Материалы по обучению чтению детей 3, 4, 5 лет. Пособия для чтения по слогам

Материалы по обучению чтению детей 3,4,5 лет

В этой статье освящается тема «Пособия по обучению чтению».

Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности — они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
  • Онлайн игра Слово в матрице
  • Онлайн игра Запоминание пиктограмм — складов
  • Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева — обучение чтению по складам.

    Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

    Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие. Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

    Данные пособия представляют собой карточки с буквами. Вам надо скачать 3 файла: домик короля (135 кб), домик королевы (119 кб), и файл с карточками-согласными (19,5 кб).

    Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

    Домик короля Домик королевы
    А Я
    О Ё
    У Ю
    Ы И
    Э Е

    Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры (плотный картон или др. подручный материал) и обтягиваем его фланелью.

    Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

    Начинаем играть с малышом.

    Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»

    Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз). Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

    Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.

    Берем, например, «Б» и начинаем ее катать по домикам:
    БА
    БО
    БУ
    БЫ
    БЭ

    бя
    бё
    бю
    би
    бе

    Также катаем и остальные 4 буквы:
    МА
    МО
    МУ
    МЫ
    МЭ

    мя
    мё
    мю
    ми
    ме

    Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
    БАМ
    БОМ
    БУМ
    и т.д.

    То же самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам). Это простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.

    Когда моя старшая дочь ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала.

    Обучение чтению ребенка-дошкольника

    Рано или поздно нормальный родитель ученика дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению .

    Есть два правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда дошкольник проявляет интерес к учебе. В таком случае занятия можно начинать сразу.

    Другой случай, это когда интереса у ребенка к обучению нет.

    Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по логическим законам. Если взрослому понятно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только уяснить.

    И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

    1. стимулируйте интерес ученика к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

    2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

    3. Обучение чтению требует от малыша умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

    4. Если ребенок не хочет заниматься, значит возможности ребенка не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у или у вашего ребенка плохое настроение.

    5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. скорость обучения у всех своя и возможно таланты вашего ученика проявят себя в другой области.

    Если дошкольник научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать им вслух. Психологи, для полного эмоционального развития ученика, советуют родителям читать детям книжки вслух аж до 14 лет!

    Статья была посвящена теме «Пособия по обучению чтению».

    Тексты для чтения по слогам для детей

    В этой статье освящается тема «Тексты для чтения по слогам». Тексты для чтения должны быть прежде всего понятными для ребенка. Поэтому их нужно выбирать в соответсвии возрасту и развитию ребенка. На сегодняшний день в интернете можно бесплатно скачать тексты для чтения по слогам. В текстах для чтения должен быть удобного размера шрифт. Тексты для чтения не только помогут обучить Вашего ребенка чтению, но также проверить на сколько хорошо вы усвоили эту науку.

    Онлайн игры Говорящие книги
    (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

    Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:

  • Онлайн игра Расставь слоги по местам
  • Онлайн игры Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
  • Игра — тренинг Отгадай пиктограмму
  • Чтение слов по складам для детей 4-6 лет

    Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

    обучение детей чтению по слогам

    увеличение скорости чтения

    знает ли ребенок слова?
    Увеличение скорости чтения

    Беглое чтение для детей 4-6 лет

    Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

    Обучение чтению по слогам форме (для детей 4-6 лет)

    Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать слова

    эффективное запоминание букв

    тренировка памяти и сообразительности

    пополняйте словарный запас

    Две де-воч-ки и маль-чик по-шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смот-рел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц.
    ЩЕНОК
    Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не.
    Та-ня за-бо-ти-лась о нем.
    МЫШКИ
    Со-бра-лись мыш-ки у нор-ки. Мыш-ки бы-ли ста-ры-е и мо-ло-ды-е. Ле-жит на по-лу су-харь.
    Пры-га-ют мыш-ки, во-зят-ся. Не мо-гут о-ни су-харь в нор-ку у-та-щить. Не ле-зет су-харь в нор-ку. При-ду-ма-ли мыш-ки, как у-та-щить су-харь. От-грыз-ла од-на
    мыш-ка ку-со-чек су-ха-ря и у-нес-ла в нор-ку. Так сде-ла-ли и дру-гие мыш-ки. Пе-ре-нес-ли о-ни весь су-харь в нор-ку.
    КОРОВА И ВОЛК
    Де-воч-ка пас-ла о-ко-ло ов-ра-га ко-ро-ву с те-лен-ком. Вдруг из ов-ра-га вы-ско-чил волк.
    Он хо-тел схва-тить те-лен-ка. Но ко-ро-ва не да-ла те-лен-ка. О-на при-жа-ла те-лен-ка и де-воч-ку к де-ре-ву. Ко-ро-ва под-ста-ви-ла вол-ку ро-га и гром-ко за-мы-ча-ла.
    Не-да-ле-ко лю-ди ко-си-ли тра-ву. О-ни ус-лы-ха-ли ко-ро-ву, при-бе-жа-ли и про-гна-ли вол-ка.
    ЗВЕРИ В ЛЕСУ
    В ле-су жи-вут раз-ные зве-ри: волк, мед-ведь, ли-са, за-яц, бел-ка. Мед-ведь ест мя-со и я-го-ды. Он лю-бит и мёд. Зи-мой он спит в бер-ло-ге.
    Волк ест мя-со. Он тас-ка-ет те-лят и о-вец. В ле-су он ло-вит зай-цев и дру-гих зве-рей.
    Ли-са о-чень хит-ра-я. О-на ло-вит зай-цев и тас-ка-ет кур.
    Бел-ка жи-вёт на де-ре-ве в дуп-ле. О-на гры-зёт о-ре-хи.
    Заяц — сла-бый зве-рёк. Е-го спа-са-ют но-ги и слух. Зи-мой за-яц гло-жет ко-ру де-ревь-ев.
    НА ЛЫЖАХ
    Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся.
    До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.
    ДЕНЬ ШКОЛЬНИКА
    Ут-ром я вста-ю ра-но. Я де-ла-ю за-ряд-ку, у-мы-ва-юсь и зав-тра-ка-ю. По-том со-би-ра-ю кни-ги и и-ду в шко-лу.
    В шко-ле я чи-та-ю, пи-шу и ре-ша-ю за-да-чи. Из шко-лы я и-ду до-мой, До-ма я о-бе-да-ю, по-том и-ду гу-лять с то-ва-ри-ща-ми. В пять ча-сов я го-тов-лю у-ро-ки. Пос-ле у-ро-ков чи-та-ю кни-ги, иг-ра-ю в шаш-ки. В де-вять ча-сов я ло-жусь спать.
    СИНИЧКА
    Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.
    СОБАКА-САНИТАР
    О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
    Ра-не-ный был спа-сён.
    МАЛЫШИ
    Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
    До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.
    ЗЛОЙ МАЛЬЧИК
    Во-ло-дя был на дво-ре. Со-ба-ка Жуч-ка грыз-ла у крыль-ца кость. Во-ло-дя стал от-ни-мать у не-е кость. Жуч-ка за-вор-ча-ла. Во-ло-дя взял пал-ку и бро-сил в Жуч-ку. Жуч-ка вско-чи-ла и у-ку-си-ла Во-ло-де но-гу. Во-ло-дя за-кри-чал и по-бе-жал до-мой к ма-ме.
    Ма-ма ска-за-ла: «Сам ви-но-ват и тер-пи. Жуч-ке то-же боль-но. На-до жа-леть жи-вот-ных».
    ХИТРАЯ ЛИСА
    Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос.
    Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.

    Статья была посвящена теме «Тексты для чтения по слогам».

    Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

    Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению

    Екатерина Кураксина
    Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению

    На просторах интернета увидела пособие для обучения чтению. В оригинале оно было рассчитано только на слоги. Я немного усовершенствовала его, и вот, что получилось.

    Когда ребенок находится на этапе обучения чтению слогов, полезно использовать вот такое пособие. Играть с «окошечками» нравится всем дошкольникам.

    В левом окошке устанавливаем любую согласную букву, а правую полоску ем так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА – МО – МУ – МЫ – МИ – ME – МЕ – МЯ – МЮ – МЭ.

    Передвигаем полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигаем правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.

    В следующий раз оставляем неизменной выбранную гласную букву, а изменяем согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Просим ребенка читать образовавшиеся слоги. Например: МА – ПА – НА – ВА – ТА – БА – КА – СА – ГА и т. д.

    Можно поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АП – AM – АН – АВ – AT – АС – АФ – АД, АК – ОК – УК – ЫК – ИК – ЕК – ЕК – ЮК – ЯК – ЭК.

    По мере обучения ребенка, можно составлять слова из двух слогов. Так же, если поставить первый слог, можно дать задание ребенку, придумать окончание слова, и самому поставить оставшийся, второй слог.

    Можно предложить ребенку самостоятельно двигать полоски. Попросить составить какой-либо слог по заданию или желанию ребенка. Можно организовать «Школу для игрушек», где учитель – ребенок – будет показывать своим игрушкам разные слоги с помощью этого пособия.

    Дидактическая игра для обучения слоговому чтению Дидактическая игра представляет собой цветок, на котором расположены гласные буквы. В центре цветка-место для согласных букв. К каждой.

    Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Одуванчик» В нашем детском саду с 12 по 16 июня проходила «Цветочная» неделя. Она была нацелена на знакомство детей с миром цветов, как частью природы,.

    Дидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольников Работая воспитателем в детском саду, я применяю в своей работе бросовый материал во всех направлениях: поделки, игрушки и др. Изготавливая.

    Дидактическое пособие по обучению детей слоговому чтению Цель: обучение детей слоговому чтению Материалы: плотный картон (6 листов, самоклеющаяся пленка, магнит Изготовление пособия: 1. Из картона,.

    Дидактическое пособие «Театр» для детей Вся жизнь детей — это игра. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Играя, перевоплощаясь в разные роли, ребенок приобретает жизненный опыт,.

    Дидактическое пособие «Замки для звуков» Дидактическое пособие «Замки для звуков» Дидактический материал: Два замка, вырезанные из картона: один поменьше – красного цвета, с открытой.

    Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная радуга» для обучения игре на металлофоне Удалова Ольга Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная радуга» для обучения игре на металлофоне. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу.

    Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

    Упражнения для обучения старших дошкольников чтению Упражнения для обучения старших дошкольников чтению Космические слова Как легко научить ребенка читать? — Конечно, отправиться в путешествие.

    Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Воздушный футбол» Мастер-класс «Воздушный футбол». Дидактическое пособие для дыхательной гимнастикиДля игры потребуется плоская коробка или готовый лоток,.

    Пособия для чтения по слогам

    ? Развитие и воспитание детей ? запись закреплена

    МЫ ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет.

    Слоговое домино
    Пособие «Слоговое домино» входит в комплект пособий по формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
    Показать полностью… Слоговое домино выполнено в двух вариантах: первый вариант предполагает составление двусложных и трехсложных слов по карточкам с изображением половинок предметов, второй вариант — составление двусложных и трехсложных слов по карточкам со слогами. Каждый комплект помещен на карточках с определенным фоном, цветом. Пособие адресовано логопедам, педагогам, родителям для проведения занятий с детьми 5-7 лет.

    Слоговое лото
    Данное пособие входит в комплект пособий Л. М. Козыревой «Мы читаем по слогам». Рабочие материалы приложения «Слоговое лото» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения, привлечь внимание старших дошкольников к слогу как к единице чтения.
    Пособие адресовано педагогам и родителям для проведения занятий с детьми 5 — 7 лет.

    Слоговые кубики
    Пособие «Слоговые кубики» входит в комплект материалов по обучению дошкольников слоговому чтению. Пособие содержит задания на составление слов из отдельных слогов по 12 лексическим темам. Применяется данное пособие на этапе работы с деформированными двусложными словами. В основу положен прием восстановления слов, «рассыпанных на слоги». Пособие адресовано логопедам, педагогам, родителям для проведения занятий с детьми 5-7 лет.

    Составь предложение: рабочая тетрадь
    Рабочая тетрадь входит в комплект пособий Л. М. Козыревой «Мы читаем по слогам». Рабочие материалы приложения помогут отработать и закрепить навык слогового чтения, привлечь внимание старших дошкольников к слогу как единице чтения. Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

    Запоминаем слоги

    Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

    В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

    Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных приемов.

    Так, Н. С. Жукова в своем «Букваре» иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью «бегущего человечка». Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы». Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».

    Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой «Обучение детей 5-6 лет чтению». В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

    — взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы,

    — взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

    — взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

    На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:

    Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. «Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ». Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким «длинным» способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

    Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

    Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения — слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память «на движения», комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

    Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

    — многократное называние слога взрослым;
    — поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
    — самостоятельное называние — «чтение» слога.

    Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют «песенки» — слоги. Согласная буква может «отправиться в лес за грибами», может «кататься на лифте», может «ходить в гости к подружкам — гласным буквам» и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и «за ручки берутся и поют вместе песенку» (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

    Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи — по замыслу авторов пособий.

    После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

    — попросите привезти на грузовике «кирпичик» КА, или КО, или КУ и т. д.;

    — «превратите» листочки со слогами в конфетки, угостите куклу «конфеткой» КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

    — поиграйте «в почтальона» — разносите «письма»-слоги членам вашей семьи, например: «Отнеси бабушке КУ», «Для папы отнеси письмо ПЕ» и т. д.;

    — разложите слоги на полу, «превратите» ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

    Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог ПУ!», а сразу после показа — «Скажи ему, какой это слог»).

    Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

    Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

    Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не «Прочитай, что написано! «). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: «Это ГО или ГУ?», «ЛЕ? BE? СЕ?». Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога («Г и О, будет. Будет. Будет. «), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают «видеть» в слоге отдельные буквы и пытаются их «складывать», часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, «складывание» слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

    Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

    Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет «строить» сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить «каркас» дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут «стоять на балкончиках»). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги — «кирпичиках» — напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого «кирпичика» в доме (по горизонтали — «этаж», по вертикали — «подъезд»), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.

    Фактически Слоговой домик — аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

    Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

    — поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

    — чтение цепочек слогов — по гласной (МА — НА — РА — ЛА — ПА -. ), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-. );

    — чтение слогов с договариванием до слова (КА — каша, КУ — курица. );

    — в дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых «кирпичиков» — ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

    Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.

    При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой. Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

    На этапе самостоятельного чтения используется упражнение «Слог + картинка». Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

    Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

    ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово «вата» годится, а «вода» нет, т.к. произносится «вада»).

    В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

    Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

    Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов — обратный слог (AM, АН. ), закрытый слог (СОН, КОН. ), слог со стечением согласных (СЛО, СКО. ). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

    Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов — слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА — AM, МУ — УМ, МИ — ИМ и т. д.).

    При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ — ВАС — ВАК — ВАР — ВАН и т. д.) или по «причитываемому» согласному (ВАС — MAC — ПАС, МОС — МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА — СКО — СМУ — СПО, СКА — МКА — РКА — ВКА — ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО — скоро, МОС — мост. ). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

    Итак, при обучении чтению слога помните!

    — Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

    — Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

    — Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

    — Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

    — Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

    — Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

    Учимся читать. Лучшие учебные пособия.

    20 лучших обучающих книг и игр, которые помогут вашему ребенку научиться читать.

    • Учим Буквы!
    • Учимся Читать по Слогам!
    • Читаем После Букваря!
    • Учим Буквы!

      CD Развивалочки: Музыкальный букварь

      33 веселые песенки подскажут малышам, как сложить буквы из пластилиновых палочек, а песенки-упражнения помогут начать читать по слогам.

      Аудиопособие предназначено для домашних занятий с детьми 2-5 лет, а также могут быть использованы педагогами, воспитателями и логопедами.

      Азбука для малышей

      Яркие, забавные изображения различных предметов, названия которых начинаются с определенного звука, помогут малышу с помощью взрослого постепенно освоить процесс выделения звуков в слове. Такие занятия станут важным этапом в развитии его фонематического слуха, речи и мышления

      Живая азбука

      Эта замечательная иллюстрированная азбука познакомит Вашего ребенка с различными птицами, насекомыми и зверями; поможет в игровой форме с легкостью запомнить буквы родного алфавита. Если ребенок уже умеет читать, он сможет прочесть название животного рядом с каждой буквой.

      Наклейки в книге многоразовые, так что ребенок может смело экспериментировать, не боясь ошибиться.

      Игротека. Буквы и слова 4+. Цель игры –развитие фонематического слуха, обучение чтению.

      Веселая азбука из мягких кубиков, обтянутых цветной хлопчатобумажной тканью с изображениями букв и предметов.

      Говорящая веселая азбука

      Эта книжка с говорящим смартфончиком – для маленьких почемучек! Нажимая на кнопочки, малыш быстро и легко запомнит буквы. А ещё на каждой страничке есть весёлые стихи, которые родители могут почитать своим детям. Смартфончик можно достать из книжки и играть с ним отдельно!

      Буквы. Умные карточки

      Заниматься с набором “Умные карточки” легко и очень интересно! Красивые большие фотоиллюстрации, увлекательные задания и вопросы – все это направленно на разностороннее развитие крохи.

      Такие разные животные. Азбука с наклейками

      С замечательной азбукой «Такие разные животные» Ваш ребенок не только выучит алфавит, но и познакомится с различными зверями, птицами и насекомыми. Запомнить все буквы ему помогут яркие иллюстрации, веселые стихотворения и увлекательные задания с наклейками. Каждой букве посвящена отдельная страница со своим главным героем – очаровательным животным.

      “Зверобуквы” – уникальная настольная игра, сочетающая интересный игровой процесс и обучение.
      Игра помогает запомнить буквы и научиться складывать их в слова. Дети постарше смогут практиковаться в грамотности и словарном запасе. А потрясающее оформление “Зверобукв” никого не оставит равнодушным!

      Основная задача данной книги – подготовить ребенка, незнакомого с буквами, к обучению чтению. Система разнообразных заданий направлена на развитие связной речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения. Регулярно занимаясь по пособию, малыш научится читать по слогам двух-трехсложные слова, определять звуки в словах, составлять рассказ по картинке, писать печатные буквы и несложные слова.

      Учимся Читать по Слогам!

      Когда ребёнок начинает читать, то достаточно долгое время слитности звучания слов не наблюдается. Каждый из слогов декламируется отдельно, и часто, сосредоточившись на их прочтении, карапуз не в состоянии понять, что за слово у него получилось в конце. Если вам знакома такая ситуация, то эта серия для вас!

      Букварь Н. Павловой популярен не только среди педагогов и родителей…Книгу высоко оценили и сами малыши! В чём же секрет такого успеха? А всё легко и просто. Поэтому на занятиях дошколята с интересом знакомятся с буквами и звуками, соединяют их в слоги, учатся читать без ошибок слова и предложения и понимать смысл прочитанного. Приобретённые навыки помогут им в дальнейшем без труда овладеть основами грамотного письма. В книге много игровых заданий на развитие речи, памяти, внимания и мышления.

      При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте.

      Кубики Чаплыгина «Читаю легко»

      Основная задача кубиков Чаплыгина – легко и без привычных проблем научить ребенка осознанному чтению. В основе методики обучения складовый принцип составление и прочтение слов. Научившись читать по складам, ваш малыш легко освоит чтение любых слов, и будет делать это с удовольствием.

      Предложите ребенку из шести карточек выбрать три, составить из них картинку и прочитать слово. Если правильно подобрать картинку, получаются слова, состоящие из трех слогов. Обратите его внимание на запись слова, попросите определить, как читается оранжевая часть слова.

      Как быстро научиться читать? Играя в новую игру от «Банда умников» на скорочтение!

      Просто знать буквы — это ещё не значит уметь читать! В «Читай-хватай» дети быстро и с удовольствием научатся складывать из букв слова: кто быстрее читает — тот больше собирает. Игра устроена так, что игровой процесс автоматически стимулирует детей читать и повышать скорость чтения.

      Книжка предназначена для детей, которые уже знают буквы и пробуют составлять слова. Веселые игровые задания помогут маленькому читателю справиться с поставленной задачей. После чтения слогов он постепенно перейдет к чтению слов, затем предложений и, наконец, небольших текстов.

      Читаем После Букваря!

      Ваш малыш выучил буквы и немного читает по слогам? Теперь ему нужна книга, которая закрепит навык чтения, научит читать бегло и будет в то же время веселой и познавательной. В отличие от скучных учебников и сложных для самостоятельного чтения книг, этот сборник рассказов читать легко и интересно. Начав с простых рассказов, ребенок постепенно будет осваивать все новые вершины на пути к беглому чтению.

      В блокноте представлен уникальный метод обучения чтению. Это 30 волшебных писем от гномика Гоши, адресованных ребёнку. Ребёнок читает их сам, без помощи взрослых. Родителям нужно просто каждый вечер незаметно класть готовое письмо под подушку спящего ребёнка.

      Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком.
      Слова с ударениями – выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.

      Ваш малыш только что перевернул последнюю страницу “Азбуки”? Поздравляем! Первые шаги сделаны. Теперь предстоит длинный путь: нужно научиться читать правильно, быстро и выразительно, хорошо понимая прочитанное. Оказывается, это можно делать с удовольствием, просто играя.

      Специально составленные упражнения и интересные тексты, огромное количество увлекательных игр и прекрасные иллюстрации ждут вас на страницах книги “Читаем после “Азбуки”.

      Короткие забавные и поучительные рассказы, выразительные стихи, сказки, смешные сценки с вопросами и специальными заданиями для обсуждения – это необходимое подспорье для родителей и педагогов. Собранные в одной книге ценные материалы – 90 текстов и 200 упражнений с иллюстрациями – помогут развить у ребёнка интерес и любовь к чтению. Тексты составлены так, чтобы максимально улучшить необходимые качества чтения: беглость, сознательность, точность, выразительность.

      Пособие подготовлено для детей, которые уже знают буквы. Основные задачи издания: совершенствование навыков и техники чтения; закрепление знаний о гласных и согласных звуках и буквах; знакомство со слогом как частью слова и с предложением как синтаксической единицей русского языка; закрепление навыков письма печатными буквами.

      Предлагаемые упражнения способствуют развитию внимания, памяти, мышления, связной речи, обогащают словарный запас ребенка.

      Как хорошо уметь читать: обучение через игру

      Рано или поздно каждый родитель сталкивается с проблемой обучения ребенка чтению. Некоторые пытаются учить ребенка читать чуть ли не с рождения, показывая кубики с буквами и покупая различные развивающие игры, другие считают, что для обучения чтению существует школа, и не нужно загружать ребенка раньше времени. Сказать, кто прав, а кто нет, с полной уверенностью нельзя: наверное, нужно искать золотую середину и иметь индивидуальный подход к каждому ребенку. В наше стремительное время, наверное, все же не стоит тормозить их развитие и ждать начала школы, чтобы там научили читать. В то же время отнимать у ребенка детство и замучивать вопреки его желанию учебой, тоже неправильно.

      Мой опыт говорит, что самое важное в обучении чтению — сделать этот процесс приятным для ребенка, не отбить раньше времени охоту к чтению и ко всем книгам вообще. Необходимо, чтобы ребенок и сам хотел научиться, а не только выполнял желание родителей.

      Свою дочку я не торопила. Она знала буквы, пробовала их писать (скорее, рисовать!), но вот соединять их в слова у нее никак не получалось. И хотя дети знакомых были «ранние» и читали уже в 4–5 лет, я старалась не ориентироваться на них и на дочь не давила. Конечно, я занималась с ней, много читала вслух, но не форсировала события и не ожидала быстрого результата. И вот в какой-то момент, совершенно естественным образом, проезжая мимо какого-то магазина, дочка вдруг прочитала его название. Это произошло так неожиданно, что она сама удивилась. А когда узнала, что теперь умеет читать, стала читать все названия подряд. Но тем не менее книжки стала читать не сразу и вообще начинала неохотно. Тут, признаюсь, я немного переживала: будучи книгочеем, мне, конечно, хотелось иметь «читающего» ребенка. Но все равно старалась не усердствовать в принуждении читать — очень уж много вокруг было отрицательных примеров. И постепенно дочка сама прониклась чтением, стала читать все активнее, и сейчас без книг просто не может жить.

      В то же время мне встречались родители, заставляющие ребенка читать «по часам», обязательно вслух и только те книги, которые выберут взрослые. Конечно, такие действия к успеху не приводили: начинались истерики, скандалы, ссоры.

      Итак, подытожу:

      • чтение должно стать увлекательным процессом;
      • нужно чувствовать, что требуется ребенку в данный момент;
      • для обучения необходимо выбирать удобное время (не тогда, когда ребенок капризничает, хочет спать, есть и т.д.);
      • «урок» не должен быть длинным: ребенок устал, лучше окончить занятие, даже если что-то не доделано;
      • помните, что рано или поздно читать научится каждый, нужно только запастись терпением.
      • Чтобы обучение стало интересной игрой, можно использовать специальные методические пособия, которых в настоящее время существует множество. Сегодня я хочу рассказать о наиболее интересных книгах, которые помогут детям освоить и усовершенствовать навыки чтения.

        Процесс обучения чтению состоит из нескольких этапов:

        • ребенок учит звуки и буквы;
        • ребенок учится соединять буквы в слоги;
        • ребенок учится соединять слоги в слова, а слова в предложения;
        • ребенок совершенствует умение читать;
        • ребенок бегло читает.

        Предлагаю подробнее остановиться на каждом этапе и рассмотреть возможные варианты «книжных помощников» в обучении.

        Самым первым учебным пособием могут стать различные «говорящие» азбуки или плакаты. Например, вот такая «Говорящая азбука», которая может стать любимой игрушкой для ребенка, или вот такая: «Говорящая веселая азбука». Над кроваткой ребенка или на любой другой стене можно повесить «Звуковой плакат. Говорящая азбука» (аналогов существует очень много). Такой плакат удобен тем, что ребенок усваивает знания незаметно: нажал на кнопочку, услышал информацию и занимается дальше своими делами. И вот он уже сам называет все звуки! К слову, когда дело дойдет до изучения алфавита, плакат снова понадобится: с его помощью алфавит учится очень быстро.

        Также на этом этапе можно использовать различные игры по теме «Звуки-буквы», рекомендованные для конкретного возраста, и стараться расширять словарный запас ребенка.

        Популярная серия для обучения дошкольников — «Школа семи гномов» от издательства «Мозаика-Синтез». Она очень удобно структурирована: для каждой возрастной категории используется определенный цвет обложек (семь лет до школы — семь цветов радуги; в частности, оранжевый цвет — 5–6 лет). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и оказывают помощь в изучении определенного предмета. Здесь собраны уникальные задания: дописать недостающие буквы, чтобы получилось слово (нарисована «рука» рядом «река», а в подписях к картинкам отсутствуют буквы, обозначающие гласные звуки, и малышам предлагается их вписать), найти слова, в названии которых встречаются определенные буквы, дается представление о согласных и гласных, твердых и мягких звуках. Малыши знакомятся с понятиями «слог» и «ударение». Ребусы, загадки, схемы, кроссворды — дети охотно выполняют подобные задания, считая их игрой, а не учебой. Кроме того, в книгах есть наклейки, что особенно может привлечь малышей. Все задания помогают получить первичные навыки чтения. Книги серии будут полезны как родителям, так и специалистам — воспитателям и методистам.

        Для того чтобы помочь ребенку понять, что такое слог, рекомендую книгу «Учимся читать» от издательства «Эксмо». «Благодаря этой книге малыш научится соединять буквы в слоги, читать слова и предложения, работать с текстом; потренирует руку; разовьет фонематический слух и речевое внимание; расширит словарный запас», — говорится в предисловии. Все задания сопровождаются веселыми цветными рисунками с понятными и простыми комментариями. Так, для того чтобы детки понимали, как соединять буквы, нарисован зайчик, который прыгает от одной буквы к другой, а в следующем задании — пчела летает от цветка к цветку, на лепестках которых написаны разные буквы. Или, например, предлагается составить слова из рассыпавшихся букв, раскрасить слоги определенными цветами, а потом пытаться прочитать словосочетания и небольшие предложения. Выполняя увлекательные интерактивные задания, ребенок научится читать простые слова, предложения и рассказы, отвечать на вопросы и пересказывать текст.

        Еще одно интересное пособие — «Я учусь читать сам» от «Клевер-Медиа-Групп». Это набор из четырех маленьких книжечек-кубиков. В наборе имеются пошаговые методические рекомендации для родителей, где рассказывается, как заниматься с ребенком, чтобы достичь максимального результата. Также даются варианты игр при помощи данных кубиков. Можно читать вместе, рассматривать картинки, беседовать, но ни в коем случае не ругать, если вдруг что-то не получается, и обязательно оставлять ребенку кубики для самостоятельного изучения. Автор методики Юлия Алексеева — специалист по раннему развитию с многолетним опытом работы.

        Детям, которые только-только учатся читать по слогам, будет полезна простенькая на первый взгляд книжка «Учимся читать играя» от издательства «Грамотей». Страницы можно разрезать на карточки и играть сразу с несколькими детьми. На каждой карточке — два имени, написания которых отличаются одной буквой. Например, ЛюДа — ЛюБа, Зина — Нина и т.д. Также предлагается кубик с тремя вариантами букв (кубик нарисован на этой же карточке). Подставляя буквы, необходимо составить и записать нужные имена. Затем по аналогии можно изготовить дополнительные карточки (не обязательно с именами) и продолжить занятия. В серии «Речевые и словесные игры» можно найти и другие методические пособия для обучения чтению.

        Когда ребенок выучил буквы и звуки, может соединять их в слоги, а слоги в слова, возникает вопрос подбора подходящих книг для чтения. Для начала лучше выбирать небольшие книжечки с разделением на слоги и проставленным ударением. Желательно, чтобы текста на странице было немного (чтобы объем не пугал ребенка). Также обращайте внимание на шрифт (не должен быть мелким) и междустрочный интервал (чтобы ребенок не перепрыгивал со строки на строку). Тексты должны быть занимательными. В книге «Учимся читать по слогам» издательства «Литур» представлены два больших стихотворения (по четверостишию на каждом развороте). Рядом вопросы по тексту, чтобы можно было определить, понимает ли ребенок прочитанное. Также детям предлагается раскрасить детали картинок. Ребенок не только читает, но и легко запоминает прочитанные стихотворные строчки, — помимо всего прочего тренирует память. Книга способствует развитию осознанного чтения.

        Книги, вышедшие в серии «Обучение чтению» издательства «Стрекоза», входят в программу для чтения в начальных классах. Но это вовсе не значит, что они подойдут только школьникам. Наоборот. В книгах этой серии удобно расположен текст: на каждой странице несколько строк. У ребенка складывается ощущение, что он читает быстрее, ведь он чаще перелистывает страницы. Это может мотивировать его к дальнейшему чтению.

        В книгу «Читаем по слогам. Готовимся к школе» от издательства «Искатель» вошли русские народные сказки и потешки в обработке П. Бессонова, К. Ушинского, А. Афанасьева. Тексты всем известные («сорока-ворона» и «петушок, петушок»), но в данной обработке некоторые слова изменены, соответственно, ребенок не сможет «схитрить» и попытаться рассказать знакомые строки наизусть — родителям сразу станет понятно, читает малыш или нет.

        У этого же издательства есть другая достойная серия «По сло-гам чи-таю сам». Текст здесь разбит на небольшие отрывки, слова поделены на слоги, использован крупный шрифт. Но междустрочный интервал невелик, и все абзацы сливаются в один сплошной текст. Поэтому книги этой серии рекомендую осваивать позже, когда ребенок уже уверенно будет читать по слогам.

        Можно обратить внимание на серию «Читаю по слогам» издательства «Мозаика-Синтез» (легкие небольшие книжечки, удобно брать с собой в дорогу) и на серию «Учимся читать по слогам» издательства «Хатбер-Пресс» (сказки адаптированы для чтения по слогам, в конце книг есть игровые задания для детей и рекомендации для родителей).

        А вот у серии «Disney. Учусь читать. Сказки по слогам» издательства «Эксмо» есть весьма важное отличие от других: разбивка на слоги в ее книгах соответствует методике классического школьного образования — это не привычные дефисы, это дуги, соединяющие один слог с другим. Такие значки графически подсказывают ребенку, что соединение слогов происходит плавно, и читать с ними, как мне кажется, удобнее и проще. А любимые истории о приключениях героев мультфильмов Disney привлекут внимание юного читателя.

        Когда ребенок уже вполне уверенно читает по слогам, можно предложить ему тексты без деления на слоги (но по-прежнему лучше выбирать небольшие тексты с крупным шрифтом и проставленным ударением. Такие тексты можно найти в сериях «Читаю сам» у издательства «Мозаика-Синтез», «Читаем сами» у «Эксмо» (книги этой серии в твердом переплете), «Читаем сами без мамы» у «Малыш (АСТ)» (все книги — классика детской литературы).

        Следует обратить внимание и на серию «Я читаю сам! Библиотека Михаила Яснова» от «Клевер-Медиа-Групп». Прежде всего потому, что в ее книгах имеются рекомендации Михаила Давидовича Яснова, известного детского писателя и поэта, а еще все произведения принадлежат перу современных российских писателей — Натальи Волковой, Натальи Евдокимовой и других. Все рассказы небольшие, много иллюстраций.

        И еще одно полезная книга — «Книга с очень крупными буквами» от издательства «Росмэн». На каждой странице по одному-два предложения. Короткие рассказы, потешки, отрывки стихотворений писателей-классиков. По стилю и характеру текстов издание напоминает знаменитую «Азбуку» Льва Толстого.

        Несколько изданий, которые можно использовать для закрепления навыков чтения. Во-первых, серия издательства «Феникс» «Читаю сам по слогам», в которую входит три книги — три ступеньки (три уровня сложности). Объем текстов постепенно увеличивается. Слова разделены на слоги. Крупный шрифт, бумага мелованная, но не бликует. Эти книги можно читать одновременно с букварем или сразу после его изучения. Небольшие рассказы просты для восприятия: от ребенка не ускользает нить сюжета.

        Во-вторых, весьма полезной будет серия «Учусь работать с текстом» от издательства «Грамотей». Эти пособия помогут сделать процесс чтения осознанным. В них представлены короткие рассказы (один-два абзаца) и подробные вопросы и задания: можно ли назвать эти предложения текстом? определи тему текста, выбери правильный вариант ответа и т.д. В то же время среди читателей разгорелись споры по поводу выбора текстов для этого издания: якобы тексты не современные, со «странной» проблематикой (например, господин приказывает повесить слугу). Лично мне кажется, что книга составлена очень грамотно и действительно помогает отрабатывать сложные моменты в работе с текстом.

        Ну и в-третьих, можно прочитать серию художественных книг «Лис и Зайка» от издательства «Самокат». Твердая обложка, крупный шрифт для комфортного чтения младших школьников (к слову, на книгах серии написано: «Читаю сам»). Незнакомые (новые) слова, встречающиеся в тексте, выделены более крупными буквами. Таким образом, читая, ребенок обогащает свой словарный запас. А истории дают повод поговорить с детьми о нормах этикета, проблемах общения и о многом другом.

        Итак, в заключение хочу дать несколько рекомендаций, которые следует помнить при обучении чтению:

        • беседуйте с ребенком о прочитанном, задавайте ему вопросы;
        • не торопитесь сами давать правильный ответ: если ребенок не может ответить, пусть прочитает текст заново и найдет в нем ответ;
        • обращайте внимание на то, что ответ должен быть полным;
        • сочиняйте вместе истории по картинкам;
        • не ругайте ребенка, если у него что-то не получается;
        • обязательно хвалите, у ребенка должна формироваться гордость за достижения.
        • А еще всем малышам рекомендую прекрасную сказку Анн-Мари Абитан «Как мышонок учился читать» от издательства «ЭНАС-КНИГА»: уверена, узнав про маленького мышонка, мечтавшего научиться читать, многие обязательно захотят быть на него похожими. Отличная мотивация для дальнейшего обучения!

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *