Статья 139. Требования к маркировке тары и упаковки

Июл 15, 2019 Законы

Оглавление:

Статья 139. Упаковка и маркировка груза. 1. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам.

2. Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем. В случае, если груз требует особого с ним обращения, отправитель обязан информировать перевозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним.
Комментарий к статье 139
§ 1. Подготовка генеральных грузов к перевозке морским транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ-26653 (основные требования), и дополнительными требованиями (например, ГОСТ-15846). Транспортная упаковка должна соответствовать требованиям нормативно — технической документации, иметь в наличии и целостности пломбы, замки, контрольные ленты и специальные устройства (например, тара грузовых мест массой брутто 1 тонна и более должна иметь приспособления — рымы, гаки и т.д. — для выполнения погрузочно — разгрузочных работ и крепления груза на судне). Прочность упаковки должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при перевозке. До погрузки грузовых мест на судно отправитель должен обеспечить, чтобы масса брутто таких грузовых мест находилась в соответствии с массой брутто, указанной в отгрузочных документах. При обнаружении недостатков упаковки, которые могут повлечь за собой утрату или повреждение груза, а также нанесение ущерба другому грузу и/или судну, отправитель должен привести упаковку в соответствие с действующими правилами в течение срока, установленного на погрузку. В том случае, если груз сдан к перевозке в упаковке, имеющей скрытые недостатки, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение и задержку в доставке груза (см. § 18 комментария к ст. 166).
Особые требования предъявляются к большегрузным контейнерам. Согласно Международной конвенции по безопасности контейнеров 1972 г. контейнер означает транспортное оборудование, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное для многократного использования. Каждый новый контейнер, до того как быть допущенным к эксплуатации, проходит специальную процедуру испытаний. Специальные требования предъявляются к конструкции контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов и жидкостей наливом (к ним применяются правила, установленные национальным законодательством или международными соглашениями, содержащими дополнительные требования).
§ 2. Тара и упаковка должны обеспечить полную сохранность груза при перевозке и перевалке. Вместе с тем считается, что упаковка должна предохранять груз от серьезных повреждений при обычных условиях перевозки, т.е. допускается, что при перевозке грузу могут быть нанесены незначительные повреждения, не влияющие на основные качества товара. Разумеется, груз может быть упакован в тару, которая полностью исключает какие-либо повреждения, однако не исключено, что стоимость такой упаковки превысит разумные пределы.
§ 3. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 144 КТМ отправитель должен указать основные марки, необходимые для идентификации груза. Маркировка производится отправителем, и считается, что он гарантировал перевозчику ее точность и достаточность. Маркировка должна быть ясно видимой; краска, применяемая для маркировки, — стойкой, чтобы марки оставались разборчивыми до конца рейса. Назначение маркировки состоит в том, чтобы установить в пункте назначения тождественность груза, принятого к перевозке, и выдать получателю груз в точном соответствии с марками, указанными в коносаменте.
Основные требования к маркировке содержатся в ГОСТ-14192. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки; основные, дополнительные и информационные надписи. Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом (изображение знака соответствует названию: «осторожно, хрупкое», «боится нагрева», «боится сырости», «место застропки», «центр тяжести» и т.п.). Основные надписи должны содержать: полное или условное наименование получателя; наименование пункта назначения (порта перегрузки); количество грузовых мест в партии и порядковый номер места. Дополнительные надписи включают: полное или условное наименование отправителя; наименование порта отправления; номер коносамента и количество мест в коносаментной партии. Информационные надписи обозначают массу брутто и нетто грузового места, а также его габаритные размеры и объем.
§ 4. Транспортная маркировка наносится на тару (ящики, бочки, барабаны и пр.), а при неупакованных грузах — непосредственно на груз. Маркировка наносится на бумажные, картонные, фанерные
и другие ярлыки, которые надежно прикрепляются к упаковке.
§ 5. Отправитель должен: а) предоставить перевозчику необходимые сведения о грузе; б) информировать перевозчика о свойствах груза и порядке обращения, если этот груз требует особого обращения.
Профессиональный перевозчик обязан обладать общими сведениями о характере и свойствах основных грузов, перевозимых морем. Поэтому во многих случаях, исходя из наименования груза и соответствующей маркировки, перевозчик на основе своего опыта и знаний может проявить достаточную заботу при приеме, хранении, перегрузке и перевозке этого груза. Если же свойства груза таковы, что он требует особого обращения, отправитель обязан информировать об этом перевозчика. Например, скоропортящиеся грузы требуют поддержания особого температурного режима в процессе перевозки; некоторые грузы нуждаются в особом обращении при погрузке и выгрузке. Специальные требования предъявляются при перевозке опасных грузов.
§ 6. Отправитель в соответствии с Правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов (РД 31.11.21.16-96) должен предоставить перевозчику достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках и всех основных опасных свойствах груза (форма Информации о грузе утверждена ИМО и является приложением 1 к РД 31.11.21.16-96). В Информации должно быть указано полное наименование груза с необходимой конкретизацией, удельный погрузочный объем, допустимая высота штабелирования, угол статической устойчивости, коэффициент трения, коэффициент проницаемости, химические свойства, свойства груза, определяющие его совместимость с другими грузами, и т.п. В отношении навалочных грузов дополнительно указывается вероятность смещения, а для грузов, которые могут разжижаться, — свидетельство о влагосодержании груза и его предельной влажности при транспортировке.

Требования к упаковке и маркировке груза

Требования к упаковке и маркировке грузов


Извлечение из «Руководства по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР» (РГП-85)

2.5.1. Грузы, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправную тару и упаковку, соответствующую действующим стандартам и техническим условиям. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, должны быть упакованы в исправную тару, обеспечивающую возможность их надежной швартовки и сохранность при перевозке. Остальные грузы, техника и прочее по согласованию с перевозчиком могут перевозиться без упаковки.

2.5.2. Упаковка опасных грузов, предъявляемых к перевозке воздушным транспортом, должна соответствовать требованиям, установленным стандартами и «Правилами перевозки опасных грузов воздушным транспортом». Упаковка в одну тару опасных грузов вместе с какими-либо другими грузами запрещается.

2.5.3. Упаковка предъявляемых к перевозке воздушным транспортом грузов должна быть сухой и чистой, грузы не должны иметь заостренных углов, выступов и прочего, что могло бы загрязнить или повредить помещения ВС и их оборудование, а также багаж и почту.

2.5.4. Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать от утечки, разлива или россыпи содержимого.

2.5.5. Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировке.

2.5.6. Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками, упаковка зашита одинаковыми нитками без узлов. На концах ниток должны быть стандартные пломбы отправителя с ясными оттисками цифровых или буквенных изображений.

2.5.7. Тара или упаковка мест, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, должна быть опломбирована. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений. Об опломбировании груза и наименовании отправительских пломб указывается в грузовой накладной.

2.5.8. Скоропортящиеся плодоовощные и другие грузы могут перевозиться воздушным транспортом в упаковке, принятой для перевозок на других видах транспорта с учетом изложенных выше требований по надежности тары и условиям эксплуатации ВС.

2.5.9. Грузы, упаковка которых не отвечает перечисленным требованиям, к перевозке воздушным транспортом не допускаются.

2.5.10. В целях обеспечения безопасности полетов ВС, а также исключения возможности повреждения или загрязнения помещений ВС или мест груза, почты и багажа запрещается принимать к перевозке без упаковки или в упаковке, непригодной к перевозке воздушным транспортом, следующие виды грузов:

· абразивные, шлифовальные и наждачные круги;

· бытовые и электрические машины и аппаратуру, холодильники, газовые плиты, телевизоры, радиоприемники, мотоциклы, велосипеды, радиолампы;

· изделия и предметы из черных и цветных металлов: электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволоку, металл в листах, металлическую ленту в полосах,

· запасные части машин и другие подобные грузы;

· изделия из синтетических смол, пластических масс и т. п.;

· сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару (крафт-мешки): пресс-порошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит, соду, клей казеиновый, цемент и т. п.;

· громоздкие, длинномерные места, листовое железо, тяжеловесные грузы, не оборудованные соответствующими устройствами для надежной швартовки в помещениях ВС или превышающие статические нагрузки на площадь пола указанных помещений, без соответствующих стеллажей либо поддонов, способствующих равномерному распределению нагрузки в пределах допустимых норм, а также грузы, имеющие форму (конфигурацию), не обеспечивающую надежное размещение и швартовку грузов;

· другие грузы, упаковка, швартовка, свойства и конфигурация которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.

2.6. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ГРУЗОВ

2.6.1. Каждое место груза должно иметь транспортную маркировку, а грузы специального назначения — и специальную маркировку.

2.6.2. Транспортная маркировка, кроме надписи транспортной организации, наносится отправителем до предъявления груза к перевозке.

2.6.3. Маркировка грузов должна производиться в соответствии с ГОСТ 14192—77.

2.6.4. Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ТИ (Технические инструкции по безопасной перевозки опасных грузов по воздуху №9284. Документ ИКАО).

2.6.5. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

2.6.6. Основные надписи должны содержать:

· полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование получателя;

· наименование пункта назначения;

· количество мест груза в партии и порядковый номер места в партии (указывают дробью: в числителе — количество мест в партии; в знаменателе — порядковый номер места).

2.6.7. Количество мест груза и порядковый номер места должны указываться при перевозке:

· разнородных или разносортных грузов в однотипной таре или однородных грузов в разнотипной таре, когда недопустимо смешение сортов в партии однородного груза;

· с перегрузкой грузов в пути следования;

· с объявленной ценностью.

2.6.8. При перевозке грузов транспортными пакетами дополнительно на каждом из них должна быть нанесена маркировка в виде дроби: в числителе — порядковый номер пакета и масса брутто пакета; в знаменателе — количество мест в пакете и масса нетто пакета.

2.6.9. Дополнительные надписи должны содержать:

полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование отправителя;

наименование пункта отправления;

надписи транспортных организаций, наносимые аэропортом отправления.

2.6.10. Надпись аэропорта отправления должна содержать: номер «Грузовой накладной»; кодированное наименование аэропорта отправления; количество мест в данной партии груза.

2.6.11. Трехбуквенный код наименований городов и населенных пунктов РФ для нанесения транспортной маркировки приводится в приложении 1.

2.6.12. Информационные надписи должны содержать следующие данные:

масса брутто и нетто места груза, кг;

габаритные размеры места груза, см (длина, ширина, высота или диаметр и высота);

объем места груза, см3.

Габаритные размеры места груза не указывают, если они не превышают 0,7 м.

2.6.13. При маркировке грузов с объявленной ценностью указываются масса каждого места и сумма объявленной ценности. Манипуляционные. знаки

2.6.14. Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков указаны в табл. 2.2 и соответствуют ГОСТ 14192—77.

2.6.15. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Например: «На верх не ставить!», «Открывать здесь!», «Правительственный!», «Посевной!», «Выборный» и т. д.

Место и способы нанесения транспортной маркировки

2.6.16. Транспортная маркировка может быть нанесена непосредственно на тару или на металлические, пластмассовые, фанерные и другие ярлыки.

При транспортировке грузов воздушным транспортом запрещается применять бумажные, картонные ярлыки и ярлыки из древесноволокнистой плиты.

2.6.19. Транспортную маркировку располагают на ящиках или на иной таре, имеющей форму параллелепипеда, куба, тетраэдра, — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.).

При транспортировке грузов, на которые нанесен знак с надписью «Верх, не кантовать!», транспортная маркировка должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне упаковки. Маркировка наносится:

· на бочках и барабанах — на днищах; допускается наносить маркировку на обечайке;

· на мешках — в верхней части, у шва;

· на тюках — на одной из боковых поверхностей;

· на кипах — на торцевой поверхности; допускается наносить маркировку на боковой поверхности;

· на других видах тары (баллонах и др.), на грузах, не упакованных в транспортную тару, — в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

2.6.20. Манипуляционные знаки наносят на каждое место груза и располагают в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.

2.6.21. Маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, располагают под основными надписями.

2.6.22. Допускается совмещать на одном ярлыке транспортную маркировку и маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, при длине места груза до 1 м и высоте до 0,5 м.

2.6.23. Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, штампованием, продавливанием, печатанием на машинке, а также с помощью маркировочных машин.

2.6.24. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование получателя и пункта назначения, а также надписи аэропорта отправления от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

2.6.25. Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

2.6.26. Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой. При необходимости она должна быть водостойкой, солестойкой, светостойкой, устойчивой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур, быстро высыхающей, прочной на стирание и размазывание.

Применять краски, влияющие на качество упакованных грузов, запрещается.

2.6.27. Материалы, рекомендуемые для нанесения маркировки, должны соответствовать ГОСТ.

Лакокрасочные материалы должны быть водостойкими, быстро высыхающими, светостойкими (если грузы длительное время подвергаются воздействию света), устойчивым к воздействию низких температур (при транспортировке грузов в районы Крайнего Севера), солестойкими (при транспортировке грузов морским путем), прочными на истирание и размазывание.

2.6.28. Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и светлого — на темных поверхностях.

Знак № 6 выполняют голубым цветом на белом фоне, знак № 13 — красным цветом.

2.6.29. Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или в другой нормативно-технической документации на продукцию.

2.6.30. Допускается не наносить основные и дополнительные надписи на каждое место груза при перевозке в контейнерах, скомплектованных и опломбированных отправителем в адрес одного получателя.

Размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей

2.6.31. Площадь маркировочного ярлыка в зависимости от размеров знака и количества надписей должна быть не менее 60 см2 с соотношением сторон 2:3.

2.6.32. Размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в таблице:

Размер места груза, мм (длина или ширина)

ГОСТ 14192-96 — 7. Дополнительные требования

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ГРУЗОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ

7.1 Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна соответствовать указанной в 7.2-7.4 с дополнениями или изменениями, установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения.

7.2 Основные надписи:

  • номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
  • номер заказа-наряда;
  • номер грузового места — указывается дробью, в числителе — порядковый номер места в партии;
  • в знаменателе — количество мест в партии;
  • полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;
  • наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;
  • страна назначения груза *;
  • станция и дорога назначения груза *;
  • товарные знаки и марки грузоотправителя *.

7.3 Дополнительные надписи:

  • наименование экспортирующей организации — полное или условное;
  • пункт отправления груза;
  • станция и дорога отправления.
  • 7.4 Информационные надписи:

  • габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
  • массы нетто и брутто в килограммах;
  • объем грузового места в кубических метрах;
  • надписи «Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик».
  • Не указывают габаритные размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м.

    7.5 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку (тару), изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при транспортировании и хранении.

    7.6 Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место. При транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое место, но не менее чем на десять мест. При транспортировании грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи не наносят.

    7.7 При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки.

    7.8 Знаки № 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон.

    * Необходимость нанесения этих надписей предусматривается в заказе-наряде или других нормативных актах внешнеторгового объединения.

    7.9 Знак № 12 наносят на шесть сторон упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза. Если форма и размеры упаковки не позволяют нанести знак № 12 на шесть сторон упаковки, допускается наносить знак на меньшее количество сторон, но не менее двух.

    7.10 Транспортную маркировку наносят на русском языке и иностранном, указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения (см. пример в приложении Д). При длине или ширине тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке, указанном в заказе-наряде.

    7.11 На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку наносят на торцовую и боковую стенки. На грузовых местах, имеющих форму цилиндра, маркировку наносят на основаниях. Если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке.

    Основные правила упаковки и маркировки грузов

    Прежде, чем заниматься доставкой грузов, отправитель должен позаботиться о упаковке товара и его маркировке. Подходить к решению этого вопроса нужно максимально ответственно и соблюдать основные правила перевозки: температурный режим, влажность, погодные условия и ряд других аспектов. В совокупности, эти меры позволяют получить качественный, эффективный результат сотрудничества владельца груза с экспедитором или транспортной компанией.

    Правила упаковки грузов

    Качественная упаковка в большинстве случаев способна сохранить и внешний вид продукта, и его качество. К ней предъявляются определенные требования, которые грузоперевозчик обязан учитывать:

  • внешний вид и размеры обязательно должны соответствовать грузу, особенностям;
  • благодаря упаковке должна быть обеспечена полная сохранность товара, в том числе и во время погрузочно-разгрузочных манипуляций;
  • она подбирается в соответствии с климатическими условиями, а также спецификой самого изделия.
  • Правила упаковки грузов для перевозки предопределяют, что в качестве упаковочного материала могут выступать коробки, специализированные емкости и другая тара, которая полностью соответствует размерам и весу транспортируемого товара. Правила упаковки грузов для перевозки предопределяют, что она должна быть прочной, с амортизирующим материалом, который способен эффективно защитить товар при транспортировке в место назначения. Во избежание повреждения во время тряски, рекомендуется использовать дополнительные прокладочные материалы.

    Типы упаковки груза

    Жесткая упаковка — деревянная обрешетка (каркас). Используется для крупногабаритного груза нестандартного размера или для хрупких объектов. Паллетная упаковка.
    Современный вариант жесткой упаковки для хрупких, ценных, разносортных грузов. Высота регулируется под груз.
    Полужесткая упаковка – коробки из плотного картона. Применяются для защиты груза от деформации или утери, препятствуют рассыпанию штучных грузов.
    Мягкая упаковка — мешки из пропилена и текстильных тканей. Используется в незакрывающихся мешкообразных упаковках, пачкающихся грузов, грузов с острыми углами.

    Правила упаковки грузов на паллетах указывают, что:

  • Высота должна составлять не больше 165 сантиметров.
  • Количество слоев пленки должен быть больше 5.
  • Ребра паллета могут быть армированы специальными картонными углами на всю высоту.
  • Упаковка в этом случае тоже армируется с помощью внутренних бандажей из картона, что позволяет защитить вверенный груз от деформации.
  • Правила маркировки грузов

    Маркировка грузов при автомобильных перевозках — еще один немаловажный нюанс. Грузоотправитель обязан выполнить ее, нанести необходимые надписи и условные знаки на тару. Впоследствии это позволит выяснить характеристики транспортируемого товара, способов обращения с ним во время хранения и др. Также маркировка позволяет разделить между собой отправляемые партии и установить связь между грузами и документацией.

    Выделяется несколько разновидностей маркировки:

    1. Товарная. Наносится непосредственно производителем груза с указанием названия предприятия, изготовившего его, адрес, тип, сорт и дату производства товара.
    2. Отправительная маркировка отражается в виде дроби, в числителе которой располагаются данные и знаки самого грузоотправителя, а знаменателе: имя отправителя товара, а также количество мест в партии.
    3. Транспортная. Эта маркировка наносится только после полной проверки сопроводительной документации и находится на грузовых местах.
    4. Специализированная маркировка обладает набором манипуляционных символов, которые предупреждают окружающих об уникальных свойствах товара.

    Правила упаковки опасных грузов и их маркировки предопределяют наличие всех манипуляционных (предупредительных знаков) в левой верхней части коробки. Дополнительные и основные знаки должны располагаться в центральной части. Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной маркировке должны соответствовать ГОСТ 14192-96.

    Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433, предупредительная маркировка химической продукции должна соответствовать требованиям ГОСТ 31340, а также правилам маркировки опасных грузов, которые действуют на конкретном виде транспорта.

    Маркировка может быть нанесена на упаковку любым способом по шаблону: краской, тиснением или выжиганием. Ярлыки товара с маркировкой в обязательном порядке должны быть устойчивыми к климатическим условиям. В зависимости от материала изготовления, ярлыки пришиваются, приклеиваются или крепятся к таре посредством болтов.

    Манипуляционные знаки

    Порядок расположения транспортной маркировки

    • прямые линии — обязательные надписи
    • пунктирные линии — допускаемые надписи
    • 1 — манипуляционные знаки (предупредительные надписи);

      2 — допускаемые предупредительные надписи;

      3 — количество мест в партии, порядковый номер внутри в партии;

      4 — наименование грузополучателя и пункта назначения;

      5 — наименование пункта перегрузки;

      6 — надписи транспортных организаций;

      7 — наименование грузоотправителя;

      8 — наименование пункта отправления;

      9 — страна изготовитель и (или) страна поставщик;

      10 — масса нетто;

      11 — масса брутто;

      12 — габаритные размеры грузового места;

      13 — объем грузового места

      Примеры расположения маркировки

      Расположение маркировки на транспортном пакете

      На неупакованные изделия допускается наносить маркировку непосредственно на изделие.
      Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.
      На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон.

      ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

      МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
      ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

      1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским экспериментально-конструкторским институтом тары и упаковки (НИЭКИТУ), МТК 223 «Упаковка»

      ВНЕСЕН Госстандартом России

      2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 10 от 4 октября 1996 г.)

      За принятие проголосовали:

      Наименование национального органа по сертификации

      Госстандарт Республики Казахстан

      Главная государственная инспекция Туркменистана

      ( Поправка. ИУС 2-2008)

      3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1997 г. № 219 межгосударственный стандарт ГОСТ 14192-96 введен непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.

      4 ВЗАМЕН ГОСТ 14192-77

      1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

      3 СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВКИ

      4 МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ

      5 МЕСТО И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАРКИРОВКИ

      6 РАЗМЕРЫ МАРКИРОВОЧНЫХ ЯРЛЫКОВ, МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ

      7 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ГРУЗОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ

      8 МАРКИРОВКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ТРАНСПОРТНУЮ ТАРУ

      ПРИЛОЖЕНИЕ А ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАРКИРОВКИ

      ПРИЛОЖЕНИЕ Б РАСПОЛОЖЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЯРЛЫКОВ

      ПРИЛОЖЕНИЕ В РАЗМЕРЫ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ЗНАКОВ И ИХ ДЕТАЛЕЙ

      ПРИЛОЖЕНИЕ Г РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОЧЕРТАНИЯ ШРИФТА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ МАРКИРОВКИ

      ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРИМЕРЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРКИРОВКИ НА ГРУЗАХ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЭКСПОРТ

      Приложение Е Примеры изображения знака — «ленты Мебиуса»

      Приложение Ж Экологические знаки

      Marking of cargoes

      Дата введения 1998-01-01

      1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      Настоящий стандарт устанавливает общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых на экспорт, и предназначен для разработки нормативного документа на конкретные виды продукции.

      Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433.

      Стандарт не распространяется на маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, требования к которой должны устанавливаться в нормативном документе на конкретные виды продукции, а также не распространяется на маркировку грузов, отправляемых специализированными транспортными средствами, почтовыми посылками, насыпью или навалом в транспортных средствах.

      2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

      В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

      ГОСТ 9481-76 Ящики из гофрированного картона для химических нитей. Технические условия

      ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

      ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка

      ГОСТ ИСО/МЭК 16390-2005 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся)

      ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39 (Код 39)

      ГОСТ 30743-2001 (ИСО/МЭК 15417-2000) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 128 (Код 128)

      ГОСТ 30819-2002 (ИСО/МЭК 15459-1-99)/ ГОСТ Р 51294.4-2000 (ИСО/МЭК 15459-1-99) Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Общие положения

      ГОСТ 30820-2002 (ИСО/МЭК 15459-2-99)/ ГОСТ Р 51294.5-2000 (ИСО/МЭК 15459-2-99) Автоматическая идентификация. Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Порядок регистрации

      ГОСТ 31016-2003 (ИСО/МЭК 15438:2001) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики PDF 417 (ПДФ417)

      (Измененная редакция. Изм. № 1, 2).

      3 СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВКИ

      3.1 Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

      3.2 Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом,

      3.3 Основные надписи должны содержать:

      полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

      наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;

      количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе — количество мест в партии.

      Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:

      разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);

      однородных грузов в разнотипной таре;

      однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;

      грузов в одном вагоне мелкими отправками .

      3.4 Дополнительные надписи должны содержать:

      полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

      наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

      надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

      3.5 Информационные надписи должны содержать:

      массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

      габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высока или диаметр и высота).

      Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза па открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

      3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

      в числителе — общее количество пакетов в партии;

      в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: (2).

      Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.

      На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

      3.7 По согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями на упаковку (транспортный пакет), груз может быть нанесена дополнительная маркировка с использованием машиночитаемых носителей данных (символов линейного штрихового кода, двумерных символов, а также радиочастотных меток).

      Примечание — Указанная маркировка предназначена для автоматизации управленческих операций, связанных с процессами отгрузки, транспортирования и приемки грузов. Информация на машиночитаемом носителе данных служит ключом для доступа к соответствующей базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице, включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными.

      Каждой транспортируемой единице рекомендуется присваивать уникальный идентификатор транспортируемых единиц по ГОСТ 30819. Порядок присвоения идентификатора должен соответствовать ГОСТ 30820.

      (Введен дополнительно. Изм. № 2).

      3.7.1 Общие требования к оформлению ярлыка (этикетки) для отправки, транспортирования и приемки грузов с линейными символами штрихового кода и двумерными символами устанавливают в национальной технической документации*

      4 МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ

      4.1 Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в таблице 1.

      4.2 Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

      Номер и наименование знака

      1 Хрупкое.
      Осторожно

      Хрупкость груза.
      Осторожное обращение с грузом

      2 Беречь от солнечных лучей

      Груз следует защищать от солнечных лучей*

      3 Беречь от влаги

      Необходимость защиты груза от воздействия влаги

      4 Беречь от излучения

      Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их (например, непроявленные пленки)

      5 Ограничение температуры

      Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им

      6 Скоропортящийся груз

      Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами

      7 Герметичная упаковка

      При транспортировании. перегрузке и хранении открывать упаковку запрещается

      8 Крюками не брать

      Запрещение применения крюков при поднятии груза

      9 Место строповки

      Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза

      10 Здесь поднимать тележкой запрещается

      Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза

      Указывает правильное вертикальное положение груза

      12 Центр тяжести

      Место центра тяжести груза
      Примечание — Пример расположения знака указывает место тяжести груза.
      Знак наносят, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести

      13 Тропическая упаковка

      Знак наносят на груз, когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании или хранении могут принести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействии тропического климата.
      Обозначения:
      Т — знак тропической упаковки;
      00-00 — месяц и год упаковывания

      14 Штабелировать запрещается

      Не допускается штабелировать груз.
      На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы

      15 Поднимать непосредственно за груз

      Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается

      16 Открывать здесь

      Упаковку открывают только в указанном месте

      17 Защищать от радиоактивных источников

      Проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза

      Груз не следует подвергать качению

      19 Штабелирование ограничено

      Ограничена возможность штабелирования груза

      20 Зажимать здесь

      Указывает места, где следует брать груз зажимами

      Упаковка не должна зажиматься по указанным сторонам груза

      22 Предел по количеству ярусов в штабеле

      Максимальное количество одинаковых грузов, которые можно штабелировать один на другой, где n — предельное количество

      23 Вилочные погрузчики не использовать

      Запрещено применение вилочных погрузчиков

      4.3 В рекомендуемое обозначение манипуляционного знака входит номер (номера) знака или наименование знака по таблице I и обозначение настоящего стандарта. Пример: 2 ГОСТ 14192; «Беречь от солнечных лучей» ГОСТ 14192.

      5 МЕСТО И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАРКИРОВКИ

      5.1 Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении А.

      Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки, или непосредственно на тару.

      5.2 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими и малотоннажными отправками при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

      5.3 Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:

      на ящиках — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании в открытом железнодорожном подвижном составе малотоннажными и мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх», транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

      на бочках и барабанах — на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе;

      на мешках — в верхней части у шва;

      на тюках — на одной из боковых поверхностей;

      на кипах — на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;

      на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару, — в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах.

      При нанесении маркировки непосредственно на тару ( 5.2), если размеры и конструкция тары не позволяют разместить необходимую маркировку на боковой стенке, допускается располагать маркировку на боковой, торцовой стенках и (или) на крышке.

      Примеры расположения маркировки приведены в приложении Б.

      5.4 Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.

      5.5 Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары (см. приложении Б и Д).

      На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон.

      5.5.1 Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.

      5.5.2 Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности.

      На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки.

      5.6 На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцовую поверхности.

      На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.

      5.7 Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.

      Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

      5.8 Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

      5.9 Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

      5.10 Манипуляционные знаки, надписи, экологические знаки должны быть черного цвета. Если цвет поверхности тары (упаковки) такой, что черный цвет не виден, целесообразно применять светлый фон, предпочтительно белый.

      Не рекомендуется при маркировании использовать цвета, которые совпадают с цветами маркировки опасных грузов.

      Не рекомендуется применять красный, оранжевый и желтый цвета, кроме случаев, если их применение предусмотрено национальными нормативными или техническими документами

      Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.

      Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.

      Знак № 13 выполняют красным цветом.

      Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель.

      Допускается наносить манипуляционные знаки с просветами.

      5.11 Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

      (Измененная редакция. Изм. № 1).

      5.12 Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место.

      Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

      Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.

      (Измененная редакция. Изм. № 1)

      6 РАЗМЕРЫ МАРКИРОВОЧНЫХ ЯРЛЫКОВ, МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ

      6.1 Площадь маркировочного ярлыка должна быть достаточной для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей. Рекомендуемое соотношение сторон 2:3.

      (Измененная редакция. Изм. № 2).

      6.2 Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 2.

      Маркировка на товаре и на его упаковке

      Перепродажа товара происходит между юрлицами. Последнее юрлицо продает товар конечному потребителю. Какая маркировка должна быть на каждом виде упаковки? Упаковка индивидуальная для товара. Упаковка для товара общая полиэтиленовая для 10 штук единиц товара. Транспортная коробка (тара) для товара, которая не попадет конечному потребителю, а только юрлицу.

      Маркировка будет зависеть от вида товара: пищевая продукция, непродовольственный товар, акцизный товар.

      Для индивидуальной упаковки товара необходима товарная маркировка. Товарная маркировка наносится на продукцию ее производителем или продавцом. Разновидностями товарной маркировки являются производственная и торговая маркировки. Производственная маркировка включает наименование товара, указание его производителя, заводскую марку, сорт, наименование стандарта, которому соответствует товар, номер заказа, номер партии и т.д. Торговая маркировка — маркировка на товаре, информирующая потребителя об изготовителе, продавце, цене и показателях качества продукции.

      «ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки» (вместе с «Санитарно-гигиенические показателями безопасности и нормативами веществ, выделяющихся из упаковки (укупорочных средств), контактирующих с пищевой продукцией», «Перечнем модельных сред, используемых при исследовании. «, «Цифровым, буквенным (аббревиатурой) обозначением материала, из которого изготавливается. «) устанавливает требования к маркировке упаковки (укупорочных средств) товара.

      В силу указанного регламента маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в целях облегчения сбора и повторного использования упаковки. Маркировка должна содержать цифровой код и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства) и должна содержать символы: рисунок 1 (упаковка (укупорочные средства), предназначенная для контакта с пищевой продукцией), рисунок 2 (возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) — петля Мебиуса) (приложения к ТР ТС 005/2011).

      Технический регламент ТС, кроме самой маркировки, указывает также на требования, которые должны быть соблюдены в составлении сопроводительной документации, которую производитель прилагает к своей таре. Указываемые данные обязаны быть максимально полными, исчерпывающими.

      После соблюдения всех требований закона относительно товарной маркировки и маркировки упаковки следует отправительская и транспортная маркировки.

      Отправительская маркировка наносится отправителем груза на грузовое место или ярлык, который крепится к грузовому месту. Она содержит: наименования отправителя и получателя, пунктов отправления и назначения, а также перевалки груза с одного вида транспорта на другой. В виде дроби воспроизводятся номер места и знак отправителя (в числителе) и число мест в партии (в знаменателе). После нанесения маркировки и оформления груза к перевозке он сдается перевозчику и переходит из категории «товар» в категорию «груз».

      В соответствии с ГОСТ 14192-96. «Межгосударственный стандарт. Маркировка грузов» транспортная коробка для товара должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

      Маркировка, характеризующая транспортную тару, включает в себя товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; обозначение НТД и соответствующий номер тары.

      Необходимо отметить, что с 2020 года Россия переходит на обязательную маркировку товара. Для маркировки будут использоваться уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция. Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2020 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix, а для лекарств — QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки. На это необходимо обратить внимание чтобы избежать неблагоприятных последствий.

      ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТАРЕ И УПАКОВКЕ

      Требования к таре и упаковке

      Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы.

      Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также соответствующим требованиям и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.

      Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу.

      Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.

      Ящики, гофрированные картонна тара должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.

      Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.

      Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).

      Баллоны и сосуды для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%).

      Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля.

      При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с нормативными документами.

      Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре. Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192—77 «Маркировка грузов».

      Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества.

      В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции:

      • выделение опасного тепла;
      • горение;
      • образование смесей, чувствительных к воздействию трения или ударам,
      • выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.
      • При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры:

      • применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала;
      • размещение сосудов во второй прочной таре;
      • подразделение сборной тары на несколько секций.
      • Если растворы перечисленных в Приложении 7,3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам.

        В этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.

        Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил.

        На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433—88 и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192—77.

        Знаки опасности наносятся:

      • на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
      • на бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
      • на мешках — в верхней части у шва с двух сторон; на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.
      • На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *