Жилищная экспертиза мчс. Жилищная экспертиза мчс

Авг 28, 2019 Законы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 сентября 2013 г. по делу N 33А-756/2013 (ключевые темы: государственная противопожарная служба — жилой дом — стихийное бедствие — социальный наем — социальные выплаты)

Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 сентября 2013 г. по делу N 33А-756/2013

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.

судей Озерова П.П., Товчигречко М.М.

при секретаре Малецкой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 10 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И. Ж.М.

на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года

по заявлению К.С.М. об оспаривании решения органа государственной власти,

заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

К.С. М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» (далее — ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного управления МЧС России»). В обоснование требований указал, что решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от » . «.» . «.» . » года (протокол заседания жилищной комиссии от » . «» . «.» . » года N » . «) он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В » . » году ему на состав семьи » . » человека, выделена служебная » . » квартира.

Решением жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от » . «.» . «.» . » года (протокол от » . «» . «» . » года N » . «) снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий, поскольку постановлением главы г.Ставрополя в » . » году ему в аренду предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. Кроме этого ГУ МЧС России по Ставропольскому краю рекомендовано принять меры по освобождению им и членами его семьи служебной квартиры.

С решением жилищной комиссии от » . «.» . «.» . » года в части касающейся снятия заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и рекомендации о принятии мер по освобождению им и членами его семьи служебной квартиры он не согласен, считает его незаконным, нарушающим права и законные интересы.

Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года заявление К. С. М. об оспаривании решения органа государственной власти, удовлетворено. Признано незаконным решение жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» от » . «.» . «.» . » года (протокол N » . » от » . «.» . «.» . » года) в части, касающейся снятия К. С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. На жилищную комиссию Северо-Кавказского филиала Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» возложена обязанность восстановить К.С. М. на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В апелляционной жалобе представитель СКФ ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И.Ж.М. считает решение незаконным и необоснованным, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. С.М. Указывает, что согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N » . «от » . «.» . «.» . » года, К.С.М. на праве аренды принадлежит земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома и объект незавершенного строительства по адресу: г. » . «, ул. » . «, » . «. Полагает, что граждане согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления от органа государственной власти или органа местного самоуправления в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

До начала рассмотрения гражданского дела в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда поступило ходатайство от представителя СКФ ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И.Ж.М. о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав К.С. М., его представителя З.О.М., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего ( ст. 254 ГПК РФ).

Согласно приказу от 12.01.2012 года N 5 «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений», уполномоченным органом по ведению учета сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» (далее — ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного управления МЧС России»).

Во исполнение приказа от » . «.» . «.» . » года N » . » «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных нормирований», ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, согласно акта приема — передачи учетных (жилищных) дел от » . «.» . «.» . » года, были переданы учетные дела сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Северо-Кавказском филиале ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Всего передано » . » дела, в том числе и учетное дело К. С. М.

Судом первой инстанции установлено, что » . » внутренней службы К. С. М., » . «.» . «.» . » года рождения имеет состав семьи из » . » человек: он, жена — К. О. Б., » . «.» . «.» . » года рождения (свидетельство о заключении брака серии » . «-» . » N » . » от » . «.» . «» . » года — л.д. 65), дочь — К. Н. С., » . «.» . «.» . «года рождения (свидетельство о рождении серии » . «N » . » от » . «.» . «.» . » года — л.д.66), сын — К.А. С., » . «.» . «.» . » года рождения (свидетельство о рождении серии » . «N » . » от » . «.» . «.» . » года — л.д.67).

К.С.М., его супруга К.О.Б. зарегистрированы по адресу: г. » . «, пр. » . «, » . » кв. N » . «, что подтверждается отметками в их паспортах, (л.д. 62-64).

» . «.» . «.» . » года жилищной комиссией ГУ МЧС России по СК (протокол N» . «) принято решение, согласно которому К.СМ. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников ГПС ЖК ГУ ГО ЧС СК с составом семьи » . » человека, согласно поданного им заявления с » . «.» . «.» . » года, (л.д.55).

» . «.» . «.» . «года в ходе проверки установлено, что К. С.М. проживает со своей семьей составом их » . «человек в квартире родителей по адресу пр. » . «, » . » кв. » . «. Семья К.С.М. занимает комнату, площадью » . » кв.м. (акт проверки жилищных условий заявителя л.д.56).

К. С.М. с » . «.» . «.» . » года является сотрудником ГУ ГО и ЧС СК согласно справке ГУ МЧС России N » . » от » . «.» . «.» . » года, (л.д. 68). Справкой начальника » . «» . «подтверждается, что К.СМ. действительно состоял в списке очередников на получение жилья с » . «.» . «.» . » года до перевода в » . » (л.д.61).

На основании Приказа МЧС России N» . «от » . «.» . «.» . «года К. С.М. назначен главным специалистом отдела государственного пожарного надзора по г. Ставрополю управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, (л.д. 72).

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК N » . » от » . «.» . «.» . «года, К.С.М. на состав семьи из » . «человек распределена служебная двухкомнатная квартира N » . » по адресу: г. » . «, пр. » . «, » . » (л.д. 54).

» . «.» . «.» . » года заключен договор найма служебного жилого помещения между ГУ МЧС России по СК и К.С.М., переданного нанимателю для временного проживания, (л.д. 11-13).

Постановлением главы города Ставрополя от 30.09.2005 года N » . «К. С.М. в аренду на » . » года предоставлен земельный участок площадью » . » кв.м. из земель поселений по ул. » . «, » . » в г. » . » для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, (л.д. 45).

Постановлением главы города Ставрополя от 10.02.2009 года N » . » срок аренды указанного земельного участка продлен на » . » лет для продолжения строительства жилого дома, (л.д.46).

К. С.М. является собственником объекта незавершенного строительства — жилого дома, площадью » . «кв.м., степенью готовности — » . » %, кадастровый номер » . «, расположенного по адресу: г. » . «, ул. » . «, » . «, согласно свидетельству о государственной регистрации права N » . «» . » от » . «.» . «.» . «года, (л.д. 14).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N» . «от » . «.» . «.» . » года, К.СМ. принадлежит на праве аренды земельный участок, земли населенных пунктов, для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по адресу: ул. » . «, » . «г.Ставрополь, Ставропольский край, а также на праве собственности ему принадлежит объект незавершенного строительства — жилой дом, нежилое здание по указанному адресу, (л.д. 15).

Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений подтверждается

что члены семьи К. СМ. не имеют в собственности жилья, (л.д. 16-18).

По состоянию на » . «.» . «.» . «года, согласно техническому паспорту на объект незавершенного строительства, изготовленный ГУП СК «Крайтехинвентризация» жилой дом, расположенный по ул. » . «, » . » в г. Ставрополе имеет назначение — нежилое, площадь » . «кв.м., степень готовности — » . «%. В настоящее время строительство дома не завершено, (л.д.79-82).

» . «.» . «.» . » года согласно выписке из протокола заседания N » . » принято решение комиссии: в связи с наличием у К.С.М. объекта незавершенного строительства — жилого дома и земельного участка: снять К.С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий; рекомендовать ГУ МЧС России по Ставропольскому краю принять меры по освобождению К. С.М. и членами его семьи служебной двухкомнатной квартиры N » . «, общей площадью » . «кв.м., расположенной по адресу: г. » . «, пр» . «, » . «, (л.д.9-10).

Из материалов дела видно, что К.С.М. в настоящее время является сотрудником ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю.

В соответствии с п. п. 1,2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.

До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Указу Президента N 1153 от 2 октября 1992 года N 1153 (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 г. распространено действие п. 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 г. N 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривающая возможность обеспечения в первоочередном порядке личного состава Государственной противопожарной службы жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы была признана утратившей силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.

Единовременная социальная выплата предусмотренная ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а следовательно и сотрудников Государственной противопожарной службы (в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности») жилыми помещениями.

Согласно п. 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372, территориальный орган МЧС по субъекту РФ, организует учет военнослужащих, сотрудников,, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке. Из толкования норм Положения следует, что территориальные органы МЧС по субъекту РФ наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а следовательно при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года.

На основании приказа Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2003 года N 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел Российской Федерации утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.

Согласно пункту 12 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.05.2003 года N 345 (ред. от 27.07.2004 года) сотрудникам, занимающим жилые помещения по договору найма (в том числе забронированные) или имеющим их в собственности (индивидуальные жилые дома, кооперативные и приватизированные квартиры, жилье, полученное в порядке наследования и по другим законным основаниям) и удерживающим их за собой или за выезжающими с ними членами семьи, по новому месту службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

Статьей 67 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жилым помещением осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с нормами статьи 44 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определены категории граждан, имеющих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе тем, исчерпывающие основания для признания граждан, нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о снятии гражданина с учет должно содержать основания принятого решения с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудником ФПС. При этом увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что жилищной комиссией при принятии решения о снятии К.СМ. с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий, неправильно применена норма закона, поскольку статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации находится в разделе 3 кодекса , регулирующем порядок предоставления жилого помещения из государственного и муниципального жилого фонда по договорам социального найма, в то время как с » . «.» . «.» . » года К. СМ. состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от » . «.» . «.» . » года.

Договор найма служебного помещения N» . » от » . «.» . «.» . » года свидетельствует о том, что К.СМ., являющийся сотрудником государственной противопожарной службы не получал жилое помещение по договору социального найма, (л.д. 93-95).

Таким образом, реализация жилищных прав заявителя в порядке предоставления жилого помещения из государственного и муниципального жилого фонда по договору социального найма в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена, а должно осуществляться в рамках реализации норм специальных правовых актов.

К.СМ. может быть обеспечен жильем в соответствии с нормами статьи 44 Федерального закона Российской Федерации N 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции», в соответствие с которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме этого, правовые последствия непризнания нуждающимся в получении жилья или улучшении жилищных условий сотрудников Государственной противопожарной службы установлены также в подпункте «г» пункта 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года N 778).

С учетом данной нормы сотрудники не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Указами Президента Российской Федерации от 30.09.1997 года N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» и от 28.07.1999 года N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее — сертификаты).

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы» (далее Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил, установлен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы (далее -подпрограмма).

В соответствии с пунктом 2 Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Пунктом 5 Правил определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Сотрудники, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Правительства N 153 от 21.03.2006 года, Постановлением Правительства N 1050 от 17.12.2010 года с 1 марта 2005 года по настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ГПС МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до 1 марта 2005 года.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель до » . » » . » » . » года состоял на таком учете в Главном управлении МЧС России, следовательно, у истца возникнет право на получение государственного жилищного сертификата. Строительство жилого дома расположенного по адресу: г. » . «, ул. » . «, » . «, осуществляется К.СМ. за собственные средства, в настоящее время дом не завершен строительством и имеет назначение — нежилое. Служебная квартира, занимаемая заявителем и членами его семьи является единственным для них жильем. В случае не предоставления ему жилого помещения в собственность и отсутствия факта признания его нуждающимся в жилом помещении, он и члены его семьи будут лишены права на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, при наступлении определенных законодательством условий. Согласно сообщения начальника ФГКУ «» . » отряд ФПС по » . » краю» З.Ю.А. (исх. N» . » от » . «.» . «.» . » года), от » . «.» . «.» . » года К.СМ. незаконно занимает принадлежащее отряду служебное жилое помещение, в связи с чем в срок до » . «.» . «.» . » года обязан освободить жилое помещение, сдать его представителю отряда и погасить задолженность по коммунальным платежам.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.

Таким образом, учитывая, что право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета К.С.С. не было реализовано, собственного жилья, пригодного для проживания, он и члены его семьи до настоящего времени не имеют, суд пришел к правильному выводу о том, что нахождение на праве аренды у К.СМ. земельного участка без возведенного на нем жилого дома, не может служить доказательством обеспечения истцов жильем и служить основанием для снятия его с учета нуждающихся и выселении из предоставленного ему ранее по договору найма жилого помещения.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств. Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и основаны на неправильном толковании положений жилищного законодательства.

С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба — оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 , ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия

Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Жилищная экспертиза мчс

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-5747/2013 (ключевые темы: государственная противопожарная служба — служебные жилые помещения — состав семьи — улучшение жилищных условий — государственные жилищные сертификаты)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-5747/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Кустовой С.В.

судей Иском Е.П., Порохового С.П.

с участием прокурора Максименко Е.В.

при секретаре Останиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2013 года гражданское дело по иску Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения,

по встречному иску Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, восстановить Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за Шалыгиным С. А. право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек,

по апелляционной жалобе Шалыгина С. А. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года.

Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя истца (ответчика) Лоншаковой И.С., ответчика (истца) Шалыгина С.А., представителя ответчика Таранущенко Е.А., ответчиков Шалыгиной Е.Н., Шалыгина Е.С., Шалыгиной Ю.С., представителя третьего лица Литвинова Е.Н., судебная коллегия

Федеральное Казённое учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» (далее ФКУ «ЦУКСГУ МЧС России по Хабаровскому краю» обратилось с иском к Шалыгину С.А., Шалыгиной Е.Н., Шалыгину Е.С., Шалыгиной Ю.С. о выселении из служебного жилого помещения, «адрес» без предоставления иного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указало, что жилое помещение расположенное по «адрес» является служебным жилым помещением, находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю». Данное служебное жилое помещение было по договору служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ передано в пользование Шалыгину С.А., в связи с прохождением им службы в ФГКУ «21 «21 ОФПС по Хабаровскому краю». На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N Шалыгин С.А. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с частью 3 пункта 18 договора найма служебного жилого помещения, заключенного с Шалыгиным С.А., последний на основании ст. 93 и части 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ Шалыгин С.А. обязан совместно с другими членами семьи освободить вышеуказанное занимаемое им служебное помещение. Шалыгин С.А. добровольно освободить занимаемое им служебное помещение отказывается. На учёте как нуждающийся в жилом помещении Шалыгин С.А. не состоит, в связи с чем оснований для предоставления ему жилого помещения по социальному найму не имеется.

Шалыгин С.А. обратился со встречным иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее ГУ МЧС России по Хабаровскому краю), Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» (далее ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю»), Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, возложить обязанность по восстановлению его с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в МЧС России. Продолжительность службы в календарном исчислении составляет 22 года 02 месяца 02 дня. Уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N В период службы был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). ДД.ММ.ГГГГ им было подано в жилищную комиссию заявление на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по «адрес». Этим же решением он был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения. Считает данные решения не законными. Также считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015″.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии с ч.1 ст.43 Гражданского процессуального кодекса РФ было привлечено ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года исковые требования ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю удовлетворены, постановлено выселить Шалыгина С.А., Шалыгину Е.Н., Шалыгина Е.С., Шалыгину Ю.С. из служебного жилого помещения, «адрес» без предоставления иного жилого помещения.

В удовлетворении встречных исковых требований Шалыгину С.А. отказано.

В апелляционной жалобе Шалыгин С.А. не согласен с постановленным судом первой инстанции решением, просит его отменить, как принятое в нарушение норм материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении первоначального иска и удовлетворив заявленные им исковые требования, сославшись на обстоятельства и доводы, изложенные им во встречном исковом заявлении.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Лоншакова И.С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, указывая, что правовых основания для признания оспариваемых Шалыгиным С.А. решений жилищных комиссий незаконными, не имеется. В связи с отказов Шалыгиным С.А. в добровольном порядке освободить занимаемое им служебное жилое помещение, на основании правовых норм указанных в исковом заявлении по первоначальным требованиям, Шалыгин С.А с членами его семьи подлежит выселению в судебном порядке.

В заседание судебной коллегии представитель третьего лица ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие данного представителя.

В заседание судебной коллегии ответчики Шалыгин С.А., Шалыгина Е.Н., Шалыгин Е.С., Шалыгина Ю.С., представитель, просят отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение удовлетворив заявленные встречные требования, отказав в удовлетворении первоначальных требований.

Представители истца, третьего лица просят решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, заключение прокурора полагавшего необходимым решение суда в части отказа удовлетворения встречных требований Шалыгина С.А. подлежащим отмене с их удовлетворением, в остальной части решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю», поскольку договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был заключен с Шалыгиным С.А. на период действия трудовых отношений, которые на момент рассмотрения дела в суде прекращены. В связи с чем, суд пришёл соответственно к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований, заявленных Шалыгиным С.А..

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Шалыгин С.А. проходил службу в одном из подразделений МЧС России, ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N по п. «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по ограниченному состоянию здоровья. Продолжительность службы в календарном исчислении составляет 22 года 02 месяца 02 дня. В период службы Шалыгин С.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, Шалыгину С.А. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по «адрес». Этим же решением он был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения.

Статьей 103 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 1 и 9 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года за N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9.11.2001 года за N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Федерального Закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года N 5) установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Однако в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» — «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом Шалыгин С.А., имеющий выслугу в органах исполнительной власти (МЧС России) более 10 лет не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Следовательно вывод суда первой инстанции о наличии правовых основания для выселения Шалыгина С.А. из занимаемого им служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с прекращением им трудовых отношений с работодателем, не обоснован.

В данной части решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям с вынесением в этой части нового решения с отказом в удовлетворении ФКУ «ЦУКСГУ МЧС России по Хабаровскому краю» заявленных требований к ответчикам о их выселении из служебного жилого помещения, расположенного по «адрес», без предоставления иного служебного жилого помещения.

Судебная коллегия также считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявленных Шалыгиным С.А. к ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю», ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий о снятии его с учёта как нуждающегося в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий), и соответственно в восстановлении его с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признания за ним право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек, признания за ним права пользования спорным жилым помещением до обеспечения его жилым помещением.

Согласно Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 для рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения сотрудник представляет в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию органа (учреждения), в котором он проходит службу рапорт на имя руководителя органа (учреждения) о предоставлении ему служебного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями и иные соответствующие документы. Жилищной (жилищно-бытовой) комиссией принимается решение о постановке сотрудника на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении либо об отказе в принятии на такой учет, о чем письменно извещается данный сотрудник.

Предоставление специализированного жилого помещения не является основанием для снятия сотрудника с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как было установлено судом первой инстанции и не опровергалось в суде второй стороной по делу, Шалыгин С.А. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт как нуждающийся в постоянном жилом помещении (улучшении жилищных условий), то есть предоставляемом по договору социального найма.

Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, Шалыгин С.А. в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения, расположенного по «адрес», был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Также ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения, то есть по договору социального найма и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения.

Данные решения жилищных комиссий не законны, в связи с чем, Шалыгин С.А. подлежит восстановления в списках сотрудников в очереди на получение постоянного жилого помещения по договору социального найма (на улучшение жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того суд первой инстанции принимая во внимание, что истец был снят с очереди на получение постоянного жилого помещения по договору социального найма (на улучшение жилищных условий) как лицо которому было предоставлено служебное жилое помещение и признан в связи с этим не нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, ошибочно признав данные решения жилищных комиссий обоснованными, посчитал данное обстоятельство как основание для отказа в удовлетворении требования истца о признании за ним права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Шалыгин С.А. Шалыгин С.А. проходил службу в одном из подразделений МЧС России, ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки, выписки из приказа. Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, что подтверждается выпиской протоколами жилищно-бытовой комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N по п. «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по ограниченному состоянию здоровья истец был уволен. Продолжительность службы в календарном исчислении Шалыгина С.А. составляет 22 года 02 месяца 02 дня.

При увольнении Шалыгина С.А. государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью истцу выдан не был, как и не было предоставлено жилое помещение. Кроме того, решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N истец был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения, то есть по договору социального найма, в связи с постановкой на учёт получения служебного жилого помещения, решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, истец был вообще исключен из списка сотрудников не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные решения жилищных комиссий судебной коллегией признаются незаконными.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» распространено в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.

Пунктом 1 этого Указа Президента РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 года установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005 года реализация программы «Государственные жилищные сертификаты» осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

В соответствии с Паспортами подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (2011 — 2015 годы)», утвержденной Постановлениями Правительства РФ N 675 от 17.09.2001 года, N 1050 от 17 декабря 2010 года, основными целью и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (2011 — 2015 годы)», которым утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (2011 — 2015 годы)».

В соответствии с пп. «а» п. 5 указанных «Правил» право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.

До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно Указу Президента N 1153 от 2 октября 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 года распространено действие п. 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 года N 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым признать за Шалыгиным С.А. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Апелляционную жалобу Шалыгина С. А. удовлетворить.

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года по иску по иску Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения,

по встречному иску Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, возложить обязанность по восстановлению Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за Шалыгиным С. А. право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек, отменить, по делу вынести новое решение, которым :

В удовлетворении исковых требований Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении без предоставления другого жилого помещения, отказать.

Исковые требования Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» удовлетворить.

Восстановить Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников в очереди на улучшение жилищных условий с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Шалыгиным С. А. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *