Законы для судей: каких изменений ждать. Полномочия бессрочны у судей

Авг 8, 2019 Законы

Законы для судей: каких изменений ждать

Ограничить ли сроки мировым судьям?

Сейчас среди всех судей общей юрисдикции только полномочия мировых судей ограничены сроками – они определяются региональными законами. Но в 2017 году Группа государств против коррупции (ГРЕКО) внесла для России рекомендацию о повышении стабильности срока пребывания в должности мировых судей. В связи с этим Пленум ВС в феврале 2020 года предложил не ограничивать полномочия мировых судей определенным сроком. При этом мировые судьи не будут назначаться навечно – срок предельного пребывания в должности судьи сохранят на уровне 70-ти лет. По мнению Верховного суда, исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи.

Как отметил докладчик по вопросу, депутат Даниил Бессарабов, это является правильным подходом к независимости судей. Но в то же время в ряде рекомендаций говорится, что допускается и назначение судей на испытательный срок. Такой же позиции, по его словам, придерживается Конституционный суд, который указывал, что первый срок, на который получает назначение судья – он как бы «тестовый». За это время можно определить, соответствует ли назначенный кандидат высоким требованиям к статусу судьи.

По словам Бессарабова, к предложению ВС поступила альтернатива. Предлагается предусмотреть, что первый срок будет пятилетний, а второй – уже бессрочный. Комитет по госстроительству и законодательству поддержал законопроект, но Павел Крашенинников пообещал подробную работу над законопроектом ко второму чтению.

Аттестация военных судей

Другой одобренный комитетом законопроект устанавливает в военных судах новый порядок внесения представлений о квалификационной аттестации судей. Он приводится в соответствие с порядком, который действует в судах общей юрисдикции.

То есть вносить представления о квалификационной аттестации председателей и зампредов кассационного, апелляционного, окружных и флотских военных судов будет председатель Верховного суда. Если представление касается судей военных судов, то их будет вносить непосредственно председатель того суда, в котором этот судья работает.

Удостоверения для отставников

Судьям в отставке удостоверения выдают и подписывают председатели тех судов, в которых они трудились непосредственно перед уходом в отставку. При этом до сих пор остается неурегулированным вопрос об оформлении и выдаче удостоверений мировым судьям, пребывающим в отставке, и судьям конституционных судов субъектов.

При этом судьям конституционных судов и мировым судьям удостоверения судьи выдают в порядке, установленном законами субъектов. Этот же порядок теперь предлагают распространить на отставников. Комитет одобрил соответствующий законопроект Орловского областного Совета народных депутатов.

11 новых судей в Тюмени

Сейчас для Тюменской области определено 67 мировых судей и соответствующее им количество судебных участков. «Вместе с тем установленное количество судебных участков не решает проблему ежегодно растущей нагрузки на мировых судей и негативно влияет на оперативность и качество правосудия в мировой юстиции области, ограничивает реальный доступ граждан к правосудию», – указывают в Тюменской облдуме.

В связи с этим они предлагают увеличить количество судебных участков в трех судебных районах, в которых служебная нагрузка на одного мирового судью значительно превышает средние областные показатели и негативно влияет на качественные показатели при осуществлении правосудия мировыми судьями. Общее число мировых судей в регионе вырастет с 67 до 78 – с такой новеллой согласился комитет.

Верховный суд предлагает не ограничивать полномочия мировых судей определённым сроком. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму, он есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Изменения предлагается внести в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Согласно положениям Конституции РФ, судьи несменяемы, говорится в пояснительной записке. «Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом», — отмечают авторы.

Однако Группа государств против коррупции (ГРЕКО) в 2017 году рекомендовала России повысить стабильность срока пребывания мировых судей в должности. Среди судов общей юрисдикции сейчас только полномочия мировых судей ограничены определённым в региональном законе сроком.

Клишас: совершенствование деятельности судов поспособствует повышению качества правосудия

«Предлагаемые изменения предусматривают, что полномочия мирового судьи не будут ограничены определённым сроком», — говорится в пояснении к проекту.

Сейчас процедура переназначения мирового судьи включает оценку его работы региональным парламентом. Авторы указывают, что исключение процедуры переназначения из закона обеспечит беспристрастность мирового судьи.

Отмечается, что мировые судьи сохранят свои полномочия до того, как истечёт срок, на который они были назначены. Таким образом, вносимые поправки не приостановят работу судебных участков, а также будут способствовать повышению оперативности и качества правосудия.

Как указывается в документе, принятие проекта потребует приведения в соответствие региональных правовых актов. В связи с этим, если закон будет принят, он вступит в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования.

Полномочия мировых судей предлагают сделать бессрочными

Мировых судей предлагают назначать и избирать на должность без ограничения срока полномочий. Соответствующий закон Госдума приняла в первом чтении.

По словам представителя Верховного суда РФ Виктора Момотова, законопроект разработан в рамках судебной реформы, инициированной Верховным судом.

«Документ направлен на укрепление независимости судей, повышение эффективности правосудия и унификацию правового статуса судьи», — сказал Момотов.

Сейчас предусмотрен порядок, согласно которому федеральные судьи назначаются бессрочно, а мировые избираются или назначаются региональным представительным органом власти на срок, установленный законами субъекта Федерации. Изначально максимальный срок составляет 5 лет, затем мировых судей переназначают на новые сроки.

В итоге в разных регионах установлены разные сроки реализации полномочий мировых судей, отметил Момотов. А разница между статусом федеральных и мировых судей, по его словам, приводит к нарушению принципа единства правового статуса судей.

Законопроект предлагает установить, что мировых судей будут избирать или назначать бессрочно. Их полномочия будут прекращены только по достижении предельного возраста судьи — 70 лет. Это соответствует международной практике и приведёт к единообразию правовых подходов к статусу федеральных и мировых судей.

По словам Момотова, в России 7253 мировых судьи. Они рассматривают 70% всех судебных дел.

«Практически вся судебная система воспринимается обществом через призму работы мировых судей», — сказал он.

Представитель Верховного суда подчеркнул, что бессрочное избрание не означает безответственность судей. Для них существует дисциплинарная ответственность, в том числе досрочное прекращение полномочий.

Мантия навсегда

«Сегодня мировой судья назначается на должность на определенный срок, после которого он должен продлевать полномочия. Сроки устанавливаются региональными властями, — поясняет член правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — При этом мировые судьи рассматривают примерно 80 процентов от общего числа всех дел, поступающих в российские суды общей юрисдикции. Поправки предполагают, что отмена ограничения срока полномочий мировых судей укрепит гарантии их независимости». Сейчас законопроект готовится Госдумой ко второму чтению. Как рассказал Владимир Груздев, правительство, поддерживая инициативу в целом, предлагает внести в проект некоторые правки юридико-технического характера.

Кстати, до 2005 года федеральные судьи также первоначально назначались на конкретный срок — три года. Затем такое ограничение было отменено. Мировые судьи, хотя и входят в систему судов общей юрисдикции, по статусу являются судьями субъектов РФ. Формированием мировых судов занимаются региональные власти. По данным Верховного суда, в прошлом году мировые судьи рассмотрели 25 миллионов дел. В каждом регионе сроки, на которые назначаются мировые судьи, устанавливаются отдельно. Как правило, в первый раз мирового судью назначают либо на 3 года (например, в Москве, Саратовской и Ростовской областях) либо на 5 лет (в частности, в республиках Татарстан и Башкортостан). Затем мировым судьям надо вновь и вновь проходить процедуру переназначения. Новые сроки хотя и больше, чем первый, но все равно они ограничены. Мысль о том, что будет, когда истечет срок, переназначат или нет, отвлекает судью от более важных дел. Эксперты уверены, чувство стабильности в душе у судьи улучшает качество правосудия.

«Единственным ограничением срока полномочий мировых и федеральных судей должен быть предельный возраст пребывания в должности судьи, составляющий по общему правилу 70 лет», — отметил в свое время председатель Совета судей России Виктор Момотов.

Полномочия мировых судей предложено сделать бессрочными

Верховный суд РФ внес в Государственную думу законопроект, в котором предлагается снять ограничения сроков полномочий для мировых судей. Об этом сообщает «ТАСС» со ссылкой на электронную базу данных нижней палаты парламента.

«Предлагается внести изменения в закон «О статусе судей в РФ» и закон «О мировых судьях в РФ». Предусматривается, что полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком«, — говорится в пояснительной записке.

При этом предельный возрастной ценз пребывания в должности мирового судьи, согласно проекту закона, остается прежним — 70 лет.

Как пояснил ранее изданию секретарь пленума ВС РФ Виктор Момотов, практика «постоянного переназначения для мировых судей должна быть прекращена, поскольку она не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей, а также создает возможность давления на правосудие».

Согласно действующим нормам, напомнил Момотов, мировые судьи назначаются региональными парламентами на срок до пяти лет. В результате сроки полномочий мировых судей в разных регионах различаются.

Он добавил, что ранее первоначальное назначение на трехлетний срок было предусмотрено и для федеральных судей (в районных и вышестоящих судах), но в 2005 году это ограничение было отменено.

Момотов сообщил, что предлагалось пересмотреть первоначальное назначение мировых судей на три года с дальнейшим переназначением без ограничения срока полномочий, но такая процедура не отвечает современным стандартам независимости и несменяемости судей. Группа государств против коррупции (ГРЕКО) также обратила внимание на целесообразность повышения стабильности срока пребывания в должности мировых судей.

Секретарь пленума Верховного суда РФ отметил и необходимость единства правового статуса мировых и федеральных судей. В законопроекте предусмотрено, что после принятия закона в течение двух месяцев должны быть внесены изменения в региональные законы о мировых судьях.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Статья 121 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 121 Конституции РФ гласит:

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Комментарий к Ст. 121 КРФ

1. Самостоятельной гарантией независимости судебной власти (см. комм. к ст. 120) служит формирование такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который также исключал бы возможность давления на судью в вопросах его перемещения по служебной лестнице (право на судейскую карьеру — п. 11 и 13 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», одобренных в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и п. 4 Европейской хартии о статусе судей), перемещения или перевода в другие суды (п. 12 Основных принципов), а также существование права судьи на отставку (право специального пенсионного обеспечения — п. 11 Основных принципов, п. 6 Европейской хартии) или принцип несменяемости.

Российское законодательство содержит представления о каждом из перечисленных элементов, однако интегрированное понятие несменяемости отсутствует, и обычно к нему относят только представления о бессрочности занятия должности судьи, об установлении особого порядка прекращения и (или) приостановления полномочий судьи, а также о невозможности перевода или перемещения судьи на другую должность в том же суде или в другой суд.

Принцип бессрочности, невозможности ограничения полномочий судьи сроком занятия должности судьи в Российской Федерации воспринимался подавляющим большинством ученых и практиков до 2001 г. как единственно возможная трактовка принципа несменяемости, провозглашенного комментируемой статьей*(22). В настоящий момент очевидно, что на самом деле ситуация не столь проста.

Принцип бессрочности занятия судьей своей должности имеет долгую историю, и отношение к нему во все времена было неоднозначным, несмотря на то что назначение судьи на должность без определения срока, безусловно, делает его менее уязвимым для возможного давления. Однако еще Ш.Л. Монтескье (одним из первых) критиковал систему бессрочного и пожизненного владения судебным патентом в современной ему Франции. С другой стороны, государственная практика Великобритании, считающаяся основой его концепции разделения властей, базируется как раз на принципе пожизненного занятия кресла судьи. Сходную позицию в этом вопросе занимает и законодатель США. Только в последнее время в этих странах срок судейской должности стал ограничиваться достижением преклонного или пенсионного возраста (65-70 лет; Великобритания, Греция, Израиль, Канада, Эстония и др.), но в каждом конкретном случае решение принимается в индивидуальном порядке. С другой стороны, существует устойчивая практика назначения (избрания) судей на срок, как правило весьма длительный, гарантирующий независимость (от 7 до 15-20 лет; Япония, Швейцария, Грузия, Румыния и др.). Представление о возможности двух подходов является отправным и для международных документов (например, п. 12 принципа «Условия службы и срок полномочий» Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, абз. «ii» подпункта «а» п. 2 и ч. 3 принципа 1 «Общие принципы независимости судей» Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о независимости, эффективности и роли судов N R (94) 12 от 13 октября 1994 г. и, что самое показательное, п. 3.3 Европейской хартии о статусе судей). Эти акты содержат также упоминание о допустимости назначения (избрания) судьи на должность с испытательным сроком. Наиболее явно практика назначения (избрания) на срок прослеживается применительно к органам, осуществляющим функцию конституционного судебного контроля, в том числе конституционным судам (практически повсеместно в странах, имеющих обособленные специализированные институции), а также высшим судам страны.

В России, на наш взгляд, до 2001 г. существовала достаточно сложная ситуация. Законодатель, с одной стороны, провозглашал несменяемость судей как бессрочность (ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 2000. N 26. Ст. 2736), с другой, как невозможность лишения судьи полномочий иначе как на основании и в порядке, предусмотренными законом, но в пределах установленного срока (ст. 15 Закона о судебной системе, а также ч. 1 ст. 11 Закона о статусе судей, ч. 2 и 3 ст. 11, ст. 12 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

Таким образом, до 2001 г. критерием для различий в подходах выступал, во-первых, вид и уровень суда, в котором работает судья. Так, несменяемость в отношении судей Конституционного Суда, судей районных и гарнизонных судов, назначенных впервые, и мировых судей понималась как несменяемость в пределах срока. Продолжительность рассматриваемых сроков была весьма различна: от 3 лет для судей районных и гарнизонных судов, до 5 лет — для мировых судей (субъекты Федерации могли установить и иной, но меньший срок занятия должности мировым судьей), до 15 лет — для судей Конституционного Суда. Любопытно отметить, что районные суды являются вышестоящими по отношению к мировым судьям. Во-вторых, таким критерием выступала первичность назначения на должность судьи, но опять-таки только в суды уровня районного и гарнизонного. Таким образом, назначение в вышестоящий суд (о составе судебной системы см. комм. к ст. 118 и 128) производилось на основе бессрочности. Отметим также, что российский закон не содержал требования о необходимости иметь какой-либо стаж судебной работы для кандидата в вышестоящие суды.

В отношении судей иных федеральных судов до 2001 г. понятие «несменяемость» трактовалось как бессрочность: а) в форме достижения преклонного возраста — 70 лет для судей Конституционного Суда, и б) в форме пожизненности для судей иных федеральных судов, за исключением названных.

Дополнительные гарантии несменяемости, в том числе связанные со сроком пребывания в должности, были установлены в тот период для судей военных судов (ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»//СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170).

Вопрос о конституционности существования сроков назначения на должность судей в РФ в различных его аспектах был предметом рассмотрения Конституционного Суда. Впервые этот вопрос был затронут в ходе рассмотрения дела о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 г. «О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике» и Постановления Верховного Совета этой республики от 22 июля 1993 г. «О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики». В тот момент действовала Конституция РФ 1978 г. (с изм. и доп.), которая содержала ст. 164, гарантирующую несменяемость судей. Упоминавшийся выше Закон о статусе судей уже действовал. Статья 11 оспариваемого Закона содержала указание о введении для судей Кабардино-Балкарской Республики 5-летнего срока занятия должности. Конституционный Суд констатировал, что подобные действия Кабардино-Балкарской Республики не основаны на нормах закона РФ, с одной стороны, а с другой — констатировал факт вторжения Кабардино-Балкарской Республики в пределы исключительной компетенции РФ, так как она в тот момент определялась нормами Федеративного договора и Конституции (ВКС РФ. 1994. N 6).

С другой стороны, Конституционный Суд рассматривал и вопрос о соответствии Конституции упомянутого выше трехгодичного срока назначения судей районных и гарнизонных судов на должности. Так, в Определении от 1 декабря 1999 г. N 10-О по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Багно Ю.Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 ст. 11 и подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и частью 5 ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Суд установил, что перечисленные нормы не нарушают положений ст. 32, 37, 119 и 121 Конституции (что утверждал заявитель), поскольку «по своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет по существу значение предварительного испытательного срока». Кроме того, Суд отметил, что «по истечению этого срока либо прекращаются полномочия судьи, либо он назначается на судейскую должность без ограничения срока полномочий, т.е. пожизненно». (ВКС РФ. 2000. N 2).

Знаменитый «президентский пакет законопроектов о судебной реформе» 2001 г. содержал предложение об установлении общего предельного возраста — 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда, которые напомним, назначались на 15-летний срок, позже — бессрочно, но могли пребывать в должности до достижения ими 70 лет), по достижении которого полномочия судьи прекращались автоматически.

В декабре 2001 г. ряд предложений «президентского пакета» приобрел статус закона. В 2005 г. законодательство о статусе судей в части пребывания их в должности до определенного возраста еще раз претерпело изменения. В настоящий момент в соответствии со ст. 14 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ним федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда сегодня — 70 лет. Статья 15 названного ФКЗ подтверждает в неизменном виде принцип несменяемости судей, а ее часть 2 содержит основные гарантии несменяемости: полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Особенности статуса судей военных судов по-прежнему определяются статьей 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170; 2006. N 50. Ст. 5277), что связано с некоторой спецификой комплектования военных судов (ст. 35).

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но опять-таки не более чем на 5 лет. И наконец, в случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841 и 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147). Данное законодательное правило распространяется на тех лиц, которые стали мировыми судьями по истечении уже текущего срока их пребывания в должности.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1274 и 1278; 2006. N 5. Ст. 5277; 2007. N 10. Ст. 1151).

В обобщенном виде приведенные положения содержатся в ст. 11 Закона о статусе судей.

Такие серьезные изменения в подходе к пониманию принципа несменяемости, выразившиеся в отказе от представлении о несменяемости как о бессрочности и пожизненности пребывания судьи в должности, вызвали резкое неприятие со стороны судейского корпуса и ряда ученых, что, имея в виду сказанное выше об общераспространенности такого подхода, на наш взгляд, было вполне прогнозируемым.

Конституционный Суд в связи с многочисленными обращениями заявителей — судей и судов неоднократно обращался к вопросу о новой законодательной трактовке понятия несменяемость. Во всех случаях, подтверждая значение конституционного принципа несменяемости и недопустимость в этой части ухудшения конституционно-правового положения уже действующих (назначенных и избранных к моменту принятия соответствующего закона на определенный срок), Конституционный Суд констатировал непротиворечие введения законодателем предельного возраста пребывания в должности, указав при этом, что «касается. принципа независимости судей, т.е. самостоятельности и беспристрастности в осуществлении правосудия независимо от чьей бы то ни было воли при подчинении только Конституции и федеральному закону, то названный принцип распространением на действующих судей нормы о предельном возрасте пребывания судьи в должности не затрагивается. За этими судьями сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу при уходе в отставку по достижении предельного возраста пребывания в должности судьи» (Определение Конституционного Суда от 15 февраля 2005 г. N 1-О (ВКС РФ. 2005. N 4). В названном Определении, а также в определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О (ВКС РФ. 2005. N 6) и N 148-О (ВКС РФ. 2005. N 5) Конституционный Суд рассмотрел также вопрос об установлении 6-летнего срока занятия должности председателем суда и его заместителями и возможности повторного занятия названных должностей, также придя к выводу о конституционности оспариваемых норм. Аналогичный вывод содержится и в более раннем Определении Конституционного Суда от 3 октября 2002 г. N 233-О по запросу группы депутатов Государственной Думы (ВКС РФ. 2003. N 3). Данные правовые позиции подтверждены Конституционным Судом РФ применительно к мировым судьям в Определении от 24 января 2006 г. N 4-О (Судебная практика), а применительно к судьям конституционных (уставных) судов субъектов Федерации — в определениях от 27 декабря 2005 г. N 491-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда (ВКС РФ. 2006. N 2), от 27 декабря 2005 г. N 522-О в связи с жалобами гр. Кулешовой Л.В. (ВКС РФ.2006. N 2), от 2 февраля 2006 г. N 20-О в связи с жалобами гр. Половцева И.Н (Судебная практика), от 2 февраля 2006 г. N 37-О по запросу Конституционного суда Республики Карелии (ВКС РФ, 2006. N 3).

Следующим важным элементом принципа несменяемости является невозможность перемещения судьи в процессе осуществления им своих полномочий без его согласия. Отметим, что российский закон регулирует, хотя, увы, и не вполне очевидно, оба вида перемещений и переводов: вертикальный (в вышестоящий или нижестоящих суд) и горизонтальный (перемещение внутри одного суда или соответствующего уровня судов). В соответствии со ст. 12 Закона о статусе судей судья не может быть переведен на другую должность (даже если эта должность выше, чем та, которую он занимает) в «своем» суде или в другом суде либо в другой суд (даже, если это вышестоящий суд). Это с одной стороны. С другой — рассматриваемая норма предполагает, что перевод без согласия судьи в «своем» суде или в другой суд, но на должность, аналогичную той, которую он уже занимает, также невозможен*(23). Именно так понимается принцип несменяемости и в большинстве зарубежных стран, международных документах: судья не может быть перемещен без его согласия ни по вертикали (неважно вверх или вниз), ни по горизонтали (см., например, п. 3.4 Европейской Хартии о статусе судей). Принцип несменяемости в этом своем проявлении также исключает ситуации, связанные с нарушениями одного из важнейших принципов справедливого или надлежащего правосудия: каждый имеет право на рассмотрение его дела должным (ординарным) судьей и судом, или теми, к чьей компетенции оно отнесено законом (см. комм. к ст. 47).

2. Существование правового института несменяемости судьи предопределят формирование особого порядка прекращения и приостановления полномочий судей, который обеспечивал бы существование данного института. Российский закон о статусе судей содержит исчерпывающие перечни оснований для приостановления полномочий судьи и их прекращения. К числу первых часть 1 ст. 13 названного Закона относит:

1) признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившего в юридическую силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации*(24).

Перечень оснований для прекращения полномочий судьи определен Законом о статусе судей также исчерпывающим образом:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства РФ;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи (о прекращении полномочий судей подробно см. комм. к ст. 122) принимает квалификационная коллегия судей соответствующего уровня. В РФ действует двухуровневая система квалификационных коллегий, которая заменила в соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278) существовавшую ранее и весьма сложную систему, предусматривавшую формирование этих видов органов судейского самоуправления в зависимости от принадлежности суда к той или иной подсистеме судебной власти. Это с одной стороны. С другой — в прежней системе были представлены квалификационные коллегии конкретных судов, например Верховного Суда РФ. Согласно ст. 11 названного Закона, в РФ формируется Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Федерации*(25). Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов и судов субъектов Федерации, а также представителей общественности и Президента (подробнее см. комм. к ст. 120). Судья, полномочия которого были приостановлены или прекращены, или судья, которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей. Ее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ*(26). Отметим, что, согласно нормам ст. 8 Закона о мировых судьях, приведенный выше порядок распространяется и на мировых судей*(27).

ФКЗ о Конституционном Суде содержит аналогичные рассмотренным выше основания для приостановления полномочий судей и несколько иные основания для прекращения полномочий судей этого Суда, а также отличный от общего порядок решения этого вопроса, что связано с особым статусом данного судебного учреждения. А статья 18 названного Закона перечисляет 12 оснований для прекращения полномочий судей Конституционного Суда, из которых 9 корреспондируют более общим положениям, содержащимся в Законе о статусе судей и распространяющимся на всех судей, в том числе на судей Конституционного Суда. Помимо указанных оснований полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также по следующим основаниям:

— нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда, установленного Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом (п. 1 ч. 1 ст. 18);

— продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью (п. 7 ч. 1 ст. 18);

— неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин (п. 8 ч. 1 ст. 18).

Закон также содержит более развернутую характеристику еще одного основания для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда: ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Обратим внимание, что длительность периода времени в данном случае вполне обоснована двумя основными причинами: высочайшей квалификацией специалистов — членов Суда и стремлением сохранить их потенциал, с одной стороны, а с другой — особым сессионным порядком работы Суда, предоставляющим несколько большее время для самостоятельной работы судьи, в том числе за пределами Конституционного Суда, что позволяет более гибко планировать рабочую нагрузку и собственно дни заседаний.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению этого Суда, которое направляется Президенту, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Однако в случаях, предусмотренных пунктом 1 (нарушение предусмотренного порядка назначения) и пунктом 6 (совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи), прекращение полномочий производится Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Конституционного Суда РФ. Важной гарантией прекращения полномочий судьи на основании п. 6 ч. 1 ст. 18 является также требование о необходимости принятия подобного решения квалифицированным большинством — не менее двух третей общего числа судей.

Мировых судей предлагают наделить бессрочными полномочиями

Верховный суд РФ предлагает снять ограничения сроков полномочий для мировых судей. Соответствующий законопроект поступил в Госдуму.

Сейчас мировые судьи назначаются региональными парламентами на несколько лет. При этом в некоторых регионах пределом могут быть три года, в других — десять.

В настоящее время среди судов общей юрисдикции только полномочия мирового судьи ограничены сроком, определенным в законе субъекта РФ, указано в пояснительной записке.

В соответствии с инициативой, полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком, однако останется предельный возрастной ценз пребывания в данной должности. Как и сейчас верхней «планкой» будет семьдесят лет.

Секретарь пленума ВС РФ Виктор Момотов ранее отметил несоответствие Конституции РФ практики постоянного переназначения мировых судей. Она противоречит принципу несменяемости судей, а также создает возможность давления на правосудие, объяснял он.

Законопроект направлен на унификацию правового статуса мировых судей, укрепление конституционного принципа их независимости, отметили в ВС РФ. Исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи, говорится в сопроводительных материалах.

В случае принятия предложенного законопроекта региональным парламентам придется также пересмотреть законодательство.

Для своевременного внесения указанных изменений законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования.

Всего в России более 7,5 тыс. мировых судей, ежегодно они рассматривают 70% гражданских дел, 80% дел об административных правонарушениях и почти 50% всех уголовных.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *