Экологическая безопасность при утилизации судов и кораблей. Требования по утилизации судов

Дек 9, 2019 Законы

Экологическая безопасность при утилизации судов и кораблей

Дата публикации: 20.06.2020 2020-06-20

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Картамышева Е. С., Иванченко Д. С., Вахрушин И. А. Экологическая безопасность при утилизации судов и кораблей // Молодой ученый. ? 2020. ? №25. ? С. 15-18. ? URL https://moluch.ru/archive/211/51587/ (дата обращения: 03.12.2020).

Выявлены основные риски экологической направленности, с которыми сопряжена утилизация судов и кораблей. Приведены новейшие исследования, направленные на идентификацию опасностей, связанных с этим видом деятельности, определены основные пути воздействия на окружающую среду. Определены векторные направления повышения экологической безопасности при утилизации судов и кораблей.

Ключевые слова: экологическая безопасность, суда, корабли, утилизация, слом кораблей.

Сокращение эксплуатационного периода работы судна, которое наблюдается в последнее время, привело к обострению новой проблемы — отсутствию эффективных методов утилизации. Утилизация судов с истёкшим сроком эксплуатации экологически чистым способом является одной из проблем, с которыми сталкиваются судовладельцы, утилизационные компании и правительства. Утилизация судов представляет собой опасный процесс как для окружающей среды, так и для рабочих на участках переработки. Помимо рисков, связанных с резкой металла, повышенной работой и эксплуатацией тяжёлого оборудования, процесс демонтажа суден также может подвергать работников и окружающую среду воздействию ряда опасных химических веществ, таких как асбест, обнаруженный в прокладках, изоляции и клапанной упаковке; полихлорированные бифенилы (ПХД) в кабелях, резиновых изделиях и красках; и токсичные тяжелые металлы в краске / покрытиях [2].

В 2016 году 86 процентов судов мира были разобраны в условиях азиатских пляжей. Для многих судовладельцев пляжи, по-видимому, являются недорогим средством утилизации морского судна. В течение последнего десятилетия правительства и мировые организации внедрили некоторые меры для решения вопросов охраны здоровья и окружающей среды в отношении нерегулируемого судопроизводства. Военно-морской флот США отреагировал на критику в отношении пляжей, запретив проводить на них утилизацию судов ещё в 1997 году.

Вместе с тем, индустрия утилизации судов, которая направлена на уничтожение старых и выведенных из эксплуатации судов, позволяет повторно использовать ценные материалы, так как суда является крупным поставщиком стали. Утилизация металлолома с судов также снижает потребность в горнодобывающей промышленности, которая наноси непоправимый вред окружающей среде. Таким образом, этот процесс представляет собой жизненно важную часть т. н. безотходной экономики, которая подразумевает минимизацию отходов и повторную переработку некоторых материалов.

В 2013 году Европейский Союз принял Регламент об утилизации судов с целью прекратить слом старых кораблей на пляжах [9]. Согласно требованиям Регламента, суда, плавающие под флагом государства-члена, должны быть утилизированы в пределах ЕС, в соответствии со стандартами безопасной утилизации. Однако в законодательстве существует большая лазейка — международное морское право позволяет судовладельцам менять флаг страны своего судна на флаг страны-не члена ЕС, когда это выгодно.

Исследования, проведенные в Читтагонге (Бангладеш) показывают, что концентрация токсичных химических веществ в воздухе на нескольких участках слома кораблей оказалась выше пределов риска канцерогенности [2].

Другое исследование на предмет загрязнения вследствие утилизации судов в Индии показало значительно более высокие уровни содержания тяжелых металлов и нефтяных углеводородов в осадках и морской воде по сравнению с контрольным участком, а также увеличением числа патогенных бактерий. Отмечалось значительное снижение роста зоопланктона (до 66 %) в Аланге по сравнению с контрольным [8]. Последнее является подтверждением, полученным из другого исследования, о разрушении микробактериальных колоний вблизи Аланг-Сосии, демонстрируя высокое содержание бактерий в образцах загрязненных вод, а также их заметное отсутствие в незагрязненной контрольной воде [7].

Таким образом, загрязнение, вызванное утилизацией судов, может привести к изменениям локальных экосистем — увеличению количества потенциально опасных бактерий и сокращению экологически важных организмов, таких как зоопланктон.

Ещё в одном исследовании учёные обнаружили 81 миллиграмм небольших пластических фрагментов на килограмм осадка, что, по их словам, является прямым результатом слома судов [12]. Также было обнаружено, что область, окружающая Аланг-Сосия, оказалась «сильно загрязнённой» медью, кобальтом, марганцем, свинцом и цинком [3]. Это подтверждают различные исследователи, работающие в Читтагонге, которые заключают, что загрязнение тяжёлыми металлами находится на тревожном этапе и является неотложной угрозой для морской жизни и биоразнообразия. В этой связи рекомендуется создать отдельный район для судостроительной деятельности, такой как верфь, для смягчения нанесённого ущерба прибрежной среде.

Слом старых кораблей оказывает серьёзное негативное влияние на окружающую среду, но некоторые методы представляют меньшую опасность, чем другие. Крупный центр по утилизации судов, Турция — единственная страна ОЭСР, которая имеет развитую судоразделочную промышленность. Турция использует модифицированную технику утилизации «slipway recycling» («утилизация на стапеле»), когда суда вытаскиваются на бетонный стапель, который проходит в море, прежде чем будет демонтирован [13].

Исследователи также оценивают затраты на модернизацию существующих установок по утилизации судов, с целью сделать их более экологически безопасными, соответствующими требованиям стандартов. Согласно заключениям экспертов, основные барьеры на пути более экологически чистой утилизации судов заключаются в страхе потери рабочих мест и отсутствии строгих правил для судовладельцев. Ещё одна часть исследований рассматривает воздействие слома старых кораблей на окружающую среду в Португалии. Используя инструмент оценки жизненного цикла для моделирования воздействий на 23 различных типах судов в четырех сценариях, учёные пришли к заключению, что утилизация судов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, независимо от используемых методов, но что последствия демонтажа судов менее разрушительны, чем консервация или затопление судов. В связи с этим эксперты утверждают, что валоризация деталей судна с целью их повторного использования, переработки и обработки может смягчить некоторые последствия для окружающей среды [11].

В других исследованиях рассматривается т. н. концепция «дизайна для утилизации», где опасности, связанные со сломом корабля, рассматриваются ещё на ранних этапах процесса проектирования судна. Например, на этом этапе можно выявить риски, связанные с использованием токсичных красок, или, например, можно заранее оценить неэффективность использования масляных баков, которые, прежде чем пустить в переработку, необходимо будет вручную очистить [5].

В другом исследовании учёные стремятся оценить негативное воздействие судна на окружающую среду в конце жизненного цикла корабля в сравнении с воздействием на протяжении срока службы судна. Другие исследователи выявили углеродный след и ресурсы, потребляемые при резке стальных пластин. Это исследование может помочь в разработке технологических решений для снижения вредных выбросов, например, удаление поверхностных покрытий перед резкой.

Большинство крупных транспортных предприятий, таких как автомобильные и авиационные, разработали схемы составления компонентов для производства, тогда как в судоходной отрасли такая стандартизованная практика отсутствует. Поэтому необходимо проводить исследования, направленные на разработку программы планирования и отслеживания материалов, используемых при строительстве судов, с тем чтобы при их разборке по истечению срока эксплуатации было оказано менее вредное влияние на окружающую среду.

Хотя, в соответствии с действующим законодательством, хозяйствующие субъекты, в том числе и предприятия водного транспорта, должны разработать ряд документов, необходимых для учёта и отчётности в области обращения с отходами. Ключевое значение при разработке вышеперечисленных документов имеет определение класса опасности отходов. Определение класса опасности отходов также необходимо при разработке проекта утилизации судна на стадии его проектирования. Необходимость разработки и согласования порядка осуществления производственного контроля регламентирована ст. 26 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1].

Учитывая текущие высокие человеческие и экологические издержки, представляется вероятным, что владельцы и ломщики судов, государственные органы и международное законодательство будут нуждаться в расширении сотрудничества для восполнения пробелов. Цель состоит в том, чтобы эксплуатация объектов утилизации судов была экологически безопасным и полезным способом, который в будущем будет дополнять принципы циркулярной экономики, имеющие большое значение как для всей отрасли, так и для глобального общества.

Таким образом, вопросы повышения экологической безопасности при утилизации судов остаются на сегодняшний день открытыми. Представляется, что правительствам следует обратить внимание на бюджетную составляющую этой проблемы. Если бы способы уменьшить воздействие на окружающую среду без значительного увеличения затрат на переработку судов были доступны, компании по утилизации судов шли бы охотнее на их разработку и внедрение. Также приходим к выводу, что важное значение имеет документация по опасным материалам, которые содержит судно, документация по разработке предварительной очистки судов — её наличие улучшит процесс утилизации в экологическом плане и сделает его более безопасным для рабочих.

Если изменения, направленные на защиту окружающей среды, будут предоставлены на добровольное рассмотрение судовладельцев и сломщиков судов, этот процесс может быть значительно затянут во времени, а то и вовсе не состояться. Поэтому необходимо ввести более строгие правила на международном уровне.

К сожалению, создание международно-обязательных правил является очень медленным процессом, и хотя на сегодня есть желание разработать такое законодательство, представляется, что мы столкнёмся с плохо отрегулированной утилизацией судов в плане защиты окружающей среды и в последующие десятилетия.

Поскольку утилизация судов является такой сложной отраслью, многие вопросы, к сожалению, остаются без ответа.

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых является экономически нецелесообразной, в настоящее время остро стоит перед российскими судовладельцами.

Брошенные суда, судовладельцы которых не поддерживают их класс в действии, ветшают, стареют и превращаются в состояние лома. Поддержание исправного технического состояния таких судов ложится тяжелым бременем на судовладельца. Несмотря на то, что восстановление указанных судов часто является нецелесообразным и судовладельцы вынуждены принимать решение относительного утилизации отжившего жизнь флота, грамотный подход к практической реализации указанного механизма и выполнение действий в строго установленном законом порядке, позволит судовладельцу извлечь выгоду при утилизации судна.

Прежде всего, судовладельцу необходимо осуществить выбор организации, которая произведет физическое уничтожение судна. Следует отметить, что компании, специализирующиеся на утилизации судов, должны отвечать определенным требованиям, в частности, иметь лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов, в соответствии с пунктом 34 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В Российской Федерации процедура утилизации судов регламентирована Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620 (в редакции от 29.07.2017 года) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее по тексту – Постановление). Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в редакции от 29.07.2020) «Об охране окружающей среды» установлено, что процессы утилизации, предусмотренные Постановлением, должны соответствовать требованиям защиты окружающей среды. В практическом аспекте это означает, что утилизация судов должна производиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения, например, на судостроительных или судоремонтных предприятиях.

В целях обеспечения безопасности и эффективной утилизации судов, Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 655-ст был утвержден и 01.01.2014 года введен в действие ГОСТ Р ИСО 30000 — 2013 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов» (далее по тексту — Стандарт). В соответствии с положениями Стандарта, к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов предъявляется перечень требований, которые призваны способствовать внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами.

На утилизационном рынке орудуют компании, занимающиеся утилизацией флота «по-черному». Как правило, подобные услуги судовладельцам предлагают даже не юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, а частные лица, без соблюдения законодательных норм и требований безопасности. Кроме того, после завершения процедуры утилизации, указанные лица не осуществляют выдачу собственнику судна официального документа, подтверждающего его уничтожение. Впоследствии, отсутствие данного документа приводит к трудностям при снятии судна с регистрационного учета, а судовладелец продолжает нести налоговое бремя.

Наиболее обоснованным и экономически целесообразным подходом в рамках правового поля является путь заключения судовладельцем договора купли-продажи судна в целях его последующей утилизации с организацией, имеющей соответствующие лицензии и осуществляющей утилизацию судов в рамках своего основного вида деятельности. Указанный подход позволит соблюсти требования закона, получить необходимые документы для снятия судна с классификационного и регистрационного учета, а при соблюдении дополнительных условий также получить субсидию от государства на приобретение нового судна.

Успешным примером воплощения в жизнь вышеприведенного подхода является утилизация судна «Камчатка» (ИМО: 8324488). Судьба судна сложилась драматично. В 2013 году судно было конфисковано по решению суда и передано в собственность Российской Федерации. Последний выход на промысел в Баренцево море из российского порта состоялся в 2013 году. Спустя два года судно было задержано пограничным органами, в связи с сообщением о преступлении в отношении капитана судна, и отбуксировано в порт Киркенес (Норвегия), где находилось вплоть до принятия судовладельцем решения о его утилизации. Впоследствии судно было отбуксировано в порт Мурманск, где было передано специализирующемуся на утилизации предприятию.

Брошенные суда находятся под пристальным вниманием различных кредиторов (владельцев причалов, у которых ветшают суда, портовых властей, агентов, снабженцев и т.д.), которые не получили удовлетворения своих требований непосредственно от судовладельца. Такие кредиторы, стремясь получить удовлетворение требований за счёт судна, обращаются в суд по месту нахождения судна с заявлением о наложении ареста. Зачастую, компетентная судебная власть налагает арест на такие суда, что, соответственно, приводит к невозможности выхода судна из порта. К сожалению, о действующих ограничениях судовладелец узнает уже при попытке судна начать рейс.

Однако наличие неудовлетворенных морских требований, а также наличие арестов на судно, не является безусловным основанием невозможности реализации проекта по утилизации судна. Если своевременно произвести проверку юридической чистоты судна, а при необходимости урегулировать вопросы задолженности с кредиторами, утилизация судна не будет омрачена длительными судебными тяжбами с кредиторами.

Своим ходом не дойдем

Как правило, брошенные суда находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, что исключает возможность совершения ими самостоятельных рейсов до места утилизации.

В подобном случае, судовладельцу необходимо обратиться в организацию, специализирующуюся на проведении буксировочного сюрвея на предмет проведения осмотра в целях установления возможности буксировки судна.

Впоследствии результаты указанного осмотра будут являться одним из оснований для заключения договора буксировки судна с компанией – судовладельцем, имеющей лицензию на осуществление буксировок морским транспортом, а также выдачи указанной компанией буксировочного сертификата.

Тонкости таможенного оформления

Немаловажным аспектом при утилизации является таможенное оформление судна, в случае его нахождения за пределами Российской Федерации. Например, как в случае с судном «Камчатка» (ИМО: 8324488), или с судном «Павел Копытин» (ИМО: 8834665), которое в настоящее время находится в порту Ботсфьорд и готовится к буксировке в порт Мурманск, где и будет утилизировано. При необходимости ввоза судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту — Союз), судовладельцу необходимо подготовить пакет документов, которые в обязательном порядке будут запрошены таможенными органами при оформлении судна в порту прихода.

Как правило, документы, подтверждающие вывоз судна с территории Российской Федерации, остаются в сохранности. Однако не стоит исключать ситуации, когда документы утеряны, или судно было приобретено после крайнего выхода за пределы Российской Федерации и новый собственник не располагает документарно подтвержденными сведениями о его последнем таможенном оформлении. Отсутствие документов и сведений приводит к тому, что в глазах таможенного органа судно не является товаром Союза, то есть представляет собой иностранный товар. Соответственно, судно подлежит ввозу при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что автоматически приводит к уплате ввозной таможенной пошлины, размер которой может составлять до пятнадцати процентов от таможенной стоимости судна. При детальной подготовке судна к обратному ввозу на территорию Союза судовладелец имеет возможность избежать коллизий при таможенном оформлении.

Также, стоит отметить, что при ввозе судна для утилизации, точнее уже при его таможенном оформлении, на борту могут быть обнаружены расходные материалы, запасные части судна и иные товары и грузы, которые не являются неотъемлемой частью судна. В данном случае, важно произвести сюрвей груза, установить точное количество и характеристики товаров на борту в целях их верного декларирования. Кроме того, на каждый товар необходимо представить договор купли — продажи, транспортный документ, акт и счет.

Больше не судно

Заключительным аккордом процедуры утилизации судна является его снятие с классификационного и регистрационного учета.

Пункт 80 Приказа Минтранса России от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (далее по тексту – Правила регистрации) устанавливает основания исключения судна из Государственного судового реестра (далее по тексту — ГСР) и Российского международного реестра судоходства (далее по тексту — РМРС).

В случае с утилизацией судна основанием для его снятия с регистрационного учета является утрата качества судна в результате перестройки или любых других изменений.

Независимо от того, в каком реестре зарегистрировано судно в ГСР или РМРС, капитану порта необходимо представить, в частности, акт об утилизации судна и заключение Российского морского регистра судоходства или Российского речного регистра о непригодности судна для дальнейшего использования и об утрате им конструктивных качеств судна (далее по тексту — Заключение).

Отметим, что снятие судна с классификационного учета производится до обращения к капитану морского порта с заявлением об исключении судна из реестра. После передачи судна утилизирующей организации судовладельцу необходимо до его полного уничтожения представить судно на осмотр инспектору регистра, в целях выдачи заключения.

Поскольку процесс утилизации судна является трудоемким и требует от судовладельца определенных денежных вложений, каждый разумный судовладелец задается вопросом о целесообразности такой утилизации, если можно оставить свое судно ржаветь естественным порядком.

В целях обновления флота, рационального вывода из эксплуатации технически устаревших судов, возрождения спроса на новые суда отечественного производства, а также в целях соблюдения безопасности, в 2017 году Правительством Российской Федерации издано Постановление № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» (далее по тексту — Постановление № 502).

Согласно Постановлению № 502, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которого доля иностранного юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне, не превышает 50%, вправе получить единовременную выплату при утилизации устаревшего судна и заказе нового судна на верфи в Российской Федерации. Указанную субсидию принято именовать «Утилизационным грантом».

При обращении за получением субсидии у судовладельца должны отсутствовать задолженности по налогам, сборам, возврату в бюджеты каких – либо субсидий. Также, судовладелец не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничений на осуществление хозяйственной деятельности. Важным условием является то обстоятельство, что ранее судовладелец не получал и не получает средства из бюджета для аналогичных целей.

Однако для получения субсидии, судно, которое сдается на утилизацию должно соответствовать определенным критериям. Например, возраст судна, сдаваемого на утилизацию должен быть не менее тридцати лет. В течение последних пяти лет эксплуатации должно числиться в ГСР или РМРС. Кроме того, вновь построенное судно впоследствии должно быть также зарегистрировано судовладельцем в ГСР или РМРС.

В рамках упомянутого Постановления № 502, судовладелец сможет получить до 15% на приобретение (строительство) нового пассажирского судна, до 10% на приобретение нового гражданского судна иного типа и также до 10%, но не более 70 млн рублей на приобретение нового судна рыбопромыслового и технического флота.

Процесс утилизации устаревшего судна требует от судовладельца проработки определенного плана, последовательное исполнение пунктов которого позволит рационально и с минимальными затратами вывести судно из эксплуатации, а при соблюдении вышеуказанных требований еще и получить судовой утилизационный грант на возмещение части затрат на приобретение нового судна.

Новые технические требования ISO для безопасной утилизации судов.

В настоящее время переработка является самым экологически чистым способом уничтожения старых судов, отличительной особенностью которого является возможность в дальнейшем использовать переработанные материалы для постройки новых судов. Однако практика говорит об обратном, в том числе о негативных экологических последствиях в результате этого процесса.

Именно вопросы экологии и безопасности регулируют данные технические требования и имеют цель максимально снизить вредное воздействие на окружающею среду при этом процессе, а также обезопасить рабочих от вредного влияния асбеста выделяющегося в процессе утилизации и переработки судов.

Г-н Йошида, председателя ISO/TC 8/SC2, по защите морской среды, комментирует:
«Данные документы помогут рабочим в процессе переработки соблюдать требования Гонконгской Международной конвенции по безлопастной и экологически чистой переработки судов,2009г.. Данный документ был разработан Международной морской организацией(IMO-International Maritime Organization) и направлен на обеспечение безопасности человека и окружающей среды при переработке судов после окончания их срока эксплуатации.»

Новые технические требования ISO помогут в подготовке судов к утилизации, а так же минимизируют использование опасных материалов при производстве и эксплуатации судна.

В соответствии с Гонконгским Соглашением- суда, которые подлежат утилизации, будут обязаны составить список опасных материалов находящихся на борту и входящих в состав судна. ISO/PAS 30006:2010 поможет определить требования для таких списков и показать местоположение опасных материалов на борту судна.

У рабочих задействованных в процессе утилизации судна существует повышенный риск развитие болезней связанных с высоким содержанием асбеста в воздухе. ISO/PAS 30007:2010 обеспечивает эффективные методы для сведения к минимуму опасности отравления асбестом во время утилизации за счет сокращения как выброса асбеста в окружающую среду, так и уменьшения риска возможности воздействия асбеста на рабочего.

Спецификации ISO / PAS 30006:2010 и ISO / PAS 30007:2010 отвечают современным требованиям касающихся вопросов окружающей среды, безопасности и здоровья при переработке в судостроительной промышленности.

Требования по утилизации судов

ГОСТ Р ИСО 30000-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

Технические требования к системам менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов

Ships and marine technology. Ship recycling management systems. Specifications for management systems for safe and environmentally sound ship recycling facilities

Дата введения 2014-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова» на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 655-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 30000:2009* «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технические требования к системам менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов» (ISО 30000:2009 «Ships and marine technology — Ship recycling management systems — Specifications for management systems for safe and environmentally sound ship recycling facilities»).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов, которые способствуют внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами. Требования к системам менеджмента учитывают соответствующие юридические аспекты, стандарты безопасности, экологические условия, которые предприятия по утилизации должны выполнять для безопасной и экологически рациональной утилизации судов.

Настоящий стандарт применим ко всем этапам процесса, а именно: принятие судна для утилизации предприятием, выявление опасных материалов и веществ на борту судна; определение и выполнение всех уведомлений и требований для судов, которые поступают на утилизацию, выполнение безопасной и экологически рациональной утилизации; проведение обучения; обеспечение возможных социальных условий (т.е. неотложная медицинская помощь, медицинское освидетельствование, обеспечение питанием и напитками); контроль хранения и переработки материалов и отходов с судна; контроль потока мусора и процесса утилизации, включая контракты и управление документацией, включая документацию об окончательной утилизации судна.

Настоящий стандарт применим для любого предприятия по утилизации судов, которое имеет намерение:

a) установить, внедрить, поддерживать и совершенствовать безопасную и экологически рациональную систему менеджмента для утилизации судов;

b) убедиться, что система соответствует установленной безопасной и экологически рациональной политике;

c) доказывать соответствие требованиям настоящего стандарта:

1) проводя внутренний аудит и самостоятельное декларирование соответствия;

2) подтверждением соответствия заинтересованными сторонами, такими как потребители;

3) подтверждением самостоятельного декларирования соответствия сторонней организацией;

4) сертификацией/регистрацией своей системы менеджмента сторонней организацией.

Все требования настоящего стандарта предназначены для включения в систему менеджмента любого предприятия, утилизирующего суда. Для соответствия настоящему стандарту система менеджмента должна соответствовать всем требованиям.

Сравнение настоящего стандарта и конвенции ИМО по безопасной и экологически рациональной утилизации судов приведено в справочном приложении А.

2 Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют. Этот раздел включен в стандарт для соблюдения нумерации и схожести с подобными стандартами.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания в целях установления уровня выполнения установленных критериев системы менеджмента предприятия.

3.2 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита [ИСО 9000:2005, пункт 3.9.9].

3.3 постоянное совершенствование (continual improvement): Процесс совершенствования системы менеджмента для улучшения основных показателей безопасности и охраны окружающей среды в соответствии с политикой организации в области менеджмента утилизации (3.19).

Примечание — Процесс должен иметь место на всех участках деятельности одновременно.

3.4 опасность (hazard): Источник или ситуация с потенциальной угрозой для человеческой безопасности или здоровья (в краткосрочный или длительный период времени), повреждения собственности, нарушения экологии или комбинацией этих угроз.

3.5 опасный материал (hazardous material): Изделие, элемент или вещество с потенциальной угрозой для безопасности или здоровья человека, краткосрочной или долговременной, повреждения собственности, нарушения экологии или комбинацией этих угроз.

3.6 импорт (import): Процедура(ы) и действие(я), дающие возможность прибытия судна на предприятие по утилизации или передачи судна из другого места, включая сбор всех необходимых соглашений, уведомлений и лицензий от соответствующих органов, процесс безопасного плавания судна и контрактные и сертифицируемые роли и обязанности.

3.7 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа, заинтересованная в безопасной и экологически рациональной работе предприятия, включая рабочих и субподрядчиков на предприятии или на других рабочих площадках, используемых предприятием, и людей в целом.

3.8 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требований [ИСО 9000:2005, пункт 3.6.2].

3.9 уведомление (notification): Метод, процедура или процесс, обеспечивающий своевременную доставку соответствующих уведомлений о получении необходимых разрешений участвующим в процессе утилизации.

3.10 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, физическое лицо или лица, либо их часть или комбинация частей, объединенная или нет, государственная или частная, которые имеют свои функции и административный аппарат.

3.11 предупредительные действия (preventive action): Действия, направленные на уменьшение причин потенциального несоответствия (3.8).

3.12 процедура (procedure): Установленный порядок действий для осуществления деятельности или процесса.

3.13 утилизация (recycle, verb): Принятие, разделка судна, транспортировка и ликвидация или повторное использование материалов, узлов или компонентов.

Примечание — Может применяться для описания любой сопутствующей деятельности по утилизации на предприятии.

3.14 аспекты утилизации (recycling aspect): Элементы операций по утилизации: процедуры, заключение контрактов, процессов, работы по разборке, работы с отходами, хранение, сепарация отходов, переработка, вторичное использование или продажа того, что имеет или может иметь влияние на здоровье и безопасность, состояние окружающей среды или на что распространяются требования законодательства.

Примечание — Значимый аспект утилизации оказывает или может оказывать существенное воздействие на безопасность и состояние окружающей среды (3.15).

3.15 воздействие утилизации (recycling impact): Воздействие утилизации на здоровье, безопасность, подпадающее под требования законодательства, вредное или благоприятное, полностью или частично вызванное процессом утилизации.

3.16 безопасность (safety): Мероприятия, условия и производственная обстановка, которые позволяют факторам, влияющим на здоровье работников, временных рабочих, персонала субподрядчика, менеджеров, посетителей и других лиц, находящихся на месте работ, соответствовать стандартам по охране здоровья и технике безопасности, а также позволяют избегать ненужных рисков.

3.17 судно (ship): Судно любого типа, размера или конструкции, которое подлежит утилизации в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

3.18 комплекс по утилизации судов (ship recycling facility): Определенная площадь, участок, верфь или оборудование, используемые для утилизации, включая управляющую организацию.

Примечание — В настоящем стандарте далее — комплекс.

3.19 политика организации в области менеджмента утилизации (ship recycling management policy): Цели и направления деятельности высшего руководства предприятия, касающиеся здоровья, безопасности, условий труда и защиты окружающей среды.

Примечание — Политика, проводимая при утилизации судов, определяет цели и задачи.

3.20 задача менеджмента утилизации судов (ship recycling management target): Определенный уровень качества работы, требуемый для достижения целей по утилизации судов.

3.21 цель менеджмента утилизации судов (ship recycling management objective): Определенный результат или уровень, требуемые для соответствия политике менеджмента утилизации судов.

3.22 программа менеджмента утилизации судов (ship recycling management programme): Программа, по которой достигается цель менеджмента утилизации судов.

3.23 участник совместного дела (stakeholder): Лицо или группа, имеющие финансовый или законный интерес в процессе или средствах утилизации.

Примечание — Заинтересованная сторона включает, по крайней мере, судовладельца, государство флага судна, высшее руководство предприятия по утилизации судна и государство базирования этого предприятия.

3.24 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющее руководство и управление организации на высшем уровне.

4 Требования к системе менеджмента предприятий по утилизации судов

4.1 Общие требования

Предприятие по утилизации должно установить, документировать, внедрить, поддерживать и постоянно совершенствовать эффективную систему менеджмента, направленную на безопасную и экологически рациональную утилизацию судов в соответствии с настоящим стандартом, и определить, как оно их выполняет.

Предприятие должно документально установить и подтвердить объем своей системы менеджмента.

4.2 Политика по утилизации судов (политика утилизации)

Высшее руководство предприятия должно определить политику предприятия по утилизации судов в рамках установленной системы менеджмента, которая:

a) обеспечивает должные стандарты безопасности на всем предприятии, включая здоровье, благополучие, безопасность и экологию;

b) обеспечивает экологически рациональный процесс утилизации судов, включая меры по предотвращению разливов;

c) включает в себя выполнение необходимых требований законодательства и других требований, которые предприятие обязалось выполнять;

d) создает основу для установления и пересмотра характеристик безопасности и экологии, а также задач и целей;

e) документирована, внедрена, пересматривается и поддерживается;

f) постоянно совершенствуется;

g) от имени предприятия доводится до всего персонала и понятна ему;

h) доступна заинтересованным сторонам.

4.3 Планирование

4.3.1 Аспекты утилизации

Предприятие должно разработать, внедрить и поддерживать процедуру(ы), чтобы:

а) идентифицировать аспекты утилизации, процессы и методы в области системы менеджмента утилизации, которые оно может контролировать, а также те, на которые оно может оказывать влияние через запланированные или новые разработки, новые или усовершенствованные технологические процессы, продукцию или услуги;

b) определить опасные материалы и изделия, которые предприятие может утилизировать, а также опасные материалы и изделия, возможность утилизации которых планируется;

c) оценить суда, планируемые к утилизации, на предмет присутствия опасных материалов и возможности предприятия утилизировать эти материалы;

d) подготовить план утилизации судов и системы планирования утилизации и подготовки для каждого отдельного судна, которое предприятие намеревается утилизировать;

e) определить аспекты, которые имеют или могут иметь значительное влияние на процесс утилизации.

Процедура должна включать в себя плановую и внеплановую деятельность по обеспечению безопасных условий работы персонала, имеющего доступ на предприятие, включая субподрядчиков, экипаж судна и посетителей, а также в мастерские, лаборатории и к другому оборудованию предприятия или других организаций.

Предприятие должно документировать и постоянно обновлять информацию по обеспечению этих условий.

Предприятие должно гарантировать, что значимые аспекты приняты во внимание при создании, внедрении и поддержании системы менеджмента.

4.3.2 Законодательные, правовые и другие требования

Предприятие должно разработать, внедрить и поддерживать процедуру(ы), чтобы:

a) определить и обеспечить доступ к законодательным и другим требованиям, которые должны выполняться предприятием, являющимся следствием международного или национального законодательств, местных требований или взятых обязательств, касающихся аспектов утилизации;

b) определить требования, применяемые к аспектам утилизации.

Предприятие должно обеспечить, чтобы законодательные и другие требования, которые предприятие обязалось выполнять, принимались во внимание при создании, внедрении и поддержании его системы менеджмента.

Предприятие должно постоянно обновлять информацию и сообщать важную информацию о законодательных и других требованиях своим работникам, а также поставщикам, подрядчикам или организациям, от услуг которых зависят аспекты утилизации, проводимой предприятием.

4.3.3 Цели, задачи и программы менеджмента утилизации

Предприятие должно разработать, внедрить и поддерживать документированные цели и задачи менеджмента утилизации на соответствующем уровне внутри организации.

Цели и задачи должны быть поддающимися оценке и согласованными с политикой менеджмента, включая обязательства по предотвращению загрязнения, охране здоровья, обеспечению безопасных условий труда и экологически рациональной утилизации, приведению соответствия законодательным и другим требованиям, которые предприятие обязалось выполнять, а также обязательства по постоянному совершенствованию.

При установке и пересмотре целей и задач предприятие должно принимать во внимание:

a) правовые, установленные законом и другие нормативные требования;

b) значимые аспекты утилизации;

c) требования по безопасности, экологии и предотвращению загрязнения;

d) технологические и другие аспекты;

e) финансовые, эксплуатационные и деловые требования;

f) точки зрения заинтересованных сторон.

Задачи должны быть на необходимом уровне детализированы, определены, измеряемы, достижимы, значимы и скоординированы по времени, где возможно.

Цели и задачи должны быть, по возможности, измеримыми и доводиться до всех работников и заинтересованных сторон, включая подрядчиков и поставщиков, для того, чтобы они были осведомлены о своих обязательствах.

Цели и задачи должны периодически пересматриваться, чтобы они оставались актуальными и соответствовали политике менеджмента, и при необходимости корректироваться.

Предприятие должно установить, внедрить, поддерживать и пересматривать программы менеджмента утилизации для достижения целей и выполнения задач.

Программы должны быть оптимизированы, иметь определенные приоритеты, а предприятие должно предпринимать меры и действия для эффективного и экономичного внедрения этих программ.

Программы должны быть задокументированы и должны включать в себя:

— определенную ответственность и полномочия для достижения целей и задач по утилизации;

— средства и временной график для достижения целей и задач.

Примечание — Этот процесс должен осуществляться квалифицированным и опытным персоналом, который может оценить процесс и обеспечить реальное и эффективное планирование.

4.4 Внедрение и функционирование

4.4.1 Структура, ресурсы, распределение ответственности и полномочий

Высшее руководство должно обеспечить основные ресурсы для разработки, внедрения, поддержания и совершенствования системы менеджмента утилизации. Ресурсы, включая людские ресурсы, специальные знания, инфраструктуру организации, здоровье персонала, безопасность и экологию, технологическое оборудование, обучение и финансовые ресурсы, должны быть детализированы в системах менеджмента.

Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, задокументированы и доведены до лиц, ответственных за внедрение и поддержание системы менеджмента. Организационная структура должна быть сообщена всем работникам предприятия и всем подрядчикам. Она должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Высшее руководство должно назначить специального представителя(ей), который независимо от других обязанностей должен иметь дополнительные обязанности, ответственность и полномочия для:

a) обеспечения разработки, внедрения и поддержки системы менеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

b) обеспечения эффективности системы менеджмента для осуществления безопасной и экологически рациональной утилизации судов;

c) обеспечения того, что требуемые виды управления, сертификаты, соглашения, разрешения и уведомления соответствующим образом контролируются и документируются;

d) обеспечения выполнения задачи по совершенствованию или доклада высшему руководству о несоответствиях или возможных задержках;

e) представления отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента, включая рекомендации по ее совершенствованию.

Основная ответственность за здоровье и безопасность персонала, а также за соблюдение экологических требований возлагается на высшее руководство.

4.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

Предприятие должно обеспечить, чтобы лицо(а), выполняющее(ие) задачи для предприятия или по его поручению, участвующее(ие) в управлении или исполнении обязанностей, связанных с утилизацией, такие как заключение контрактов, приемка судна на предприятие, разборка, хранение, переработка, удаление отходов или вторичное использование и т.д., является(ются) компетентным(и) на основе соответствующего образования, обучения, сертификации или опыта и обеспечивает сохранность соответствующих записей.

Предприятие должно определить потребности в обучении и в степени компетентности персонала, связанного с утилизацией, а также с безопасным и экологически рациональным процессом утилизации, включая те, которые требуются по законодательству. Предприятие должно обеспечить выполнение программ по обучению персонала или предпринять другие действия и сохранять соответствующие записи.

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) информирования персонала или организаций, работающих на него или по его поручению, или выполняющих любые обязанности, имеющие отношение к утилизации:

a) о правовых, нормативных или других обязательных требованиях;

b) важности соответствия политике менеджмента, процедурам и требованиям системы менеджмента утилизации;

c) значимых аспектах утилизации, косвенном или фактическом воздействии их работы и преимуществах усовершенствованной техники безопасности и защиты окружающей среды;

d) роли и ответственности в достижении соответствия требованиям системы менеджмента утилизации;

e) возможных последствиях в случае отклонений от установленных процедур.

Записи о компетенции и обучении должны сохраняться.

Процедура обучения должна учитывать различные уровни ответственности, способности и грамотности и должна проводиться в манере и на языке, способствующим пониманию всем персоналом, проходящим обучение.

4.4.3 Обмен информацией

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) для:

a) внутреннего обмена информацией между различными уровнями и подразделениями предприятия;

b) получения, документирования и ответа на соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон;

c) ведения должного документированного управления сертификацией и одобрения всеми сторонними организациями, вовлеченными в процесс утилизации, такими, как покупатели, подрядчики, приемщики, транспортники, сортировщики, участники технологических процессов, склады, организации по вывозу отходов, переработчики, продавцы и пользователи вторичного сырья.

Предприятие должно определить и внедрить методы сообщения внешним заинтересованным сторонам аспектов или решений, касающихся безопасности и экологии.

4.4.4 Документация

Документация системы менеджмента предприятия по утилизации должна содержать:

a) политику менеджмента, цели и задачи;

b) описание области применения системы менеджмента;

c) безопасные и экологически рациональные приемы работы для аспектов утилизации;

d) описание основных элементов системы менеджмента и их взаимодействие, а также ссылки на необходимые документы;

e) документы, включая отчеты, требуемые законодательством или договорными условиями;

f) документы, включая записи, требуемые настоящим стандартом;

g) все необходимые лицензии, уведомления, соглашения и сертификаты, включая разрешения и сертификаты субподрядчиков, транспортников и внешних организаций по обработке отходов, включая предприятия по их переработке, утилизации и вторичному использованию;

h) другие документы, включая записи, определенные предприятием, как необходимые для гарантии эффективного планирования, деятельности и управления процессами, которые имеют отношение к безопасной и экологически рациональной утилизации, а также определенные аспекты;

i) процедуры уведомления заинтересованных сторон об окончательной и полной утилизации судна.

4.4.5 Управление документацией

Документацией, требуемой системой менеджмента, настоящего стандарта и соответствующими правовыми, законными или обязательными требованиями, необходимо управлять. Записи являются документами особого вида, и ими необходимо управлять в соответствии с требованиями 4.5.4.

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы):

a) утверждения документов перед их выпуском для проверки их адекватности;

b) анализа, актуализации документов по мере необходимости и их повторного утверждения;

c) обеспечения доступности необходимых документов, данных и информации, включающей в себя информацию о безопасной и экологически рациональной утилизации судов на всех площадках, и того, что эти документы, данные, информация и их места хранения правильно идентифицированы;

d) обеспечения того, что изменения и статус документов определены и устаревшие данные и информация в документах своевременно удалены или исключено их непреднамеренное использование;

e) обеспечения удобочитаемости и надлежащего обозначения документов;

f) обеспечения надлежащей идентификации и контроля распространения документов внешнего происхождения, определяемых организацией как необходимых для планирования и функционирования системы менеджмента;

g) обеспечения сохранности архивных документов, данных и информации, необходимых согласно законодательству или для сохранения знаний, или для обеих целей. Время хранения должно быть определено;

h) обеспечения надежного сохранения документов, данных и информации и, если они в электронной форме, адекватного резервирования и возможности доступа к ним.

4.4.6 Управление операциями

4.4.6.1 Предприятие должно определить действия, которые необходимы для достижения:

a) политики менеджмента, целей и задач;

b) должного управления аспектами утилизации;

c) должного планирования и подготовки, которые должны включать в себя определение вредных факторов и материалов на борту судна и подтверждение того, что предприятие в состоянии выполнять работы с ними в необходимом объеме;

d) безопасной и экологически рациональной утилизации, включая процедуры, оборудование, организацию и ресурсы для минимизации рисков аварийных случаев или загрязнения;

e) должного контроля подрядчиков и сторонних организаций, используемых для транспортировки, переработки, вторичного использования или утилизации отходов и материалов;

f) соответствия правовым, нормативным и другим обязательным требованиям.

4.4.6.2 Предприятие должно обеспечить выполнение этих операций и видов деятельности в установленных условиях путем:

a) установления, внедрения и поддержания документированных процедур по управлению ситуациями, когда их отсутствие может привести к неудаче в операциях и деятельности, указанных в перечислениях a)-f) 4.4.6.1;

b) оценивания всех требований и средств управления, необходимых при приобретении и принятии судна предприятием для утилизации;

c) эффективной связи, инструктажа и проверки деятельности подрядчиков;

d) установления действующих критериев в процедурах утилизации;

e) разработки, внедрения, поддержания документированных процедур, относящихся к определенным значимым аспектам утилизации продукции и услуг, используемых предприятием, и передающих применяемые процедуры и требования поставщикам, включая подрядчиков и организации, отвечающие за транспортировку, хранение, технологические процессы, вторичное использование, переработку, продажу или утилизацию отходов или материалов.

4.4.6.3 Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) контроля работы с опасными материалами и другими аспектами процесса утилизации, которые могут нанести вред здоровью. Такие виды контроля должны быть систематическими и включать в себя следующее:

a) согласованные уровни воздействия опасных материалов или других опасных элементов;

b) общую оценку рисков пребывания на предприятии и методологию оценки риска;

c) процедуры управления измерением, минимизацией и/или исключением рисков пребывания в местах повышенной опасности.

4.4.6.4 Процедуры управления операциями должны обеспечивать основные права работников, в том числе:

a) привлекать внимание высшего руководства или их представителей или компетентных органов к любым опасностям или рискам для безопасности, здоровья или окружающей среды;

b) апеллировать к компетентным органам, если они считают, что принятые меры неадекватны или не соответствуют законодательству;

c) покидать опасную зону, когда есть серьезная причина считать, что существует неотвратимый и серьезный риск безопасности и здоровью;

d) обеспечивать должное лечение и компенсацию в случае производственной травмы или болезни;

e) избегать работы на оборудовании, или посещения производственных участков без должного инструктажа или без должного наблюдения квалифицированного персонала.

4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать соответствующие планы и процедуры для выявления потенциальных аварийных ситуаций, потенциальных аварийных случаев и возможных случаев загрязнения окружающей среды и действия в таких ситуациях, чтобы предотвратить, уменьшить или смягчить воздействие на безопасность, здоровье и окружающую среду.

Предприятие должно следить за значимой внешней информацией, такой как прогнозы экстремальных погодных условий, и соответственно информировать заинтересованные стороны.

Предприятие должно реагировать на аварийную ситуацию, аварийный случай или разлив и предотвращать, уменьшать или смягчать их неблагоприятное воздействие на безопасность, здоровье и окружающую среду.

Предприятие должно периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать процедуры, касающиеся его готовности к аварийным ситуациям, и ответных действий, в особенности, после аварийных случаев, нештатных ситуаций или загрязнения окружающей среды.

Предприятие должно периодически проверять эти процедуры, если это возможно.

Предприятие должно установить и поддерживать наблюдение за возможными и полученными травмами для определения необходимой первой медицинской помощи, медицинских средств, обучения и предоставления соответствующего медицинского обслуживания.

4.5 Контроль

4.5.1 Мониторинг и измерение

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуры регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик осуществляемых операций. Процедура(ы) должна(ы) включать в себя документирование информации по мониторингу результативности деятельности, применяемых методов управления и соответствия целям и задачам предприятия.

Предприятие должно обеспечить доведение до персонала актуальной и необходимой информации о безопасности и защите окружающей среды, включая поступающую от подрядчиков, работающих на предприятии или для него.

4.5.2 Оценка соответствия

4.5.2.1 В соответствии с принятыми обязательствами по обеспечению соответствия предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) периодической оценки соответствия согласно законодательным требованиям и правилам, требованиям охраны здоровья и безопасности, хорошей практики обучения в отрасли, а также соответствия собственной политике и целям.

Предприятие должно сохранять записи о результатах периодических оценок.

4.5.2.2 Предприятие должно оценивать свое соответствие требованиям по безопасности, охране окружающей среды и другим требованиям, которые предприятие обязалось выполнять путем периодических проверок, испытаний, составления отчетов об имевших место аварийных случаях, анализа полученного опыта, оценки деятельности, процедур работы с претензиями, учений. Значительные изменения этих факторов должны быть немедленно отражены в процедуре(ах).

Предприятие должно сохранять записи о результатах периодических проверок.

4.5.2.3 Процедуры оценок соответствия должны позволять работникам и другим заинтересованным сторонам привлекать внимание высшего руководства к рискам в целях достижения безопасности, сохранения здоровья и окружающей среды от каждого аспекта утилизации, либо существующего, либо потенциального.

4.5.3 Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуры, а также определить ответственность и полномочия, чтобы:

a) оценивать и предпринимать действия для определения потенциальных нарушений безопасной и экологически рациональной утилизации и обработки отходов в целях их минимизации;

b) исследовать события связанные с безопасностью, экологией, законодательством:

1) отказов, включая ложные тревоги,

2) аварийных случаев и ситуаций,

3) нештатных ситуаций;

c) принятия мер для уменьшения последствий и предотвращения повторения подобных отказов, аварийных случаев и несоответствий;

d) начала и завершения корректирующих действий;

e) подтверждения эффективности предпринимаемых корректирующих действий и процедур доклада о них.

Любые корректирующие или предупреждающие действия, совершенные для устранения причин реальных или потенциальных несоответствий, должны быть адекватны масштабу проблемы и значению возможных рисков.

Предприятие должно установить и зафиксировать любые изменения в документированных процедурах, следующих из корректирующих и превентивных действий, а также проводить, при необходимости, соответствующее обучение.

4.5.4 Управление записями

Предприятие должно создать и поддерживать записи, необходимые для демонстрации соответствия требованиям своей системы менеджмента утилизации и настоящего стандарта, а также записи о достигнутых результатах.

Предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) для идентификации, хранения, защиты, доступа, хранения и удаления отчетной документации.

Отчетная документация должна быть удобочитаемой, идентифицируемой и прослеживаемой.

Документация в электронном и цифровом виде должна быть защищена от подделок, надежно резервирована и доступна только для уполномоченного персонала.

4.5.5 Внутренний аудит

4.5.5.1 Предприятие должно обеспечить проведение внутренних аудитов системы менеджмента утилизации с запланированной периодичностью, чтобы:

1) соответствует ли она запланированным положениям, в том числе требованиям настоящего стандарта,

2) должным ли образом внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;

b) предоставить руководству результаты аудитов.

4.5.5.2 Программа(ы) аудита должны планироваться, устанавливаться, внедряться и поддерживаться предприятием, принимая во внимание значимость проверяемого процесса(ов) и результаты предыдущих аудитов.

Процедура(ы) аудита должна устанавливаться, внедряться и поддерживаться, чтобы:

a) распределить ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, подготовке отчетов и сохранению соответствующих записей;

b) определить критерии и области, частоту проведения аудитов и применяемые методы.

Отбор, обучение аудиторов и проведение аудитов должны гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.

4.6 Анализ менеджмента и постоянное совершенствование

Высшее руководство должно проверять систему менеджмента предприятия по запланированному графику, чтобы обеспечить его постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Проверки должны включать в себя оценку возможностей для совершенствования и потребности в изменениях системы менеджмента предприятия, включая политику менеджмента, цели и задачи системы менеджмента. Отчетные материалы проверок со стороны руководства должны сохраняться.

Проверки со стороны руководства должны включать в себя:

a) результаты аудитов и оценки соответствия законным требованиям, а также другим требованиям, которые предприятие обязалось выполнять;

b) связь с внешними заинтересованными сторонами, включая работу с претензиями;

c) эффективность работы предприятия;

d) степень соответствия целей и задач;

e) готовность к корректирующим и предупреждающим действиям;

f) информацию по корректирующим действиям, следующим за предыдущими проверками со стороны руководства;

g) информацию об изменяющихся обстоятельствах, включая разработку правовых и иных требований, связанных с аспектами утилизации;

h) рекомендации по совершенствованию процесса.

Результаты проверок со стороны руководства должны включать в себя решения и действия, связанные с возможными изменениями политики, целей, задач и других элементов системы менеджмента утилизации и согласующиеся с политикой постоянного совершенствования.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *