольку, как полагает заявитель, ввиду отсутствия в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации установленных для этого процессуальных сроков он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет руководителю следственного органа неоднократно и в течение неопределенно длительного периода проверять материалы уголовного дела и тем самым нарушать право лица, подвергавшегося уголовному преследованию, на уголовное судопроизводство в разумный срок, а также служит основанием для отказа ему в присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

    2.1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предъявляя к постановлениям прокурора и следователя требования законности, обоснованности и мотивированности (часть четвертая статьи 7), одновременно предусматривает полномочие прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 6 части второй статьи 37), и полномочия руководителя следственного органа отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, а также отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования (пункты 2 и 2.1 части первой статьи 39).

    1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.

    41. В строке 3 учитывается количество решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, принятых прокурором в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, руководителем следственного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, а также в связи с исполнением решения суда. Показатель данной строки включается в логические равенства раздела 2, так как каждое возбужденное и принятое к производству уголовное дело должно быть показано в соответствующей графе строки 2. В случае признания прокурором или руководителем следственного органа решения о возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным и отмены соответствующего постановления количество уголовных дел, фактически находящихся в производстве следователей, будет определяться суммой строк 1 и 2, уменьшенной на количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела (показатель строки 3).

    отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);

    отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

    Ни статья 61 УПК Российской Федерации, предусматривающая обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу, ни статья 62 данного Кодекса, определяющая общий порядок заявления отвода лицам, участвующим в производстве по уголовному делу, не содержат прямого указания на то, что при наличии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу, руководитель следственного органа также подлежит отводу. Между тем в силу статьи 39 УПК Российской Федерации это должностное лицо вправе поручать производство предварительного следствия следователю, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому, давать следователю указания о направлении расследования, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, разрешать отводы, заявленные следователю, отстранять его от производства расследования, продлевать срок предварительного расследования, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, принимать дело к своему производству, приобретая при этом все права следователя, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (части первая, вторая и четвертая). При этом согласно части третьей данной статьи указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем, и обжалование указаний не приостанавливает, за исключением ряда случаев, их исполнение.

    40. В строке 3 учитывается количество решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, принятых прокурором в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, руководителем следственного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, в том числе в связи с исполнением решения суда. Показатель данной строки включается в логические равенства раздела 2, так как каждое возбужденное и принятое к производству уголовное дело должно быть показано в соответствующей графе строки 2. В случае признания прокурором или руководителем следственного органа решения о возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным и отмены соответствующего постановления количество уголовных дел, фактически находящихся в производстве следователей, будет определяться суммой строк 1 и 2, уменьшенной на количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела (показатель строки 3).

    Уголовный процесс

    Руководитель следственного органа

    Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38 ст. 5 УПК РФ).

    Структура следственных подразделений различается в зависимости от их ведомственной подчиненности. К следственным подразделениям относятся следственные комитеты, главные управления, (управления), службы, отделы, иные подразделения, созданные для производства предварительного расследования при Генеральной прокуратуре РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ на основании: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.»; Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. № 1422; ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 22 февраля 1995 г.; Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976.

    Соответственно руководители следственных подразделений указанных органов и их заместители обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ст. 39 УПК. Это необходимо руководителю следственного органа и для реализации своих функций, поскольку уголовно-процессуальным законом он отнесен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

    Процессуальные полномочия руководителя следственного органа, содержащиеся в ст. 39 УПК:

  • поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  • отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
  • продлевать срок предварительного расследования;
  • утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 21 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК;
  • возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
  • Руководитель следственного органа независимо от ведомственной подчиненности является организатором следственной работы отдела (подразделения). Поэтому помимо процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК, он имеет и административные полномочия. В частности, начальник следственного подразделения в районном, городском, линейном отделе внутренних дел МВД по должности является заместителем начальника органа внутренних дел и несет ответственность за организацию работы следственного подразделения.

    Среди важнейших его обязанностей можно выделить:

  • внесение представлений о поощрении или привлечении следователей к дисциплинарной ответственности, представление их к присвоению специальных званий, перемещению по службе;
  • заслушивание следователей по вопросам их взаимодействия с работниками других служб в раскрытии и расследовании преступлений, выполнении планов работы, внедрения опыта новых криминалистических средств и методов в работе, повышения профессионального мастерства;
  • координацию работы следственных подразделений с органами прокуратуры, безопасности, юстиции, другими государственными учреждениями по вопросам расследования преступлений;
  • систематический анализ оперативной обстановки, состояния работы по раскрытию и расследованию преступлений, анализ результатов деятельности следственного подразделения и каждого следователя; разработку и осуществление мер по совершенствованию предварительного следствия, внесения соответствующих предложений вышестоящему руководителю;
  • рассмотрение жалоб, представлений прокуроров, частных определений судов на действия следователей и нарушения ими норм уголовно-процессуального законодательства, принятие мер по устранению нарушений;
  • недопущение необоснованного привлечения следователей к выполнению функций, не связанных с расследованием уголовных дел их подследственности; пресечение фактов вмешательства в процессуальную деятельность следователей, лиц, не уполномоченных на то законом.
Смотрите так же:  ОТМЕНА УСЫНОВЛЕНИЯ. Возврат после усыновления

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *