Административная ответственность за нарушение таможенных правил. Административное наказание за нарушение таможенных правил

Административная ответственность за нарушение таможенных правил

В научной литературе высказываются различные точки зрения относительно отнесения таможенных органов к системе правоохранительных органов РФ. Одни авторы, основываясь на законодательстве, определяют их как правоохранительные органы, другие, не объясняя своих позиций, придерживаются иного мнения.

Правоохранительная деятельность таможенных органов — деятельность, осуществляемая с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела. Одним из основных направлений такой деятельности является борьба с преступлениями и административными правонарушениями, которая должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.
Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния выступает юридическая ответственность.
Административная ответственность — это один из видов юридической ответственности, установленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в соответствии с ним в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
Глава 16 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размер соответствующих санкций. Указанная глава состоит из 23 статей, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушения. С принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) в гл. 16 КоАП РФ были внесены соответствующие изменения, появился ряд новых норм об ответственности, а некоторые нарушения таможенных правил, содержащиеся в прежней редакции, исключены.

В качестве примера рассмотрим норму ст. 16.5 КоАП РФ «Нарушение режима зоны таможенного контроля«, предусматривающую ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:
— перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Перечень противоправных действий, предусмотренный диспозицией ст. 16.5 КоАП РФ, является исчерпывающим, следовательно, все остальные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.
Предназначение и порядок функционирования зоны таможенного контроля определены ст. 362 ТК РФ.
Зона таможенного контроля — территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, осуществляемая в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

В соответствии с п. 3 ст. 362 ТК РФ порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Однако данный федеральный орган не вправе устанавливать правила для создания и обозначения зон таможенного контроля, расположенных вдоль Государственной границы РФ, т.е. вдоль таможенной границы РФ. Такие зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено п. 4 ст. 362 ТК РФ, согласно которому:
— производственная или иная коммерческая деятельность, перемещение товаров и транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах допускается только с разрешения таможенного органа и под их надзором, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами;
— доступ в зону таможенного контроля к товарам и транспортным средствам, находящимся в ней, разрешается только с предварительного уведомления таможенных органов.
Ответственность по ст. 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Такое разрешение выдается в соответствии со ст. 61 ТК РФ. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.
Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ, например лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанности получения такого разрешения.
Нарушение диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ влечет за собой применение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В последние годы отмечается увеличение числа таможенных правонарушений. По линии административных расследований за 11 месяцев 2009 г. таможенными органами возбуждено более 82 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и количество рассмотренных дел: более 77 тысяч (70,8 тысячи — в 2008 г.).

В связи с этим борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) должна быть одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. Совершение таможенных правонарушений представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы РФ, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.

§ 6. Административные наказания за нарушения таможенных правил

Административные наказания за нарушения таможенных правил — это разновидность мер административного принуждения, которые представляют собой установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Меры административной ответственности устанавливаются в целях частной и общей превенции.

Заметим, что административное наказание как мера административной ответственности выполняет в известной мере также и функцию предупреждения преступлений.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического Лица.

Итак, только административное наказание «. содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя»225. Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, поскольку определение их видов — прерогатива федерального законодательства. Таким образом, перечень этот может быть изменен только путем внесения дополнений в данную статью.

К административным наказаниям относятся (ч. 1 ст. 3.2 КоАП): 1)

административный штраф; 3)

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4)

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5)

лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6)

административный арест; 7)

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)

административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1—4, 9 ст. 32 КоАП. Административные наказания, названные в п. 3—9 ч. 1 ст. 3.2, устанавливаются только в Кодексе об административных правонарушениях.

Административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил) посвящена гл. 16 КоАП. Проанализировав ее содержание, можно сделать вывод, что законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности за нарушение таможенных правил: предупреждение, штраф, конфискацию226.

В целом меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные.

К числу основных мер административной ответственности, назначаемых за нарушение таможенных правил, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может устанавливаться и применяться в ка честве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 3.3 КоАП, за одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из мер ответственности, указанных в санкциях статей гл.

Согласно ст. 3.4 КоАП предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф — имущественная санкция, денежное взыскание, которое может быть выражено в величине, кратной: 1)

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — МРОТ).

Например, недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; 2)

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Так, незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка ввезенных на таможенную территорию России с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21 КоАП) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств — предметов правонарушения с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; 3)

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Применительно к назначению административного наказания за нарушение таможенных правил базой для исчисления административного штрафа является величина, кратная сумме неуплаченных таможенных пойїлин, налогов. Так, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или Для занижения их размера влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до Двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств — предметов правонарушения или без таковой либо конфискацию таких предметов; на должностных лиц — от 100 до 200 МРОТ (ч. 2 ст. 16.2 КоАП).

Законодатель указывает, что размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ (ч. 2 ст. 3.5 КоАП).

Общий порядок исчисления административного штрафа установлен в ч. 3 ст. 3.5 КоАП: административный штраф, налагаемый на граждан и исчисляемый исходя из минимального размера оплаты трупа, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на Юридических лиц — 1000 МРОТ. Однако за нарушение таможенного и Иного законодательства (валютного, экологического и др.) верхний Предел штрафной санкции, применяемой в отношении должностных и Юридических лиц, может быть увеличен, но не должен превышать 200 МРОТ и 5000 МРОТ соответственно.

Увеличение верхнего предела штрафной санкции, предусмотренное законодателем для некоторых составов административных правонарушений, по всей видимости, связано, во-первых, с высокой степенью общественной опасности таких правонарушений; во- вторых, с особенностью правового статуса их субъектов (повышенный предел установлен лишь в отношении должностных и юридических лиц).

Если размер административного штрафа исчисляется исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, он не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы указанных платежей.

Под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена надень обнаружения правонарушения.

Сумма административного штрафа за нарушение таможенных правил в полном объеме зачисляется в бюджет Российской Федерации.

Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается такая сумма, которая подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой день невозможно установить — на момент обнаружения нарушения таможенных правил.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве замены других видов наказаний.

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о правонарушении, выносит постановление. В случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, в частности, если размер административного штрафа не превышает 10 МРОТ, он налагается и взимается на месте обнаружения правонарушения без составления протокола о нарушении таможенных правил. Если нарушитель оспаривает наложение штрафа, составляется протокол о нарушении таможенных правил и производство по делу ведется не в упрощенной форме, а в обычном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в сфере таможенного дела состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей.

Допуская применение конфискации, Кодекс об административных правонарушениях в отличие от гражданского и уголовного законодательства не устанавливает возможность применения данного наказания лишь в отношении собственника имущества. На практике это означает, что судья может назначить данную меру ответственности в отношении лица, совершившего правонарушение, даже в том случае, если орудие или предмет нарушения таможенных правил не принадлежит правонарушителю на праве собственности228.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях конфискация назначается только в судебном порядке, причем закрепление данного положения в норме Кодекса является логичным и обоснованным. Дело в том, что Конституционный Суд РФ не раз высказывал свою позицию о противоречии административно-правовых норм, в частности внесудебного порядка применения данного взыскания, Конституции РФ229.

Конфискация в качестве меры административной ответственности может устанавливаться только Кодексом РФ об административных правонарушениях, а назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных в санкциях статей Особенной части Кодекса.

Конфискацию следует отличать от такой меры процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП), — в данном случае товаров и транспортных средств.

Изъятые в целях пресечения правонарушения или обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем могут быть конфискованы, возвращены владельцу либо реализованы (при невозможности реализации — уничтожены) — в зависимости от исхода дела.

Выдача владельцу изъятого имущества, не прошедшего таможенного оформления, осуществляется только после его производства. На это должно быть указано в постановлении по делу о нарушении таможенных правил230.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил должно решить вопрос о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применена или не может быть применена такая мера административной ответственности, как конфискация. При этом вещи^ не изъя тые из оборота, возвращаются законному владельцу, а лри его неустановлении передаются в собственность государства. Если вещи принадлежат к изъятым из оборота, они подлежат передаче в соответствующие организации либо уничтожаются.

Согласно ч. 3 ст. 3.7 КоАП не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Базируясь на принципе экономии карательных средств, законодатель не только устанавливает систему административных наказаний, но и предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушение, от административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает два обязательных условия, при которых лицо не подлежит административной ответственности: совершение противоправного деяния в состоянии крайней необходимости, а также невменяемости.

Между тем в силу законодательно закрепленных оснований или исходя из каких-либо субъективных обстоятельств отдельные лица, являющиеся субъектами нарушения таможенных правил, реально не становятся субъектами ответственности.

Так, согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные принять решение по делу (назначить административное наказание), могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Поскольку понятие «малозначительность» —* категория оценочная, возникла необходимость разъяснения позиции по данной проблематике высших судебных инстанций.

Так, в 2004 г. в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ было указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо учитывать конкретные обстоятельства его совершения. Малозначительным будет такое правонарушение, которое не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям231. . Ранее отмечалось, что к числу оснований административной ответственности относится и процессуальное — протокол компетентного должностного лица, орган государственной власти по делу об административном правонарушении — документ, свидетельствующий о возбуждении производства по делу. Поэтому в качестве оснований для освобождения от административной ответственности можно выделить также и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения соответствующего возраста, невменяемость физического лица); действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административной ответственности; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение срока давности привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.5 КоАП); смерть физического лица (п. 1—6, 8 ч. 2 ст. 24.5 КоАП).

Одним из важнейших начал привлечения виновных в совершении : любого правонарушения лиц является принцип «поп bis in idem» (лат. — «не дважды за одно же»), исходя из которого правоприменитель не может одновременно назначить за одно и то же правонарушение два вида карательных мер — административное и уголовное наказание. Таким образом, если правонарушение содержит в себе признаки преступного посягательства, виновное лицо подлежит уголовной ответственности и і. к административной привлекаться не будет. В таком случае можно говорить о своеобразной замене одним видом ответственности другого, ос- ?

вобождении от административной ответственности. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) ‘ лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного ; дела также признается законодателем обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 7 ст. 24.5 КоАП).

Вместе с тем при одновременном возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя организации и са- [ Мого юридического лица при обнаружении в ходе административного расследования в деянии должностного лица признаков преступления

(и как следствие — привлечение его к уголовной ответственности) не исключает административной ответственности самой организации232.

Особенность правового статуса отдельных субъектов административных правоотношений заключается в том, что они не подлежат административной ответственности. Например, Президент РФ за деяния, совершеннее им в период исполнения своих полномочий; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации. Нормы законодательства свидетельствует о фактической невозможности привлечения к административной ответственности судей, а также работников прокуратуры.

Таким образом, по своему содержанию и юридическим последствиям для лиц, совершивших административное правонарушение, основания освобождения от административной ответственности схожи с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Однако круг оснований для освобождения от административной ответственности более широк.

Законодательством предусмотрены также ограничения административной ответственности, связанные с личностью правонарушителя: например, в случае совершения нарушения таможенных правил военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в процессе привлечения его к ответственности ему не может быть назначена такая мера наказания, как административный штраф.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает единые принципы и правила назначения административных наказаний, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение административных правонарушений, сроки давности административных наказаний и привлечения к административной ответственности и др.

Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил

Рубрика: 5. Административное право

Статья просмотрена: 4449 раз

Библиографическое описание:

Лебедева М. А. Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. ? С. 41-44. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1966/ (дата обращения: 04.12.2020).

На данный момент проблема ответственности в таможенном праве – широкая и многоаспектная, охватывающая в свою очередь значимый ряд проблем и актуальных вопросов, имеющих тесную связь с уголовным, административным, гражданским, налоговым правом, валютным законодательством и контролем. Соответственно, правонарушения в области таможенного дела влекут за собой различные виды ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, материальную (имущественную).

В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер незавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении к ответственности физических лиц за административные правонарушения в области таможенного дела.

Таможенные органы Российской Федерации являются субъектами административной юрисдикции, наравне со многими другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. ст. 12, 19 Закона о таможенном регулировании [4], одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов, является производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом специфики производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются положениями Закона о таможенном регулировании.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, и занимает особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, т.к., во-первых, является единым актом, кодифицирующим законодательство Российской Федерации в данной области; во-вторых, регламентирует общие вопросы административной ответственности; в-третьих, определяет конкретные виды административных проступков и устанавливает виды административных наказаний за совершение данных проступков и, в-четвертых, является единственным сборником материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях на территории Российской Федерации.

Исследование административной ответственности за нарушения таможенных правил нельзя осуществлять в отрыве от общего учения административной ответственности, в виду того, что она вытекает из последнего и образует с ней единое целое. Следовательно, исследование содержания и особенностей административной ответственности за нарушения таможенных правил, как одного из вида юридической ответственности, необходимо начинать с определения характерных черт административной ответственности в целом.

В контексте рассматриваемого вопроса заслуживает внимания точка зрения Д.Н. Бахрах [6, с. 538] и др., наиболее полно указавшего специфические признаки административной ответственности, позволяющие ее качественно обособить в системе юридической ответственности. К данным отличительным признакам группа авторов относит:

1) административная ответственность урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Исходя из данных признаков дадим краткую характеристику административной ответственности за нарушения таможенных правил:

— основанием ее применения является совершение нарушения таможенных правил;

— за совершение нарушений таможенных правил к административной ответственности привлекают таможенные органы РФ.

Также следует отметить и особенности административной ответственности за нарушение таможенных правил:

— за нарушение таможенных правил наступает только административная ответственность и никакая иная;

— основанием ее применения является непосредственно само нарушение таможенных правил, то есть административное правонарушение в области таможенного дела, посягающее на экономические интересы государства;

— составы нарушений таможенных правил, виды наказаний и его размеры за нарушение таможенных правил, регламентированы КоАП РФ;

— субъектами ответственности являются лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, обладающие административной деликтоспособностью, которыми могут быть юридические, физические и должностные лица;

— ответственность за нарушение таможенных правил выражается в применении к правонарушителю наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, являющихся мерами административной ответственности;

— меры ответственности применяются в порядке и в соответствии с нормами КоАП РФ;

— наказания за совершение административных правонарушений в области таможенного дела налагаются судебными и таможенными органами РФ в лице их должностных лиц, правомочных рассматривать и выносить решение по делам о нарушении таможенных правил.

До вступления в силу таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» к вышеуказанному можно было также отнести и следующие особенности административной ответственности за нарушения таможенных правил:

— она выражается в применении к правонарушителям административных взысканий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ);

— административная ответственность за совершение нарушений таможенных правил регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации, который исчерпывающе определяет перечень составов нарушений таможенных правил, закрепляет систему административных взысканий за их совершение, а также компетенцию таможенных органов по их применению;

— Таможенный кодекс Российской Федерации полностью регламентирует процессуальный порядок производства по делам о нарушении таможенных правил.

Помимо этого ст. 230 ТК РФ было дано четкое определение нарушения таможенных правил, которым «признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность» [3].

Как отмечалось ранее, таможенные органы, при решении вопроса об административной ответственности физических лиц за совершение правонарушений в области таможенного дела, руководствуются общими положениями норм КоАП РФ, положения Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются. Нарушения таможенных правил являются разновидностью административных правонарушений и наиболее распространенным видом противоправного посягательства на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права.

Таможенное право включает в себя как и законодательные запреты, нарушение которых влечет за собой уголовную или иную ответственность, так и большое количество общеобязательных таможенных правил, которые обязаны соблюдать и выполнять физические и юридические лица – граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации. Сферу таможенного дела могут затрагивать как правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, так и деликты в области финансов, налогов и сборов, а также предпринимательской деятельности; посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, на общественный порядок и общественную безопасность.

Таким образом, следует отметить, что таможенно-правовая ответственность, как предметная разновидность института административной ответственности, представляет собой совокупность относительно обособленных правовых норм, которые регулируют общественные отношения и возникают в результате совершения административных правонарушений в области таможенного дела.

Общим для всех видов нарушений таможенных правил яв­ляется то, что все они в той или иной степени посягают на уре­гулированные нормами таможенного права общественные от­ношения — таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различа­ются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам тамо­женного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Административная ответственность физических лиц за правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) наступает в случае, если эти нару­шения по своему характеру не влекут за собой уголовной от­ветственности. Лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела, несет ответственность на основа­нии законодательства, действующего во время совершения пра­вонарушения. Акты законодательства, смягчающие или отменяющие от­ветственность за административные правонарушения в облас­ти таможенного дела, имеют обратную силу, а акты законодательства, устанавливающие или усили­вающие эту ответственность, обратной силы не имеют.

Иностранные лица несут ответственность на общих осно­ваниях с российскими лицами. Это же правило распространя­ется и на лиц без гражданства.

Военнослужащие и призванные на военные сборы гражда­не, сотрудники органов внутренних дел, органов Внешней раз­ведки, органов Федеральной службы безопасности, сотрудни­ки иных военизированных организаций, а также иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответствен­ность за нарушения таможенных правил на общих основаниях. Исключение лишь в том, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и совершившим при этом наруше­ние таможенных правил, не может быть применено админист­ративное наказание в виде штрафа.

Привлечение юридических лиц к административной ответ­ственности за правонарушения в области таможенного дела не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за нарушение ими таможенных правил. Применение мер воздействия за административное право­нарушение в области таможенного дела не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты та­моженных платежей и выполнения других предусмотренных Таможенным кодексом РФ требований.

При совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил административное наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Если же лицо совер­шило несколько правонарушений, дела о которых рассматри­ваются одним и тем же органом или должностным лицом, то наказание назначается в пределах только одной санкции.

Административная ответственность за нарушения таможенных правил, предусмотренная КоАП РФ, наступает лишь в тех случаях, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством: некоторые из составов административных правонарушений (например, ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ) не влекут за собой применение административных наказаний, т.к. в совершенном правонарушении имеются признаки уголовной ответственности (ст. 188 1 , 194 УК РФ), которые обладают повышенной степенью общественной опасности.

Среди нарушений таможенных правил, совершаемых физическими лицами, существуют и такие деяния, ответственность за которые очень тесно граничат с преступлениями: грубые правонарушения, посягающие на установленные таможенным законодательством основные положения таможенного регулирования и наносящие реальный ущерб экономическим интересам и безопасности государства (например, незаконное перемещение товаров и транспортных средств (ст. 16.1 КоАП РФ), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ) и другие деяния).

Тем важнее и актуальнее является необходимость правильной квалификации нарушений таможенных правил, которая обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физического лица, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых физическому лицу наказаний.

Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011. – 256 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текс с изм. и доп. на 15 сентября 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 400 с. – (Российское законодательство).

Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2010. – 232 с.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: Учеб. пособие. — М., 2007. – 312 с.

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.

Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2006. — № 5.

Тимошенко И.В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 344 с.

Хомяков Л.Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.

1 Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 188 УК РФ утратила силу.

Похожие статьи

Административная ответственность в области таможенного.

административная ответственность, Российская Федерация, РФ, правило, дело, нарушение, лицо, правонарушение, Таможенный кодекс, область.

К вопросу о правовой квалификации административных.

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

Простые и длящиеся административные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит широкий перечень административных правонарушений в области таможенного дела. За совершение подобных деликтов устанавливается административная ответственность.

Административное расследование нарушений таможенных.

административная ответственность, Российская Федерация, РФ, правило, дело, нарушение, лицо, правонарушение, Таможенный кодекс, область. Подпишитесь на нашу рассылку

РФ, административное правонарушение, дело, Федеральная.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

К вопросу об административной ответственности за.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, таможенная граница, дело, Российская Федерация, таможенный орган, правонарушение, Советский районный суд, административное наказание.

Так, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Правовое регулирование административного процесса по.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность. О практике применения ст. 5.

К вопросу о квалификации административных правонарушений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность.

Административное наказание за нарушение таможенных правил

  1. Система административных наказаний, назначаемых за нарушения таможенных правил.

Административные наказания за нарушения таможенных правил — установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Меры административной ответственности устанавливаются в целях частной и общей превенции (ст. 3.1 КоАП РФ). Статья 3.2. КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, который может быть изменен только путем внесения дополнений в данную статью. Нарушениям таможенных правил посвящена глава 16 КоАП РФ. За совершение НТП законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности: предупреждение, административный штраф, конфискацию. В целом меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные. К числу основных мер административной ответственности, назначаемых за совершение НТП, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета НТП может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Согласно части 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно НТП может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из мер ответственности, указанных в санкциях статей главы 16 Особенной части КоАП РФ.

Предупреждение — мера административной ответственности, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) имущественная санкция, денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается в фиксированной сумме: для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 50 тыс. руб.; для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (имеется в виду рыночная цена на день обнаружения правонарушения);

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных платежей.

Согласно части 2 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемый в фиксированной сумме, не может быть менее 100 руб. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета НТП, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости (ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ).

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения

с ними контракта о прохождении военной службы. Штраф является основным видом наказания и в качестве за-

мены других мер административной ответственности применяться не может.

Закон предусматривает также основания для упрощенного порядка производства по делу о НТП, а следовательно, исполнения предупреждения либо взыскания административного штрафа на месте совершения правонарушения (ст. 28.6, 32.2, 32.3 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в сфере таможенного дела — это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). Конфискация назначается только в судебном порядке. Указанный вид наказания следует отличать u1086 от такой меры процессуального обеспечения производства по делу о НТП, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП РФ), а также от изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ). Существует два обязательных условия, при которых лицо не подлежит административной ответственности: совершение противоправного деяния в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), а также невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ). По своему содержанию и юридическим последствиям для лиц, совершивших административные правонарушения, основания освобождения от административной ответственности схожи с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Однако круг оснований для освобождения от административной ответственности более широк. Итак, в качестве оснований для освобождения от административной ответственности можно выделить также и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении:

отсутствие события правонарушения;

отсутствие состава административного правонарушения (в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения соответствующего возраста, невменяемость физического лица);

действие лица в состоянии крайней необходимости;

издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административной ответственности;

отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

истечение срока давности привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.5 КоАП РФ);

смерть физического лица (п. 1—6, 8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Отдельные лица, являющиеся субъектами НТП, в силу законодательно установленных условий реально не становятся субъектами ответственности, например, в случае признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ). Законодатель освобождает отдельных лиц от административной ответственности в силу особенностей их правового статуса:

Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и др. — за деяния, совершенные им в период исполнения своих полномочий.

В случае замены административного наказания уголовным одному и тому же физическому лицу(при обнаружении в НТП признаков преступного посягательства), такое лицо административной ответственности не подлежит. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела признается КоАП обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 7 ч. 1 ст. 24.5).

Данное правило не исключает двухсубъектности административной ответственности: при одновременном возбуждении дела о НТП в отношении руководителя организации и юридического лица при обнаружении в ходе административного расследования в деянии должностного лица признаков преступления (и, как следствие, — привлечение его к уголовной ответственности), не исключает административной ответственности самой организации. Кодекс устанавливает также ограничения административной ответственности, связанные с личностью правонарушителя: например, административный штраф не может применяться к солдатам и другим лицам (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административные наказания за совершение таможенных правонарушений

Охранительные нормы гл. 16 КоАП содержат перечень санкций (наказаний), являющихся мерой ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела. Правила установления и назначения административных наказаний рассмотрены в гл. 3 и 4 КоАП. Общее определение административного наказания содержится в ст. 3.1 КоАП. Из него следует, что административное наказание за нарушение таможенных правилэто установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела.

Меры административной ответственности применяются как в карательных целях, так и в целях общей и частной превенции: для предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Карательная природа административного наказания состоит в том, что правонарушитель лишается какого-либо субъективного права (лишение права собственности при назначении конфискации товаром и транспортных средств) или на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Статьей 3.2 КоАП установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:

  • — предупреждение;
  • — административный штраф;
  • — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • — административный арест;
  • — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • — дисквалификация;
  • — административное приостановление деятельности;
  • — обязательные работы.
  • Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл. 16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

  • • предупреждение;
  • • административный штраф;
  • • конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.
  • При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — дополнительным, т.е. может выступать в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер ответственности степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.

    Предупреждениемера административною наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

    Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).

    Устное предупреждение, замечание или порицание правонарушителя не могут рассматриваться как административное наказание. Данное наказание играет профилактическую роль. Оно относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что уполномоченные должностные лица таможенных органов официально разъясняют лицу противоправный характер его действий, требуя их прекратить, устранить допущенные нарушения, и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

    Наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств — членов Таможенного союза (ст. 45 КоАП Республики Казахстан и ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь). Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В гл. 16 российского КоАП санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5), несоблюдением порядка таможенного транзита (ст. 16.10), нарушением правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15) и нарушением правил предоставления в таможенный орган информации об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 16.23).

    Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц — участников ВЭД.

    Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в гл. 32 КоАП. Статья 32.1 определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.

    Административный штраф — относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей гл. 16 КоАП, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Величина административного штрафа устанавливается:

  • • в фиксированном размере;
  • • в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п. 3 ст. 3.5 КоАП);
  • • в величине, кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов, сборов, и не может превышать се трехкратный размер.

На основании п. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет государства в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в ст. 32.2 КоАП и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, и не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию (п. 1 ст. 3.7 КоАП) и является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Анализ норм гл. 16 КоАП указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями 11 статей из 24.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения.

Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, не применяется в отношении должностных лиц.

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Глава 4 КоАП закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае назначения наказаний при нарушении таможенных правил:

  • • административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
  • • при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • • при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • • назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  • • никто не может нести административную ответственность дважды за одно административное правонарушение.
  • При назначении наказания учитывается система факторов субъективного и объективного характера, позволяющая уполномоченным должностным лицам таможенных органов и судов не применять административные наказания к лицам, допустившим нарушение таможенных правил:

  • 1) при выявлении признака малозначительностиправонарушения должностные лица при разрешении дела могут освобождать виновных лиц от наказания, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Малозначительность связана с причинением малого материального и нематериального вреда нарушенным общественным отношениям. Критерии малозначительности таможенных правонарушений в законе не определены, это категория оценочная и формируется в процессе правоприменительной деятельности;
  • 2) при отсутствии какого-либо элемента состава правонарушения,не позволяющем оценивать событие как наказуемое деяние:
    • • недостижение физическим лицом 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП);
    • • невменяемость лица, которая характеризует психическое состояние физического лица, заключающееся в неспособности по состоянию здоровья, уровню социально-психического развития осознавать фактический характер своих действий и их вредность, а также руководить ими в момент (или во время) совершения правонарушения и тем самым нести ответственность (ст. 2.8 КоАП);
    • • действие в состоянии крайней необходимости, т.е. причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП);
    • • наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Это события, вредные последствия которых не могли быть предотвращены лицом всеми доступными ему средствами. К таковым относятся явления стихийного характера. Наличие подобных обстоятельств подлежит обязательному доказыванию самим субъектом правонарушения. Например, ст. 157 ТК ТС предписывает соблюдение обязательной последовательности действий таможенным перевозчиком в случае действия непреодолимой силы, за несоблюдение которой предусмотрено наказание по ст. 16.6 КоАП: принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган на территории Таможенного союза либо иное место, указанное таможенным органом;
    • • смерть физического лица, в отношении которого возбуждено административное производство.
  • Для максимально справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приводится в законе (ст. 4.2 КоАП) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать смягчающими иные не указанные в законе обстоятельства.

    Учет обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении административного наказания, основывается на принципах:

  • • гуманности права, например, при совершении административного правонарушения в состоянии аффекта несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • • поощрения позитивного поведения правонарушителя, например: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
  • Перечень отягчающих обстоятельств установлен в ст. 4.3 КоАП, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. По своему содержанию отягчающие обстоятельства относятся к характеристике содеянного, увеличивающей степень его общественной опасности. Например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    Отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, но которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП, т.е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (в течение года со дня окончания исполнения лицом административного наказания).

    При назначении административного наказания необходимо учитывать порядок действия административного законодательства во времени. Особое значение этот фактор приобретает в случае издания акта амнистии и отмены закона, установившего административную ответственность, что исключает возможность наказания виновного лица. В административном законодательстве действует общий принцип действия норм во времени: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП). Однако закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение (либо иным образом улучшающий положение лица), имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Особое внимание при назначении наказания следует уделять оценке таких временных характеристик правонарушений, как сроки давности. Истечение этих сроков является исключающим фактором для назначения наказания (ст. 4.5 КоАП) либо исполнения наказания (ст. 31.9 КоАП).

    В первом случае речь идет о сроке давности привлечения к административной ответственности, а во втором — о сроке давности исполнения постановления о назначении административного наказания. По таможенным правонарушениям первый из них составляет два года с момента совершения правонарушения (либо выявления правонарушения), а второй — два года с момента вступления постановления в силу.

    Для правильного исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил особое значение имеет отнесение правонарушений к длящимся с учетом формы деяния (действие или бездействие).

    Особенности определения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил приведены в табл. 11.2.

    Таблица 11.2

    Тип и форма правонарушения

    Начало отсчета срока давности

    Пример нарушения таможенных правил

    Не длящееся в форме действия

    День, следующим за днем нарушения таможенных правил

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.

    Не длящееся в форме бездействии

    День, следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности в сфере таможенного дела

    Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

    Длящееся (действие, бездействие)

    День обнаружения нарушения таможенных правил

    Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ

    Закон определяет единственное основание приостановления срока давности: при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется административное производство, о рассмотрении дела по месту его жительства (п. 5 ст. 4.5 КоАП).

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *