Статья 34. Полномочия управления акциями

Май 31, 2019 Законы

Статья 34. Полномочия доверительного управляющего при исполнении договора о доверительном управлении акциями, находящимися в муниципальной собственности

Статья 34 . Полномочия доверительного управляющего при исполнении договора о доверительном управлении акциями, находящимися в муниципальной собственности

1. Доверительный управляющий по договору о доверительном управлении акциями акционерного общества, находящимися в муниципальной собственности, является их номинальным держателем и управляет ими в интересах Руднянского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2. Доверительный управляющий по договору об управлении акциями:

принимает участие в деятельности органов управления акционерного общества;

выполняет обязательные указания отдела экономики и управления муниципальным имуществом Руднянского муниципального района по вопросам, определенным в договоре о доверительном управлении имуществом.

3. Договором о доверительном управлении имуществом могут быть предусмотрены и иные права и обязанности доверительного управляющего по договору о доверительном управлении акциями акционерного общества, находящимися в муниципальной собственности.

4. Правила настоящей статьи распространяются и на полномочия доверительных управляющих по управлению находящимися в муниципальной собственности долями хозяйственных обществ, не являющихся акционерными обществами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Об осуществлении полномочий доверительного управляющего акциями АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330»

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период», в целях защиты прав лиц, которые являлись владельцами акций с номинальной стоимостью в иностранной валюте и данные о которых не представлены, Автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков» (далее – Фонд) наделяется полномочиями доверительного управляющего акциями указанных владельцев.

Фонд 8 сентября 2015 года приступил к осуществлению полномочий доверительного управляющего обыкновенными именными акциями (государственный регистрационный номер выпуска акций 1-01-50224-А) Акционерного общества «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» (ОГРН 1149204034473) (далее – АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330»), размещенными держателем реестра ЗАО «КРЦ» (лицензия ФСФР №10-000-1-00279) на лицевом счете доверительного управляющего в количестве 100 штук.

Срок доверительного управления акциями не может превышать три года с даты зачисления акций на лицевой счет доверительного управляющего.

В срок до 13 мая 2020 года владелец акций АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» вправе обратиться в Фонд с заявлением о передаче акций из доверительного управления, на основании документов, подтверждающих права такого лица на акции с номинальной стоимостью в иностранной валюте, или на основании решения суда.

Направить документы и получить дополнительную информацию можно по следующим адресам: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная имени 60-летия СССР, д. 69А; 115114, Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр.4 (телефон +7(495)332-3795, (доб. 51-66), а также по электронной почте: [email protected]

В связи с истечением 12 мая 2020 г. трехлетнего срока доверительного управления, на основании части 2.5 статьи 14 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» и в соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 16 апреля 2020 г. № 4776-У «О порядке передачи акции эмитентов, зарегистрированных на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в связи с прекращением автономной некоммерческой организацией «Фонд защиты вкладчиков» доверительного управления указанными акциями», Фондом 19 июня 2020 г. из доверительного управления переданы 100 штук обыкновенных именных акции АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает правовые и организационные основы управления находящимися в муниципальной собственности городского округа Электросталь Московской области (далее — городской округ) акциями открытых акционерных обществ (далее — акционерные общества).

1.2. Для целей настоящего Положения под управлением находящимися в муниципальной собственности городского округа акциями акционерных обществ понимается осуществление от имени муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» органами местного самоуправления городского округа в пределах предоставленных им полномочий действий в отношении акций открытых акционерных обществ, направленных на достижение установленных настоящим Положением целей управления.

1.3. Настоящее Положение определяет порядок и способы управления находящимися в муниципальной собственности городского округа акциями акционерных обществ независимо от оснований приобретения права муниципальной собственности на указанные акции.

1.4. Целями управления находящимися в муниципальной собственности акциями акционерных обществ являются:

— сохранение рабочих мест и рост благосостояния работников акционерных обществ;

— привлечение инвестиций в акционерные общества;

— повышение курсовой стоимости акций;

— увеличение доходов бюджета городского округа за счет дивидендов, выплачиваемых по находящимся в муниципальной собственности акциям;

— реализация мероприятий по охране окружающей среды, благоустройству городского округа.

1.5. Право муниципальной собственности городского округа на акции акционерных обществ возникает в результате:

— преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— внесения муниципального имущества, в том числе денежных средств, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

— приобретения городским округом акций акционерных обществ;

— выпуска акционерными обществами дополнительных акций и передачи их в муниципальную собственность в случаях, установленных федеральными законами;

— исполнения судебного решения, в том числе в случае признания недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации сделки с акциями акционерных обществ;

— обращения взыскания на акции акционерных обществ, переданные в залог муниципальному образованию в случае неисполнения залогодателем своих обязательств по предоставленному кредиту из бюджета городского округа;

— иных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Учет прав на находящиеся в муниципальной собственности акции акционерных обществ осуществляется в порядке, установленном Положением о реестре муниципальной собственности городского округа Электросталь Московской области, утвержденным решением Совета депутатов города Электросталь Московской области от 21.03.2002 N 13/3.

2. Способы управления находящимися в муниципальной

собственности городского округа акциями

акционерных обществ

2.1. При управлении находящимися в муниципальной собственности городского округа акциями акционерных обществ используются следующие способы управления:

— передача находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ в доверительное управление;

— передача находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ в залог;

— наделение полномочиями представителей городского округа в акционерных обществах;

— принятие решения о приватизации находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ.

2.2. Выбор способа управления акциями открытого акционерного общества осуществляется на основании решения Совета депутатов городского округа.

3. Передача акций, находящихся в муниципальной

собственности, в доверительное управление

3.1. Предложения о передаче акций в доверительное управление вправе вносить в Совет депутатов городского округа глава городского округа, администрация городского округа и Комитет имущественных отношений городского округа.

3.2. Предложение должно содержать мотивированное обоснование передачи акций в доверительное управление и расчет ожидаемого экономического эффекта от управления.

3.3. Выбор доверительного управляющего осуществляется по результатам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями акционерного общества.

3.4. Подготовку и организацию проведения конкурса осуществляет Комитет имущественных отношений городского округа. Конкурс проводит конкурсная комиссия (далее — Комиссия), состав которой определяется распоряжением главы городского округа.

3.5. В состав Комиссии включаются представители Комитета имущественных отношений городского округа, Экономического управления и Управления инновационной и промышленной политики администрации городского округа и Совета депутатов городского округа.

Для участия в конкурсе допускаются коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, и индивидуальные предприниматели (далее — претенденты).

3.6. Для участия в конкурсе претендент должен в установленный в информационном сообщении срок подать в Комиссию заявку на участие в конкурсе. Форма заявки и перечень прилагаемых к ней документов устанавливаются Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями, находящимися в муниципальной собственности городского округа.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать:

— программу деятельности доверительного управляющего по достижению цели доверительного управления;

— размер возмещения расходов и размер вознаграждения доверительного управляющего, который не должен превышать размера, установленного конкурсной документацией.

3.7. По результатам рассмотрения представленных претендентами заявок Комиссия определяет победителя конкурса.

Победителем конкурса признается участник, предложивший наиболее экономически обоснованное конкурсное предложение и имеющий наилучшие профессиональные возможности его реализации. Кроме того, учитываются предлагаемый участником размер возмещения расходов и размер вознаграждения доверительного управляющего.

3.8. Конкурс признается несостоявшимся в случае подачи только одной заявки для участия в конкурсе.

3.9. Победитель конкурса приобретает права и обязанности доверительного управляющего с момента заключения с Комитетом имущественных отношений городского округа договора доверительного управления.

Комитет обязан в 3-дневный срок с даты подписания договора с доверительным управляющим известить Совет директоров общества и регистратора о передаче акций в доверительное управление и об ограничениях отдельных действий по доверительному управлению, предусмотренных договором доверительного управления акциями.

3.10. Договор доверительного управления должен соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления является городской округ, от имени которого действует Комитет имущественных отношений городского округа.

Конкурс на право заключения договора доверительного управления акциями должен осуществляться по правилам проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями, находящимися в муниципальной собственности городского округа, подлежащим утверждению решением Совета депутатов городского округа.

3.11. Договор доверительного управления акциями подлежит прекращению в следующих случаях:

— отказа доверительного управляющего от осуществления доверительного управления;

— принятия решения Советом депутатов городского округа об отказе от осуществления доверительного управления;

— нарушения доверительным управляющим законодательства Российской Федерации;

— невыполнения или ненадлежащего выполнения доверительным управляющим условий договора доверительного управления акциями;

— прекращения права муниципальной собственности городского округа на акции, находящиеся в доверительном управлении;

— ликвидации или реорганизации открытого акционерного общества.

3.12. Обоснованное предложение об отказе от осуществления доверительного управления акциями вправе вносить в Совет депутатов городского округа глава городского округа, администрация городского округа и Комитет имущественных отношений городского округа.

3.13. В случае принятия Советом депутатов городского округа решения об отказе от осуществления доверительного управления в нем должна быть указана дата, с которой прекращается договор доверительного управления акциями.

Копия решения Совета депутатов городского округа об отказе от осуществления доверительного управления направляется доверительному управляющему в течение 3 рабочих дней со дня его принятия Советом депутатов городского округа. В этом случае направление доверительному управляющему копии решения рассматривается как уведомление о досрочном прекращении договора доверительного управления акциями.

3.14. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление акциями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и договором доверительного управления акциями.

Доверительный управляющий не вправе распоряжаться переданными ему акциями, если договором доверительного управления не предусмотрено иное.

Решение об отчуждении акций, переданных в доверительное управление, принимается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации.

3.15. Доверительный управляющий в письменной форме согласовывает с Комитетом имущественных отношений городского округа вносимые им проекты решений органов управления акционерного общества или варианты голосования по проектам решений, вносимых другими акционерами, а также членами и органами управления акционерным обществом.

3.16. Согласованию подлежат проекты решений по следующим вопросам:

— реорганизация или ликвидация акционерного общества;

— внесение изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества;

— изменение величины уставного капитала акционерного общества;

— утверждение годовых отчетов акционерного общества;

— выпуск и размещение акционерным обществом ценных бумаг;

— назначение руководителей органов управления акционерного общества.

3.17. Размер вознаграждения доверительного управляющего и порядок возмещения расходов, необходимых для осуществления доверительного управления акциями, определяются договором доверительного управления в соответствии с порядком, установленным постановлением главы городского округа.

3.18. Доверительный управляющий несет гражданско-правовую ответственность в случае причинения убытков, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие действия непреодолимой силы либо вызваны указаниями органов местного самоуправления городского округа.

Порядок определения размера причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды, устанавливается договором доверительного управления.

3.19. Контроль за исполнением договора доверительного управления осуществляет Комитет имущественных отношений городского округа.

4. Передача находящихся в муниципальной собственности

акций в залог

4.1. В залог могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности акции акционерных обществ для привлечения инвестиций или обеспечения муниципальных заимствований городского округа Электросталь Московской области.

4.2. Передача находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ в залог осуществляется на основании решения Совета депутатов городского округа.

Порядок передачи находящихся в муниципальной собственности акций в залог устанавливается постановлением главы городского округа.

4.3. От имени муниципального образования залогодателем в отношении находящихся в муниципальной собственности городского округа акций акционерных обществ выступает Комитет имущественных отношений городского округа в случае привлечения заемных средств для решения вопросов местного значения.

4.4. Передача акций в залог для привлечения инвестиций осуществляется по результатам торгов (аукционов).

Для проведения аукционов Комитет имущественных отношений городского округа формирует Комиссию по проведению аукционов, состав которой утверждается постановлением главы городского округа. В состав Комиссии включаются представители Совета депутатов городского округа, Комитета имущественных отношений городского округа и отраслевых подразделений администрации городского округа.

Организатором аукционов является Комитет имущественных отношений городского округа.

Стоимость акций акционерных обществ, передаваемых в залог, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

5. Наделение полномочиями представителей городского

округа в открытых акционерных обществах

5.1. Права акционера от имени городского округа в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности городского округа, осуществляет Комитет имущественных отношений городского округа в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

5.2. Волеизъявление акционера, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления акционерным обществом, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, оформляется постановлением главы городского округа.

5.3. Проекты распоряжений по вышеуказанным вопросам представляет главе городского округа Комитет имущественных отношений городского округа.

5.4. Комитет имущественных отношений городского округа осуществляет права акционера на основании предложений представителей интересов городского округа в советах директоров акционерных обществ, администрации городского округа и Совета депутатов городского округа.

5.5. Полномочия общего собрания акционеров акционерного общества, сто процентов акций которого находятся в муниципальной собственности городского округа, осуществляются Комитетом имущественных отношений городского округа. Решения по вопросам исключительной компетенции общего собрания акционеров в этом случае оформляются постановлениями главы городского округа.

5.6. Представители городского округа Электросталь Московской области в советах директоров и ревизионной комиссии акционерных обществ назначаются постановлением главы городского округа по представлению Комитета имущественных отношений городского округа (далее именуются «представители городского округа»).

В постановлении указываются:

— фамилия, имя и отчество представителя;

— сведения о должности и месте работы лица на момент назначения его представителем;

— полное наименование и место нахождения акционерного общества, в органе управления которого представитель осуществляет свои полномочия;

— количество акций, обеспечивающее представителю осуществление полномочий;

— условия осуществления полномочий представителя;

— срок осуществления полномочий, в том числе дата их начала;

— порядок отчетности представителя;

На основании распоряжения главы городского округа о назначении представителя городского округа Комитетом имущественных отношений городского округа представителю городского округа выдается доверенность на осуществление полномочий по представлению интересов городского округа в акционерном обществе, акции которого находятся в муниципальной собственности городского округа.

5.7. Комитет имущественных отношений городского округа в течение 3 рабочих дней направляет в соответствующее акционерное общество копию распоряжения главы городского округа о назначении представителя городского округа.

5.8. Полномочия представителя городского округа в акционерных обществах прекращаются в следующих случаях:

— истечения срока полномочий;

— отказа физического лица от полномочий представителя;

— издания распоряжения главы городского округа о досрочном прекращении полномочий представителя.

5.9. Распоряжение главы городского округа о досрочном прекращении полномочий представителя городского округа принимается в следующих случаях:

— нарушения представителем городского округа законодательства Российской Федерации и Московской области;

— невыполнения представителем городского округа условий осуществления полномочий представителя;

— прекращения права муниципальной собственности городского округа на акции акционерного общества;

— наличия обстоятельств, препятствующих представителю городского округа осуществлять свои полномочия, в том числе продолжительная болезнь, длительная командировка, увольнение муниципального служащего с должности, ликвидация или реорганизация акционерного общества, передача акций в доверительное управление.

5.10. Представители городского округа направляют в Комитет имущественных отношений городского округа:

— свои предложения по внесению вопросов в повестку дня для годового общего собрания акционеров не позднее чем за 60 дней, а в случае проведения внеочередного общего собрания акционеров не позднее чем за 15 дней до окончания срока их представления в акционерное общество;

— свои предложения по внесению вопросов на рассмотрение органов управления акционерного общества;

— предложения по совершенствованию деятельности акционерного общества.

5.11. Комитет имущественных отношений городского округа по результатам рассмотрения предложений представителей городского округа в акционерных обществах готовит проекты правовых актов по вопросам деятельности акционерных обществ и представляет их на утверждение главе городского округа.

6. Права, обязанности и ответственность представителя

6.1. Права, обязанности и ответственность представителя определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

Комитет имущественных отношений городского округа предоставляет уполномоченным представителям информацию о нормативных правовых актах, устанавливающих права, обязанности и ответственность представителя, в течение 3 дней со дня получения соответствующего запроса.

6.2. Представитель обязан согласовывать вносимые им проекты решений органов управления открытого акционерного общества или голосование по проектам решений, предложенным другими участниками органов управления открытого акционерного общества, по следующим вопросам:

— внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;

— изменение величины уставного капитала открытого акционерного общества;

— выпуск и размещение ценных бумаг;

— определение количественного состава и избрание (назначение) членов органа управления и ревизионной комиссии открытого акционерного общества;

— получение кредита, размер которого составляет более 10 процентов стоимости чистых активов открытого акционерного общества на дату принятия решения о получении кредита;

— заключение сделки, связанной с приобретением или отчуждением обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о заключении такой сделки, за исключением сделок, предметом которых является продукция (работы, услуги), производимая данным обществом;

— участие открытого акционерного общества в иных организациях, в том числе дочерних, в финансово-промышленных группах;

— реорганизация открытого акционерного общества;

— ликвидация открытого акционерного общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и ликвидационного балансов;

— утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков открытого акционерного общества, распределение его прибылей и убытков.

Перечень вопросов, подлежащих согласованию, может быть дополнен постановлением главы городского округа.

6.3. Согласование, предусмотренное пунктом 6.2 настоящего Положения, осуществляется в письменной форме в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего Положения.

6.4. Муниципальному служащему, осуществляющему правомочия представителя в открытом акционерном обществе, вознаграждение не выплачивается. В случае если представителем городского округа в открытом акционерном обществе выступает физическое лицо, не являющееся муниципальным служащим, финансирование его расходов, включая вознаграждение за осуществление полномочий представителя, производится за счет средств бюджета городского округа в порядке, утверждаемом постановлением главы городского округа.

6.5. Муниципальные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий представителя несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

6.6. Физические лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий представителя несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

Договор с физическим лицом — представителем заключается на основании постановления главы городского округа, которым определяются существенные условия договора и срок его действия.

7. Принятие решений Советом депутатов городского округа

о приватизации акций акционерных обществ, находящихся

в муниципальной собственности городского округа

7.1. Отчуждение акций акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности городского округа, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

7.2. Продажа акций акционерных обществ осуществляется:

— на специализированном аукционе;

— через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

— по результатам доверительного управления — с лицом, заключившим по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, после завершения сроков доверительного управления и в случае исполнения условий доверительного управления;

— на конкурсе — в случае, если находящиеся в муниципальной собственности городского округа акции созданного при приватизации открытого акционерного общества составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества и если в отношении этих акций покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.

Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются Советом депутатов городского округа.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: покупка горбыль по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Особенности доверительного управления ценными бумагами

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В зависимости от характера имущества, передаваемого в доверительное управление, правовая основа договора доверительного управления приобретает дополнительные аспекты. Не исключением является и доверительное управление ценными бумагами.

На сегодняшний день доверительное управление ценными бумагами требует особой системы регулирования, учитывающей все особенности этого объекта.

Надо признать, что правила, установленные в рамках гражданского законодательства для доверительного управления имуществом, не могут быть применены на общих основаниях, если объектом доверительного управления выступают ценные бумаги. Связано это с тем, что ценные бумаги являются очень специфичным объектом доверительного управления.

В тоже время, правовые аспекты, отличающие его от других объектов, Гражданским Кодексом не урегулированы, поскольку статья 1025 ГК РФ предусматривает принятие специального закона о доверительном управлении ценными бумагами. Проект такого закона был подготовлен и направлен в Госдуму Российской Федерации, но принятие его откладывается.

В настоящий момент основания, условия и порядок осуществления доверительного управления ценными бумагами определены лишь ведомственными нормативными актами: Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, что не является достаточной нормативной базой для управления таким особым объектом, как ценные бумаги.

В связи с наличием неурегулированных моментов в существующем законодательстве, разбросанностью норм, регламентирующих доверительное управление ценными бумагами, по отдельным законам и подзаконным актам, неоднозначностью их толкования, в процессе осуществления доверительного управления ценными бумагами возникают противоречия, затрудняющие его применение.

Таким образом, для приведения к единообразию процесса осуществления доверительного управления в сфере обращения ценных бумаг требуется принятие закона о доверительном управлении ценными бумагами.

В соответствии со статьей 1013 ГК РФ, к числу объектов доверительного управления относятся как ценные бумаги, так и права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами. В то время как, при изучении иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих доверительное управление ценными бумагами, следует отметить, что в качестве объектов доверительного управления рассматриваются исключительно ценные бумаги, не упоминая о возможности управления правами, удостоверенными бездокументарными ценными бумагами.

Как следует из статьи 128 ГК, определяющей объекты гражданских прав, в числе прочих объектов — ценные бумаги, отнесенные к разряду вещей, причем особой разновидности. Согласно определению, данному статьей 142 ГК РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Как документ, ценная бумага неразрывно связана с закрепленными в ней имущественными правами, как вещными, так и обязательственными.

В тоже время, ценные бумаги могут существовать и в бездокументарной форме. Статья 149 ГК РФ рассматривает их как закрепленные ценной бумагой (именной или ордерной) права, зафиксированные определенным способом. При этом к такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации.

Нельзя не отметить, что терминология, используемая в Федеральном Законе от 22.04.96 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее Закон №39-ФЗ), для урегулирования отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг отличается от вышеизложенной нормы.

В соответствие с определениями, содержащимися в статье 2 Закона, эмиссионной ценной бумаги признается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная. Именно поэтому, в статье 5 вышеуказанного документа, регламентирующей деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, отдельно не рассматривается управление имущественными правами, закрепленными бездокументарной ценной бумагой.

Так, согласно, статьи 5 Закона №39-ФЗ, деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

— денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

— денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Таким образом, можно сделать вывод, что на законодательном уровне не проводиться различие в зависимости от формы выпуска ценных бумаг при применении правил доверительного управления ценными бумагами.

В целях устранения противоречия, возникающего при сравнении установленных норм, органами, уполномоченными осуществлять регулирование рынка ценных бумаг, предложено рассматривать бумажный документ и «бездокументарную форму» как два возможных способа фиксации прав из ценной бумаги, что дает возможность ценной бумаге в любой форме быть имуществом, вещью.

Отличие документарной ценной бумаги от бездокументарной заключается, прежде всего, в наличии документа, то есть материального объекта с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Документарная форма придает ценной бумаге только внешние признаки вещи, но не меняет ее содержания. Бездокументарной же ценной бумаге присуще то же самое содержание при отсутствии внешних признаков вещи.

Законом же определено отличие лишь в способе фиксации прав владельца ценных бумаг, на основании которого он устанавливается.

Необходимо отметить, что при равном положении собственника бездокументарной ценной бумаги с владельцем ценной бумаги, представленной документом, порядок реализации их прав осуществляется по-разному. Так, при передаче документарной ценной бумаги достаточно предъявления ее самой как документа, в то время как, в случае с бездокументарной ценной бумагой требуется непосредственное обращение к лицу, которое официально совершает записи прав.

Таким образом, при передаче в доверительное управление бездокументарных ценных бумаг, происходит передача имущественных прав, а не самой ценной бумаги.

Надо отметить, что для ценной бумаги как объекта доверительного управления, существенное значение приобретает не ее вещественный характер, а то, что она выражает определенные права и в установленном порядке их фиксирует. При передаче в доверительное управление ценных бумаг в документарной форме, управление осуществляется также заключенными в ней имущественными правами. Именно заключенные в ценной бумаге права определяют для той или иной ценной бумаги возможность быть объектом доверительного управления.

В тоже время, применительно к ценной бумаге в бездокументарной форме, отсутствие вещных прав не позволяет использовать способы защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, поскольку Закон говорит все же о передаче вещи, чего в случае с бездокументарной ценной бумагой не происходит.

В связи с чем, рассматривая объекты доверительного управления на рынке ценных бумаг, следует все же разделять управление ценными бумагами, оформленными с использованием бумажного носителя, и управление имущественными правами, закрепленными бездокументарными ценными бумагами. К тому же, говорить о собственнике, выступающем в качестве учредителя доверительного управления, можно только в отношении эмиссионных ценных бумаг. Что касается бездокументарных ценных бумаг, то в данном случае учредителем доверительного управления может быть носитель тех прав, которые эти ценные бумаги удостоверяют.

Принимая во внимание, что при определении объекта доверительного управления существует необходимость учесть возможность его обособления, следует отметить, как соотносятся с данным требованием ценные бумаги. Так, отношение именных и ордерных ценных бумаг к индивидуально-определенному имуществу дает возможность их обособления, сохранения на них права собственности у учредителя управления и возврата его собственнику при прекращении доверительного управления, в то время как при передаче ценных бумаг на предъявителя в доверительное управление возникают определенные сложности обособления. Тем не менее, данный факт не исключает их возможности выступать в качестве объектов доверительного управления, поскольку прямого запрета на их передачу в доверительное управление не предусмотрено.

Как следует из статьи 5 Закона №39-ФЗ, осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами предоставлено только юридическому лицу. При этом в качестве управляющего может выступать профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Порядок лицензирования профессиональной деятельности по доверительному управлению ценными бумагами установлен Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации (именуемой в дальнейшем ФКЦБ РФ) от 15.08.2000 года №10.

В тоже время, организация вправе заключить договор доверительного управления, не имея названной лицензии, при условии, что договором будет определено, что доверительное управление связано лишь с осуществлением прав по передаваемым в управление ценным бумагам.

Применительно к доверительному управлению закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ установлены дополнительные требования, определенные Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.08.1997 года №989. Для участия в конкурсе на получение права на заключение договора, кандидат на доверительное управление, помимо лицензии, должен подтвердить чистые активы либо собственные средства в размере, определяемом в соответствии с действующим на момент подачи заявки законодательством, на не менее 20% цены акций, передаваемых в доверительное управление.

Что касается запрещающих норм, профессиональный участник рынка ценных бумаг, не вправе осуществлять доверительное управление в отношении ценных бумаг зависимых от него организаций, а также дочерних организаций от зависимых организаций данного профессионального участника рынка ценных бумаг. Данное положение закреплено Постановлением ФКЦБ РФ от 20.01.1998 года №3.

Ценная бумага удостоверяет совокупность прав ее владельца по отношению к обязанному лицу, и в случае ее передачи в доверительное управление, вся такая совокупность прав является единым и неделимым объектом доверительного управления. Неосуществима ситуация, при которой учредитель управления, передавая управляющему, например, акции, разделяет удостоверяемые ими права, сохраняя за собой некоторые из них и передавая в доверительное управление другие. Включенное в договор доверительного управления условие, в соответствии с которым управляющий осуществляет лишь некоторые права из указанной совокупности, признается ничтожным, а сама ценная бумага считается переданной в доверительное управление во всей совокупности удостоверенных ею прав.

В настоящее время основания, условия и порядок осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги регулируются Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 года №37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» (далее Положение).

В соответствии с пунктом 2.1 этого Положения объектами доверительного управления могут являться следующие виды ценных бумаг:

— акции акционерных обществ;

— облигации коммерческих организаций;

— государственные (муниципальные) облигации любых типов за исключением тех, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление.

При этом особо подчеркивается, что передача в доверительное управление предусмотрена для указанных ценных бумаг вне зависимости от формы их выпуска.

Объектами доверительного управления могут являться также ценные бумаги иностранных эмитентов, ввезенные на территорию РФ в целях предложения их на внутреннем российском рынке. Однако при этом должен быть выполнен ряд условий:

— ввоз на территорию РФ ценных бумаг иностранных эмитентов был осуществлен правомерным способом, то есть с учетом предусмотренных законодательством РФ условий и порядка такого ввоза;

— предложение ввезенных на территорию РФ ценных бумаг иностранных эмитентов является правомерным, то есть осуществляется с учетом предусмотренных законодательством РФ условий и порядка такого предложения;

— ввезенные на территорию РФ и предлагаемые на ее внутреннем рынке ценные бумаги иностранных эмитентов соответствуют, по содержанию удостоверяемых ими прав, ценным бумагам, перечисленным выше (то есть акции, облигации, включая государственные облигации любых типов).

Далее пунктом 2.4 этого Положения исключены из числа объектов доверительного управления:

переводные и простые векселя;

депозитные (сберегательные) сертификаты банков и иных кредитных организаций;

сберегательные книжки на предъявителя;

складские свидетельства любых видов (типов), иные товарораспорядительные ценные бумаги.

Следует принять во внимание, что и иные ценные бумаги, включая закладные ценные бумаги, могут также быть причислены к указанному списку, поскольку в соответствии с пунктом 2.5 Положения, в качестве объектов доверительного управления они могут выступать лишь при условии прямого указания на такую возможность ФКЦБ.

Данные ценные бумаги могут являться объектами доверительного управления только с целью взыскания платежа по ним (либо продажи) и перевода полученных таким образом средств в состав средств инвестирования в ценные бумаги. Обычно это оформляется в виде договора цессии, который включается в договор о доверительном управлении в качестве одной из его частей.

Таким образом, лицензия, выдаваемая ФКЦБ на ее осуществление, предоставляет право доверительного управления исключительно акциями и облигациями, которые отвечают признакам, указанным в данном пункте.

Помимо указанных ценных бумаг, существует возможность передачи в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги.

К средствам инвестирования в ценные бумаги пунктом 2.7 вышеуказанного документа отнесены денежные средства:

— находящиеся в собственности учредителя управления и передаваемые им доверительному управляющему в целях инвестирования в ценные бумаги;

— принадлежащие учредителю управления и получаемые в результате исполнения доверительным управляющим своих обязанностей по договору.

В соответствии с требованиями Положения, любые иные объекты гражданского права не являются средствами инвестирования в ценные бумаги и не могут быть переданы в доверительное управление.

В разделе 8 Положения предусмотрены ограничения действий доверительного управляющего. В соответствии с этим разделом доверительный управляющий в процессе исполнения своих обязанностей по договору доверительного управления не вправе совершать такие сделки, как:

— отчуждение находящихся в его управлении акций в свою собственность или собственность своих учредителей;

— сделки, в которых доверительный управляющий одновременно выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) на стороне другого лица;

— отчуждение находящихся в его управлении акций по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем на 30 календарных дней;

— залог находящихся в его управлении акций в обеспечение исполнения своих собственных обязательств (за исключением обязательств, возникающих в связи с исполнением управляющим соответствующего договора доверительного управления), обязательств своих учредителей или любых третьих лиц, а также другие сделки.

Помимо вышеуказанного документа, процедура доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги при передаче их брокерам закреплена в Положении о ведении счетов денежных средств клиентов и учете операций по доверительному управлению брокерами, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 20 октября 1997 года №38.

Положение определяет порядок ведения брокерами счетов денежных средств, открытых клиентам, а также особенности совмещения брокерской деятельности с деятельностью доверительного управления.

Денежные средства и ценные бумаги, переданные доверительному управляющему, обособляются от собственных денежных средств управляющего, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам управляющего, и эти денежные средства не могут быть включены в их конкурсную массу в случае банкротства. Данные по доверительному управлению не включаются в бухгалтерскую отчетность, составляемую управляющим и представляемую государственным органам. Учет, связанный с осуществлением операций по доверительному управлению, ведется обособленно на отдельном (обособленном) балансе по каждому клиенту и по каждому договору доверительного управления.

Клиенты доверительного управляющего самостоятельно несут ответственность за отражение в бухгалтерском учете в установленном законодательством порядке операций со своим имуществом. Управляющий не производит уплаты налоговых платежей за своих клиентов, за исключением случаев, когда клиентом доверительного управляющего является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица, либо юридическое лицо, не являющееся резидентом РФ и не ведущее инвестиционную деятельность в РФ через постоянное представительство (иностранное юридическое лицо). В этих случаях управляющий ведет бухгалтерскую отчетность по операциям с имуществом такого клиента, а также несет ответственность за правильное и своевременное ее представление в налоговые органы и удержание налога с доходов указанных лиц в установленном законодательством РФ порядке. Следует отметить, что заключение договора доверительного управления с доверительным управляющим не приводит к появлению постоянного представительства в РФ иностранного юридического лица, не имевшего ранее такого представительства.

Доверительный управляющий обязан ежеквартально предоставлять клиентам отчет о проведенных операциях, включая информацию о движении ценных бумаг и денежных средств. Предоставление иной информации и предоставление информации в иные сроки определяются договором с клиентом. При этом доверительный управляющий гарантирует тайну операций и счетов своих клиентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан выдаются третьим лицам в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ о банковской тайне.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 года №27, доверительный управляющий регистрируется в реестре акционеров. При осуществлении регистрации в системе ведения реестра ему открывается лицевой счет с отметкой «ДУ». Ценные бумаги, учитываемые на лицевом счете доверительного управляющего, не учитываются на лицевом счете зарегистрированного лица, в интересах которого действует доверительный управляющий.

Пунктом 2.4 предусмотрено для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открытие отдельных расчетных счетов на имя доверительного управляющего.

Тем самым, устраняется возможность открытия счета в банке на имя учредителя управления и назначения доверительного управляющего распорядителем счета.

Что касается доверенности для участия доверительного управляющего в собрании акционеров, то Положением №37 (пункт 3.2) запрещено всем заинтересованным лицам и органам требовать от доверительного управляющего в подтверждение своих полномочий каких-либо иных документов, кроме договора о доверительном управлении. В противном случае теряется смысл описываемых и передаваемых по такому договору прав. Однако эта сама по себе правильная норма Положения закреплена в ведомственном нормативном акте и по иерархии законодательных и нормативных актов неизбежно придет в столкновение со статьей 57 Закона «Об акционерных обществах» как акта большей юридической силы. Следовательно, юридически, доверительному управляющему и сейчас требуется доверенность для участия в собрании акционеров.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Доверительное управление. Паевые инвестиционные фонды».

Полномочия акционера, связанные с участием в работе высшего органа управления акционерного общества Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оленева А.Н.

В статье автор в свете обновленного акционерного законодательства раскрывает комплекс проблемных вопросов, затрагивающих полномочия акционеров , связанных с их участием в работе общего собрания общества. В связи с этим раскрываются особенности порядка созыва и согласования повестки дня такого собрания, а также рассматриваются вопросы полномочий в принятии решений на таких собраниях как самих акционеров , так и их доверенных лиц .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оленева А.Н.

Powers of the shareholder on participation in work of the supreme body of management of joint-stock company

In article the author in the light of the updated joint-stock legislation opens a complex of the problem questions mentioning powers of shareholders, connected with their participation in work of general meeting of society. Features of an order of convocation and coordination of the agenda of such meeting in this regard reveal, and also questions of powers in decision-making at such meetings both shareholders, and their authorized representatives are considered.

Текст научной работы на тему «Полномочия акционера, связанные с участием в работе высшего органа управления акционерного общества»

ПОЛНОМОЧИЯ АКЦИОНЕРА, СВЯЗАННЫЕ С УЧАСТИЕМ В РАБОТЕ ВЫСШЕГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Управление акционерным обществом в нашей стране строится по трехзвенной системе. При такой системе в каждом акционерном обществе действуют три органа управления: общее собрание акционеров как высший орган управления, совет директоров (наблюдательный совет) как орган общего руководства и исполнительный орган, осуществляющий руководство повседневной деятельностью общества1.

Рассматриваемые в статье вопросы актуальны для кредитных организаций России, так как их большинство, включая все крупные банки страны, имеют организационно-правовую форму акционерного общества. В связи с этим остановимся на отдельных аспектах правовой организации их деятельности.

Право акционера на участие в управлении акционерным обществом в целом можно трактовать как право со сложной структурой2, включающей право требовать созыва собрания акционеров (годового, внеочередного), право участвовать в подготовке проведения собрания (формирование его повестки дня, выдвижение кандидатов в органы акционерного общества), право на участие в собрании (право голоса и право быть избранным в органы акционерного общества).

Право на участие в управлении акционерным обществом является одним из основных неимущественных правомочий акционера. При этом, по нашему мнению, оно не может быть ограничено или временно приостановлено ни решением совета директоров, ни решением других органов или должностных лиц

* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

1 См.: ЛаптевВ.В. Акционерное право. М., 1999. С. 77.

2 См.: Дубовицкая Е.А. Корпоративное право. М., 2008. С. 129-130.

126 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 6/2012

общества. В связи с этим следует обратиться к зарубежной практике правового регулирования данных видов акционерных отношений в условиях различных национальных правовых систем в целях определения возможности использования позитивного опыта повышения эффективности реализации аналогичных прав акционеров в России.

В целом акционерное законодательство многих стран, в числе которых можно, например, отметить ФРГ1 и Англию2, предусматривает стандартный набор правомочий общего собрания акционеров, а именно: изменение устава, увеличение или уменьшение уставного капитала, назначение членов совета директоров, ревизоров, утверждение годовых отчетов совета директоров, принятие решения о реорганизации и ликвидации общества. В отличие от указанных стран с трехзвенной или двух-звенной системой управления акционерным обществом есть страны, например США, где собрание акционеров не рассматривается в качестве органа управления3.

Согласно Федеральному закону от 26 октября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»4 к компетенции собрания акционеров отнесено также решение ряда процедурных вопросов: определение порядка ведения общего собрания, избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий и другие вопросы. Все перечисленные вопросы относятся к исключительной компетенции собрания акционеров, т.е. они не могут быть переданы на решение другим органам акционерного общества (п. 2 ст. 48 указанного Закона). В то же время общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции вышеназванным Законом. Следовательно, перечень, приведенный в п. 1 ст. 48, является исчерпывающим.

1 См.: Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью. Сб. зарубежного законодательства. М., 1995. С. 128-129.

2 См.: Петровичева Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М., 2002. С. 151.

3 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 53-54.

4 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1. Далее — Закон об АО.

Нередко при реализации права акционера на участие в управлении акционерным обществом возникают проблемы, касающиеся проведения общих собраний акционеров, которые по действующему законодательству бывают годовые и внеочередные. Годовое собрание созывается советом директоров после окончания каждого года в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания года. Внеочередное собрание может созываться советом директоров по его инициативе либо по требованию ревизионной комиссии (ревизора) или аудитора общества, а также акционеров, владеющих не менее 10% голосующих акций общества, не позднее 40 дней с момента предъявления такого требования (ст. 55 Закона об АО). Однако совет директоров в таких случаях может отказать акционерам в созыве внеочередного собрания, если:

не соблюден установленный Законом об АО порядок предъявления требования о созыве собрания;

акционер, требующий созыва собрания, не является владельцем надлежащего количества акций;

ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного собрания, не относится к его компетенции.

Акцент на процедуре созыва собрания сделан в связи с тем, что от ее соблюдения в определенных случаях зависит реализация права акционера на участие в управлении акционерным обществом.

Как показало изучение правоприменительной практики, совет директоров отдельных акционерных обществ нередко формально не отказывал в созыве внеочередного собрания, но вместе с тем и не созывал его в установленный срок. В целях устранения такой неопределенности в п. 8 ст. 55 Закона об АО было внесено дополнение, согласно которому органы и лица, требующие созыва внеочередного общего собрания акционеров, в случае, если советом директоров не принято решение о созыве общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, вправе обратиться в суд для понуждения общества провести такое собрание. Отсутствие ранее этого положения в Законе не позволяло реально воспользоваться данным правом, поскольку указанные выше органы и лица могли быть не допу-

щены даже к документам, в которых содержится информация о почтовых адресах и реквизитах лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров.

Важным условием в реализации прав акционера является возможность влияния на формирование повестки дня годового собрания акционеров, которая определяется в соответствии п. 1 ст. 47 Закона об АО. Согласно этой норме на годовом собрании акционеров решаются прежде всего вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), рассматриваются представленный советом директоров общества годовой отчет общества с распределением прибылей и убытков, возможные изменения его устава в целях обеспечения контроля со стороны акционера за деятельностью общества1.

Согласно п. 1 ст. 53 Закона об АО акционеры (акционер), обладающие (обладающий) в совокупности не менее чем 2% голосующих акций общества, в срок не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом не установлен более короткий срок, вправе внести вопросы в повестку дня годового собрания и выдвинуть кандидатов в совет директоров и ревизионную комиссию общества, а также кандидата на должности единоличного исполнительного органа.

Совет директоров в течение пяти дней обязан рассмотреть такие поступившие предложения. Он может отказать акционерам включить предложенные вопросы в повестку дня собрания по следующим причинам (п. 5 ст. 53 Закона об АО):

акционером (акционерами) не соблюден установленный для подачи предложения срок;

акционер (акционеры) не является (не являются) владельцем (владельцами) надлежащего количества голосующих акций; предложение не соответствует требованиям Закона об АО. Мотивированное решение об отказе включить предложение акционера (акционеров) в повестку дня собрания совет директоров направляет заявителям в трехдневный срок с момента его принятия. Такой отказ может быть обжалован в суд. При этом следует подчеркнуть предусмотренный Законом запрет совету

1 Подробнее см.: Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики. М., 2011. С. 30-31.

директоров вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня, предложенных акционерами. Однако он не ограничивает его в праве предлагать для включения в повестку дня другие вопросы, помимо предложенных акционерами.

Следующим юридически значимым процедурным действием является извещение акционеров о проведении общего собрания в форме письменного уведомления или опубликования информации. Так, определившись со списком, совет директоров начинает извещать акционеров о намечающемся собрании. Обычно в адрес акционеров направляются заказные письма, содержащие сообщение о проведении собрания. Однако в уставе общества может быть определен и другой порядок извещения, например вручение под роспись либо опубликование информации в доступном для всех акционеров печатном издании, которое упомянуто в уставе общества.

Последний вариант наиболее приемлем для предприятий с относительно малым числом акционеров, зарегистрированных в определенной местности. Особое внимание необходимо обратить на общедоступность издания. В соответствии с п. 4 ст. 52 Закона об АО если акции в реестре зарегистрированы на имя номинального держателя, то уведомление о проведении собрания направляется ему, а он, в свою очередь, доводит его до сведения реальных акционеров — своих клиентов.

К общему собранию акционеров готовится список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, небрежности либо умышленное искажение которого могут порождать спорные ситуации. Ранее в список включались только акционеры — владельцы голосующих акций. В настоящее время перечень расширен и в него включены представители РФ, субъекта РФ или муниципального образования в случае, если в отношении конкретного общества используется специальное право РФ, субъекта РФ или муниципального образования в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция»)1,

1 Порядок назначения и деятельности указанных представителей определен Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционер-

залогодержатель в случае, если право на участие в собрании ему предоставлено договором залога ценных бумаг и отражено в залоговом распоряжении, а также лица по доверенности, опекуны.

Список составляется на основании данных реестра акционеров на дату, которая устанавливается советом директоров. При этом она не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении собрания и более чем за 50 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 51 Закона об АО). По действующему акционерному законодательству список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (без указания почтового адреса и данных об учредительных либо удостоверяющих документах), предоставляется акционерам, обладающим не менее чем 1% голосов (в прежней редакции Закона об АО — не менее 10%).

Таким образом, в статью этого акта перенесена норма, содержащаяся в пп. 16 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1, согласно которой регистратор обязан предоставить данные из реестра зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, имеющим более 1% голосующих акций эмитента. Тем самым исключена коллизия законов, существовавшая ранее. Также по требованию любого заинтересованного лица общество в течение трех дней обязано предоставить выписку из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, с указанием, входит данное лицо в этот список или нет. Изменения в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на момент его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении2.

ными обществами («золотой акции»), утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 (СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073).

1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

2 См.: Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ. М., 2008. С. 66-68.

Сложности по данному вопросу возникают в случаях, когда лицо приобрело акции после даты составления списка, но до даты проведения общего собрания. Если исходить из общей концепции законодателя, то акционер не может лишаться права на участие в собрании. В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона об АО ему может быть предоставлено право голосовать по доверенности включенного в список лица, у которого приобретены акции.

Право голоса на общем собрании имеют владельцы не только обыкновенных, но и привилегированных акций в случаях, предусмотренных в п. 4 и 5 ст. 32 Закона об АО, а именно: при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров.

Так, акционеры — владельцы привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, участвуют в собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, начиная с собрания, следующего за годовым собранием, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принять решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям. После выплаты дивидендов в полном размере такое право прекращается. Изменениями, внесенными ст. 32 и 49 Закона об АО, устранено право предусматривать в уставе иные случаи, при которых привилегированные акции предоставляют их владельцам право голоса на общем собрании акционеров.

Акционер может участвовать, как уже указывалось выше, в общем собрании лично или через представителя. Следовательно, для реализации прав акционера важным является институт доверенности и соблюдение связанных с ним требований. Для правоприменительной практики представляют интерес результаты анализа особенностей реализации права акционера на участие в управлении акционерным обществом по доверенности.

В соответствии с Законом об АО представитель действует на основании письменной доверенности. Согласно п. 1 ст. 57 данного Закона доверенность должна быть оформлена в соответствии с п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально. Иными словами, доверитель — физическое лицо может заверить доверенность не только в нотариальной конторе, но и в органи-

зации, в которой он работает или учится, в жилищно-эксплуатационной организации по месту своего жительства либо в администрации стационарного лечебного учреждения, в котором находится на излечении.

Таким образом, действующее законодательство существенно упростило оформление доверенности для физических лиц. Ранее, например, согласно Положению об акционерных обществах 1990 г. (п. 7) требовалось только нотариальное оформление доверенности. Следует также обратить внимание на несколько иной порядок оформления доверенности от имени юридического лица. Такая доверенность заверяется подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и печатью этой организации1.

Срок действия доверенности в соответствии со ст. 186 ГК РФ не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она действует в течение года со дня ее совершения. Акционер вправе прервать действие выданной им на время доверенности, например, если он намерен лично участвовать в собрании акционеров. При этом необходимо подчеркнуть, что номинальный держатель акций акционера не является автоматически его законным представителем на собрании акционеров. Для этого он должен получить соответствующие полномочия от собственника акций (п. 2 ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Существенные особенности присущи участию акционера в управлении народным предприятием. По большинству вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров, решения принимаются по принципу «один акционер — один голос» (ст. 10 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»2). Данный принцип, как отмечается в научной литературе, противоречит основным понятиям акционерного законодательства, предусматривающего конструкцию «одна акция — один голос», и делает

1 Подробнее о порядке оформления доверенности см.: Кульков Е.А. Органы управления акционерным обществом // ЭКО. 1996. № 3. С. 124.

2 СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.

неоправданным использование термина «акционерное общество» применительно к народным предприятиям1.

Для акционера реализация его права определяется степенью его влияния на принятие решений собранием акционеров. Как правило, они принимаются большинством голосов присутствующих на собрании акционеров, за исключением решений по вопросам об изменении устава, реорганизации и ликвидации общества, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, для принятия решений по которым необходимо квалифицированное большинство голосов в 3/4 присутствующих на собрании акционеров.

Необходимо подчеркнуть, что ст. 49 Закона об АО регламентирует количество голосов, необходимых для принятия того или иного решения общим собранием акционеров общества, и практически исключает передачу этого вопроса на усмотрение общества. Уставом общества может быть предусмотрено большее количество голосов для принятия какого-либо решения только в случае, если это специально оговорено законом (п. 3 и 4 ст. 49 Закона об АО). Отсутствие такого законодательного положения могло бы привести к тому, что во многих случаях уставом предусматривалось бы условие о большем количестве голосов. Это, по сути, могло бы парализовать принятие акционерным обществом решений, и в результате оно лишилось бы возможности осуществлять хозяйственную деятельность.

Представляет интерес условие, предусмотренное в п. 7 ст. 49, об установлении трехмесячного срока для обращения в суд в случае, если решением общего собрания акционеров, принятым с нарушением Закона об АО, были ущемлены интересы акционера и в результате он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения. Указанный срок следует рассматривать как срок исковой давности; требование акционера о признании недействительным решения общего

1 См.: Зернин Н., Микрюкова Г. Акционерное общество работников (народные предприятия) // Хозяйство и право. 1999. № 10. С. 32-36.

собрания, предъявленное с нарушением этого срока, может быть удовлетворено, если другая сторона в споре не заявит об истечении срока исковой давности. Данная норма применяется с даты официального опубликования Федерального закона от 9 июля 2009 г. № 205-ФЗ1, внесшего изменения в указанную норму. До этого в отношении указанных исков действовал в шестимесячный срок, а еще ранее — общий трехгодичный срок исковой давности.

Следует также обратить внимание на особенности и условия реализации прав акционера, обладающего небольшим количеством акций. Во-первых, речь идет об ограничении максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру, что может быть предусмотрено в уставе общества (п. 3 ст. 11 Закона об АО). Во-вторых, допускается соглашение таких акционеров по голосованию, которое может заключаться между двумя или более акционерами в письменной форме и содержать указание о голосовании по тому или иному вопросу (ст. 321 Закона об АО). В обеспечении упорядочивания процесса реализации права акционера на участие в управлении обществом важным условием следует признать повышение степени его влияния на принятие решений собранием акционеров.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *