Статья 184. Правонарушение статья 184

Ноя 7, 2019 Законы

Статья 184. Нарушение правил пребывания иностранных граждан в СССР, а также транзитного проезда через территорию СССР

Статья 184. Нарушение правил пребывания иностранных граждан в СССР, а также транзитного проезда через территорию СССР*

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР, то есть проживание без документов на право жительства в СССР или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдения правил транзитного проезда через территорию СССР —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, принимающих в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства или обеспечивающих их обслуживание, выполняющими обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, установленного порядка их регистрации, прописки или выписки, оформления для них документов на право проживания, передвижения и изменения места жительства в СССР, —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до ста рублей.

Непринятие гражданами, пригласившими в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившими им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки —

Предоставление гражданами иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказание им иных услуг, в нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в СССР и правил транзитного проезда их через территорию СССР, —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти рублей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Новая редакция Ст. 184 УК РФ

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи и совершенные организованной группой, —

3. Получение спортсменом, тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, а равно участником зрелищного коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) либо предварительный сговор таких лиц в целях противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса —

5. Посредничество в совершении деяний, предусмотренных частями первой — четвертой настоящей статьи, в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Значительным размером в части пятой настоящей статьи признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой, второй или пятой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Статье 184 УК РФ

1. В коммент. статье объединены две группы действий: 1) подкуп и 2) незаконное получение вознаграждения указанными в законе лицами — участниками и организаторами профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

2. Закон определяет сферы, где совершается это преступление, как профессиональные спортивные соревнования и зрелищные коммерческие конкурсы (конкурсы красоты, кинофестивали и т.п.). При всем различии профессиональные спортивные и зрелищные коммерческие конкурсы объединяются коммерческим характером; получением в результате выигрыша соревнования или конкурса, помимо морального удовлетворения, значительных денежных средств или иных материальных ценностей. Как правило, материальную выгоду получают и организаторы, и устроители подобных мероприятий.

3. Предметом преступного посягательства выступает незаконное вознаграждение, которое обещается, передается или принимается субъектами посягательства. Оно носит только материальный характер, не предусмотрено нормативными или другими (ведомственными) актами в виде оплаты определенного поведения, действия или бездействия организаторов или участников спортивных соревнований или зрелищных конкурсов и прямо противоречит условиям проведения последних.

4. Виды незаконного вознаграждения: а) деньги (в любой валюте, в том числе российской); б) ценные бумаги; в) иное имущество (например, видео- и аудиотехника, книги, автомобиль, мебель, антиквариат, ювелирные украшения и т.п.); г) услуги имущественного характера (пошив, ремонт, строительство, реставрация и т.п.).

5. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 коммент. статьи, заключается в подкупе спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

6. Под подкупом названных лиц понимают воздействие на них, выражающееся в передаче незаконного вознаграждения в целях оказания влияния на результаты соревнований или конкурсов.

7. Преступление в форме подкупа — передачи (дачи) незаконного вознаграждения окончено, когда другой стороной — спортсменом, судьей, тренером и др. принята хотя бы часть незаконного вознаграждения.

Если незаконное вознаграждение не было принято, содеянное следует квалифицировать как покушение на подкуп по ст. 30, ч. 1 (или ч. 2) ст. 184.

8. Лиц, подкуп которых наказуем по ч. 1 коммент. статьи, можно разделить на четыре разные категории: 1) участники соревнований — спортсмены; 2) лица, готовившие участников соревнований, — тренеры, руководители команд; 3) лица, готовившие и оценивающие соревнования и конкурсы, — спортивные судьи, организаторы соревнований и конкурсов, члены жюри; 4) иные лица, могущие оказать воздействие на результаты соревнования или конкурса; перечень их очень широк, например, лица, занимающиеся техническим оснащением соревнования или конкурса, спонсоры соревнований и конкурсов и другие.

9. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 коммент. статьи, характеризуется только прямым умыслом.

10. Обязательным элементом состава выступает цель подкупа — оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов. Лицо может преследовать цель победы конкретного участника, поражение конкретного участника, неприсуждение главного денежного или иного приза, неустановление или, наоборот, установление определенного спортивного результата и т.п.

11. Субъектом преступного посягательства по ч. 1 и ч. 2 коммент. статьи может быть любое лицо, достигшее 16 лет: как участники и организаторы профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов, так и посторонние для них лица (например, болельщики).

12. В ч. 2 коммент. статьи устанавливается повышенная УО за подкуп, совершенный организованной группой.

13. Объективная сторона (по ч. 3 и 4 коммент. статьи) заключается в незаконном получении денег, ценных бумаг, иного имущества или в незаконном пользовании виновным услугами имущественного характера.

14. Под получением незаконного вознаграждения или пользованием виновным услугами имущественного характера понимают принятие их виновным.

15. Получение денег, ценных бумаг или иного имущества, пользование услугами имущественного характера незаконно, если оно не предусмотрено положениями о проведении соревнований и конкурсов, противоречит им.

16. Преступление считается оконченным в момент принятия виновным хотя бы части предмета посягательства или в момент начала пользования услугами имущественного характера.

17. Субъективная сторона составов преступления, указанного в ч. 3 и 4 коммент. статьи, характеризуется только прямым умыслом.

18. Обязательным признаком субъективной стороны является осознание виновным цели, с которой ему было передано незаконное вознаграждение: для оказания им влияния на результаты соревнования или конкурса.

19. Субъектами преступного посягательства по ч. 3 коммент. статьи выступают спортсмены-профессионалы; субъектом по ч. 4 коммент. статьи — спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

20. Преступные деяния, предусмотренные ч. 1, 3 и 4 коммент. статьи, отнесены к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 184 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также предоставленные без оплаты услуги имущественного характера (ремонт квартиры и т.п.).

2. В ч. ч. 1 и 2 деяние заключается в незаконной передаче (лично или через посредника) спортсменам, судьям, тренерам, руководителям команд и другим участникам (например, инспектору матча) или организаторам профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторам или членам жюри зрелищных коммерческих конкурсов предмета подкупа за совершение неправомерных действий или бездействие, влияющих на результаты соревнований или конкурсов.

Субъектом преступления здесь является лицо, достигшее возраста 16 лет, т.е. тот, кто подкупает.

3. По ч. ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ ответственность наступает за получение либо за пользование предметом подкупа.

Субъект специальный — лица, которых подкупили, т.е. спортсмены, судьи и т.п.

4. Подкуп признается оконченным преступлением, если указанные лица приняли хотя бы часть материального вознаграждения или услуг материального характера. Выполнили ли они обещанное или нет, не влияет на решение вопроса об окончании преступления.

5. Лицо, предоставившее подкуп, подлежит освобождению от уголовной ответственности на условиях, установленных примечанием к статье.

Статья 184 УК РФ. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса

1. Передача спортсмену, спортивному судье, тренеру, руководителю спортивной команды, другому участнику или организатору официального спортивного соревнования (в том числе их работнику), а равно члену жюри, участнику или организатору зрелищного коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса, либо принуждение или склонение таких лиц к оказанию этого влияния, либо предварительный сговор с такими лицами в тех же целях —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи и совершенные спортивным судьей или организатором официального спортивного соревнования, а равно членом жюри или организатором зрелищного коммерческого конкурса, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Примечания. 1. Значительным размером в части пятой настоящей статьи признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

Комментарии к ст. 184 УК РФ

1. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» профессиональный спорт — это часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату (п. 11 ст. 2). Организатор спортивного мероприятия — юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится это мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия (п. 8 ст. 2). Спортсмен — физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях (п. 22 ст. 2). Спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию (п. 21 ст. 2).

СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Конкурс считается коммерческим, если он проводится с целью получения прибыли организаторами конкурса. Участники конкурса также, как правило, получают вознаграждение.

2. Уголовный закон предусматривает ответственность как за подкуп названных в нем лиц (ч. ч. 1 и 2 ст. 184), так и за получение ими незаконного вознаграждения имущественного характера (ч. ч. 3 и 4 ст. 184).

3. Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество (валютные ценности, различные вещи, в том числе недвижимые), а также предоставляемые без оплаты (или по явно заниженной стоимости) услуги имущественного характера (например, путевка за границу и т.п.).

4. Объективная сторона подкупа заключается в передаче лично или через посредника названных выше имущественных ценностей или в предоставлении услуги имущественного характера спортсмену-профессионалу, судье спортивного соревнования, тренеру, руководителю команды, другому участнику или организатору профессиональных спортивных соревнований, а также лицу, являющемуся организатором или членом жюри зрелищного коммерческого конкурса. К числу других участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований можно отнести начальника команды, спортивного комиссара, инспектора матча, секунданта, массажиста, стартера, автомеханика при проведении ралли и др.

Подкуп признается оконченным преступлением при условии принятия хотя бы части незаконного вознаграждения спортсменами или другими участниками и организаторами спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Не имеет значения, выполнено ли обещанное лицом, принявшим вознаграждение, повлиял ли подкуп на результаты соревнования или конкурса. Необходимо лишь, чтобы стороны осознавали, что материальные ценности или услуги передаются с целью оказать влияние на результаты соревнования или конкурса. Если вознаграждение не принято, то попытка его передачи или предоставления имущественной услуги рассматривается как покушение на подкуп.

Как правило, при подкупе передача вознаграждения или хотя бы его части предшествует выполнению желательных для подкупающего действий со стороны спортсмена и других названных в законе лиц. Возможны случаи, когда незаконное материальное вознаграждение вручается по окончании соревнования или конкурса, но этому предшествовала предварительная договоренность о вознаграждении, которая определила поведение участников или организаторов спортивного соревнования (зрелищного конкурса).

В практику проведения спортивных соревнований широко вошло так называемое стимулирование спортсменов путем вручения им не предусмотренного никакими контрактами материального вознаграждения функционерами другого профессионального клуба или иными лицами с тем, чтобы получившие такое вознаграждение спортсмены приложили максимум усилий для победы над соперником-конкурентом в борьбе за призовые места, за нахождение в высшей профессиональной лиге и т.п. Представляется, что подобное «стимулирование» подпадает под признаки составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей.

5. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 184, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Преступление совершается с прямым умыслом и с целью оказать влияние на результат профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Мотивы подкупа обычно корыстные, но возможны и любые другие.

6. Если незаконное вознаграждение передается в несколько приемов, охватываемых единым умыслом, за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для подкупающего результата, содеянное рассматривается как единое продолжаемое преступление.

Напротив, если с целью достижения нужного ему результата лицо, осуществляющее подкуп, передает вознаграждение нескольким лицам по отдельности, вступая в соглашение с каждым из них самим по себе, содеянное представляет собой совокупность преступлений (ч. 1 ст. 17 УК).

7. О понятии организованной группы см. коммент. к ч. 3 ст. 35.

8. Закон дифференцирует ответственность за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера для спортсменов-профессионалов (ч. 3 ст. 184) и для спортивных судей, тренеров, руководителей команд, других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторов и членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 4 ст. 184). И в том, и в другом случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения этими лицами, независимо от того, выполнили ли они обещанное, повлияло ли их поведение (действие или бездействие) на достижение цели, к которой стремилась подкупающая сторона. Необходимо, чтобы данные лица понимали, что вознаграждение принимается ими незаконно, а передано оно с целью оказать влияние на результаты спортивного соревнования или зрелищного конкурса.

9. Субъектом преступления по ч. ч. 3 и 4 ст. 184 являются лица, непосредственно названные в законе, достигшие возраста 16 лет, как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства.

10. Согласно примечанию к комментируемой статье лицо, совершившее подкуп единолично или в составе организованной группы (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК), освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

О презумпции возможности уголовной ответственности юридических лиц за преступления, предусмотренные статьей 184 уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Ю.П.

На основе анализа поэтапной российской государственной политики, выразившейся в ратификации международно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, приведении российского законодательства в соответствие с данными документами, появлении двух альтернативных законопроектов о введении уголовной ответственности юридических лиц с внесением изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты автор делает вывод о том, что хотя российский законодатель в настоящее время исключает возможность уголовной ответственности юридических лиц , им подготовлена правовая «почва» для ее установления, в частности, за коррупционные преступления. Одним из таких преступлений являются деяния, предусмотренные статьей 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вносится предложение о совершенствовании санкций за оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Ю.П.

THE PRESUMPTION OF THE POSSIBILITY OF CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS FOR CRIMES UNDER ARTICLE 184 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Basing on the analysis of the phased Russian state policy, expressed in the ratification of international legal acts aimed at combating corruption, bringing the Russian legislation into conformity with these documents, the appearance of two alternative bills on imposing criminal liability on legal persons with the introduction of changes and amendments to some normative legal acts, the author concludes that, although the Russian legislator now excludes the possibility of criminal liability of legal persons , the legal ground for its establishing is prepared, in particular, for corruption crimes. One of such crimes are acts provided by article 184 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is proposed to improve the sanctions for the provision of illegal influence on the results of official sports competition or entertainment commercial contest.

Текст научной работы на тему «О презумпции возможности уголовной ответственности юридических лиц за преступления, предусмотренные статьей 184 уголовного кодекса Российской Федерации»

?ПОПОВА Ю.П., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра уголовного права и процесса; Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, 38

POPOVA Yu.P., Candidate of Legal Sciences, [email protected] Chair of criminal law and criminal procedure; Tyumen State University, Lenina St. 38, Tyumen, 625000, Russian Federation

О ПРЕЗУМПЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТАТЬЕЙ 184 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. На основе анализа поэтапной российской государственной политики, выразившейся в ратификации международно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, приведении российского законодательства в соответствие с данными документами, появлении двух альтернативных законопроектов о введении уголовной ответственности юридических лиц с внесением изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты автор делает вывод о том, что хотя российский законодатель в настоящее время исключает возможность уголовной ответственности юридических лиц, им подготовлена правовая «почва» для ее установления, в частности, за коррупционные преступления. Одним из таких преступлений являются деяния, предусмотренные статьей 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вносится предложение о совершенствовании санкций за оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

Ключевые слова: участники и организаторы официального спортивного соревнования; уголовная ответственность юридических лиц; уголовная ответственность; юридическое лицо.

THE PRESUMPTION OF THE POSSIBILITY OF CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS FOR CRIMES UNDER ARTICLE 184 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Basing on the analysis of the phased Russian state policy, expressed in the ratification of international legal acts aimed at combating corruption, bringing the Russian legislation into conformity with these documents, the appearance of two alternative bills on imposing criminal liability on legal persons with the introduction of changes and amendments to some normative legal acts, the author concludes that, although the Russian legislator now excludes the possibility of criminal liability of legal persons, the legal ground for its establishing is prepared, in particular, for corruption crimes. One of such crimes are acts provided by article 184 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is proposed to improve the sanctions for the provision of illegal influence on the results of official sports competition or entertainment commercial contest.

Keywords: participants and organizers of official sports competition; criminal liability of legal persons; criminal liability; legal person.

23 июля 2013 г. Федеральным законом N 198-ФЗ в статью 184 УК РФ были внесены изменения*, что существенно повлияло не только на ее содержание, но и на наименование. Целью данных изменений была разработка законодательных мер, направленных на борьбу с таким явлением, как

* О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований: федер. закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4031.

организация и проведение «договорных» матчей. В связи с этим Минспорт России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» [1, с. 14]. Как отмечают некоторые авторы, изучающие «правовое поле» в сфере физической культуры и спорта, нормы положений (регламентов) о спортивных соревнованиях,

предусматривающие наложение спортивных дисциплинарных и корпоративных штрафов и спортивную дисциплинарную и спортивную корпоративную дисквалификацию, не приводят к действительному разрешению проблемы коррупции в спорте. Аналогичная ситуация и в правовом регулировании зрелищных мероприятий [2, с. 47]. Уголовный закон, содержащий правовой запрет, предусмотренный ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»*, остается трудноприменимым и требует изменений в конструкции состава [3, с. 10].

Полагаем, что усовершенствования уголовно-правовой нормы не произошло по ряду оснований. Действующая редакция ст. 184 УК РФ не может рассматриваться как оптимальный и верный вариант охраны общественных отношений в сфере спорта и конкурсной деятельности. Изменение законодательства, обусловленное процессами развития России и укрепления ее позиций на международной арене как спортивной державы, не устранило юридико-техниче-ских ошибок, что может негативно отразиться на эффективности применения права [4].

Общеизвестно, что нормы, представленные в ст. 184 УК РФ, являются бланкетными. Их содержание описывается в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»**. В части 1 ст. 26.2 данного нормативного правового акта перечислены незаконные деяния, названные преступными в чч. 1 и 3 ст. 184 УК РФ***.

Особых проблем, связанных с вопросами квалификации деяний спортсмена, спортивного судьи, тренера, руководителя спортивной команды и другого физического лица, названных в числе субъектов ответственности по ст. 184 УК РФ, теоретически не возникает. Однако наблюдаются определенные трудности в толковании такого понятия, как «другой участник или

* Недействующая редакция наименования статьи.

** О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 4 дек. 2007 г. N 329-Ф3: ред. от 22 нояб. 2016 г. // Рос. газ. 2007. 8 дек.; 2016. 24 нояб.

*** В редакции УК РФ до внесения изменений в данные нормы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-Ф3.

организатор официального спортивного соревнования (в том числе его работник)», и, соответственно, это может повлечь проблемы правоприменения. Заметим, что многие российские ученые разделяют мнение о пробелах в регламентации отдельных признаков субъекта оказания противоправного влияния на результаты спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов [2, с. 48-49; 5, с. 192-193; 6, с. 229-232].

Так, согласно п. 7.3 ст. 2 «Основные понятия. » Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организатором спортивного соревнования названо юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом. В подпунктах 6, 6.1, 7.1, 7.2, 9.1, 9.2, 10.2, 16, 20, 20.1, 23.2, 30 ст. 2 данного закона перечислены организаторы спортивных мероприятий, получившие государственную аккредитацию для организации и проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов. Это общероссийская и региональная спортивные федерации, спортивная федерация, олимпийская и паралим-пийская делегации Российской Федерации, олимпийская и паралимпийская команды России, спортивная делегация Российской Федерации, спортивные сборные команды Российской Федерации, профессиональная и студенческая спортивные лиги и физ-культурно-спортивная организация.

Так, например, организационно-правовой статус физкультурно-спортивной организации определен в ст. 10 указанного закона. В частности, физкультурно-спор-тивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Студенческая

спортивная лига является некоммерческой организацией. Таким образом, перечисленные организаторы спортивных мероприятий являются юридическими лицами.

Необходимо отметить, что перечень организаций довольно внушителен. В статье 5 «Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации» анализируемого федерального закона к таковым отнесены:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортив-ные и спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкуль-турно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, профессиональные и студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-приклад-ным видам спорта;

1.1) спортивные федерации;

2) образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

3) оборонные спортивно-технические организации;

4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

5) Олимпийский комитет России;

6) Паралимпийский комитет России;

7) Сурдлимпийский комитет России;

8) Специальная олимпиада России;

8.1) Российский студенческий спортивный союз;

9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

12) коллективы спортсменов (спортивные команды), занимающиеся физической культурой;

13) спортивные агенты.

Подводя итог сделанному анализу, заключаем, что в ст. 184 УК РФ с учетом

бланкетного толкования норм презюмиру-ется возможность уголовной ответственности юридических лиц. Более того, с 15 июля 2016 г. вступил в силу федеральный закон, в котором прямо оговаривается совершение преступного действия в виде «передачи по указанию лица предмета «спортивного подкупа», в том числе юридическому лицу»*.

В связи с этим считаем необходимым обратить внимание научной общественности на следующее. С одной стороны, это предполагаемая возможность уголовной ответственности юридических лиц — участника или организатора официального спортивного соревнования. С другой стороны, это утверждение противоречит общим условиям уголовной ответственности. Совершая деяния, описанные в ст. 184 УК РФ, субъекты физической культуры и спорта — юридические лица — не могут нести предусмотренной уголовной ответственности по действующему законодательству, так как согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного Уголовным кодексом возраста.

Профессор Б.В. Волженкин в связи с этим различал понятия «субъект преступления» и «субъект уголовной ответственности». Он считал, что преступление как общественно опасное противоправное и виновное деяние может совершить только физическое лицо, обладающее сознанием и волей. Именно такое деяние, содержащее все признаки соответствующего состава преступления, является основанием уголовной ответственности. А вот нести уголовную ответственность за такие деяния могут не только физические, но, при определенных условиях, и юридические лица. Следовательно, задача состоит в том, чтобы определить условия, при которых юридическое лицо будет нести уголовную ответственность за преступление, совершенное физическим лицом, и наряду с физическим лицом. Такими условиями могли бы быть следующие положения: действие (бездействие) совершено: 1) с ведома юридического лица (его органа управления) или было им санкционировано; 2) в пользу (в интересах) юридического лица (при умышленной пре-

* О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. N 324-Ф3 // Рос. газ. 2016. 8 июля. N 149.

ступной деятельности); 3) субъектом, уполномоченным юридическим лицом [7].

Из ведущихся в настоящее время в России дискуссий следует, что адепты уголовной ответственности юридических лиц предполагают распространить ее, в частности, на ограниченный перечень тех деяний, которые в случае их совершения физическими лицами предполагают жесткие наказания в виде лишения свободы (коррупция, терроризм и т.п.). Данный аспект гипотетической реформы можно по праву назвать не «мнимым», а реальным введением уголовной ответственности юридических лиц [8].

На сегодняшний день законодателем не выработаны меры уголовно-правового характера в отношении юридических лиц. Однако попытки теоретического плана были сделаны около двадцати лет назад в работах отечественных юристов. В прошлом году появились законодательные проекты о внесении изменений и дополнений в УК РФ с соответствующей целью.

23 марта 2015 г. в Комитет Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству членом Совета Федерации РФ О.Ф. Ковитиди и депутатом Государственной Думы РФ А.А. Ремезко-вым был внесен законопроект N 750443-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц»*. В частности, в п. 13 ст. 2 данного законопроекта авторы предлагают дополнить ст. 184 УК РФ частью 5 следующего содержания: «Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное юридическим лицом или в интересах юридического лица».

Другой проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц», текст которого находится на официальном портале Следственного комитета РФ**, конкретного перечня преступлений, за совершение которых можно привлечь к уголовной ответственности

* URL: http://www.duma.gov.ru/systems/ law/?number=750443-6&sort=date

юридических лиц, не дает. Тем не менее в п. 1 ст. 1 законопроекта усматриваются основания и условия применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера (ст. 104.4 УК РФ). Среди них выделяется причастность юридического лица к преступлению посредством совершения преступления в интересах юридического лица лицом, выполняющим в нем управленческие функции либо осуществляющим фактическое руководство им.

Следует оговориться, что отмеченные законопроекты являются последовательными попытками внедрения уголовной ответственности юридических лиц в российскую государственную политику противодействия коррупционной преступности в новых геополитических реалиях, где коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны.

Первым этапом данной политики явилось присоединение и подписание с последующей ратификацией международных конвенций. В частности, ст. 18 «Ответственность юридических лиц» Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, заключенной в г. Страсбурге 27 января 1999 г., определяет обязанность каждой стороны — государства — члена Совета Европы и другого государства, подписавших настоящую Конвенцию, принять законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе: выполнения представительских функций от имени юридического лица; или осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица; а также в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя. Помимо случаев, уже предусмотренных

выше, каждая сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы юридическое лицо могло быть привлечено к ответственности тогда, когда вследствие отсутствия надзора или контроля со стороны физического лица, о котором говорится выше, появляется возможность совершения уголовных правонарушений, указанных выше, в интересах этого юридического лица физическим лицом, осуществляющим свои полномочия от его имени. Ответственность юридического лица в соответствии с вышеприведенными положениями не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в совершении уголовных правонарушений, указанных выше*.

Аналогичное положение содержится в ст. 26 «Ответственность юридических лиц» Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г. В ней предусматривается возможность уголовной ответственности юридических лиц при условии соблюдения правовых принципов государства — участника Конвенции без «ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления»**. Как от-

* Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2394. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Рос. газ. 2006. 28 июля. N 164. Данный документ вступил в силу с 1 июля 2002 г. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 г.

** Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Рос. юстиция. 2004. N 4. Данный документ вступил в силу с 14 декабря 2005 г. Россия подписала Конвенцию 9 декабря 2003 г. (Распоряжение Президента РФ от 6 дек. 2003 г. N 581-рп «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»). 11К1_: http://www.kremlin.ru/acts/ Ьапк/20253). Россия ратифицировала ее с заявлениями (О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федер. закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 12. Ст. 1231). Ратификационная грамота депонирована Генеральному секретарю ООН 9 мая 2006 г. Конвенция вступила в силу для России 8 июня 2006 г.

мечалось ранее, в настоящее время в России исключена уголовная ответственность юридических лиц. Тем не менее российская сторона приняла на себя обязательства по обеспечению применения в отношении юридических лиц эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или не уголовных санкций, включая денежные санкции.

Следующим этапом включения юридических лиц в качестве субъектов уголовной ответственности является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами международного права. В результате был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»***, в п. «б» ч. 1 ст. 1 которого под коррупцией понимается также совершение деяний, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 1 настоящего закона****, от имени или в интересах юридического лица. Кроме того, в ст. 14 этого закона «Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения» также предусмотрена возможность привлечения организаций к уголовной ответственности, если это специально будет предусмотрено в профильном (уголовном) законодательстве. Так, в части первой этой статьи определено: «В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Согласно части второй указанной статьи «Применение

*** О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Парламентская газета. 2008. 31 дек.; Рос. газ. 2016. 6 июля.

**** А именно: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо».

Подведем итог сказанному. Российский законодатель на сегодняшний день исключает возможность уголовной ответственности юридических лиц. Тем не менее им подготовлена правовая «почва» для установления таковой в Российской Федерации, в частности, за коррупционные преступления.

Анализируя ст. 184 УК РФ, нельзя не затронуть и вопрос о закрепленных в ней санкциях. Почему в санкциях анализируемой статьи нет такой разновидности исчисления размера штрафа, как «кратный», заключающейся в величине, кратной сумме предмета так называемых «коррупционных» преступлений*? С одной стороны, прямого нарушения уголовного законодательства здесь не усматривается, поскольку ч. 2 ст. 46 УК РФ не относит данный подвид штрафа к ст. 184 УК РФ. С другой стороны, мы наблюдаем противоречие в области законодательного регулирования вопросов коррупции и наказания за нее. Рассматриваемое уголовно наказуемое деяние может быть совершено как должностным лицом, признаки которого указаны в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, так и лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления,

государственным или муниципальным учреждением, указанным в примечании 1 к ст. 201 УК РФ**. Кроме того, преступление, предусмотренное ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», отнесено к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий***. Связь данного деяния со служебным (профессиональным) положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); совершение преступления только с прямым умыслом, а также ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты и национальное законодательство**** позволяют относить указанное преступление к числу коррупционных.

Таким образом, с целью унификации законодательства в области противодействия коррупции предлагаем следующее. Необходимо включить и в чч. 2 и 5 ст. 46 УК РФ, и в каждую санкцию ст. 184 УК РФ так называемый «кратный» штраф, то есть исчисляемый аналогично кратной стои-

* Статья 8 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»» (см.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru); ст. 8 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (см.: там же).

** Данный вывод основан на анализировавшемся выше содержании норм (ст. 5 «Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации» Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

*** Пункт 2 перечня N 23, содержащегося в Указании Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ от 1 февр. 2016 г. N 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

**** Под коррупцией, в частности, понимается «. иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (п. «а» ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

мости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Тем не менее в санкциях ст. 184 УК РФ нельзя оставить лишь так называемый «кратный» штраф, поскольку содержание диспозиции не ограничивается только коррупционной составляющей. Кроме передачи и получения «предмета спортивного подкупа», противоправные деяния здесь еще выражены в принуждении или склонении указанных лиц, которые не носят экономического характера. В связи с этим наряду с «кратным» штрафом в санкциях чч. 1 и 2 ст. 184 УК РФ должны остаться и штрафы, исчисляемые в твердой денежной сумме и в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Кроме того, общественные отношения, охраняемые ст. 184 УК РФ, в которой наряду с официальными спортивными соревнованиями указаны и зрелищные коммерческие конкурсы, многоаспектны. И, соответственно, предлагаемый нами термин «спортивный подкуп» носит условный характер, поскольку он не закреплен законодательно, «не знаком» правоприменительной практике и употребляется только применительно к общественным отношениям в сфере профессионального спорта. В связи с этим «кратный» штраф наряду с иными разновидностями штрафа может назначаться только за преступления, предусматривающие уголовную ответственность в области нарушений официальных спортивных соревнований, за нарушения в сфере зрелищных коммерческих конкурсов применяться могут лишь штрафы, исчисляемые в твердой денежной сумме

и в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Скрупулезное исследование санкций ст. 184 УК РФ выявило еще два противоречивых момента. Во-первых, почему санкции чч. 1 и 3, а также санкции чч. 2 и 4 идентичны, хотя по своей юридической природе санкции чч. 3 и 4 должны быть строже санкций чч. 1 и 2 рассматриваемой статьи? Во-вторых, непонятна позиция законодателя и в следующем моменте: почему ужесточена ответственность за преступления, предусмотренные в основных составах, в виде возможного назначения дополнительного наказания к лишению свободы — штрафа, наряду с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имеющегося в санкциях чч. 1 и 3 ст. 184 УК РФ?

В то же время он отсутствует в квалифицированном составе (ч. 2 ст. 184 УК РФ), предусматривающем уголовную ответственность за данное преступление, совершенное организованной группой, а также в ч. 4 ст. 184 УК РФ. Например, штраф в качестве дополнительного наказания наряду с таким дополнительным наказанием, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, отмечен в каждой санкции «родственных» ст. 184 УК РФ норм — ст.ст. 204, 204.1, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Таким образом, с целью унификации законодательства в области противодействия коррупции предлагаем включить в санкции чч. 2 и 4 ст. 184 УК РФ штраф в качестве дополнительного наказания к лишению свободы.

1. Аристова Л.В., Изаак С.И. Совершенствование правового обеспечения предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. 2013. N 2. С. 14-16.

2. Каплин М.Н., Авдеев О.Ю. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ): техника толкования и законодательного закрепления субъективных признаков // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники): сб. науч. ст. Ярославль: ЯрГУ, 2013. Вып. 2. С. 47-53.

3. Сараев В.В. Законодательное обеспечение борьбы с договорными матчами: теория и практика // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 9-11.

4. Анцыгин А.В. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ): исследование последних законодательных

изменений // Отрасли права: аналитический портал. URL: http://www.w3.org/TR/htm14/strict.dtd (дата обращения: 9 мая 2016 г.).

5. Иванов А.С. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 2 (28). С. 188-194.

6. Ненахова А.С. Субъект как признак состава подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // XVII Державинские чтения. Институт права: материалы Всерос. науч. конф. Февраль 2012 г. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державин, 2012. С. 229-232.

7. Волженкин Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц. СПб., 1998. Сер.: «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе».

Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анцыгин Алексей Валерьевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения статьи 184 УК РФ об ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов , исследуются проблемы отграничения от других составов преступлений, причины отсутствия правоприменительной практики, формируется предложение о необходимости исключения специальной цели из диспозиции нормы .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анцыгин Алексей Валерьевич

The problem of delimitation of the crime envisaged article 184 of the

This article discusses the application of article 184 of the Criminal code of the Russian Federation on the responsibility for bribing the participants and organizers of professional sports competitions and commercial entertainment contests, explores the issues of delimitation from other crimes, investigated the reasons for the lack of law enforcement practice, represents an offer on necessity to exclude special goal from a disposition of article 184 of the Criminal code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений»

?Анцыгин Алексей Валерьевич Antsygin Aleksey Valeryevich

Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (6G3GGG, Нижний Новгород, пл. Горького, б)

Inter-regional department of the Federal financial monitoring service in the Volga federal district (б Gor’kogo square, Nizhny Novgorod, 6G3GGG)

Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений

The problem of delimitation of the crime envisaged article 184 of the Criminal code of the Russian Federation of related crimes

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения статьи 184 УК РФ об ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, исследуются проблемы отграничения от других составов преступлений, причины отсутствия правоприменительной практики, формируется предложение о необходимости исключения специальной цели из диспозиции нормы.

Ключевые слова: юриспруденция, преступность, защита, норма, закон, подкуп, спорт, конкурс.

Keywords: studies of law, crime, act, law, bribe, sports competitions, entertainment commercial competitions.

В современных условиях спорт в России и мире превратился в огромный рынок с многомиллиардными оборотами. В сложившейся ситуации нередки стали случаи злоупотребления в указанной сфере. Обеспокоенность международного сообщества подобными криминальными явлениями послужила причиной активного сотрудничества спортивных функционеров ФИФА и Интерпола по реализации программы противодействия договорным матчам и возникающим на их основе нелегальным тотализаторам (пари с заранее известным результатом).

Российский законодатель предусмотрел уголовную ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ). Совместным указом Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 30 апреля 2010 года № 187/86 отмеченное преступление отнесено к категории коррупционных. Противодействием коррупции в современной России отводится первостепенное значение — она признана врагом номер один для развития общества с полноценными демократическими институтами [1]. Например, в результате проведенной прокуратурой работы по противодействию коррупционным проявлениям в 2009 году выявлено более 220 тысяч нарушений за-

конодательства о коррупции [2]. Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление в уголовном законе статьи 184 УК РФ (с 1996 года), фактов привлечения к уголовной ответственности лиц за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов не выявлено [3]. Является ли это свидетельством отсутствия коррупционных проявлений, связанных с подкупом в сфере профессионального спорта и зрелищных коммерческих конкурсов? Полагаем, что нет. Напротив, руководитель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в своем письме В.В. Путину выразил обеспокоенность обострением ситуации вокруг договорных матчей и обратил внимание на то, что они перестали быть редкостью по причине отсутствия эффективных мер противодействия коррупционным проявлениям в спорте. Последствия этого — дискредитация Российской Федерации в глазах мировой спортивной общественности и негативный имидж России [4]. Это свидетельствует о том, что функционеры отечественного спорта не могут заявлять о чистоте своих рядов. Причиной отсутствия значимых уголовных дел, по мнению П.В. Крашенинникова, является боязнь участников, спортсменов, судей и иных спортивных деяте-

Анцыгин А. В. Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений

лей вмешательства правоохранительных органов в специфическую сферу общественных отношений, связанную с профессиональным спортом [5]. Однако, по нашему мнению, причина отсутствия привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, за более чем 16-летнее ее существование в уголовном законе Российской Федерации при особом внимании государственных органов к любым коррупционным проявлениям кроется не только в «боязни», но и в несовершенстве самой уголовноправовой нормы. Исследование построения юридико-технической конструкции уголовно-правовой нормы, обеспечивающей охрану общественных отношений, возникающих в профессиональном спорте и зрелищных коммерческих конкурсах, показали, что законодатель допустил ряд ошибок, не позволяющих эффективно применять ее для обеспечения должного противодействия коррупционным проявлениям в изучаемой сфере.

Диспозиция нормы предусматривает обязательное наличие специальной цели — оказание влияния на результат спортивного поединка или зрелищного коммерческого конкурса. В широком смысле цель представляет собой тот желаемый результат, который стремится достичь субъект [6, с. 915], в узком понимании цель преступления является моделью того результата, ради которого лицо совершает противоправное деяние [7, с. 106]. Стремясь достичь желаемого результата, лицо предпринимает активные действия (осознанно бездействует). Преступнику зачастую не важно, какого рода отношения затрагивает его противоправное деяние, на центральное место им поставлена цель такого деяния. Однако характеристики затрагиваемых преступлением отношений являются ключевыми для правильного определения объекта посягательства, и, соответственно, верной квалификации деяния.

Указание на наличие у субъекта совершения изучаемого преступления специальной цели является важным не только для установления субъективной стороны преступления, но и существенно влияет на определение непосредственного объекта посягательства. По нашему мнению, определение законодателем цели совершения преступления — влияние на результат спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса и одновременное расположение статьи 184 УК РФ в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» являются одной из причин противоречивых взглядов ученых на то, что считать непосредственным объектом посягательства изучаемой статьи. С одной стороны, заявленная цель совершения преступления — оказать влияние на результат спортивного поединка или конкурса — на центральное место выводит честность их проведения, то есть непосредственным объектом посягательства являются интересы морали, общественной нравственности, честности состязания или конкурса. С другой стороны, основываясь на том,

что родовым объектом для преступлений раздела VIII УК РФ являются отношения, складывающиеся в сфере экономики (т. е. эти отношения всегда страдают от преступного воздействия, что важно для отграничения противоправного деяния от сходных преступлений), возможно сделать вывод, что непосредственным объектом посягательства изучаемого преступления служат интересы предпринимательства в специфической сфере, связанной с профессиональным спортом или зрелищными коммерческими конкурсами. Изложенное позволяет заключить, что у ученых нет единства мнений относительно того, что считать непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ. Как отмечает И.А. Клепицкий, вред «причиняется не столько фактом получения спортсменами или иными лицами вознаграждения, сколько самой фальсификацией состязания» [8]. В этой связи к непосредственному объекту преступления он относит общественную нравственность и в конечном итоге предлагает статью 184 УК РФ исключить, заменив ее соответствующей нормой об ответственности за сговор о результатах соревнований и иных состязаний, поместив ее в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Другие авторы к непосредственному объекту преступления относят отношения, связанные с добросовестной конкуренцией, отношения по реализации свободной конкуренции [9, с. 11], отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [10, с. 243—246], отношения по поводу организации и проведения профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, законных правил по оценке результатов таких мероприятий [11, с. 423].

Оказание влияния на результат профессионального спортивного соревнования или конкурса возможно не только путем подкупа, но и иными способами. Например, безобидным устранением ключевого игрока в результате подстроенного пищевого отравления или даже целой команды по причине транспортной поломки [12], неправомерных действий болельщиков [13], подстроенной соперниками по конкурсу «оплошности» конкурсанта и т. п. Результаты подобных правонарушений также ведут к нечестной борьбе и при этом страдают интересы общественной нравственности и морали. Тем не менее, такое влияние на результат спортивного соревнования либо конкурса не является криминальным (в случае отсутствия иных преступных деяний) и не предусмотрено в уголовно-правовой норме.

По иному пути пошел законодатель, устанавливая ответственность за посягательство на банковскую и иную тайну, которая должна расцениваться как интерес уголовно-правовой охраны [14, с. 81]. Незаконный сбор сведений, составляющих банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), может осуществляться путем угрозы, похищения, подкупа, иным противоправным способом. Это свидетельствует о цен-

тральном месте интереса сохранности тайны от посягательств любыми способами, будь то подкуп или хищение. Для квалификации деяния неважно, каким незаконным образом осуществлялось противоправное получение сведений, составляющих банковскую тайну, ценность ее сохранности от неправомерного распространения представляет интерес уголовно-правовой охраны указанных общественных отношений.

Обратимся к иным составам преступлений, содержащих отношения «продажности-подкупаемо-сти». Статья 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» содержится в главе 31 УК РФ «Преступления против правосудия», объектом посягательства выступают интересы непредвзятого, объективного и основанного на действующем законодательстве должного отправления правосудия. Ценность для общества такого рода отношений является настолько значимой, насколько значимой является соблюдение предписанных норм поведения, игнорирование которых влечет подрыв устоев общества. По мнению М.В. Рудова, в данном составе преступления подкуп представляет собой частный случай склонения подкупаемого к даче ложных показаний и рассматривается как один из способов подстрекательства [15, с. 141 —142]. Соглашаясь с названным автором, В.И. Борисов считает, что подкуп означает согласие принимающего предмет вознаграждения совершить в интересах подкупающего действия (отказаться от их совершения), и именно с этого момента интересы правосудия ставятся под угрозу преступного посягательства. Как отмечено выше, ценность общественных отношений по поводу отправления правосудия служит одной из основ существования общества, именно поэтому представляет такую потребность в их уголовно-правовой охране. В случае подкупа установленного нормой участника судопроизводства охраняемые интересы правосудия страдают в любом случае: признан ли он «виновным», либо виновный оправдан. Правильность результата отправления правосудия не является решающим аргументом для признания охраняемого отношения нарушенным, важно вмешательство в процесс отправления правосудия «извне», подрывающее устои судопроизводства.

Как и в случае с исследуемым выше составом преступления (ст. 183 УК РФ), законодатель предусмотрел альтернативные способы воздействия на объективную дачу показаний (уклонение от их дачи) либо неверный перевод. Речь идет о принуждении [16, с. 428]. В русском языке принуждение определяется как действие заставить кого-либо сделать что-либо против его воли и желания, поставить перед необходимостью поступить определенным образом. Собственная воля понуждаемого угасает и подчиняется желаниям понуждающего, поведение предполагает только исполнение предписываемого. Понуждение и подкуп явления по своей природе различны. При подкупе воля подкупаемого не

подчиняется желаниям подкупающего, действия подкупаемого не лишены свободы выбора. Подкуп предполагает лишь незаконное обогащение за счет получения предмета подкупа. Мотивы действий принятия подкупа и действий под принуждением также различны — в первом случае это корысть, во втором — стремление избежать каких-либо негативных последствий для понуждаемого.

Приведенные доводы позволяют сделать вывод о том, что законодателем при конструировании изучаемых норм на центральное место был выдвинут именно объект посягательства — интересы сохранности охраняемых законом тайн экономической сферы деятельности, интересы правосудия в сфере должного процессуального сбора доказательств и установления истины по делу. Для предупреждения посягательства на указанные интересы им были предусмотрены альтернативные противоправные варианты поведения субъектов, в результате которых страдают названные отношения.

О фальсификации результата спортивного поединка или конкурса и связанных с ними интересах зрителей аналогичного вывода сделать нельзя. Ценность результата спортивного поединка и зрелищного конкурса для законодателя не носит той ценности, которую призван охранять уголовный закон, признавая преступным оказание влияния на результат спортивного поединка или конкурса лишь в результате подкупа.

По юридико-технической конструкции статья 184 УК РФ схожа со статьей 204 УК РФ, а также, по мнению ряда авторов, является специальным случаем взяточничества [17, с. 419]. По конструкции данной состав преступления формальный, устанавливается только выполнение объективной стороны действия в виде дачи или получения предмета подкупа. Наступление же последствий в виде сфальсифицированного результата (ключевой признак для признания интересов нравственности нарушенными), который ставил в качестве цели преступник, на квалификацию деяния по статье 184 УК РФ не влияет. Полагаем, что в данном случае присутствует правовая коллизия. С одной стороны, для квалификации деяния по статье 184 УК РФ требуется установить, передавался ли предмет подкупа именно в целях оказания влияния на результат профессионального спортивного состязания или зрелищного коммерческого конкурса. С другой стороны, учеными высказывается мнение, что для квалификации деяния как подкупа неважно, наступил ли негативный результат, для достижения которого передавался (принимался) предмет подкупа [18, с. 12—13; 19, с. 152; 20, с. 105]. Таким образом складывается парадоксальная ситуация, когда важен не сам результат оказания влияния, сколько цель — еще только неовеществленная идея наступления негативных последствий, а факт подкупа без цели оказать влияние на результат спортивного поединка или конкурса не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ. Возникает вопрос, для чего необходимо

устанавливать специальную цель, если, в конечном итоге, ее результат не важен? Полагаем, что центральное место в уголовном запрете анализируемого варианта отношений подкупаемости/про-дажности занимает именно сам факт подкупа. Запрет указанных деяний является последовательной реализацией через законодательные акты преступной формы поведения — торговлей наделенными полномочиями в связи с осуществлением субъектом определенной социально полезной функции. Результатом такой противоправной деятельности, например, в сфере реализации полномочий государственной службы является игнорирование осуществления предписанных функций, а вся деятельность чиновника сводится к предоставлению платных услуг для отдельных лиц по принципу «кто больше даст, того и правда». Сказанное справедливо и для рассматриваемой сферы общественных отношений в области профессионального спорта и зрелищных коммерческих конкурсов.

Установление правоприменителями субъективной стороны, элементом которой является специальная цель, является одним из наиболее сложных в процессе доказывания преступности деяния. Возложение обязанности определять (устанавливать) специальную цель, достижение результата которой фактически не имеет значения, является дополнительной преградой и негативно отражается на действенной реализации предписанных уголовным законом предупредительных и охранительных мер недопущения нарушения отношений в изучаемой сфере. Признавая подкуп общественно опасным деянием, законодатель запрещает эту форму поведения в различных сферах общественных отношений, что является примером последовательности в обеспечении единообразного правового регулирования сходных (однородных)либо совпадающих (тождественных) общественных отношений, и отражает требования юридической техники. Поэтому мы считаем, что необходимо сместить акцент в изучаемой сфере профессионального спорта и зрелищных коммерческих конкурсов именно на сам факт подкупа. Наступление же негативных последствий в виде оказанного влияния на результат спортивного состязания или конкурса может являться квалифицирующим признаком противоправного деяния. В этой связи полагаем целесообразным изменить диспозицию статьи 184 УК РФ.

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года.

2. Из доклада начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Александра Аникина на Всероссийском семинаре-совещании, посвященном выявлению и пресечению коррупционных правонарушений 17.12.2009. 11Р1_: http://genproc.gov.ru/news/news-65545/ (дата обращения: 03.03.2013).

3. Сведения ГИАЦ МВД России за 2001 —2012 годы.

4. «Степашин предложил В.В. Путину сажать уличенных в договорняках» // Новости от 28.07.2011. URL: http:// placeon.ru/201 1/07/28/stepashin-predlozhil-vv-putinu-sazhat-ulichennyx-v-dogovornyakax.html (дата обращения:

5. Крашенинников П.В., Алексеев С.В. «На вопросы читателей отвечают П.В. Крашенинников, С.В. Алексеев» // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 1.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2001. Т. 2.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А.И. Рарога. М., 2004.

8. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005.

9. Витвицкая С.С., Витвицкий А.А. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект). Ростов-на-Дону, 1998.

10. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 1996.

11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1998; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (по состоянию на 1 окт. 1997 г.) / колл. авт. А.А. Гравина, В. П. Кашепов и Т. О. Кошаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

12. Например, по решению Контрольно-дисциплинарного комитета РФС в случае неявки команды на игру ей может быть засчитано техническое поражение. URL: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/disreg2012_july.doc (дата обращения: 11.04.2013).

13. Дзичковский Е. Пиротехническое поражение // Спорт-экспресс. 2012. № 45 (290). (В матче Чемпионата России между командами премьер-лиги «Динамо» и «Зенит» Контрольно-дисциплинарным комитетом РФС было засчитано техническое поражение ФК «Зенит» со счетом 3:0 по причине ослепления «фаером» вратаря команды «Динамо» одним из болельщиков «Зенита».)

14. Бараева О.В. Банковская тайна в уголовном праве: дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

15. Рудов М.В. Уголовно-правовые способы охраны истины в уголовном судопроизводстве: дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.

16. В русском языке принуждение определяется как действие заставить кого-либо сделать что-либо против его воли и желания, поставить перед необходимостью поступить определенным образом (Словарь русского языка. М., 1983. Т. 3).

17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996.

18. ВолженкинБ.В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взятке и коммерческом подкупе»: достоинства и недостатки // Уголовное право. 2000. № 4.

19. Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1996.

20. Полосин Н.В. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа: дис. . канд. юрид. наук. М., 2000.

1. The message of the President to the Federal Assembly. November 5, 2008.

2. From the report of the head of the Department for supervision of implementation of legislation on combating corruption of the General Prosecutor of Russia Alexander Anikin at the all-Russia seminar-meeting devoted to the detection and suppression of corruption offences 17.12.2009. URL: http://gen-proc.gov.ru/news/news-65545/ (reference date: 03.03.2013).

3. Information GIAC of the Ministry of internal affairs of Russia for 2001 —2012 years.

4. «S. Stepashin suggested V.V. Putin put caught do-govornjakah» // News of 28-07-201 1. URL: http://placeon. ru/2011 /07/28/stepashin- predlozhil-vv-putinu-sazhat-uli-chennyx-v-dogovornyakax.html (reference date: 05.06.2013).

5. Krasheninnikov P.V., Alexeev S.V. «The questions of The readers meet P.V. Krasheninnikov, S.V. Alexeev» // Sports: economics, law, management. 2011. № 1.

6. DalV.I. Explanatory dictionary of the living great Russian language. Moscow, 2001. V. 2.

7. Criminal law of Russia. Part of the General and Special / ed. A.I. Rarog. Moscow, 2004.

8. KlepitskiyI.A. System of economic crimes. Moscow, 2005.

9. Vitvitskaya S.S., VitvitskyA.A. Economic crimes (criminal-legal aspect). Rostov-on-Don, 1998.

10. Criminal law of Russia. Special part / ed. by A.I. Rarog. Moscow, 1996.

11. Commentary to the Criminal code of the Russian Federation / ed. by Yu.I. Skuratov, A.M. Lebedev. Moscow, 1998; Commentary to the Criminal code of the Russian Federation (as of 1 Oct. 1997) / A.A. Gravina, B.N. Kashepov and T.O. Ko-shaeva. 2-d ed., rev. and extra. Moscow, 1997.

12. For example, by the decision of the Control and disciplinary committee RFS in case of failure to com-

mand the game, it may lose. URL: http://www.rfs.ru/res/ docs/regulations/disreg2012_july.doc (reference date:

13. Dzichkovsky E. Pyrotechnic defeat // Sport-express. 2012. № 45 (290). (In a match of the Championship of Russia among premier league teams «Dynamo» and «Zenith» Kontrolno-disciplinary committee RFS was counted as a technical defeat of FC «Zenit» with the score 3:0 due to blinding the goalkeeper of the team «Dynamo» one of the fans of «Zenit».)

14. Barayeva O.V. Banking secrecy in criminal law: dissertation. candidate of legal sciences. Moscow, 2004.

15. Rudov M.V. Criminal-legal methods of protection of truth in criminal proceedings: dissertation. candidate of legal sciences. Vladivostok, 2002.

16. In Russian coercion is defined as an action to force someone to do something against his will and desire, put before necessity to act in a certain way (Dictionary of the Russian language. M., 1983. V. 3).

17. Commentary to the Criminal code of the Russian Federation / under the general ed. Yu.I. Skuratov, V.M. Lebedev. Moscow, 1996.

18. Volgenkin B.V. Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 10.02.2000 № 6 «On judicial practice in cases of bribe and commercial bribery»: advantages and disadvantages // Criminal law. 2000. № 4.

19. Egorova N.A. Criminal-legal forms of struggle with corruption in the new economic conditions: dissertation. candidate of legal sciences. Saratov, 1996.

20. Polosin N.V. Criminal-legal characteristic of commercial bribery: dissertation. candidate of legal sciences. Moscow, 2000.

Анцыгин А.В. Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *