Должен ли пенсионер — предприниматель платить взносы в Пенсионный фонд. Пенсионер и обязательное страхование

Сен 6, 2019 Законы

Должен ли пенсионер — предприниматель платить взносы в Пенсионный фонд?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

24 августа 2015 09:40

Пенсионеры — индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в порядке, предусмотренном для самозанятого населения, то есть для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств, нотариусов и адвокатов, которые занимаются частной практикой, и арбитражных управляющих.* Федеральным законодательством не предусмотрены основания для освобождения пенсионеров-предпринимателей от уплаты страховых взносов.

В Тверской области зарегистрировано 30,8 тысячи страхователей — предпринимателей, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере, в том числе около трех тысяч — пенсионеры.

Напоминаем, в 2015 году размер страховых взносов для пенсионеров-предпринимателей по-прежнему определяется исходя из суммы дохода за год. При величине дохода за год ниже 300 тысяч рублей страхователю необходимо уплатить в Пенсионный фонд 22 261,38 рубля, в том числе на обязательное пенсионное страхование — 18 610,80 рубля, на обязательное медицинское страхование — 3 650,58 рубля. Если доход превысит установленный порог, то к фиксированному размеру прибавляется 1% с дохода, превышающего 300 тысяч рублей. При этом установлен максимальный размер страхового взноса в сумме 148 886,40 рубля, что определяется как произведение восьмикратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Предпринимателям не нужно сообщать в Пенсионный фонд размер своего дохода. Это будет делать Федеральная налоговая служба, куда самозанятое население сдает свои декларации. Но если этот документ не будет сдан вовремя, Пенсионный фонд взыщет с нарушителя страховой взнос в максимальном размере.

Периодичность уплаты страховых взносов в фиксированном размере страхователь может выбрать на свое усмотрение — либо единовременно, либо несколькими платежами в течение года, но не позднее 31 декабря текущего года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 тысяч рублей, уплачиваются не позднее 1 апреля календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В Тверской области около 1800 пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями, имеют задолженность по страховым взносам. Общий размер их задолженности составляет 37,9 млн. рублей. Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание задолженности может осуществляться за счет удержаний из пенсии должника.

Узнать о сумме задолженности можно в управлении ПФР по месту регистрации, а сформировать платежные документы — с помощью электронного он-лайн сервиса «Формирование платежных документов», или с помощью Программы для расчета страховых взносов для самозанятого населения, размещенных на интернет-странице Отделения ПФР по Тверской области.**

* Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы по доптарифу необходимо платить и за работников-пенсионеров

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Комментарий к Определению ВС РФ от 07.09.2020 № 309 КГ18-5069

В Определении ВС РФ от 07.09.2020 № 309?КГ18-5069 рассмотрен спор о начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам на суммы выплат работающим пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях.

Напомним, что ст. 428 НК РФ установлены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, а именно:

  • для плательщиков, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400?ФЗ [1] , применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 % (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи);
  • для плательщиков, названных пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, обозначенных в п. 2 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400?ФЗ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 % (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи).
  • Согласно п. 3 ст. 428 НК РФ для плательщиков, указанных выше, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в п. 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

    Класс условий труда

    Подкласс условий труда

    Дополнительный тариф страхового взноса

    К сведению:

    В комментируемом определении рассматривается период, в котором действовал Федеральный закон № 212?ФЗ [2] , положения ст. 58.3 этого закона аналогичны положениям ст. 428 НК РФ и действовали до 31.12.2016.

    По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

    Позиция 1. На выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях, начисляются пенсионные взносы по дополнительным тарифам.

    Сотрудники Минтруда в своем Письме от 05.06.2013 № 17?3/10/2?3105 (направлено ПФР для сведения и использования в работе Письмом от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649) отмечают, что согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212?ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются для плательщиков страховых взносов – организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в видах работ, указанных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173?ФЗ [3] .

    При этом упомянутые страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212?ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона № 212?ФЗ. Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в ст. 9 Федерального закона № 212?ФЗ не названы.

    Следовательно, на основании ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212?ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в соответствующих видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, которые выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но которые продолжают работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

    От редакции:

    Разъяснения Минтруда даны в период действия федеральных законов № 212?ФЗ и 173?ФЗ (в настоящее время это Федеральный закон № 400?ФЗ), но положения, касающиеся дополнительных страховых взносов и видов работ для льготной пенсии, не изменились.

    Указанную позицию сотрудников Минтруда поддержал Верховный суд в комментируемом определении. Свою позицию ВС РФ аргументировал следующим:

  • страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений;
  • выплаты в пользу лиц, являющихся получателями упомянутых досрочных пенсий и продолжающих работать в особых условиях труда, не поименованы в качестве исключения из объекта обложения страховыми взносами;
  • из положений ст. 6 Федерального закона № 27?ФЗ [4] следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ;
  • дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
  • Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

    Аналогичные выводы были сделаны в Постановление АС ДВО от 05.12.2017 № Ф03-4649/2017, в нем арбитры пришли к выводу о том, что на выплаты в пользу лиц, которые выработали льготный стаж и получают досрочную пенсию, но продолжают трудиться в особых условиях, взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке.

    Позиция 2. На выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж, получают трудовую пенсию по старости в связи с работой особых условиях труда и продолжают работать в тех же условиях, пенсионные взносы по дополнительным тарифам не начисляются.

    Такая позиция отражается в Постановлении АС УО от 19.01.2020 № Ф09-8054/17. В нем арбитры отметили, что оснований облагать взносами по дополнительным тарифам выплаты лицам, которые выработали льготный стаж и получают досрочную пенсию, но продолжают работать в особых условиях, нет. Данный вывод они аргументировали тем, что работающим пенсионерам учреждения уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости, что исключает возникновение обязательств со стороны ПФР по досрочному назначению пенсии, в связи с чем применение в такой ситуации дополнительного тарифа не соответствует целям установления последнего.

    Аналогичные выводы содержит Постановление АС УО от 02.09.2016 № Ф09-8783/16.

    В заключение отметим, что, судя по последней арбитражной практике, на выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях, начисляются пенсионные взносы по дополнительным тарифам.

    [1] Федеральный закон от 28.12.2013 № 400?ФЗ «О страховых пенсиях».

    [2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    [3] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173?ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    [4] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27?ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

    Союз пенсионеров Петропавловск-Камчатского городского округа

    Местная общественная организация

    Где пенсионеру получить медицинскую страховку

    Вопрос, где пенсионеру получить медицинскую страховку, становится актуальнее с возрастом. Полис дает россиянину право претендовать на бесплатную врачебную помощь. Список обнаруженных заболеваний расширяется, вмешательство специалистов требуется не только в экстренных случаях, но и для профилактики.

    Что такое страховой медицинский полис

    Документ, гарантирующий врачебную помощь при наступлении страхового случая, называется медицинским полисом. Все услуги клиники оказывают бесплатно. В России существует обязательное мед. страхование и добровольное. О первом подробно говорит ФЗ №326 от 29.11.2010. Он определяет стандарты ОМС, порядок финансирования, объем оказываемых услуг.

    С полисом обязательного медицинского страхования россиянин вправе бесплатно получить услуги в любом регионе страны. Финансируется система из Фонда ОМС, который пополняется за счет взносов и налогов. Специального законодательного акта о ДМС не существует. Страховые компании разрабатывают собственные программы, опираясь на Гражданский Кодекс России и закон «Об организации страхового дела в РФ», принятый еще в 1992 году.

    Отличия ДМС и ОМС

    Услуги базовой программы обязательного медицинского страхования:

    • Диагностика, анализы.
    • Амбулаторное, стационарное лечение.
    • Реабилитация после болезней, операций.
    • Вакцинация несовершеннолетних, взрослых.
    • Профилактика.
    • Льготы на покупку лекарств.
    • Наблюдение детей.
    • ДМС – это платная мед.страховка. Она расширяет перечень случаев, попадающих под обеспечение. Порядок добровольного медицинского страхования определяется договором между поставщиком услуги и клиентом. Особенности ДМС:

    • выбор клиники клиентом;
    • оказание помощи в любое время суток;
    • большой перечень лечебных, диагностических услуг;
    • консервативная терапия, хирургия.
    • Преимущества для пенсионеров

      Программы ДМС, которые разработаны специально для пожилых, отличаются от стандартных пакетов. Медицинское страхование для пенсионеров ориентировано на выявление сердечных и связанных с сосудами заболеваний. К таким относятся часто встречающиеся у стариков гипертония, аритмия, инфаркт, инсульт.

      Стандартные услуги назначают на основании диагностики и анализов. За дополнительную плату можно в базовый пакет услуг включить стоматологию, госпитализацию на хороших условиях, МРТ. Покупка полиса ДМС для пенсионеров гарантирует качественные услуги без очередей, листов ожидания.

      Право на выдачу полиса

      Все граждане России должны иметь полис ОМС. Без этой страховки больницы, поликлиники и травмпункты оказывают только неотложную помощь. Другие услуги пациент должен оплатить по прейскуранту, даже если попадает в категорию лиц, которых страхует государство.

      Медполис положен:

    • Детям от рождения до 18 лет.
    • Неработающим пенсионерам.
    • Учащимся образовательных заведений всех уровней.
    • Безработным, которые стоят на учете центра занятости.
    • Работающим гражданам (кроме военнослужащих или приравненных к ним категорий).
    • Беженцам, официально принятым в РФ.
    • Иностранцам, проживающим на территории России.
    • Людям без гражданства, временно находящимся в РФ.
    • Лицам без определенного места жительства (бомжам).

    ДМС не оформляют:

  • инвалидам 1 группы;
  • носителям ВИЧ или больным СПИДом;
  • лицам, состоящим на учете от профильных диспансеров;
  • гражданам старше 75 лет.
  • Куда обращаться для получения страховки

    Для оформления полиса пенсионеру нужно обратиться в организацию, которая имеет лицензию на проведение страховых операций с физическими лицами. Основанием для оформления будет письменное заявление. Учреждение для оказания услуг выбирает страховщик, но желание клиента может быть учтено.

    Работающим пенсионерам

    Работодатель оформляет полис сам на основании трехстороннего договора с региональным центром обязательного страхования и работником. Отдельные организации дополнительно добавляют пакеты ДМС. Для этого назначенный руководителем ответственный собирает документы, затем по ним оформляет страховой полис на работающего пенсионера. При увольнении сотрудник обязан его вернуть.

    Неработающим пенсионерам

    Чтобы получить медицинский полис, неработающему пенсионеру нужно обратиться в территориальный офис страховой компании. Оформление проведут по письменному заявлению при предъявлении паспорта и пенсионного удостоверения. Изначально могут выдать временное свидетельство. На его основании оказываются те же услуги, что и при ОМС. Через месяц предоставят страховой полис.

    Военным

    Военнослужащие и приравненные к ним не подлежат обязательному медицинскому страхованию в период службы. Медицинские услуги они получают в клиниках Минобороны. Выйдя на пенсию, бывшие военные могут оформить полис ОМС от любой компании по месту регистрации и пользоваться бесплатными услугами согласно страховке.

    Другим категориям

    Предприниматели сами оформляют медполисы для себя, своих работников. Неработающие граждане, включая детей, студентов, получают документ у страховщиков. Лица с серьезными проблемами со здоровьем, например ограниченными физическими возможностями, полис медицинского страхования могут заказать с доставкой на дом.

  • удостоверение личности (для детей младше 14 лет – свидетельство о рождении);
  • подтверждение статуса неработающего;
  • доказательство места проживания.
  • Получение полиса в случае его утраты

    Если страховой полис утерян, необходимо обратиться в страховую компанию за дубликатом. Его номер такой же, как у оригинала. Форма документа остается прежней, оператор только заменит в базе данных изменившиеся пункты личной анкеты. Причины для повторного обращения за медполисом:

  • смена фамилии;
  • новая прописка;
  • неточности в договоре;
  • смена места работы.
  • Нужно ли пенсионеру уплачивать страховые взносы в ПФР после регистрации ИП?

    Вопрос от читателя Клерк.Ру Альбера Ивановича (г. Пермь)

    Я пенсионер 1945 г. рождения. Дома не сижу, зарегистрировал ИП. Недавно узнал, что согласно п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 107 я мог бы и не платить в накопительную часть трудовой пенсии. Когда я спросил об этом в пенсионном фонде, там сделали круглые глаза и сказали, что платить во все части обязательно. Что это? Некомпетентность работников ПФ РФ или я не прав? Ответьте, пожалуйста.

    В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей до 2010 года) ИП уплачивали страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.

    Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливался в размере 150 руб. в месяц. При этом на финансирование страховой части трудовой пенсии направлялось 100 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 50 руб. Лица 1966 года рождения и старше уплачивали фиксированный платеж только на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 100 руб. По накопительной части взносы на ОПС они не перечисляли. Такие разъяснения дали Конституционный Суд РФ в Определениях от 12.04.2005 N N 164-О и 165-О, от 12.05.2005 N 183-О и Высший Арбитражный Суд РФ в п. 2 Информационного письма от 11.04.2006 N 107.

    Приведенной позицией руководствовались и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 20.05.2009 N Ф09-3187/09-С2, ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-9298/07-16).

    Однако с 2010 года ст. 28 вышеуказанного закона изложена в новой редакции, согласно которой ИП уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

    В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г. также указано, что ИП уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

    Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ).

    В силу ч. 1 и 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. при исчислении стоимости страхового года ИП применяют тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — 20%.

    МРОТ на начало 2010 г. составил 4330 руб., поэтому сумма взносов в ПФР за 2010 год равна — 10 392 руб. (4330 руб. x 20% x 12). При этом предприниматели 1966 года рождения и старше всю эту сумму перечисляют на страховую часть трудовой пенсии, а предприниматели 1967 года рождения и моложе — 7274,40 руб. (4330 руб. x 14% x 12) на страховую часть и 3117,60 руб. (4330 руб. x 6% x 12) на накопительную. Такой порядок закреплен п. 1 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.

    Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

    Работающие пенсионеры не поддались учету

    В I квартале резко сократилась численность работающих пенсионеров: с 15 млн на 1 января до 9,6 млн к 1 апреля, пишет Счетная палата в докладе об исполнении бюджета. Такое сокращение – на 36% – не могло не отразиться на сумме, запланированной Пенсионным фондом (ПФР) на индексацию страховой пенсии только неработающим пенсионерам, указывает Счетная палата.

    Правительство решило, что в 2016 г. пенсии тех, кто работает, индексироваться не будут, пообещав полностью возместить упущенное, когда пенсионер прекратит работать. Сэкономить на отказе от индексации предполагалось 87,1 млрд руб., следует из проекта бюджета ПФР. Но в итоге получилось почти вдвое меньше: из-за уточнения численности работающих пенсионеров дополнительно на межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование потребовалось 40,6 млрд руб., сообщил представитель Минтруда.

    Однако и в Минтруде, и в ПФР опровергают данные Счетной палаты о масштабах сокращения количества работающих пенсионеров. По данным Минтруда, оно сократилось до 9,6 млн человек, но с 9,9 млн, а не с 15 млн. Представитель ПФР говорит, что цифры у Минтруда верные.

    На 1 января считались работающими действительно около 15 млн пенсионеров, объясняет представитель Минтруда, столько работало в течение 2015 г. хотя бы непродолжительное время. Именно эта цифра вошла и в расчеты бюджета ПФР на 2016 г. Впоследствии ее уточнили, решив ориентироваться не на среднегодовую численность занятых пенсионеров, а на их точное число по данным персонального учета на конец III квартала 2015 г. Исходя из новых данных пришлось пересчитать и сэкономленную сумму.

    Сокращение занятых пенсионеров более чем на 5 млн за квартал – это угрожающе много, не исключает ошибки директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По ее словам, чиновники нередко путают среднегодовой показатель и показатель на конкретную дату. Считает ошибкой эту цифру и директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.

    Но и сравнивать III квартал с I кварталом неправильно, утверждают Гимпельсон и Малева: это мало что говорит о реальной динамике, так как занятость имеет сезонный характер. Например, в сентябре она выше, чем в декабре или марте, отмечает Гимпельсон.

    По данным Росстата, в марте 2016 г. в сравнении с прошлым сентябрем экономически активное население (те, кто работает или ищет работу) сократилось на 0,9 млн человек. В сравнении с мартом 2015 г. количество экономически активных не изменилось (76,1 млн), как и число занятых (71,6 млн). При этом занятость на крупных и средних предприятиях за год по март 2016 г. сократилась на 0,8 млн человек при почти неизменной безработице: это означает, что 0,8 млн рабочих мест появилось на сером рынке труда. За первое полугодие 2016 г. число плательщиков взносов в ПФР сократилось почти на 70 000, или на 1,2%, пишет Счетная палата. Среди занятых на белом рынке в марте 2016 г. 10% работали неполное рабочее время (годом ранее – 9,4%).

    По данным Росстата, на долю заработка приходится треть дохода среднестатистической семьи, состоящей только из пенсионеров; 74% работающих пенсионеров среди причин, побуждающих работать, указали нехватку денег на текущее потребление. За последние 10 лет доля работающих пенсионеров выросла на две трети – до 35,7% на начало 2016 г. (см. график). Соотношение средней пенсии к средней зарплате увеличилось с 25,6 до 35,2%, однако каждый восьмой пенсионер (12%) получает пенсию в размере прожиточного минимума. С учетом его роста в ситуации заниженной индексации пенсий в этом году на доплату до прожиточного минимума потребуется почти вдвое больше предусмотренных в бюджете ПФР 43,9 млрд руб., полагает Счетная палата.

    Вряд ли отмена индексации привела к массовому уходу пенсионеров с рынка труда, сомневается Гимпельсон: ее размер слишком незначителен. Пенсии в 2016 г. правительство решило индексировать всего на 4%. Если зарплата намного выше пенсии, то люди, конечно, предпочтут зарплату, а если ненамного – то выбирают пенсию, возражает Малева: она гарантирована, а с работы могут и внезапно уволить. «Помимо асимметричной индексации люди получили от правительства сигнал, что неработающие пенсионеры – в более привилегированном положении», – говорит Малева. Уход пенсионеров с рынка труда, как и в тень, неудивителен, считает она: отмена индексации и разговоры о повышении пенсионного возраста мотивируют людей прочно занять свое законное положение пенсионера.

    Из-за уменьшения численности молодых когорт рынок труда к 2030 г. сократится на 10 млн человек, это население целой Греции, продолжает Малева: «Когда сокращается число экономически активных, надо задерживать на рынке людей пенсионного возраста». Отмена индексации пенсий работающим нанесла долгосрочный ущерб и пенсионной системе, уверена Малева. Вместо единой стоимости пенсионного балла получилось две разные (у тех, кому индексировали пенсию, и у тех, кому нет). Кроме того, правительство отказалось от обязательств индексировать пенсии на уровень инфляции спустя всего год после введения новой формулы, напоминает она: государству, нарушившему свои пенсионные обязательства, настаивать на их выполнении всеми остальными будет сложно.

    Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна

    В настоящее время кризисом пенсионного режима охвачено большинство стран. Главная причина заключается в старении нации, когда трудоспособное население испытывает трудности с содержанием большого количества пенсионеров. Необходимость пенсионной реформы назрела и в России тоже. На замену трудовой пенсии пришла страховая пенсия по старости, с начала 2016 года её правила получения были изменены. Государственная социальная политика в Российской Федерации, направленная на улучшение уровня жизни и покровительство, выделило обязательное социальное страхование в отдельную ветвь системы социальной защиты согласно законодательным актам. Государство разработало ряд юридических, экономических и координационных мероприятий, которые легли в основу системы обязательного пенсионного страхования. Все они ориентированы на поддержку населения путем назначения компенсаций и осуществления их выдачи при возникновении страховых рисков , связанных с наступлением старости, потери кормильца, инвалидности. Новым понятием и важной составляющей пенсионной реформы является страховая пенсия . Её полное определение и порядок исчисления установлены в 2013 году. Именно эта часть пенсионного вознаграждения является основой всей структуры пенсионных накоплений. По действующим в рамках закона нормам страховщик исполняет обязательства, возложенные на него перед лицом, застраховавшим себя на случай возникновения страхового случая. По определению, данному в законодательстве, страховая пенсия это выплата застрахованному лицу ежемесячного денежного пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью вследствие возраста либо инвалидности. В статье рассмотрены понятие страховой пенсии и условия её получения.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна

    THE ISSUES OF PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

    Currently, the crisis of the pension regime involves most of the countries. The main reason is the aging of the nation, when the working-age population has difficulties with maintaining a large number of pensioners. The need for pension reform has ripened in Russia, too. To replace the labor pension came insurance old-age pension , starting in 2016, her receipt rules have changed. State social policy in the Russian Federation, aimed at improving living standards and patronage allocated to mandatory social insurance in a separate branch of the social protection system under legislation. The government has developed a number of legal, economic and coordination activities, which formed the basis of the system of mandatory pension insurance. All they are focused on the support of the population through the appointment of a compensation and the implementation of their issuance upon the occurrence of the insured risks associated with the onset of old age, survivors’, disability . New concept and important part of the pension reform is pension insurance. Its complete definition and procedure for calculating installed in 2013. This part of the pension remuneration is the Foundation of the entire structure of pension savings. By operating under the statutory requirements, the insurer performs the obligations assigned to it before the person insure themselves in case of occurrence of the insured event. According to the definition given in the legislation, insurance pension a payment to the insured person’s monthly cash benefit due to incapacity for work due to age or disability . The article cons >pension and the conditions for its receipt.

    Текст научной работы на тему «Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации»

    ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

    Аннотация. В настоящее время кризисом пенсионного режима охвачено большинство стран. Главная причина заключается в старении нации, когда трудоспособное население испытывает трудности с содержанием большого количества пенсионеров. Необходимость пенсионной реформы назрела и в России тоже. На замену трудовой пенсии пришла страховая пенсия по старости, с начала 2016 года её правила получения были изменены. Государственная социальная политика в Российской Федерации, направленная на улучшение уровня жизни и покровительство, выделило обязательное социальное страхование в отдельную ветвь системы социальной защиты согласно законодательным актам. Государство разработало ряд юридических, экономических и координационных мероприятий, которые легли в основу системы обязательного пенсионного страхования. Все они ориентированы на поддержку населения путем назначения компенсаций и осуществления их выдачи при возникновении страховых рисков, связанных с наступлением старости, потери кормильца, инвалидности. Новым понятием и важной составляющей пенсионной реформы является страховая пенсия. Её полное определение и порядок исчисления установлены в 2013 году. Именно эта часть пенсионного вознаграждения является основой всей структуры пенсионных накоплений. По действующим в рамках закона нормам страховщик исполняет обязательства, возложенные на него перед лицом, застраховавшим себя на случай возникновения страхового случая. По определению, данному в законодательстве, страховая пенсия — это выплата застрахованному лицу ежемесячного денежного пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью вследствие возраста либо инвалидности. В статье рассмотрены понятие страховой пенсии и условия её получения.

    Ключевые слова: Пенсия, пенсионная реформа, пенсионные выплаты, трудовая пенсия, страховая пенсия, накопительная пенсия, государственное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное страхование, трудоспособность, трудовая деятельность, иждивенцы, страховщик, страхователь, риски.

    THE ISSUES OF PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

    Bykova Natalia Nikolaevna, senior lecturer in the Department of «Finance and credit» Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economical science, head of Department «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: [email protected])

    Abstract. Currently, the crisis of the pension regime involves most of the countries. The main reason is the aging of the nation, when the working-age population has difficulties with maintaining a large number of pensioners. The need for pension reform has ripened in Russia, too. To replace the labor pension came insurance old-age pension, starting in 2016, her receipt rules have changed. State social policy in the Russian Federation, aimed at improving living standards and patronage allocated to mandatory social insurance in a separate branch of the social protection system under legislation. The government has developed a number of legal, economic and coordination activities, which formed the basis of the system of mandatory pension insurance. All they are focused on the support of the population through the appointment of a compensation and the implementation of their issuance upon the occurrence of the insured risks associated with the onset of old age, survivors’, disability. New concept and important part of the pension reform is pension insurance. Its complete definition and procedure for calculating installed in 2013. This part of the pension remuneration is the Foundation of the entire structure of pension savings. By operating under the statutory requirements, the insurer performs the obligations assigned to it before the person insure themselves in case of occurrence of the insured event. According to the definition given in the legislation, insurance pension — a payment to the insured person’s monthly cash benefit due to incapacity for work due to age or disability. The article considers the concept of pension and the conditions for its receipt.

    Keywords: Pension, pension reform, pension payments, retirement pension, insurance pension, funded pension, pension insurance, pension insurance, disability, employment activity, dependents, the insurer, the insured, risks.

    Тема пенсионного страхования является крайне актуальной для большинства стран, так как настоящая система пенсионных выплат не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. То немногое, что можно сделать — это позаботиться о своем будущем еще в молодости самостоятельно, подписав договор по предоставлению добровольного пенсионного страхования [1].

    В большом количестве развитых стран средства на обеспечение пенсиями граждан поступают из нескольких источников: государственных пенсионных фондов, корпоративных отраслевых пенсий и индивидуальных пенсий, получаемых согласно договору. Причем это примерно одинаковые части поступлений. Свидетельство этому — их пенсионные выплаты [2].

    Именно страховые компании — основные поставщики услуг, позволяющие отложить некоторые суммы средств к достижению пенсионного возраста. Это можно объяснить многими причинами:

    1. Особенности налогообложения этих взносов и выплат по ним, которые полностью либо большей долей не

    облагаются никакими налогами на средства, либо другими.

    2. Роль государства, которая минимизирована в процессе формирования и выплат пенсий.

    3. Выгодность и возможность получения больших сумм в российской системе страхования.

    Исходя из этих пунктов, такой подход — единственный возможный реальный механизм осуществления накоплений для пенсионеров, к тому же безальтернативный. Пенсионное страхование может стать очень выгодным для многих людей [3].

    Пенсионное страхование — одна из разновидностей страхования жизни, при котором выплаты суммы страховки производят после момента вступления застрахованного человека в пенсионный возраст, т. е. выхода на пенсию. Оно может быть обязательным (далее по тексту — ОПС) и добровольным (далее по тексту — ДПС).

    Для получения пенсионных выплат гражданину необходимо иметь свидетельство обязательного пенсионного страхования. Обязательным страхованием заведует государство — оно является страховщиком и гарантом

    Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ .

    Обязательное пенсионное страхование — это основа будущей пенсии физического лица. Этот вид пенсионного страхования обусловлен законом и распространяется на всех граждан страны [4].

    Согласно пенсионной реформе, любой гражданин обязан быть застрахованным [5, 6, 7]. Это означает, что на каждого застрахованного открывается счет в пенсионном фонде [8].

    На этот счет работодатель из официально проведенной по бухгалтерии заработной платы застрахованного лица отчисляет взносы. Вот из этих регулярных взносов и формируется пенсия каждого гражданина [9].

    Пенсионные фонды инвестируют эти деньги в финансовый рынок, что позволяет образовать некую накопительную часть. Если хозяин счета не дает распоряжений относительно накопительной части, то пенсионный фонд перечисляет эти деньги в государственную управляющую компанию [10].

    Страхователь также может указать в качестве распорядителя учреждения не государственной формы [11]. А когда наступает пенсионный возраст, то клиент (страхователь) получает пенсию, которая формируется из суммы сделанных взносов плюс доходы от инвестирования накопительной части

    Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии физического лица являются взносы, которые уплачивают за него работодатели в Пенсионный фонд России (далее по тексту — ПФР) в течение всей трудовой жизни [12].

    Для функционирования обязательной системы пенсионного страхования государством были заложены в его основу основополагающие принципы, такие как:

    — централизация, единство, наличие общегосударственного значения;

    — безусловность уплаты взносов по страховке в ПФР;

    — гарантированность выплат со стороны государства застрахованным лицам;

    — общность интересов по материальным обязательствам среди субъектов независимо от территориальной принадлежности;

    — отчисленные финансовые средства в ПФР становятся общегосударственной собственностью;

    — распределение финансов осуществляется централизованно по регионам и отраслям;

    — независимость денежных средств системы;

    — оказание поддержки пенсионерам с целью сохранения уровня жизни;

    — соразмерность платежей по страховке и осуществляемым выплатам;

    — назначение размера средств, подлежащих оплате, производится в зависимости от выслуги лет, начисленных к уплате сумм заработной платы, суммы пенсионных накоплений;

    — использование взносов от страхования по прямому назначению;

    — персонификация поступивших взносов по страховке [3].

    В рамках обязательного пенсионного страхования у всех работающих граждан 1967 года рождения и моложе формируются два типа пенсий — страховая и накопительная [13].

    Обе пенсии формируются за счет обязательных страховых взносов, которые работодатели уплачивают в ПФР в пользу своих работников.

    Размер страховых взносов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации [14].

    В основном размер страховых взносов работодателя составляет 22% с фонда официальной заработной платы работников — с суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы и 10% — с суммы превышения установленной предельной величины базы.

    Размер ставки страховых взносов неустойчив и для

    каждой категории работодателей устанавливается индивидуально [15, 16, 17, 18, 19].

    Взносы поступают на лицевой счет работника в ПФР и или целиком идут на финансирование страховой пенсии, или делятся на две части: 16% идут на страховую пенсию, 6% — на накопительную.

    Основные особенности страховой пенсии таковы:

    — формируется по распределительному принципу исключительно в ПФР;

    — с 2015 года учитывается на счетах работающих граждан не в рублях, а в баллах, стоимость которых ежегодно устанавливается Правительством РФ и зависит от состояния экономики страны;

    — не подлежит наследованию, фактически средства страховых взносов направляются на выплаты нынешним пенсионерам.

    Накопительная пенсия имеет следующие особенности:

    — по выбору граждан может формироваться в ПФР или негосударственном пенсионном фонде (далее по тексту — НПФ);

    — учитывается на лицевых счетах граждан в рублях;

    — инвестируется на финансовом рынке;

    31 декабря 2015 года завершился период, отведенный гражданам России на выбор варианта формирования двух пенсий — страховой и накопительной.

    Обязательное пенсионное осуществляют на случаи ухода на пенсию:

    — по наличию выработанного трудового стажа;

    — при приобретении/оформлении инвалидности.

    Выплаты при таком виде страхования переводятся

    через Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Осуществляется обязательное страхование страной, а взносы выплачиваются посредством налога работодателями. Получать выплаты граждане имеют право по факту наступления пенсионного возраста.

    На сегодня функционируют два типа государственных пенсий: социальная и трудовая. Вторая наступает по достижении 55 лет женщинами, 60 — мужчинами.

    Следует сразу заметить, что в последнее время все чаще поднимается вопрос о повышении пенсионного возраста, причина опять-таки в социальном явлении, которое получило название «старение населения».

    По итогам пенсионной реформы на основе нового Федерального закона, которая проводилась в течение нескольких последних лет, произошел переход к персональному учету поступлений взносов по страховке на личный счет сотрудника.

    Государством же обеспечивается «резервный» минимум социальных гарантий для своих граждан — на то оно и «обязательное» [20].

    Рассмотрим варианты пенсионного обеспечения в системе ОПС.

    По умолчанию, обе пенсии формируются в ПФР, пенсионные накопления инвестируются государственной управляющей компанией (далее по тексту — УК) в составе расширенного инвестиционного портфеля [10]. Граждане, ни разу не менявшие пенсионный фонд, УК или ее инвестиционный портфель, неформально именуются «молчунами».

    31 декабря 2015 года завершился двухлетний период, отведенный гражданам 1967 года рождения и моложе для выбора варианта своего пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без. Для реализации данного права гражданам необходимо было изменить способ управления своими пенсионными накоплениями — подать в ПФР заявление о выборе НПФ или управляющей компании.

    С 1 января 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе разделены на две категории.

    Первая категория имеет следующие особенности:

    — страховая пенсия равна 22%;

    — все страховые выплаты направляются на текущие

    выплаты пенсий, не наследуются, учитываются на индивидуальных счетах застрахованного лица в баллах;

    — к категории относятся так называемые «молчуны» и физические лица, осознанно выбравшие данный вариант пенсионного обеспечения;

    — сохраняют в ПФР пенсионные накопления, сформированные страховыми взносами за трудовую деятельность в период 2002-2013 гг.;

    — пенсионные накопления с 2014 года прирастают исключительно за счет инвестиционного дохода, новые страховые взносы на накопительную пенсию не поступают и больше поступать не будут. Все ранее сформированные пенсионные накопления можно по-прежнему перевести в НПФ;

    — изменить вариант пенсионного обеспечения уже не могут.

    Особенности второго варианта пенсионного обеспечения следующие:

    — страховая пенсия равна 16% + накопительная — 6%;

    — к категории относятся так называемые «не молчуны» — физические лица, хотя бы один раз изменившие способ управления накопительной пенсией, выбрав НПФ, УК или ее инвестиционный портфель;

    — сохраняют пенсионные накопления в НПФ или ПФР, сформированные страховыми взносами за трудовую деятельность в период 2002-2013 гг.;

    — пенсионные накопления по-прежнему будут прирастать за счет инвестиционного дохода, а также с 2017 года за счет новых страховых взносов на накопительную пенсию;

    — имеют право переходить из одного НПФ в другой, а также обратно их НПФ в ПФР;

    — имеют право в любой момент отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии за счет обязательных взносов и продолжить формировать только страховую часть.

    Напомним, что у физических лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 01 января 2014 года страховые взносы в ПФР были уплачены впервые, сохраняется право выбора в пользу второго варианта пенсионного обеспечения (страховая пенсия равна 16% + накопительная — 6%) в течение пяти лет с начала уплаты взносов.

    В случае, если по истечении пятилетнего периода физическое лицо не достигло 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором он достигнет возраста 23 лет.

    Отдельно коротко остановимся на гарантиях в системе ОПС.

    В 2014 году в России создана система, гарантирующая защиту прав застрахованных лиц. «Агентство по страхованию вкладов» (далее по тесту — АСВ) выступает администратором этой системы.

    Оно и гарантирует возмещение всех взносов и средств, отраженных на счете накопительной пенсии застрахованного лица.

    Данное правило не распространяется на суммы накопленного инвестиционного дохода. При этом размер назначенных за счет средств пенсионных накоплений выплат гарантируется полностью и не может быть уменьшен [21].

    Порядок переходов между фондами следующий. До обращения за выплатой накопительной пенсии гражданин может воспользоваться правом на переход из ПФР в НПФ и обратно, либо осуществить переход между НПФ, но не чаще одного раза в год.

    Для осуществления перехода необходимо подать в ПФР соответствующее заявление, которое бывает двух видов:

    1. Заявление о досрочном переходе — позволяет осуществить переход в году, следующем за годом подачи заявления, но влечет за собой частичную потерю инвестиционного дохода, заработанного фондом из которого осуществляется досрочный переход. 138

    2. Заявление о переходе — позволяет осуществить переход в другой фонд через пять лет с года подачи такого заявления. При этом накопления в новый фонд передаются в полном объеме, включая накопленный инвестиционный доход, заработанный фондом из которого осуществляется переход.

    Из-за того, что государственное пенсионное обеспечение может быть недостаточным для полноценной жизни, возникло дополнительное пенсионное страхование, которое предоставляется различными организациями на единых условиях с составлением договора [22].

    Добровольное страхование будущий пенсионер может выбрать сам. Его осуществляют негосударственные пенсионные фонды и страховые организации. ДПС является только дополнительным к обязательному, и государство его тщательно контролирует.

    Существенным преимуществом ДПС является возможность для страхователя самостоятельно определить размер своей будущей пенсии путем заключения договора страхования пенсии на определенных условиях.

    Если гражданин получает так называемую «серую» заработную плату (зарплата «в конверте») или размер государственной пенсии его не устраивает, наилучшим вариантом обеспечения своей старости будет добровольное пенсионное страхование.

    Добровольное пенсионное страхование пенсионеров производят негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Оно происходит за счет средств самих страхователей или применяя средства работодателя как дополнение.

    Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на добровольных началах и регулируется договором.

    Определимся, что же дает добровольный вид страхования:

    — стабильный доход каждый месяц, не зависящий от суммы трудовой/социальной пенсионной выплаты;

    — возможность спокойно организовывать распорядок жизни, не ужимая себя в необходимом: еде, одежде, лечении, путешествиях;

    — гарантии сбора нужной суммы к определенному сроку (например, для покупки дома либо участка при выходе на пенсию);

    — гарантированные выплаты по программе добровольного страхования.

    Один из вариантов можно выбрать и зафиксировать в самом полисе при его выпуске.

    Страхователь вправе его изменить в течение всего накопительного периода при условии, что момент выбран не позже чем за три месяца перед получением первой пенсии.

    Добровольное пенсионное страхование имеет такие же принципы, что и обязательное, но размер и периодичность обязательных взносов устанавливает сам страхователь.

    Добровольное пенсионное страхование или негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) отличается следующими чертами:

    1. Страхователь имеет право выбора из ряда программ, которые страховщики обязаны предложить любому обратившемуся.

    2. Взносы могут производиться ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от договора.

    3. Размер средств, которые будут выплачены клиенту в старости, зависит только от самого клиента.

    4. Клиент устанавливает не только размер и регулярность взносов, но также и выплат.

    Возможно также и групповое добровольное страхование, если у фирмы или предприятия заключен договор на негосударственное страхование. Тогда у каждого сотрудника, который пожелает сделать такой вид страхования будет на него льгота.

    Два вида страхования (обязательное и добровольное) не исключают друг друга.

    Все физические лица обязаны иметь государственный вид страхования. Но также дополнительно они могут заключить договор на добровольное пенсионное страхование.

    Отдельно отметим, что согласно законодательным актам любое физическое лицо нашей страны имеет право на получение страхового свидетельства — СНИЛС, для чего ему необходимо обратиться по месту регистрации в районный отдел ПФР.

    Также его можно получить на предприятии при трудоустройстве. Физическое лицо по правовому положению считается застрахованным лицом, потому что свидетельство удостоверяет осуществление пенсионного страхования.

    Оно позволяет открыть обособленный лицевой счет, принадлежащий застрахованному лицу, куда поступают оплачиваемые страхователем взносы. СНИЛС начинает выдаваться при достижении 14 летнего возраста.

    Подводя итог, нужно отметить, что внедрение новой системы пенсионного страхования позволяет увеличить размер пенсии. Оно дает право выбора гражданам в решении вопроса, касающегося накопительной части пенсии, поэтому от них зависит размер пенсионных начислений.

    Но рыночная модель пенсионного страхования требует проявления личной ответственности отдельного застрахованного лица, их солидарности. Его реализация зависит от участия всех субъектов страхования в создании финансовой базы.

    Кроме этого подчеркнем, что реформированные системы пенсионного страхования требуют от физических лиц осведомленности и расторопности в вопросах страхования, предугадывая многие социальные ситуации наперед.

    Однозначно в интересах этих лиц разобраться в этих вопросах и максимально выгодно устроить собственную жизнь с минимумом рисков. Хотя бы теоретически.

    1. Дмитриева И. Е. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. эконом. вузов / И. Е. Дмитриева, Н. А. Биндасова. -Саратов : Вузовское образование, 2016. — 154 с. — Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 05.11.2017 года)

    2. Нечаев А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 266 с. — (Высшее образование. Магистратура). — ISBN 978-5-16-010705-9. — Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 09.11.2017 года)

    3. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / И. Н. Мысляева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 393 с. — (Высшее образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-16-005276-2. — Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 21.11.2017 года)

    4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.11.2017 г.)

    5. Башкин М.В. Принципы пенсионного обеспечения населения как основа социального обеспечения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 321-324.

    6. Барбашова С.А., Соколова И.С., Щербаков Е.М. Реформирование пенсионной системы рф на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 14-22.

    7. Юрьева И.А. Совершенствование системы управления размещением собственных средств негосударственных пенсионных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С.

    8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 13.10.2017 г.)

    9. Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.10.2017 г.)

    10. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 23.11.2017 г.)

    11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.11.2017 г.)

    12. Федеральный закон «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета» от 28.10.1998 № 163-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 24.11.2017 г.)

    13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 19.11.2017 г.)

    14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.10.2017 г.)

    15. Письмо ФНС России от 25.10.2017 № ГД-4-11/[email protected]) «Об исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ИП, не производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 11.11.2017 г.)

    16. Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-1505/69331 «Об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП, применяющим УСН» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 18.10.2017 г.)

    17. Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 0315-06/69113 «О страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат работнику, занятому на видах работ с особыми условиями труда [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 01.11.2017 г.)

    18. Письмо Минфина России от 11.09.2017 № 03-1509/58234 «Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП-пенсионерами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физли-цам» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 09.11.2017 г.)

    19. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 10.11.2017 г.)

    20. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 31.10.2017 г.)

    21. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС

    Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.11.2017 г.)

    22. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 12.11.2017 г.)

    Статья поступила в редакцию 16.09.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017

    Частное и общее

    Соответствующее решение вынесено по жалобе компании «Газпромнефть — Развитие», которая пыталась вернуть из Пенсионного фонда почти 2,6 миллиона рублей.

    Спорная ситуация возникла из-за переезда компании. Перерегистрация в Санкт-Петербурге потребовала переезда работников и как следствие, возмещения их затрат на найм жилого помещения.

    Вопрос о том, нужно ли платить с этих сумм страховые взносы в ПФР, довел компанию до Верховного суда, который в свою очередь запросил разъяснений у КС РФ.

    Проблема, которая была поставлена перед судьями, заключалась в следующем: N212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ. » не предполагал включения этих расходов в базу, облагаемую страховыми взносами. Однако налоговые органы со ссылкой на Налоговый кодекс РФ и федеральные законы отказали заявителю в возврате излишне уплаченных сумм на том основании, что платежи уже поступили на индивидуальные счета работников. В то же время «законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании не содержит положений, которые бы позволяли застрахованным лицам безусловно рассчитывать на назначение пенсий в будущем за счет ошибочно начисленных им страховых взносов, то есть по существу за счет чужого имущества».

    — Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ полагает, что возникает неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли названные нормы статьям 19, 35 и 55 Конституции РФ, имея в виду, что в силу данных конституционных положений в РФ как правовом государстве не должно допускаться произвольное лишение частной собственности по основаниям, не имеющим разумного и объективного оправдания и не отвечающим требованиям справедливости, — указано в запросе ВС.

    КС изучил обстоятельства дела. Как пояснил судья-докладчик по данному делу Гадис Гаджиев, «абсолютистское толкование»: раз деньги поступили на индивидуальные лицевые счета, тема закрыта, возврат невозможен — судьи сочли неконституционным. И призвали обратить внимание на двойную структуру страховых взносов, которые состоят из солидарной (общей) части и индивидуальной, являющейся собственностью застрахованного лица.

    — Итоговое решение состоит в том, что право «Газпромнефть — Развитие» на возврат излишне уплаченных страховых платежей подтверждено, — пояснил судья, — но при этом происходит расщепление этих страховых платежей, исходя из их структуры. Речь идет о возврате только солидарной части.

    В решении суда также указано, что действующее законодательство не позволяет учитывать, «наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения».

    Поэтому до внесения изменений в законодательство, которые урегулируют обнаруженную неопределенность и которые обязаны внести органы власти РФ, если гражданин еще не вышел на пенсию, возможен также возврат индивидуальной части страховых взносов.

    Соответственно, «Газпромнефть — Развитие», вполне вероятно, сможет получить свои деньги обратно почти в полном объеме — дело за Верховным судом.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *