Творческий проект по технологии — Вышивка крестом — творческая работа учащихся по технологии (8 класс) на тему. Пояснительная записка вышивка

Творческий проект по технологии «Вышивка крестом»
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) на тему

Творческий проект по технологии «Вышивка крестом»

Скачать:

Вложение Размер
Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» Презентацию подготовила ученица 8 класса «а» Панарина Анастасия

У моей мамы скоро день рождения, и я решила сделать ей подарок: вышить небольшую картину, на которой будут изображены ее любимые животные – кошки. Почему же я решила сделать подарок своими руками? Во-первых, моя мама очень любит рукодельные изделия и ей будет приятно увидеть именно мою работу. Во-вторых, эта вышивка обойдется мне намного дешевле, чем полная картина, которую я бы могла спокойно приобрести в любом магазине города. В-третьих, моя мама коллекционирует рукодельные изделия в виде котов, и я бы хотела дополнить ее коллекцию своей работой. Комплект для вышивки я уже купила и думаю, что нужно немедленно приступать к работе! День рождения не за горами! Актуальность проблемы

Виды декоративно прикладного творчества Шитье Бисероплете-ние Вышивка Гладью Шелком Крестом Пейзаж Птицы Коты Поисковая

История возникновения вышивки Вышивание – один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение – декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.

Вышивка – это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т.д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, шелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты.

Материалы и инструменты Я купила комплект для вышивки «Идиллия», в который вошли: — канва — схема вышивки — н итки мулине — иголка Дома я нашла пяльцы, поэтому покупать их не пришлось.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ ( шитье, вышивка, вязание) Опасности в работе: повреждение пальцев иглой, спицами, булавкой, ножницами; травма глаз. Что нужно сделать до начала работы: хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке; хранить иголки и булавки в игольнице; не приносить на урок большое количество иголок и булавок. Что нужно делать во время работы: бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду; для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя; во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед; следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол; не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками; не размахивать ножницами, спицами и крючками. Что нужно сделать по окончании работы: проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько в начале работы, найти потерянные иголки и булавки; сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер; убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место; убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

Технология последовательности изготовления изделия Д ля того, чтобы начать работу, нужно уметь вышивать крестиком. Выполнение одинарного крестика Крестик образуется в результате двух диагональных стежков, которые выполняются в одинаковой последовательности на протяжении всей работы. Вначале кладется диагональный стежок слева направо (нижний), а затем диагональный стежок справа налево (верхний).

Продолжение работы 1. Выполните первый ряд слева направо: острие иглы направлено вниз. 2. Выполните второй ряд справа налево: игла меняет направление, ее острие направлено вверх

3. При выполнении последнего стежка второго ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда. 4. Продолжите таким же образом до заполнения желаемого участка, после чего верхними диагональными стежками покройте справа налево последний из выполненных рядов.

5. При выполнении последнего стежка ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда. 6. Продолжите таким же образом до покрытия всех рядов верхними диагональными стежками.

Закрепление конца нити По завершении вышивки выведите иглу на лицевую сторону работы и проведите ее под последними вышитыми крестиками. Отрежьте оставшуюся часть нити.

Себестоимость Комплект «Идиллия» (в него вошли: нитки, иголка, канва, схема для вышивки): 350 рублей Пяльцы имелись Итого: 350 рублей

Самооценка Спустя несколько месяцев упорной работы, я наконец-то доделала вышивку. Изделие получилось большим, ярким и красивым. Кошечки на нем будто живые! Я думаю, что мама очень обрадуется такому подарку. Проделав такую масштабную и красивую работу, могу с уверенностью поставить себе оценку пять.

Хотите приобрести качественное и красивое ручное изделие за низкую цену? Тогда не проходите мимо нашей вышивки! Вышивка «Идиллия» выполнена качественно и с любовью. Такое ручное изделие можно подарить родным и близким на день рождения. Будьте уверены, что ваши тети и дяди, бабушки и дедушки, мамы и папы будут рады такому подарку и, несомненно, повесят вышивку на стену в качестве декоративного украшения. Также вы больше нигде не увидите такой низкой цены, как у нас! Поэтому покупайте скорее: количество работ ограничено. Реклама

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна.

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и.

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п.

Презентация урока в 5 классе.

Проект по технологии, выполнен ученицей 8 класса. Вышивка крестом.»Кузя».

Изучая историю создания вышивки, учащиеся узнают о культуре, развитии искусства, жизни народов прошлых столетий, путем сравнения и сопоставления с творчеством современного человека. Дети учатся рассуж.

Проект направлен на развитие познавательных процессов, художественного вкуса, расширение знаний о видах декоративно-прикладного искусства, развитие навыков выполнения вышивки крестом.

Пояснительная записка к творческому проекту «Вышивание»

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка к творческому проекту

Выполнила: ученица 11 «А» класса

Руководитель: учитель технологии

с. Б. Елховка 2006

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

В русской вышивке, например, большую роль играет геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы и т. д.

Особенностью мордовской вышивки является заполнение узора небольшими фигурками в виде спиралей, пересеченных ромбом и т. д., которые образуют ковровую поверхность. Другой вид вышивки – шов «звездочка» — стежки, выходящие из квадрата. Вышивки выполняют красными и темно-синими нитками.

В марийской вышивке косая стежка сочетается набором, «росписью», иногда с гладью и крестиком.

Чувашская вышивка отличается от марийской и мордовской большим разнообразием орнамента, технических приемов, цветового решения узора.

Различают вышивание плоскостное, декоративное, орнаментное. Плоскостные изображения мотивов вышивки становятся частью узора и легко связываются с поверхностью украшаемого изделия. Отличительной особенностью декоративного изображения является плоскостное изображение мотивов растений, животных птиц. Эти мотивы рисуют линией, контуром сохраняя их характерные черты. Трактовка мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники исполнения. При выборе рисунка для вышивки необходимо решить вопрос не только о приемах вышивки, но и о назначении изделия, о ткани, о расположение узора на изделие, т. е. все же вопросы которые входят в понятие композиция. Мое изделие – плоскостное изображение.

Приступая к работе над проектом я преследовала три цели:

· разработать экономичное изделие с декоративной отделкой

· на основе изученных технологий разработать несложный процесс изготовления изделия

· изготовить изделие в установленный срок.

1. Обоснование выбора конструкции

Вышивка – увлекательный, очень распространенный вид рукоделия, привлекающий людей еще с древних времен, и получивший широкое распространение. Изделия, выполненные умельцами, поражают разнообразием фактуры, обилием и причудливостью форм. Вышивка украшает нашу одежду, головные уборы и даже обувь.

На уроках технологии я научилась вышивать, и мне очень нравится иглой и разноцветными нитками создавать букеты цветов. Листая страницы книги «Рукоделие», мне понравилась замечательная композиция с подсолнухами, и я подумала, что такой рисунок неплохо бы смотрелся на стенах моей квартиры. Внесла изменения и выбрала его для вышивания. Вспоминая мою бабушку, сидящую за столом и держащей в руках пяльцы, хочется вернуться в детство, а в этом мне поможет эта работа. Работа, требующая много терпения, времени и упорства.

В качестве декоративного оформления является изделие в рамке. В технологии изготовления использовала цветную гладь. Мулине ярко зеленого цвета — для листьев. Ярко-желтого — для цветов и черные для середины цветка. Внешний вид: листья подсолнуха зеленого цвета и цветы ярко-желтого цвета с черно-желтой серединой.

Обоснование выбора материалов

Ткани и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения. Для своего изделия я выбрала хлопчатобумажную ткань и нитки мулине. Для вышивки подойдут также однотонные льняные, шерстяные, шелковые и смешанные ткани.

Нитки для вышивания на хлопчатобумажной ткани применяют различные, но лучше всего использовать мулине. Для вышивки я применила хлопчатобумажное мулине. Оно отличается красивым блеском, не линяет даже при кипячении. Нитки должны быть крепкими, равномерно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Прочность нитки проверяют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить и не сразу рваться. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Так как я вышиваю панно в рамке, то прочность окраски ниток не имеют значения.

Глава II. Технология изготовления изделия

Выбор технологии изделия.

Работу над изделием начала с перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

· Положила подготовленную ткань на свободную поверхность стола.

· Наложила кальку к ткани по двум противоположным сторонам.

· Вложила цветную копировальную бумагу между узором и тканью. Красящая сторона копировальной бумаги должна быть обращена к ткани. Чтобы бумага не пачкала ткань, перед работой протерла ее ватой.

· Обвела контур узора остро отточенным карандашом.

В технологии изготовления я использовала цветную гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая по форме рисунка, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (1-2 сложения) тонкой иглой с маленьким ушком, чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно можно сделать настил из тех же ниток, располагая стенки его в противоположном направлении стежков глади.

Контур моего изделия выполнен тамбурным швом. Узкий тамбурный шов по виду походит на цепочку, которую можно вышивать в любом направлении. Иглу вводят в ткань с лицевой стороны на изнаночную рядом с закрепленной нитью, которую придерживают большим пальцем левой руки, выбирают нужное расстояние и выводят иглу на лицевую сторону. При этом нить должна быть под иглой. В образовавшуюся петлю, двигаясь вперед, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее выведи. Не туго затягивают получившуюся петлю.

Существует много приемов заполнения листьев и лепестков. Часто гладь с настилом накладывают на одну сторону листа, а вторую и прожилки вышивают стебельчатым швом или накладывают шов «узелки». Середина листа и прожилки выполнила гладью с настилом, а контур – стебельчатым или тамбурным швом. Листья вышила как бы с углублением посередине, этим создается впечатление, что лист разделен на две части. Лепестки изделия выполнены гладью.

Середина подсолнуха выполнена в технике накладной сетки.

Накладные сетки применяют для заполнения крупных мотивов вышивкой. В пределах контура протягивают длинные стежки сначала в одном направлении (вертикальном), а затем в другом (горизонтальном), закрепляя пересечения нитей коротким стежком — прикрепкой или крестиком.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки необходимы несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, кальку, копировальную бумагу.

Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нитки с помощью таких игл очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания ее можно воспользоваться нитководитель, который продается с набором игл.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании несколько слоев ткани, при подшивании краев изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Наперсток. Подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать в него.

Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концам для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков нитей. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться

Пяльцы необходимы для поддержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из 2-х обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Если меньший обруч плохо входит в большой, то внутреннюю поверхность большого обруча можно зачистить наждачной бумагой, а если он слишком мал и не держится в большем обруче, то его можно обмотать тонкой тканью. Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.

Копированную бумагу используют для перевода рисунка на ткань.

Техника безопасности при работе с тканью.

При работе с иголками и булавками.

1. Шить с наперстком

2. Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте. Запрещается иголки, булавки брать в рот.

3. Запрещается шить ржавой иголкой.

4. Прикреплять выкройки и ткани острыми булавками в направлении от работающего.

При работе с ножницами:

1. Хранить ножницы в определенном месте.

2. Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.

При работе с утюгом:

1. Не оставлять включенным в сеть электроутюг без присмотра.

2. Включать и выключать утюг сухими руками.

3. Ставить утюг на керамическую подставку.

4. Следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать учителю.

5. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касались шнура.

6. Отключать утюг только за вилку.

7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновым коврике.

8. Запрещается установка электроразеток в непосредственной близости от водопроводных, газопроводных, канализационных стояков, а также радиаторов.

Экономическое обоснование проекта.

Определяю себестоимость изделия, на производство которого требуются следующие затраты.

Стоимость материалов составила 35 рублей.

В материальные затраты также входит расход электроэнергии. Но так как я вышивала в дневное время, а влажно-тепловую обработку производила в школьной мастерской, мне не пришлось затрачивать средств на электроэнергию.

Затраты на изготовление рамки также не учитываю, так как она изготовлена из отходов пиломатериалов в школьной мастерской.

Проект по вышивке крестом «Романтика»

Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Хорошая мастерица сродни художнику, использующему все многообразие своей палитры. Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье. Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов.

Вложение Размер
Проект повышивке крестом «Романтика» 121 КБ

Предварительный просмотр:

Родомановская муниципальная средняя

Автор: Павлова Алена

ученица 9 класса

Руководитель: Толпинец С.В.

точно и четко выполнить технологические операции;

усовершенствовать свои возможности;

усвоить приобретенные знания;

оценить проделанную работу.

Разделы пояснительной записки:

— обоснование темы выбранного проекта…………………………………. 3

— изучение истории вышивки………………………………………………. 3

— эскизы альтернативных моделей, банк идей и предложений……………7

— план организации по изготовлению проектируемого изделия. 8

2. Основная часть

— характеристика используемых материалов……………………. 8

— закрепление нити на ткани………………………………………………..11

— технологическая часть…………………………………………. 13

3. Заключительная часть

4. Список используемой литературы ………………………………………14

Обоснование темы выбранного проекта

Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Хорошая мастерица сродни художнику, использующему все многообразие своей палитры.

Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье. Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов. Поэтому для себя я выбрала вышивку крестом.

Я считаю, что секреты мастерства старших поколений не должны уйти вместе с ними. Их нужно сохранять, развивать и приумножать.

Из истории вышивки

История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. И испокон веков вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не имеющего географических и временных границ. Возникнув в древности, вышивка развивалась во многих направлениях, отвечая традициям конкретного народа и его истории, подтверждением этому являются различные археологические находки в Египте, на территории современной России, Европы и т.д. Как вид декоративно-прикладного искусства вышивка применялась не только в качестве сильнейшего оберега, но и несла в себе и смысловую нагрузку, рассказывая, откуда родом человек, о его социальном статусе. Единство стилей и методов вышивки заключается как в магической силе, приписываемой узорам, так и в доступности и эстетической красоте этого вида рукоделия. Меняются материалы (от костяной иглы и жил животных до современных игл с золотым покрытием и суперсовременных ниток во всем их разнообразии), развиваются новые техники, но традиции сохраняются, преумножаются и передаются из поколения в поколение. В настоящее время вышивка украшает не только предметы быта и одежду, наиболее модным направлением стало вышивание картин.

Вышивка доисторических времен

Сегодня мы воспринимаем вышивку как непостижимый, бесконечный мир творчества, самопознания и самовыражения. Трудно себе представить, что раньше вышивка была частью религиозных (магических) ритуалов, связанных с верованиями предков и их мировоззрением в целом. Из глубины веков до нас дошли вышитые узоры, техника вышивания, материалы вышивки, значение которых трудно сейчас осознать. Также трудно проследить непрерывную линию развития вышивки от простых стежков на шкурах животных до самостоятельного вида искусства. Принято считать, что вышивка возникла в эпоху первобытной культуры человечества. Это было примерно 200-250 тысяч (. ) лет до н.э., и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Появление вышивки на одежде не случайно: почвой для этого вида рукоделия — декорирование тканей — стала религиозно-художественная деятельность людей ранней эпохи. К моменту появления вышивки как вообще «руко — делания» уже сложились основные узоры, наносимые на предметы обихода и основанные на религиозных представлениях. Они выполняли функцию знаков. Этим узорам-знакам уже присвоены были смысл и значение, которое чаще всего было охранительным. Сначала эти узоры просто рисовали на теле и даже одежде. С появлением стежка узоры «перенеслись» на одежду, оберегая, защищая, выделяя своего хозяина. Нопри этом люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это – условное изображение шерсти, птичьих перьев и волос. Эти похожие на орнамент мотивы еще не стали самостоятельными, которые можно наносить на любую поверхность.

Со временем восприятие людьми природы меняется: люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Ритмично повторяющиеся узоры-знаки стали покрывать гладкие стенки сосудов, стены жилищ, ковры и ткани. Орнаментальные узоры подчеркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. На одеждах вышивку располагали по воротнику, на краях рукавов, по поясу и по подолу, стараясь «обезопасить» имевшиеся отверстия на готовой одежде. По верованиям предков, одежда, непосредственно прилегавшая к телу, должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая все возможные священные изображения и магические символы.

Материалами для первоначальной вышивки могли служить кожа, волосы, шерсть и жилы животных, добытых на охоте, побеги растений, липовое лыко, конопля, волокна рогозы и др. При этом использовали каменное, а позднее костяное шило. Позднее появилось нечто, послужившее прототипом современной иглы, что, безусловно, дало толчок в усовершенствовании техники вышивания и узоров, покрывающих одежду.

По словам древнего историка Плиния, именно в Вавилоне был изобретен способ вышивать ткани нитями различных цветов. Чаще всего вышивку выполняли золотом с шелком или с шерстью по льняному полотну. С шелком финикияне, а затем Греция и Рим, познакомились благодаря торговой деятельности с Китаем и Индией. По другой версии, согласно легенде, два монаха, скрыв в своих посохах коконы шелка, вывезли их из Китая, где шелк почитался священным, и торговать им было запрещено.

Впоследствии, уже в римское время, «вавилонская игла», как выражались римские поэты, славилась пестрыми вышивками, а драгоценные вавилонские вышитые скатерти и ковры – украшали столовые в домах римских вельмож и императоров. Так, вышивка перестала быть просто украшением, а стала товаром. Это связано с тем, что к этому времени в обществе произошло расслоение на сословия (классы). И чем сложнее была вышивка, чем дороже материалы, использовавшиеся для нее, чем больше времени занимало вышивание, тем дороже ценилась вышивка и вышитые изделия. Такой вышивкой украшали облачения для правителей и жрецов, дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. Изображали в основном сюжеты, посвященные историческим событиям и религиозным темам. Именно в то время вышивка стала условно делиться на «светскую» и «народную».

Вышивка Древней Греции

О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу, в котором боги и члены царских семей, а также слуги занимаются тканьем и вышиванием. Греческая мифология связывает возникновение вышивки с именем богини Афины Паллады – покровительницы ткацкого производства и вышивания. Известно, что афинские девушки ежегодно посвящали Афине Палладе вышитое узорное покрывало своей работы, так называемый «Панафенейский пеплос». О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, мифологические божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв говорит Гомер и другие древние поэты.

Образцами для вышивания служили роскошно вышитые ткани, привезенные с Востока. Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалась в прикладном искусстве Греции, в частности в вышивке, на ранних этапах его развития. Но греки, воспринимая орнаментальные формы Востока, творчески перерабатывали их по-своему. В процессе вышивки старые геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми мотивами из веток и листьев аканта, виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Придерживаясь в вышивке реального изображения растений и пластики движения животных, греки, тем не менее, превращали отдельные их элементы в стилизованные орнаменты для вышивания.

Греческие орнаменты, в свою очередь, а также образцы греческой мифологии оказали значительное влияние на развитие прикладного искусства, и в частности вышивального, у многих европейских народов.Греческие вышивки более позднего периода отличались сравнительной простотой и считались только изящным аксессуаром, элементы которого разбросаны по ткани, не отягощая и не заполняя ее всю целиком. Характерно, что в этот период в Греции, достоинство ткани определялось не богатым узором вышивки, а свойством ткани драпироваться в красивые складки. Вышивка же сосредотачивались на бортах покроя одежды – по вороту, рукавам, поясу и по подолу.

Эскизы альтернативных моделей.

Банк идей и предложений.

Идея № 1. Роза – королева цветов

Идея № 2. Парусник

Идея № 3. Зимние впечатления

Идея № 4. Романтика

Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми вещами. Мебель, посуда, ткани, осветительные приборы, одежда, игрушки и т.д., что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение, помогают в труде. Вот почему я выбрала вышивку крестом. Листая журналы по рукоделию, я увидела много схем, но именно эта мне очень понравилась. Картина называется «Романтика». Она будет прекрасным дополнением в интерьере любой комнаты. Поэтому мой выбор № 4.

Пояснительная записка к творческому проекту по технологии.

    Василий Гавриленко 2 лет назад Просмотров:

    1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 6 Пояснительная записка к творческому проекту по технологии. Изготовление декоративной сковороды. Выполнила Погосова Мария ученица 10 класса МБОУ лицея 6 г.ессентуки Руководитель проекта Гургенбекова М. Ю. 2016г. Оглавление:

    2 1. Обоснование проекта Историческая справка Рассмотрение вариантов проекта Используемые материалы Схема Технологическая последовательность выполнения проекта Конечный результат Техника безопасности Экологическое обоснование Экономический расчет Реклама Заключение и приложения

    3 1. Обоснование проекта Я давно хотела испытать свои силы в олимпиаде по технологии, но не как не удавалось.в этом году я все-таки решилась и вот теперь хочу представить вам свою работу. В последнее время телевидение осуществляет показ огромного количества телепередач, в которых наглядно учат дизайнерскому искусству. Иногда удивляешься, какие потрясающе красивые вещи можно создать своими руками. Ведь именно здесь я могу попробовать свои силы в дизайнерском деле. Я поставила перед собой цель: создать авторскую работу, не имеющую аналогов. Определила задачи: 1) при подготовке теоретической части проекта изучить значение ДПИ в жизни людей; 2) рассмотреть варианты и выбрать подходящий; 3) подобрать материалы для изготовления; 4) изготовить изделие; 2. Историческая справка Вышивка крестом один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии. Легенда об Арахне рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. 2

    4 Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивания было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые, по своей белизне, оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками. Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет. 3

    5 В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось 4

    6 идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест пожелание добра и взаимопонимания. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных 5

    7 узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.) В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов. В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, 6

    8 козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Самые распространённые приёмы северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы — павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью. С развитием новых технологий, выпуском новейшей вышивальной техники процесс создания вышивки значительно ускорился и упростился. С помощью вышивальных машин, специальных программных средств для вышивки получена возможность для проявления творчества практически у любого желающего прикоснуться к этому виду декоративно-прикладного искусства. Машинная вышивка упростила и облегчила труд вышивальщиц, оставив больше времени на идеи и фантазии применительно к вышивки. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. 7

    9 Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево 8

    10 жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру — Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода. Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. 9

    11 Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). 3. Рассмотрение вариантов проекта. Вариант 1 Декоративные часы из сковороды с элементами декупажа. Вариант 2 Сковорода украшенная рисунком и кружевом. 10

    12 Вариант 3 Вышивка на сковороде. 4. Материалы и инструменты для проекта Нитки мулине; Сковорода Лист в клеточку Линейка Циркуль Карандаш Клей Шуруповерт Наждачная бумага Нож 11

    14 6. Технологическая последовательность выполнения проекта 1.Накрываем рабочее место газетой. 2. Обезжириваем сковороду растворителем. 3.Подготовка шаблона, для высверливания отверстий в сковороде. 13

    15 4.Высверливаем отверстия. 5.Убираем ножом излишки. 14

    16 6.Зачищаем наждачной бумагой сковороду. 7. Вышиваю рисунок. 15

    17 7. Конечный результат 8. Техника безопасности 1.Начинать работу с инструментами и оборудованием только в защитной одежде. 2.Не размахивать инструментами. 3.По окончанию работы убрать на рабочем месте. 9.Экологическое обоснование Изделие не будет находиться в тесном контакте с человеком, и не окажет отрицательного влияния на окружающую среду. 16

    18 10. Экономическое обоснование п п Наименование статей, затрат Кол-во Цена Сумма 1 Материальные затраты Сковорода 1 шт Нитки мулине 7 шт Клей ПВА 1 шт Тетрадь 1 шт Наждачная бумага 1 шт Трудовые затраты Затраты на эл. 2,75КлВт Трудоёмкость 63 часа 2.3 Тариф (сумма одного часа) 1 час Расценка за изготовление изделия Дополнительные расходы 15 17

    19 4 Себестоимость Прибыль 25% Отпускная цена Реклама 18

    20 12.Заключение Мне было очень интересно работать над этим проектом. Благодаря ему я научилась пользоваться шуруповертом. И не сдаваться, ведь когда думаешь, над проектом переделываешь его сотню раз. Но, как видите, он закончен, и я очень довольна результатом. 13. Приложения А в качестве приложения к проекту я подготовила замечательную презентацию. 19

    Пояснительная записка

    Валерий Градовский 2 лет назад Просмотров:

2 Пояснительная записка 2 «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» В.А.Сухомлинский Народная художественная вышивка яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружки художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей с этим видом искусства. Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративноприкладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души. Данная программа реализуется в рамках работы кружка «Рукодельница». Предметной областью программы является художественная счетная вышивка. Основной формой обучения является практическая работа. На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, Значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Изготовление изделия не механическое выполнение образцов это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узоров для изделий, но и самостоятельно составлять несложные узоры для вышивки. 2

3 Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которым найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей. На занятиях кружка у воспитанников необходимо формировать интерес к различным профессиям. Этому способствуют экскурсии, а также тематические беседы с учащимися. В процессе изучения теоретического материала кружковцы познакомятся с передовыми способами труда, получат и научатся использовать информацию через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Научатся организовывать свое рабочее место, познакомятся с инструментами и приспособлениями, научатся соблюдать правила техники безопасности. В кружке особое внимание уделяется общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задание для нужд детского дома, своего или других кружков. Это сувениры, методический наглядный материал, образцы швов, вышитые изделия и т.д. В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определ?нный возраст, они не особенно трудо?мки и объ?мны. Коллективной работой являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой в 4-5 человек. Цель программы: ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда — вышиванием крестом, бисером, моделированием. Задачи программы: Обучающие: обучить при?мам вышивки крестом и бисером; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, бисером и простейшими инструментами (ножни- 3 3

4 цами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы. Развивающие: развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание. Воспитательные: воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны. Программа рассчитана на один год работы с обучающимися. Учебнотематический план рассчитан на 144 часа. Занятия часовые, четыре раза в неделю. Три группы по пять человек в возрасте от 7 до 16 лет. Продолжительность занятий не более 45 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические — рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ руководителя способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно — прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посиль- 4 4

5 ные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта. Подбор изделий, тематика вышивки могут изменяться в зависимости от возможностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев. С уч?том возрастных особенностей предлагаются задания различные по степени сложности исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 8-10 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого реб?нка. На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека. 5 Прогнозируемая результативность Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Дети научатся: — соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии; — планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; — закреплять ткань в пяльцах; — вдевать нитку в иголку; -завязывать узелок; 5

6 — работать с бисером; — принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки); — овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса: — научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте; — эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); — использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество. 6 Формы подведения итогов реализации программы: — подготовка и проведение выставок детских работ; — дни презентаций работ учащимся школы; — отбор лучших работ для портфолио; — творческий отчет руководителя кружка на педсовете. Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отч?тной выставке, на которую представляются лучшие работы воспитанников. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковцев, содержание, трудо?мкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое внимание уделяется изделиям национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри. Техническое оснащение и дидактический материал занятий Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 10 человек. Имеются рабочие столы, гладильная доска, утюг, ручная швейная машина, маг- 6

7 нитная доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ. Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков Оборудование и инструменты: пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, бисер разных цветов и размеров, нитки катушечные для шитья 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, нап?рстки. Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши. 7 7

8 8 Учебно-тематическое планирование п/ п Тема занятия Теор. Практ. Всего Вышивка крестом Вводное занятие. Техника безопасности Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. 3 Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.) 4 Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. 5 Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. 6 Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). 7 Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами ( по выбору детей). 8 Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. 9 Вышивание изделия с использованием шва простым крестом

9 9 10 Подбор схемы для самостоятельного вышивания простым крестом Выполнение изделия Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. 13 Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. 14 Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. 15 Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. 16 Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. 17 Технология и способы выполнения креста двойного. 18 Вышивание изделия с использованием шва двойной крест. 19 Изготовление изделия, с использованием изученных швов Изготовление изделия. 3 3 Вышивка бисером Инструменты и материалы. ТБ Изучение схем Выбор схемы и начало работы Ввод разных цветов бисера в схему Изготовление изделия по выбранной схеме

10 10 26 Изготовление изделия по выбранной схеме. 27 Изготовление изделия по выбранной схеме Изготовление изделия Изготовление изделия Изготовление изделия Изготовление изделия Изготовление изделия Изготовление изделия Вышивка стеклярусом Вышивка стразами Подбор изделий по тематике Составление картины Изготовление фона Закрепление деталей изделия из бисера Оформление картины рамкой Основы моделирования и конструирования поделок, подарков 41 Цвет в вышитых изделиях Вышивка в костюме: использование вышитых элементов в повседневной одежде Уход за вышитыми изделиями Обработка вышивки рамкой Правила хранения и восстановления изделий, вышитых бисером

11 11 46 Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. 47 День презентации детских работ, итоговое занятие

12 12 Методическое обеспечение программы В организации занятий выделяются следующие этапы работы: 1. Организационная часть. 2. Повторение пройденного материала. 3. Изложение нового материала. 4. Подготовка к практической работе. 5. Практическое выполнение задания. 6. Заключительная беседа. Подведение итогов. 7. Уборка рабочих мест. На занятиях используются различные методы и дидактические при?мы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению кружковцами при?мами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Для формирования творческой личности воспитанника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации,- способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности. Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей детей. Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ — это монологическое изложение учебного материала, применяемое для по- 12

13 следовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Эффективность данного метода зависит главным образом от умения рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у кружковцев опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для воспитанников образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ведущая функция данного метода побуждающая. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ребенка следовать за мыслью педагога, в результате чего кружковцы шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил ребенка, создает условия для оперативного управления процессом познания. Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель — выяснить, правильно ли кружковцы поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении кружковцев с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых 13 13

14 явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта. По настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, — осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие — закрепляемые навыки — надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся: сознательная направленность ребенка на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени

15 Практический метод предполагает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях: 1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы. 2. Показ. Этап инструктажа. 3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка. 4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием. 5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным

16 Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту. 16 Правила безопасной работы при вышивании На занятиях при работе на швейной машине, с утюгом, ножницами, иголками необходимо соблюдать правила техники безопасности. Правила оформлены в виде плакатов и находятся на видном месте. 1.При работе с ножницами, иголками и булавками. — ножницы класть справа, лезвия сомкнуты, кольцами к себе; — передавать ножницы, кольцами впер?д сомкнув лезвия; — шить с нап?рстком; — не шить ржавой иглой; — во время работы не вкалывать булавки и иголки в одежду, а в специальную подушечку; — сломанные иглы не бросать, а сдать руководителю. 2. При работе на швейной машине. — убрать с платформы машины посторонние предметы; — волосы заправить под косынку; — не держать пальцы рук около движущихся частей швейной машины; — не отвлекаться от работы при работающей машине; — не проводить чистку и смазку машины, не остановив е?. 3. При работе с электроутюгом. — перед работой проверить исправность шнура, выпрямить; — включать и выключать сухими руками; — ставить на подставку по окончанию работы; 16

17 нии. — следить, чтобы во время работы подошва утюга не касалась шнура; — по окончанию работы выключить и хранить в вертикальном положе

18 18 Список литературы 1. Андреева И. Шитье и рукоделие: энциклопедия М., Баришова М. Узоры вышивки крестом — Праца. Издательство РПД Братислава, Гасюк Е. Художественное вышивание — Киев. Высшая школа Глинская Е. Азбука вышивания Ташкент, Ереминко Т. Иголка-волшебница М.: Просвещение, Ереминко Т. Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст — Пресс Максимова М. Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо Миронова Т.В., Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», Майер Е.А. Чудо украшения для одежды и интерьера. М., Рачицкая Е.И «Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов на Дону. «Феникс» Хворостухина С.А. Мастер класс для рукодельниц. М., Электронные мультимедийные ресурсы: Обучающая программа «Энциклопедия женского рукоделия». 18

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *