Судебная практика Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ по жилищным делам (спорам). Судебная практика верховного суда по жилищным вопросам

Июн 26, 2019 Законы

Оглавление:

Судебная практика Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ по жилищным делам (спорам)

Верховный суд периодически обобщает практику нижестоящих судов и принимает постановления, обязательные для всех мировых, районных и городских судов. Конституционный суд принимает судебные постановления, обязательные для всех правоприменительных органов государства.

Судебная практика наряду с законами и подзаконными актами оказывает заметное влияние на решения судов первой инстанции по конкретным делам. Ведь если Верховный суд по какому-то делу занял определенную позицию, то любому судье на мировом — районном — городском уровне очень трудно будет по аналогичному делу вынести противоположное решение.

Обязательно посмотрите наши положительные решения по жилищным и семейным спорам, а также, инструкцию «Как выбрать адвоката» .

Посмотрите наши видеоконсультации по жилищным делам:

Предлагаем ознакомиться с важнейшими документами Верховного и Конституционного судов по жилищной тематике. Некоторые тексты приведены с некоторыми сокращениями:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» «

Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 4 ст. 292 ГК РФ

Обзор судебной практики по вопросам признания не приобретшим права пользования жилым помещением

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по признании членом семьи нанимателя

Обзор судебной практики о расторжении договора социального найма жилого помещения в связи с невнесением нанимателем платы за жилье и коммунальные услуги в течение шести месяцев

Возможно, вам будет полезна эта информация с нашего сайта:

— Бесплатная консультация адвоката на форуме сайта — здесь .

— Как выбрать адвоката (подробная инструкция) — здесь .

— Ответы адвокатов на ваши вопросы — здесь .

— Положительные решения судов по жилищным и семейным по нашим делам.

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2020 г. № 201-КГ18-35).

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2020 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2020 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2020 г. № 211-КГ18-7).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

Судебная практика по жилищным делам в Перми

На конфликты и споры в сфере жилищного права приходится значительная часть судебных разбирательств в Перми. Судебные органы в большом количестве рассматривают иски о выселении/вселении, подтверждении или опровержении права собственности на жилье и т.д. Благодаря тому, что судебная практика по жилищным делам достаточно интенсивна и охватывает широкий круг ситуаций, рассмотрение дел обычно проходит по накатанной схеме и очень быстро.

Общая практика

Так как ежедневно в Перми и в целом по России выносится достаточно много судебных решений по жилищным делам, Верховный Суд и более низкого уровня инстанции регулярно готовят обзоры своей практики по этим спорам. Судьи, рассматривая новые специфические дела, выносят свои решения не только на основе законодательства, но и с учетом судебной практики Верховного Суда РФ по жилищным вопросам.

Однако решения других региональных судов не являются обязательными для повторного вынесения аналогичного решения в сходной ситуации. К примеру, если один судья присудил щедрую компенсацию за ветхое жилье, другой присудит сущие копейки.

Параллельно на решения судей влияют постановления пленумов Верховного Суда, в которых разъясняются отдельные законодательные нормы, в частности порядок их практического применения в судебных спорах. Эти постановления уже обязательны для судебных органов, поэтому судебная практика по жилищным делам базируется на них в большей степени.

Классификация жилищных споров

Судебная практика по жилищным делам в Перми показывает, что чаще всего суды рассматривают споры о:

  • Выселении/вселении . Обычно дела о выселении касаются жилья, у которого сменился собственник.
  • Праве пользования . Иногда лица, не являющиеся собственниками жилья, могут претендовать на его использование. Такие случаи нередки со служебным жильем в системе МВД.
  • Аннулировании сделки . С требованием о признании сделки недействительной может выступить любая ее сторона. Судебная практика по жилищным делам знает множество случаев позитивного решения в пользу каждой из них.
  • Разделе недвижимости . Обычно суд должен определить процентную долю каждого собственника.
  • Порядке пользования . Такие споры в Перми возникают как между собственниками, так и между собственником с одной стороны и пользователем с другой.
  • Приватизации недвижимости . Обычно дела о приватизации касаются жилого фонда крупных предприятий. Также, такие споры часто бывают по делам военнослужащих, пытающихся приватизировать ведомственное жилье.
  • Долевом строительстве . Конфликты вокруг ТСЖ — явление частое.
  • Связь с другими отраслями права

    Многие жилищные споры лежат сразу в нескольких правовых плоскостях. Часто имеет место пересечение с семейным правом, вопросами наследования, хозяйственными разногласиями предприятий, вопросами военнослужащих и т.д.

    Таким образом, участникам конфликта и судебным инстанциям нередко приходится сперва определиться, какой сегмент правового поля в данном случае затронут больше — жилищный или какой-то иной. Только разобравшись, какие именно правоотношения между сторонами порождают спор, можно понять, что по этому поводу говорит судебная практика по жилищным делам, и приступать к разработке стратегии своих действий.

    Юридическая помощь в жилищных спорах

    Поскольку судебные решения по жилищным спорам часто выносятся по типичной накатанной схеме, очень важно с самого начала правильно представить ситуацию в суде, дабы не оказаться в заведомо уязвимой позиции. Для этого стоит обратиться в компанию «Правое дело». Мы поможем вам:

    1. Консультациями . Если Вы находитесь в явно выигрышном положении, то в большинстве случаев Вам будет достаточно и просто грамотного совета от консультанта.
    2. Представительством в суде . Оказавшись в сложной ситуации, не имеющей очевидного решения, а тем более имея слабую правовую позицию, Вам стоит доверить ведение своего дела в суде опытному юристу.
    3. Другими услугами . Борьба за судебное решение в Вашу пользу начинается не в судебном зале, а задолго до начала заседания. Мы поможем Вам изучить судебную практику по аналогичным делам, собрать необходимые документы, сделать их анализ, осуществить другие приготовления, которые упрочат Вашу позицию во время решающего «сражения» в зале суда.

    Помимо разрешения жилищных споров мы также предоставляем юридические услуги в сфере корпоративных конфликтов, трудовых споров, семейного права и др.

    Задать вопрос Юристу

    Для получения консультаций юриста с учетом особенностей вашего вопроса просим перезвонить по телефону:

    Защита прав потребителей Томской области

    Юридические услуги и юридическая помощь

    оперативный тел: 8-953-92-18-411

    Пленума Верховного Суда РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации

    • | Печать |

    Подробности Родительская категория: Юридическая помощь по вопросам гражданского характера Категория: Жилищные споры Просмотров: 541

    Пленума Верховного Суда РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации

    В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
    Однако жилищные права – это не только право на владение и распоряжение квартирой, домом или другой недвижимостью. В Конституции закреплено, что никто не может быть принудительно и своевольно выселен из принадлежащего ему жилища, имеет право на защиту от преступных посягательств.
    В целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам разъяснения по следующим вопросам применения Жилищного кодекса РФ:
    1. О судебной защите жилищных прав. Подведомственность и подсудность жилищных споров.
    2. Объекты и субъекты жилищных споров.
    3. О пределах осуществления права собственности на жилое помещение.
    4. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения.
    5. О праве пользования жилым помещением членов семьи собственника жилого помещения.
    6. О прекращении права пользования жилым помещением бывших членов семьи собственника жилого помещения.
    7. О сохранении на определенный срок права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения.
    8. О спорах, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
    9. О договорах социального найма жилых помещений.
    10. О равных правах и обязанностях членов семьи нанимателя при условии, что они вселены в жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства.
    11. Прекращение права пользования жилым помещением членов семьи и бывших членов семьи нанимателя.
    12. Об обязанностях членов семьи нанимателя жилого помещения.
    13. О сохранении прав на жилое помещение при временном отсутствии нанимателя или членов семьи нанимателя жилого помещения.
    14. Про обмен жилыми помещениями, находящимися в социальном найме.
    15. О расторжении договора социального найма жилого помещения и выселение из него граждан.
    16. О найме специализированных жилых помещений.
    17. О расторжении или прекращении договора найма специализированных жилых помещений.
    В целом, на что указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации Жилищный кодекса определяет основные начала жилищного законодательства — основополагающие принципы, из которых исходит законодатель, устанавливая нормы жилищного права, а также цели и задачи, на достижение которых направлена реализация указанных норм.
    Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).

    В Томске и Северске по всем вопросам жилищного законодательства, защиты жилищных прав и обращения в суд по жилищным спорам Вы можете обратиться в Томское региональное отделение ООД «Объединение потребителей России» оперативный телефон – 8-953-92-18-411.

    Решения суда по жилищным спорам

    Жилищные споры встречаются в судебной практике все более часто. Люди сталкиваются с ними в самых разных ситуациях. Кто-то испытывает проблемы с получением наследства, кому-то не удается нормально поделить доставшееся имущество, у кого-то возникают вопросы касательно аренды и многого иного. В независимости от причины разрешение жилищных споров следует доверять профессиональным адвокатам. Самостоятельное представление своих интересов может оказаться неэффективным и не приведет к получению нужного результата.

    ВИДЕО ПО ТЕМЕ: решения судов по жилищным спорам

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Решение верховного суда по жилищным спорам

    Обзор судебной практики по жилищным спорам. Судебная практика жилищные дела Обзор судебной практики по жилищным спорам. Судебная практика жилищные дела Конфликты по жилищным вопросам — явление довольно частое. Суды регулярно рассматривают дела о вселении или выселении, об утверждении права собственности на жилое помещение, о выделении доли в натуре и др.

    Судебная практика по жилищным спорам на сегодняшний день существует практически по всем возможным ситуациям в сфере регулирования жилищного законодательства. Все это значительно упрощает рассмотрение дел, а также подготовку к ним всех участников судебных разбирательств.

    Обобщение судебных решений осуществляется судами всех уровней, в том числе и Верховным Судом Российской Федерации. Данный судебный орган регулярно готовит обзоры судебной практики по жилищным спорам, в которых приводятся наиболее характерные судебные решения по самым разным вопросам жилищного права.

    Суды различных уровней при рассмотрении конкретных дел могут прибегнуть к данным обзорам с целью уточнения сложившейся правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу.

    В то же время данные обзоры не обязывают судей выносить аналогичные решения, а только позволяют им сопоставить свою позицию с мнением коллег. На этот факт также стоит обращать внимание, так как исключить вариант, что судья, рассматривающий дело, не примет решение, не соответствующее сложившейся практике, нельзя.

    Также Пленумом по гражданским делам Верховного Суда РФ периодически принимаются постановления, которые разъясняют отдельные положения законодательства, в том числе и порядок их применения на практике судами. Положения данных постановлений носят обязательный характер не только для судебных органов, но и для всех иных участников правоприменительного процесса.

    Таким образом, с помощью судебной практики устраняются пробелы в действующем законодательстве. Отметим, что именно положения Постановлений ВС РФ в ряде случаев являются определяющими при рассмотрении некоторых видов жилищных споров.

    Кроме того, Гражданско-процессуальный кодекс РФ и ряд его подзаконных актов, четко определяют круг вопросов, которые могут быть решены исключительно путем обращения в суд.

    Например, признание сделки недействительной осуществляется только судом. Поэтому практика рассмотрения этих категорий дел имеет наиболее серьезное значение. Опыт показывает, что судебные органы при рассмотрении вопросов, которые находятся в полной компетенции суда и практически не зависят от воли сторон процесса, всегда выносят однотипные решения, в том числе и основанные на тех, что приводятся в обзорах судебной практики.

    Данный факт значительно упрощает подготовку искового заявления, так как достаточно познакомиться с несколькими подобными делами, чтобы иметь четкое представление, каким-образом должны быть заявлены требования и чем подтверждены, чтобы иск был удовлетворен.

    Либо, при отсутствии положительной практики, истцу имеет смысл отказаться от искового заявления, так как вероятность положительного решения отсутствует. Совет: вынесенное решение суда по делу не позволяет истцу обращаться в суд с аналогичными исковыми требованиями, поэтому на основе анализа судебной практики, истцу необходимо найти четкую формулировку исковых требований , которые будут удовлетворены.

    Используется судебная практика по жилищным спорам и в частном порядке. Каждый опытный юрист, принимающий участие в разрешении конфликта, еще на стадии досудебной работы уделяет особое внимание судебной практике. Такой анализ позволяет: Определить насколько будет перспективно обращение в суд за защитой прав; Подготовить определенный перечень доказательств, которые суд сочтет достаточными для удовлетворения заявленных требований; Обеспечить стратегию поведения в судебном заседании , которая приведет к положительному решению суда.

    Выявить способы обжалования решения суда. Используется при составлении исковых заявлений, где примеры используются для обоснования позиции истца.

    Также примеры из практики могут быть использованы при составлении отзыва на исковое заявление , встречного иска, направления ходатайства. Большинство споров в сфере жилищного законодательства, а соответственно и судебную практику по ним, можно разделить на следующие группы: О выселении; О вселении в жилое помещение; О признании права пользования жилым помещением или признании такого права недействительным; Об изменениях условий договора социального найма ; О признании сделки с жилой недвижимостью недействительной; О разделе жилой недвижимости, в том числе о выделении доли в натуре; Об определении порядка пользования жилым помещением; Споры в сфере долевого строительства; Споры по приватизации объектов жилой недвижимости.

    Многие споры в сфере жилищного права тесно взаимосвязаны с другими отраслями гражданского законодательства : , по наследственным вопросам и др. Что делает судебную практику по жилищным спорам еще более актуальной для всех субъектов правоотношений в указанных направлениях права.

    И её исследование должно строиться именно с учетом подобной специфики. Причем, первоначально анализировать надо саму конфликтную ситуацию , определяя, из каких правоотношений возникает спор. Только после этого можно прибегнуть к обработке судебной практики, которая охватывает все отрасли права, затронутые в сложившейся ситуации.

    Совет: некоторые жилищные споры рассматриваются судами в рамках другой отрасли права, например, семейного — это необходимо учитывать при подборе судебной практики по делу.

    Судебная практика по жилищным спорам является обширным источником отражения практического использования норм права, как судебными органами , так и другими участниками правоотношений.

    Но её использование требует определенного опыта, поэтому при возникновении конфликта стоит обратиться к юристу. Специалист проанализирует сложившуюся ситуацию и подберет наиболее подходящие примеры из судебной практики, тем самым исключив вероятность неверного толкования норм права и судебных решений неспециалистом.

    Изучение дел показало, что в большинстве случаев суды правильно разрешают дела по жилищным спорам, принимаемые решения соответствуют закону. Вместе с тем отдельными судами допускаются ошибки при разрешении споров, вытекающих из жилищных правоотношений. Характерные примеры правильного и ошибочного толкования норм Жилищного кодекса, а также спорные вопросы по данным правоотношениям приведены ниже.

    Переустройство и перепланировка жилого помещения. Статьями 25 — 29 ЖК РФ предусмотрены виды и основания переустройства и перепланировки жилого помещения нанимателем либо собственником жилого помещения, порядок действий и согласования заинтересованных лиц , последствия самовольного переустройства и или перепланировки жилого помещения.

    Согласно действовавшим ранее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда , утв. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир комнат , ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и или установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

    Также не допускается перепланировка квартир комнат , ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. В соответствии с ч. В качестве примера правильного рассмотрения дела можно привести рассмотренное Ленинским районным судом г. Ульяновска дело по иску Семеновых к администрации мэрии г.

    Ульяновска об узаконении самовольной перепланировки в занимаемой ими по договору социального найма двухкомнатной квартире. Без оформления разрешения ими была произведена самовольная перепланировка — увеличена жилая площадь за счет кладовой и коридора, увеличена площадь кухни за счет жилой площади.

    Отделом муниципального строительного контроля администрации мэрии г. До перепланировки общая площадь квартиры составляла 41,53 кв. Согласно техническому паспорту, помещение в перепланированном состоянии было осмотрено представителями Комитета ЖКХ и энергетики администрации мэрии г.

    Указанными органами дано подтверждение соответствия жилого помещения в перепланированном состоянии санитарным и противопожарным нормам , из чего следует, что сохранение перепланировки не может привести к негативным последствиям , указанным в ст.

    Условия проживания граждан в результате последовавшего увеличения истцами жилой площади своей квартиры также не ухудшаются.

    С учетом этих обстоятельств Ленинский районный суд г. Ульяновска не усмотрел оснований для отказа в иске и решением от При этом в определении судом отражено, что отделом муниципального строительного контроля администрации мэрии г.

    Ульяновска истцам было необоснованно отказано в узаконении перепланировки, несмотря на то, что ими были представлены необходимые документы , подтверждающие соответствие перепланированного помещения строительным, санитарным и противопожарным нормам и требованиям.

    По смыслу главы 4 ЖК РФ переустройство либо перепланировка жилых помещений должны быть согласованы с органом местного самоуправления, независимо от того, является ли переустройство и перепланировка планируемой или уже фактически выполнена.

    Пунктом 4 статьи 29 ЖК РФ предусмотрена возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и или перепланированном состоянии на основании решения суда. Однако такое решение может быть принято судом при обжаловании заявителем в порядке, предусмотренном п.

    Либо, как это следует из смысла п. Таким образом, предварительное обращение заявителей в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и или перепланировки жилых помещений, является обязательным, и сведения о таком обращении должны быть приобщены к исковому заявлению.

    Если иски предъявляются к таким организациям, как орган технической инвентаризации , орган регистрации недвижимости, ЖКХ, то перед истцом должен быть поставлен вопрос о замене ответчика ст. В случае несогласия истца на производство замены в иске должно быть отказано.

    По общим правилам гражданского судопроизводства при длящихся правоотношениях применяется закон времени рассмотрения дела, если иное не предусмотрено законом. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.

    Новое жилищное законодательство и вступивший в силу с 1 марта года Жилищный кодекс Российской Федерации изменили многие правила, в том числе основания и порядок предоставления жилых помещений.

    Жилищный кодекс РФ не содержит положений, касающихся выдачи ордеров. Выдача ордеров не предусматривается, независимо от того, к какому фонду относится жилье. Согласно ст. Договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения вместо ордера ч.

    В отличие от ранее действовавшего законодательства по договору социального найма жилые помещения предоставляются не всем нуждающимся в улучшении жилищных условий , а лишь малоимущим гражданам , признанным таковыми органами местного самоуправления, нуждающимся в жилых помещениях.

    Жилые помещения таким лицам предоставляются из муниципального жилищного фонда. Согласно ч. Кроме того, согласно ч. Этим категориям граждан могут предоставляться жилые помещения не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда.

    Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем. Данные положения закона имеют существенное значение для правильного определения надлежащих ответчиков при разрешении жилищных споров указанной категории лиц.

    Статьей 87 ЖК РФ также предусмотрено предоставление жилья по договору социального найма в случае, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания.

    Не могут быть использованы в качестве жилых помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам. Такие помещения могли быть признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ.

    Положение о порядке признания жилых домов жилых помещений непригодными для проживания было утверждено постановлением Правительства РФ от В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв.

    Руководствуясь первым из названных нормативных актов, межведомственная комиссия, созданная в соответствии с распоряжением Главы администрации Ульяновской области, актом от Полбина г. Ульяновска: обрушение облицовочного слоя наружных стен, сквозные вертикальные трещины в фундаментных блоках стен подвала, переходящие в кирпичную кладку стен здания, расхождение наружных стен на разных этажах в разные стороны, осадка стен здания.

    Поскольку мэрией г. Ульяновска не были предприняты меры к надлежащему исполнению указаний межведомственной комиссии и отселению всех жильцов аварийного дома в установленный срок , Ленинский районный суд г.

    Полбина, решением от Ульяновска признал незаконным, и возложил на нее обязанность по принятию мер к немедленному отселению жильцов этого аварийного дома. Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда признала данное решение правильным. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от Ульяновска о предоставлении жилой площади.

    Истцы обратились в суд с иском к мэрии г. Центральной пос.

    Адвокат по жилищным спорам в Москве и Московской области

    Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по спорам о предоставлении жилья военнослужащим за год Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего умершего военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении. Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

    Право каждого на уважение его жилища признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября года. В соответствии с п. Ответственность за вред, причиненный залитием квартиры, наступает при наличии оснований: вред в установленном размере, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда и его вина. Родовая подсудность дел определяется п.

    Судебная практика по жилищным делам в Перми Судебная практика по жилищным делам в Перми На конфликты и споры в сфере жилищного права приходится значительная часть судебных разбирательств в Перми. Благодаря тому, что судебная практика по жилищным делам достаточно интенсивна и охватывает широкий круг ситуаций, рассмотрение дел обычно проходит по накатанной схеме и очень быстро. Общая практика Так как ежедневно в Перми и в целом по России выносится достаточно много судебных решений по жилищным делам, Верховный Суд и более низкого уровня инстанции регулярно готовят обзоры своей практики по этим спорам. Судьи, рассматривая новые специфические дела, выносят свои решения не только на основе законодательства, но и с учетом судебной практики Верховного Суда РФ по жилищным вопросам. Однако решения других региональных судов не являются обязательными для повторного вынесения аналогичного решения в сходной ситуации. К примеру, если один судья присудил щедрую компенсацию за ветхое жилье, другой присудит сущие копейки. Параллельно на решения судей влияют постановления пленумов Верховного Суда, в которых разъясняются отдельные законодательные нормы, в частности порядок их практического применения в судебных спорах. Эти постановления уже обязательны для судебных органов, поэтому судебная практика по жилищным делам базируется на них в большей степени.

    Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта года. Жилищные права — это права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а жилищные отношения — как отношения общественные отношения , регулируемые жилищным законодательством.

    Определение окончательного размера неустойки судом не свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка. Штраф по части 6 ст. Факт нарушения прав потребителя является достаточным условием для удовлетворения его иска о компенсации морального вреда при наличии вины застройщика.

    Признание прав пользования жилым помещением

    Главная Решение верховного суда по жилищным спорам Решение верховного суда по жилищным спорам Обращение в военный суд происходит по следующему сценарию: В данном случае служивые от нее не освобождаются — статья Чтобы семье военного предоставили жилье, брак должен быть законным, заключенным работниками ЗАГСа. Удивительно, но факт! Многие споры в сфере жилищного права тесно взаимосвязаны с другими отраслями гражданского законодательства: Если люди просто сожительствуют, даже имея общих детей, то при расчете квадратуры эти факты не будут учтены.

    Регистрация гражданина по месту постоянного проживания по определенному адресу; Вселение гражданина в качестве члена семьи по договору социального найма; Наличие завещательного отказа в пользу конкретного лица на проживание в жилом помещении; Другие основания для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением. И вроде как все ясно и понятно, гражданин на одном из этих оснований проживает в квартире, соответственно использует её по назначению, оплачивает коммунальные услуги. Но как быть в ситуации, когда собственник или наниматель жилого помещения начинает чинить препятствия или попросту не дает жить такому гражданину в жилом помещении, пользоваться которым он имеет полное право? В таких ситуациях лицу необходимо отстаивать свое право пользования жилым помещением и чаще всего без судебного разрешения спора здесь не обойтись. Членами семьи нанимателя по договору социального найма являются дети, родители, а также супруг нанимателя. Каждый из них имеет точно такие же права в том числе, на пользование жильем , как и наниматель и несет солидарную ответственность по обязательствам, которые возникли из отношений по поводу социального найма данного жилого помещения.

    Общие положения 1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации далее — ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом часть 2 статьи 11 ЖК РФ. При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации далее — ГПК РФ.

    Жилищный спор может возникнуть у каждого гражданина, и чаще всего такой спор имеет место, при отстаивании прав собственности. Период исковой давности в данном случае определяется, исходя из Жилищного и Гражданского кодексов РФ. Для решения жилищных споров нужно внимательно изучить данные законодательные акты, и обращать внимание на судебную практику, так как существует ряд спорных статей касательно определения исковой давности.

    Особенности исполнения судебных решений по жилищным спорам

    При неправильном оформлении сделки, нарушении прав собственника и несвоевременном принятии мер по защите собственных интересов можно не только потерять большое количество времени и понести значительные финансовые потери, но и вовсе лишиться права на недвижимое имущество. По каким вопросам чаще всего возникают жилищные споры? Жилищные споры в большинстве случаев возникают по следующим вопросам: признании сделок, связанных с обменом, дарением, куплей-продажей недвижимости недействительными; получении права на наследование жилья; предоставлении жилья после заключения договора социального найма; внесении изменений в договор о найме социального жилья; вселении и выселении из жилья; разделе недвижимого имущества и др.

    Жилищные споры

    Все эти и множество других юридических услуг оказывают адвокаты по жилищным проблемам. Как известно каждая юридическая услуга должна оплачиваться. Поэтому клиент заранее может поинтересоваться, сколько стоят услуги жилищного адвоката и возможность нанять его.

    Справка Судебные разбирательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства затрагивают абсолютно всех: как обычных граждан, так и представителей бизнеса. Поэтому, не только юристам важно знать, какую позицию занял суд в споре с управляющей компанией по поводу индивидуальных тепловых счетчиков, установленных всего в одной квартире дома, или почему ТСЖ обязан обеспечить тепло в квартирах жильцов. Жильцы дома могут самостоятельно решать, нужен ли им мусоропровод Управляющая компания решила оспорить предписания Государственной жилищной инспекции. Ей это удалось, поскольку отсутствие в доме, предусмотренного проектом мусоропровода, было организованно на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

    Жилищный юрист

    Узнать о стоимости услуг Мой дом — моя крепость. Но к сожалению так бывает не всегда. В нашей жизни споры, связанные с жилищьными вопросами не редкость. Как правило, такие ситуации очень сложные, и требуют высокой квалификации, знаний хитросплетений жилищных и процессуальных законодательных норм, умения составлять процессуальные документы, поддерживать и отстаивать свою позицию в суде. Наша коллегия готова предложить вам помощь высококлассных юристов по жилищным спорам. Вам требуется помощь юриста по жилищным спорам?

    Адвокат по жилищным спорам

    Законодатель гарантирует военному собственную жилплощадь, если служащий: является гражданином своей страны; нуждается в том, чтобы улучшить условия проживания; отслужил более 10 лет; намеревается уйти в отставку на пенсию или без такового. Получается, что военнослужащему, у которого нет своего жилья, через 10 лет службы обязаны выдать квартиру или дом. При этом военный должен уйти со службы по состоянию здоровья, собственным намерениям или изменениям в штатном расписании.

    Судебная практика верховного суда по жилищным вопросам

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Обзор Президиума Верховного Суда России от 23 декабря 2015 г. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда»

    В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

    Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

    Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

    Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

    Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также — нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

    Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

    Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

    Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

    Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.

    В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.

    Изучение судебной практики показало, что суды в целом правильно применяют законодательство, регламентирующее основания и порядок снятия с учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда (далее также — жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма).

    Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее также — снятие граждан с учета, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях), являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

    1. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

    Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета, суды принимали во внимание, что частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлены требования, предъявляемые к содержанию решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Так, при рассмотрении районным судом требований П. о признании незаконными постановления главы администрации сельского поселения, решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о возложении обязанности восстановить ее на учете установлено, что постановление администрации сельского поселения в нарушение требований части 2 статьи 56 ЖК РФ не содержало оснований для снятия ее с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

    В связи с этим, а также ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для снятия заявителя с указанного учета, требования заявителя были удовлетворены судом.

    (По материалам судебной практики Камчатского краевого суда)

    2. Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

    При рассмотрении районным судом заявления прокурора, поданного в защиту жилищных прав К., к администрации сельского поселения о восстановлении ее в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлено, что основанием для снятия К. с учета явился факт предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

    Суд пришел к правильному выводу о том, что такого основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении часть 1 статьи 56 ЖК РФ не содержит.

    В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (за исключением граждан, имеющих трех и более детей).

    Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок был предоставлен К. не для строительства жилого дома, а для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения на нем жилого дома, что следовало из постановления администрации сельского поселения о предоставлении К. земельного участка, а также из договора аренды земельного участка, заключенного с К.

    Учитывая данные обстоятельства, а также признание иска администрацией сельского поселения, районный суд удовлетворил заявление прокурора.

    (По материалам судебной практики Томского областного суда)

    3. В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В декабре 2011 года Л. с членами семьи была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что она и члены ее семьи — ее дочь — не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, а также не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

    В апреле 2014 года решением администрации сельсовета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ Л. и ее дочь были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что согласно представленным ими сведениям о доходах за 2013 год они не могут быть признаны малоимущими.

    Оспаривая указанное решение, заявитель ссылалась на те обстоятельства, что оснований для снятия с учета не имелось, поскольку жилищные условия ее семьи с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют.

    Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, в удовлетворении требований Л. отказано.

    Принимая указанное решение, суд правильно исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

    Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 2013 год уровень доходов Л. и ее дочери превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

    (По материалам судебной практики Нижегородского областного суда)

    4. Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Ш. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности восстановить его на жилищном учете, указав, что постановлением администрации муниципального образования в августе 2013 года был необоснованно снят с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    Отказывая в удовлетворении требований, районный суд исходил из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также положений регионального законодательства, регулирующих порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

    Законом области предусмотрено, что на учете имеют право состоять малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).

    В соответствии с нормами закона области, которыми руководствовался суд, к заявлению о постановке на учет прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления необходимые документы для признания их малоимущими.

    Между тем, как установил районный суд, Ш. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ему имущества, в орган местного самоуправления не обращался, и решения по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.

    С учетом указанных обстоятельств судом правильно отказано в удовлетворении требований Ш.

    (По материалам судебной практики Сахалинского областного суда)

    5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

    Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, отказано в удовлетворении требований К. о признании незаконным постановления администрации города в части отказа в признании К. и членов ее семьи малоимущими и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Как установлено судом, в 2009 году семья К. в составе трех человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    В 2013 году на основании заявления К. в состав семьи был включен ее отец Н.

    Исходя из документов, представленных К. при прохождении перерегистрации для подтверждения обоснованности нахождения на учете, управлением по учету и распределению жилой площади администрации города произведен расчет размера дохода и стоимости имущества семьи К. в составе четырех человек в целях признания семьи малоимущей.

    По результатам данного расчета и заключения жилищной комиссии К. и членам ее семьи отказано в признании малоимущими.

    Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что расчет среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи К., а также расчет размера дохода и стоимости имущества с учетом оценки возможностей по приобретению семьей К. жилых помещений за счет собственных средств произведены правильно и в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    При этом при расчете среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, обоснованно учтены и доходы Н. как члена семьи К.

    Доводы заявителя о том, что Н., проживающий совместно с заявителем, не является членом ее семьи, суд первой инстанции признал противоречащими установленным по делу доказательствам. При подаче в 2013 году документов в связи с прохождением ежегодной перерегистрации, предусмотренной для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявитель собственноручно указала Н. в качестве члена своей семьи и подала соответствующее заявление об изменении состава семьи. При обращении в суд К. также не оспаривала включение Н. в состав своей семьи, о чем свидетельствуют заявленные ею требования о возложении обязанности признать ее семью малоимущей и восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях в прежней очереди в составе четырех человек.

    (По материалам судебной практики Владимирского областного суда)

    6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

    Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2001 года, в мае 2014 года была снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    Принимая решение об удовлетворении иска Б. к администрации муниципального района о признании незаконным снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении, районный суд правильно исходил из следующего.

    В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

    Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

    В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

    Таким образом, Б. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

    Как установлено районным судом, основанием для снятия Б. с учета послужило то обстоятельство, что Б. не является малоимущей.

    Между тем данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Б. с учета, поскольку жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 г., для получения гражданами жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.

    Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР, которой был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не предусматривала возможности снятия граждан с учета в связи с утратой ими статуса малоимущих.

    (По материалам судебной практики Саратовского областного суда)

    7. Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

    Ш. обратилась в суд с иском к администрации городского округа о признании решения жилищной комиссии о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и о возложении обязанности восстановить на указанном учете.

    В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец вместе с сыном и матерью проживает в квартире общей площадью 37,3 кв. м и была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью ее семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, равной на момент постановки на учет 15 кв. м.

    Постановлением администрации городского округа с 1 января 2012 г. на территории городского округа, где проживает семья Ш., установлена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В связи с обеспеченностью семьи Ш. жилым помещением более учетной нормы, в мае 2013 года комиссией по жилищным вопросам было принято решение о снятии семьи Ш. с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    Удовлетворяя исковые требования Ш., суд правильно исходил из того, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Ш. не утрачены, поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии с учета жилищные условия ее семьи улучшены не были.

    Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    (По материалам судебной практики Свердловского областного суда)

    8. Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

    Решением районного суда удовлетворено заявление прокурора, поданного в интересах Т., к администрации муниципального образования о восстановлении Т. на учете нуждающихся в жилых помещениях.

    В 2009 году Т. был признан в установленном порядке малоимущим и принят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования, вынесенного в августе 2012 года, Т. был снят с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с улучшением жилищных условий, произошедшим в результате приобретения им в собственность иного жилого помещения (1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом).

    Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанное жилое помещение, унаследованное Т. после смерти матери на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного в январе 2011 года, в августе 2012 года решением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, суд пришел к правильному выводу о том, что Т. необоснованно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как улучшение жилищных условий Т. не имело места.

    Принимая указанное решение, суд также учел, что доказательств, подтверждающих утрату Т. статуса малоимущего, администрация муниципального образования не представила и данное обстоятельство не служило основанием для снятия Т. с учета.

    (По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл)

    9. Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

    Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по указанному выше основанию, суды исследовали обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства граждан.

    В случае установления доказательств того, что непроживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Так, при рассмотрении районным судом иска А. к администрации города об оспаривании постановления о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении на учете, компенсации морального вреда было установлено, что в июне 2013 года А. на основании пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с его выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

    Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, на другое постоянное место жительства А. не выезжал. Согласно представленным истцом доказательствам он периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

    Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что временное отсутствие А. по месту своего жительства, а также его регистрация по месту пребывания не могут служить основаниями для снятия его с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, требования А. в части признания незаконным постановления администрации города о снятии его с учета и о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворены.

    В другом случае районный суд, установив, что непроживание С. и членов ее семьи в квартире, где они зарегистрированы по месту жительства, носило временный характер и было обусловлено тем обстоятельством, что в результате произошедшего пожара проживать в данном жилом помещении без проведения ремонта не представлялось возможным, также пришел к выводу о незаконности снятия С. и ее несовершеннолетнего сына с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ, и обязал администрацию района восстановить их на указанном учете.

    Суд апелляционной инстанции согласился с данным решением районного суда, оставив его без изменения.

    (По материалам судебной практики Волгоградского областного суда, Тверского областного суда)

    10. Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

    Решением районного суда отказано в удовлетворении требований З. о признании незаконным постановления администрации сельского поселения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о восстановлении его на учете.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки в 2011 году на указанный учет З. не отвечал требованиям, установленным статьей 51 ЖК РФ, поскольку из представленных им документов следовало, что он обеспечен жилым помещением общей площадью, превышающей учетную норму 11 кв. м, установленную решением совета сельского поселения.

    Таким образом, должностные лица администрации сельского поселения, располагая данными об отсутствии у З. оснований для постановки на учет, в нарушение требований жилищного законодательства приняли решение о постановке З. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    Поскольку постановка З. на учет была произведена в результате неправомерных действий должностных лиц администрации сельского поселения, суд пришел к правильному выводу о том, что З. обоснованно снят с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    (По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Коми)

    11. Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

    Постановлением главы администрации района Е. с составом семьи пять человек был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в том числе в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.

    Решением районного суда требования Е. о признании указанного постановления незаконным и о возложении на администрацию района обязанности восстановить его с членами семьи на учете, обоснованно удовлетворены.

    Из постановления главы администрации района следовало, что при повторной проверке документов семьи Е. установлено, что в 2012 году Е. в администрацию района были представлены недостоверные сведения об объектах недвижимости, принадлежащих членам его семьи.

    Так, на основании свидетельства о праве на наследство по закону С., являющейся членом семьи Е., принадлежит жилой дом площадью 20,9 кв. м и земельный участок, однако правоустанавливающие документы на указанные объекты недвижимости Е. представлены не были.

    С учетом площади указанного дома семья Е., как обеспеченная жилой площадью более установленной учетной нормы, была снята с очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно свидетельству о государственной регистрации права С. принадлежит лишь 3/10 доли в праве на жилой дом общей площадью 20,9 кв. м, что не было принято во внимание при снятии семьи Е. с учета.

    Таким образом, как установил суд, размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Е., как на момент постановки Е. на учет, так и на момент снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении составлял менее учетной нормы, установленной постановлением администрации города, и, следовательно, семья Е. имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма и это право на момент снятия с учета не утратила.

    (По материалам судебной практики Верховного Суда Чувашской Республики)

    Обзор документа

    Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. споров, касающихся снятия малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма из муниципального жилищного фонда.

    В частности, обращается внимание на следующее.

    В решении о снятии гражданина с такого учета должны быть указаны основания для этого со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.

    Перечень данных оснований является исчерпывающим. К ним не относится, например, предоставление земли для ведения личного подсобного хозяйства без права возводить жилой дом.

    Право на предоставление жилья по договорам соцнайма возникает при условии признания граждан не только нуждающимися в этом жилье, но и малоимущими. Человек снимается с учета, если его доходы превысили уровень, при котором он считается малоимущим, пусть даже жилищные условия не изменились. Но это основание для снятия с учета не распространяется на граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилья по договорам соцнайма.

    Отсутствие принятого в порядке, установленном региональным законом, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить причиной для снятия его с учета.

    Основаниями для снятия с учета не могут быть в т. ч. следующие обстоятельства. Изменение органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения после постановки граждан на учет. Приобретение права собственности на жилье, признанное непригодным для проживания. Временное отсутствие (непроживание) граждан, принятых на учет, по месту жительства. Например, если человек периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

    С учета могут снять при выявлении в документах, представленных для принятия на него, недостоверных сведений. Условие — именно эти данные могли повлиять на решение о постановке на учет.

    Смотрите так же:  Образец приказа о подготовке к аккредитации испытательной лаборатории. Образец приказа о подготовке к аккредитации испытательной лаборатории

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *