Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии. Экспертиза по установлению обстоятельств в дтп

Что такое автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:

  • Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
  • Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
  • Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
  • Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта

  • Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.
  • Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

  • Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  • Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  • Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.

    Представленные материалы должны:

    Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.

  • Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.
  • Постановление (определение) о назначении экспертизы

      С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

      Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

      В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.

      Экспертиза обстоятельств ДТП

      Судебная экспертиза обстоятельств ДТП — это исследование в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) причинной связи, между выявленной экспертом неисправностью детали, узла, механизма, системы транспортного средства, неблагоприятными дорожными и метео условиями, отступлениями водителя от выполнения требований ПДД, установлением нарушений в обустройстве дорог, (дорожных знаков, светофоров и разметок) и самим дорожно-транспортным происшествием.

      Параметры дорожно-транспортной ситуации формируются как результат действия всех элементов системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» (далее — «ВАДС»).

      Предметом судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП — являются фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП): техническом состоянии транспортного средства, загруженности, скорости его движения, состоянии покрытии проезжей части на участке ДТП, его состоянии, погодных условиях в момент ДТП и др.

      В задачи автоэксперта, который исследует обстоятельства ДТП, входит установление экспертным путем наличия в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы обстоятельств, которые прямо или косвенно явились причинами случившегося ДТП.

      Это наиболее сложный и трудоемкий вид экспертизы, который требует от автоэксперта познаний как в области устройства и технического состояния автомобиля, так и знаний правил дорожного движения, обустройства дороги, а так же иных параметров, повлиявших на возникновение факта ДТП.

      В рамках комплексного подхода в решения задач данного вида экспертизы, эксперты могут ответить на следующие вопросы:

      При исследовании механизма дорожно-транспортного происшествия:

      — каковы направления и характер движения транспортных средств и других, причастных к дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 01 марта 2012 г. по адресу. объектов до начала столкновения?

      — каков механизм развития дорожно-транспортного проис­шествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу. от его начальной до конечной фазы?

      — какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда) с учетом длины тормозного (остановочного) пути?

      — имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие?

      — как должен был действовать водитель (водители) транспортного средства (транспортных средств) в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения РФ?

      — были ли участниками дорожно-транспортного проис­шествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу. на­рушены пункты Правил дорожного движения, если да, то кем именно и какие пункты нарушены?

      — имеется ли причинная связь между выявленными нарушениями Правил дорожного движения и фактом совершения дорожно-транспортного происшествия?

      — где находилось место наезда на пешехода (столкновения транспортных средств)?

      — каково взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (иное) в момент столкновения?

      При исследовании технического состояния транспортного средства:

      — соответствует ли техническое состояние представленного на исследование автотранспортного средства, его узлов, деталей и механизмов техническим нормам и иным требованиям эксплу­атации транспорта и безопасности дорожного движения?

      — является ли представленное на исследование автотран­спортное средство, его узлы, детали и механизмы исправными, если нет, то какие именно узлы, детали и механизмы неисправ­ны, в чем заключается неисправность каждого элемента?

      — повлияла ли выявленная техническая неисправность представленного на исследование автотранспортного средства, его узлов, деталей и механизмов на возникновение и раз­витие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу. если да, то каким образом?

      — находится ли событие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу. в причинно-следственной связи с выявленной технической неисправностью?

      — имелась ли у лица, управлявшего представленным на исследование автотранспортным средством, техническая возможность предотвращения дорожно-транспортного происше­ствия при установленном техническом состоянии на момент
      совершения ДТП?

      — имелась ли у лица, управлявшего представленным на исследование автотранспортным средством, а также у лиц, от­ветственных за выпуск указанного транспортного средства в рейс (на маршрут), возможность установления (выявления) неисправности, повлекшей дорожно-транспортное происше­ствие, произошедшее 01 марта 2012 г. по адресу.

      — какой ремонт должен быть произведен для восстановления представленного па исследование транспортного сред­ства?

      — каково качество произведенного ремонта представленного на исследование транспортного средства?

      При исследовании технического состояния дороги:

      — каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги на момент дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу.

      — каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом времени суток и наличия освещения на момент дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу.

      — была ли у лица, управлявшего транспортным сред­ством, техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 01 марта 2012 г. по адресу. с учетом состояния дорожного покрытия, видимо­сти и обзорности?

      Отдельные из перечисленных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

      Для квалификации действий водителей экспертам зачастую требуется вначале провести судебную экспертизу следов на транспортном средстве и месте ДТП по определению механизма ДТП в различных его стадиях и т.д., а это уже транспортная трасология.

      Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет очень редкая инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные физические особенности каждого из водителей.
      Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение дорожно-транспортной ситуации.

      В настоящее время очень большой практический интерес представляют исследования экспертов и специалистов по анализу ДТП с использованием современных технологий и методов.

      К ним относятся: компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации; инженерные математические расчеты; информационные технологии; анализ действия участников дорожного движения и вещной обстановки; сопоставление этих действии с требованиями, изложенными в нормативной базе Российской Федерации.

      Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии

    • экспертиза механизма ДТП ;
    • экспертиза нарушений ПДД .

    Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

    Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

    И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

    Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

    Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

    Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

  • Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
  • Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
  • Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
  • Производство экспертизы.
  • Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

  • Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  • Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

    Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  • Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  • Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  • Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?
  • При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

  • Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
  • Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.
  • как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
  • быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.
  • Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.

    Назначение экспертизы

  • Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
  • Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

    При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.

    Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:

  • экспертиза действий участников аварии;
  • Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.

    Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

    Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому вопросы при назначении автотехнической экспертизы определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

  • Постановка вопросов для эксперта.
  • Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
  • Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.
  • В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.

    Мы рекомендуем занимать активную позицию, и вот почему:

  • Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
    1. Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

      Подготовка материалов для экспертизы

      В рамках анализа определяется:

      Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.

    2. иметь отношение к предмету исследования;

      Стороны, их адвокаты (юристы) могут:

    3. Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.

      Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

    4. является основанием для производства экспертизы;
    5. готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
    6. направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

      Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

      Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

      Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *